Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 марта 2015 г.)

Наука: Филология

Секция: Теория языка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Вранчан Е.В. КРЕАТИВНОСТЬ РЕЧИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ РИТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLVI междунар. науч.-практ. конф. № 3(46). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

КРЕАТИВНОСТЬ  РЕЧИ  СТУДЕНТОВ  В  РАМКАХ  РИТОРИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Вранчан  Елена  Витальевна

канд.  филол.  наук,  ст.  преподаватель  Новосибирского  государственного  университета  экономики  и  управления,  РФ,  г.  Новосибирск

Е-mail: 

 

STUDENT’S  SPEECH  CREATIVITY  WITHIN  THE  FRAME  OF  RHETORICAL  EDUCATION

Elena  Vranchan

cand.  of  Philological  Sciences,  Senior  lecturer  of  Novosibirsk  State  University  of  Economics  and  Management,  Russia,  Novosibirsk

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  основное  внимание  акцентировано  на  описании  такого  метода  работы  со  словом,  который  в  рамках  риторического  образования  не  только  позволит  развивать  креативность  речи  студентов,  но  и  поможет  им  комплексно  применять  свои  знания  о  слове  в  практической  деятельности.  При  этом  наибольший  теоретический  интерес  представляет  наименее  разработанная  часть  классической  античной  риторики  —  элокуция.

ABSTRACT

The  article  focuses  on  the  method  description  of  work  with  the  word  which  is  part  of  the  rhetorical  education  that  not  only  develops  the  creativity  of  student’s  speech,  but  also  helps  them  to  apply  their  knowledge  of  the  word  in  practice.  The  greatest  theoretical  interest  is  the  least  developed  part  of  the  classical  ancient  rhetoric  —  elocution. 

 

Ключевые  слова:  риторика;  классический  риторический  канон;  речевая  коммуникация;  культура  речи;  речевое  воздействие.

Keywords:  rhetoric;  classical  rhetorical  canon;  verbal  communication;  culture  of  speech;  linguistic  manipulation. 

 

Одна  из  главных  стратегий  современного  вузовского  образования  —  развитие  творческого  потенциала  студентов.  В  этой  связи  изучение  в  рамках  риторического  образования  способов  построения  художественно  выразительной  речи  дает  материал  для  осмысления  креативности  речи  студентов.  Думается,  этот  материал  следует  рассматривать  в  исторической  ретроспективе.  Поэтому  наибольший  теоретический  интерес  представляют  три  группы  дефиниций,  сформулированные  в  определенные  периоды  развития  риторики:

1.  Греческая,  трактующая  риторику  как  «искусство  убеждения»  (риторика  Платона,  Сократа,  Аристотеля,  Апполодора  и  др.). 

2.  Римская,  трактующая  риторику  как  «искусство  говорить  хорошо»  (наиболее  четко  встречается  у  Квинтилиана). 

3.  Дефиниция,  характерная  для  средневековья  и  начального  периода  Возрождения,  трактующая  риторику  как  «искусство  украшения»  (риторика  Иоанна  Златоуста,  Фомы  Аквинского)  [5,  с.  15—16].  Эти  дефиниции  всегда  учитывались  риторами.  При  этом  главная  риторическая  схема  —  античный  канон,  который  дает  такое  деление  риторики:  1)  «изобретение»  мысли  —  инвенция;  2)  «распределение»  материала  —  диспозиция;  3)  «украшение»,  придание  речи  необходимой  стилистической  формы  —  элокуция;  4)  «запоминание»  —  мемория;  5)  «произнесение»  —  акция.  Так  как  первые  три  раздела  составляют  основу  главной  риторической  схемы,  определяющим  в  развитии  креативной  речи  студентов  следует  считать  этап  словесного  оформления  мысли  —  элокуцию.  На  этом  этапе  определяется:  1)  выбор  слов;  2)  выбор  фигур;  3)  выбор  общего  построения  фразы  (ритм,  ораторская  фраза,  период).  Все  эти  аспекты  элокуции  должны  соответствовать  разнообразным  экспрессивным  возможностям  реализации  одной  идеи:  слово  и  синоним,  фраза  и  перифраза,  метафора  и  другие  способы  переноса  смысла.  Можно  сказать,  цель  данного  этапа  —  «разбудить»  в  человеке  способность  к  словотворчеству.  Так  как  способность  к  творчеству  связана  с  понятием  креативности,  то  креативность  речи  —  это  процесс  творческого  оформления  мысли  в  слове.

Но  все  ли  студенты  готовы  проявить  способность  к  креативности?  Как  утверждал  американский  психолог  А.Г.  Маслоу,  «существуют  сотни  или  даже  тысячи  условий  для  развития  креативной  личности»  [4,  с.  87].  В  качестве  таких  условий  он  рассматривает  технику  «мозгового  штурма»,  а  также  обучение  через  искусство,  музыку  и  танец.  В  этом  психолог  видит  новое  течение  в  образовании,  потому  что  оно  больше  акцентировано  на  субъективном.  Преимущества  данного  метода,  по  А.Г.  Маслоу,  в  том,  что  «появляются  благоприятные  условия  для  самопроявления,  а,  следовательно,  благоприятная  психотерапевтическая  ситуация,  благоприятная  почва  для  роста»  [4,  с.  118].  Этот  метод  лежит  и  в  основе  риторического  образования.

Важным  условием,  способствующим  развитию  творческих  способностей  студентов,  является  взаимосвязь  дисциплин,  то  есть  выработка  у  студентов  умения  комплексно  применять  знания  в  практической  деятельности.  В  рамках  риторического  образования  нас  интересуют  дисциплины  культурологического  цикла:  культурология,  мировая  художественная  культура,  эстетика,  этика,  искусство  и  литература.  При  этом  цель  обучения  состоит  в  развитии  культуры  речи  студентов.

Так,  активная  работа  по  развитию  культуры  речи  студентов  проводится  в  Новосибирском  государственном  университете  экономики  и  управления  в  процессе  изучения  следующих  дисциплин:  «Русский  язык»,  «Русский  язык  и  культура  речи»,  «Культура  речи  и  деловое  общение»,  «Ораторское  искусство»,  «Ораторское  искусство  и  речевое  воздействие  в  рекламе  и  связях  с  общественностью».  Эффективность  развития  культуры  речи  студентов  обеспечивается  сотрудничеством  университета  с  различными  культурными  учреждениями  города  (музеями,  библиотеками,  объединениями  студентов  по  интересам  и  др.).  В  библиотеке  НГУЭУ  совместно  с  кафедрами  университета  организуются  и  проводятся  библиографические  обзоры,  книжные  выставки,  круглые  столы,  дискуссии,  творческие  встречи  с  писателями,  конкурсы,  викторины,  видеопоказы  на  актуальные  темы,  посвященные  русскому  языку,  литературе,  культуре.  При  абонементе  художественной  литературы  создана  творческая  группа  «Художественное  слово»,  которая  принимает  участие  в  различных  мероприятиях  библиотеки.  Все  это  дает  студентам  возможность  не  только  развить  способность  художественного,  эстетического,  нравственного  освоения  окружающего  мира,  непреходящих  ценностей  культуры,  но  и  создать  условия  для  развития  креативной  личности.

Как  было  сказано,  главным  условием  для  самопроявления  является  словотворчество.  Как  показывает  практика,  студенты  охотно  экспериментируют  со  словом.  Например,  они  готовы  строить  свои  высказывания  на  основе  переосмысления  прецедентных  высказываний,  изречений  известных  писателей,  философов  и  др.  Заметим,  что  творчество  такого  рода  имеет  свое  начало  в  древнем  греко-римском  мире.  Так,  известно,  что  с  античных  времен  трактаты  открывались  поэтическими  приемами  из  произведений  Гомера,  Геродота.  Древние  мужи  обращались  и  к  языку  Священного  Писания  [3,  с.  91].  Во  многом  это  объясняется  тем,  что  «поэтическое  искусство  вплоть  до  эпохи  Возрождения  представлялось  подчиненным  строгому  риторическому  канону»  [3,  с.  92—93].

К  противопоставлению  риторики  и  поэтики,  предварительно  найдя  точку  их  объединения,  стремился  Аристотель.  Так,  противопоставляя  ораторскую  речь  поэтической  речи,  он  утверждал  следующее:  «Из  имен  омонимы  полезны  для  софиста,  потому  что  с  их  помощью  он  и  лукавит,  а  синонимы  —  для  поэта»  [1,  с.  115].  Постепенно  наблюдаем  становление  риторики  нового  типа  —  неориторики,  что  связано  с  понятием  «персуазивная  коммуникация».  Одним  из  основоположников  неориторики  Х.  Перельман  определяет  риторику  как  «теорию  персуазивной  коммуникации».  В  рамках  этой  теории  цель  любого  речевого  акта  —  передача  информации  и  воздействие.  В  связи  с  этим  в  современном  обществе  происходит  выход  художественной  литературы  в  массовую  коммуникацию.  Поэтому  мы  воспринимаем  «культурную  информацию»,  как  правило,  из  газет,  журналов,  бестселлеров,  теле-  и  радиопьес,  существенно  влияющих  на  нашу  жизнь,  формирующих  «массового»  читателя.

В  текстах  литературно-художественных  произведений  выразительный  аспект,  направленный  на  воздействие,  играет  доминирующую  роль,  поэтому  цитаты  из  художественных  произведений  нередко  используются  в  рекламных  объявлениях.  Ведь  яркая,  запоминающаяся  цитата,  изречение  позволяют  не  только  выбрать  выигрышную  тему  рекламного  объявления,  но  и  определить  отличительную  черту  товара,  услуги  или  идеи,  подлежащих  рекламированию.  Одна  из  техник  составления  рекламного  объявления  на  основе  прецедентных  текстов-мифов  была  рассмотрена  нами  в  статье  «Мифологизация  товара  в  современной  рекламе  как  способ  манипулятивного  воздействия  на  сознание  потребителя».  В  статье  говорится  о  том,  что  «современная  реклама  творит  собственную  мифологию  таким  образом,  что  предлагает  потребителю  принять  на  веру  волшебное  свойство  товара…»  [2,  с.  58].

Учитывая  сказанное,  считаем,  что  составление  студентами  рекламных  объявлений  на  основе  прецедентных  высказываний  —  изречений  из  художественных  текстов  позволит  в  процессе  изучения  студентами  дисциплины  «Речевое  воздействие»  не  только  творить  новый  текст,  но  и  утверждать  духовные  ценности  общества.  Приведем  пример  рекламных  объявлений,  составленных  студентами  на  основе  прецедентного  текста  и  высказывания:  1)  «Мороз  и  солнце;  день  чудесный!  /  Еще  ты  дремлешь,  друг  прелестный  —  /  Пора,  красавица,  проснись:  /  Открой  сомкнуты  негой  взоры  /  Навстречу  соболям  «Авроры»  /  И  в  шубу  чудную  рядись!»  (реклама  мехового  салона  «Аврора»);  2)  «Российское  могущество  прирастать  будет  Сибирью!»  (реклама  промышленно-строительного  концерна  «Сибирь»).  В  приведенных  текстах  составитель  рекламы  выступает  и  в  качестве  адресата  (читателя)  прецедентного  текста  (стихотворение  А.С.  Пушкина,  высказывание  М.В.  Ломоносова),  и  в  качестве  адресанта,  отправляющего  сообщение,  в  котором  доминирующую  роль  играет  выразительный  аспект,  направленный  на  воздействие.  Эффект  воздействия,  планируемый  автором  рекламного  текста,  во  многом  зависит  от  достижения  изменений  в  эмоциональном  состоянии  читающих  этот  текст.  Конечно,  выводы  об  эффекте  воздействия  носят  предположительный  характер.

Во  многом  эффект  воздействия  рекламы  и  художественного  текста  достигается  за  счет  словесных  раздражителей.  Например,  в  рекламе  для  создания  должного  эффекта  используется  прием  опровержения  скрытого  тезиса.  Названный  прием  строится  на  основе  оксюморона  или  трансформации  прецедентного  высказывания.  Если  говорить  о  художественном  тексте,  то  эффект  воздействия  на  читателя  нередко  обусловлен  «остранением».  Это  понятие,  введенное  В.  Шкловским,  связано  с  различного  рода  отклонениями  от  норм  повседневного  языка,  с  необычностью,  с  новыми  поэтическими  конструкциями  [5,  с.  30].  Соответственно,  не  только  реклама,  но  и  художественный  текст  направлены  на  достижение  эффекта  речевого  воздействия.  При  этом  реклама,  как  правило,  активизирует  внимание  потребителя,  а  художественный  текст  —  внимание  читателя.

Итак,  в  рамках  риторического  образования  одним  из  факторов,  влияющих  на  развитие  творческих  способностей  студентов  является  этап  словесного  оформления  мысли  —  элокуция.  Рассмотрение  данного  этапа  в  исторической  ретроспективе  позволило  описать  прием  комплексного  применения  риторических  знаний  в  практической  деятельности.  Как  было  выявлено,  составление  высказывания  на  основе  прецедентных  текстов  и  изречений  позволяет  реализовать  эффект  речевого  воздействия  при  усилении  взаимосвязи  дисциплин:  поэтики  и  риторики;  литературы  и  рекламы.

 

Список  литературы:

  1. Аристотель.  Риторика  /  пер.  с  древнегреч.  О.П.  Цыбенко.  Поэтика  /  пер.  В.Г.  Аппельрота.  М.:  Лабиринт,  2000.  —  224  с.
  2. Вранчан  Е.В.  Мифологизация  товара  в  современной  рекламе  как  способ  манипулятивного  воздействия  на  сознание  потребителя  //  Альманах  современной  науки  и  образования.  —  2014.  —  №  10  (88).  —  С.  56—58.
  3. Макуренкова  С.А.  Джон  Данн:  поэтика  и  риторика.  М.:  Академия,  1994.  —  207  с.
  4. Маслоу  А.Г.  Дальние  пределы  человеческой  психики  /  пер.  с  англ.  А.М.  Татлыбаевой.  СПб.:  Евразия,  1999.  —  432  с.
  5. Речевое  воздействие  в  сфере  массовой  коммуникации.  М.:  Наука,  1990.  —  136  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий