Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XLV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 февраля 2015 г.)

Наука: Филология

Секция: Литература народов стран зарубежья

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Серебряков С.Е. ОТРАЖЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЮРРЕНМАТТА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLV междунар. науч.-практ. конф. № 2(45). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

ОТРАЖЕНИЕ  СОВРЕМЕННОГО  МИРА  В  ПРОИЗВЕДЕНИЯХ  ДЮРРЕНМАТТА

Серебряков  Семен  Евгеньевич

преподаватель  кафедры  иностранных  языков  и  туризма  Северо-Кавказского  социального  института,  РФ,  г.  Ставрополь

E-mail: 

 

REFLECTION  OF  THE  MODERN  WORLD  IN  DÜRRENMATT’S  WORKS

Semen  Serebryakov

teacher  of  foreign  languages  and  tourism  department  North-Caucasian  social  institute,  Russia,  Stavropol

 

АННОТАЦИЯ

Цель  данной  статьи  —  выявление  концепции  современного  мира  в  произведениях  Дюрренматта.  В  процессе  исследования  были  обнаружены  следующие  элементы,  связанные  с  понятием  современного  мира:  мир  в  виде  лабиринта,  случайность,  комедия.

ABSTRACT

The  aim  of  the  article  is  to  identify  the  concept  of  the  modern  world  in  Dürrenmatt’s  works.  During  the  research  there  were  found  out  following  items  related  to  the  concept  of  the  modern  world:  the  world  in  the  form  of  a  labyrinth,  accident,  comedy.

 

Ключевые  слова:  лабиринт;  наихудший  поворот;  случайность.

Keywords:  labyrinth;  the  worst  turn;  accident.

 

Фридрих  Дюрренматт  считается  без  сомнения  одним  из  значимых  современных  драматургов  в  немецкоговорящем  пространстве.  Он  обогатил  литературный  мир  своими  трудами,  оригинальным  и  своеобразным  мировоззрением.  Он  занимался  различными  литературными  жанрами.  Радиопьесы,  рассказы,  криминальные  романы  и,  прежде  всего,  драматургические  произведения  относятся  к  его  репертуару.

В  данной  статье  мы  обратимся  к  концепции  современного  мира  Дюрренматта,  рассмотрим,  какие  факторы  повлияли  на  мировоззрение  писателя,  и  проиллюстрируем  отражение  современного  мира  примерами  из  его  произведений.

Зачастую  Дюрренматта  сравнивают  с  Бертольдом  Брехтом.  Оба  драматурга  считают,  что  мир  нуждается  в  переменах.  Помимо  перемен,  Дюрренматт  «показывает  своей  публике  мир  в  виде  лабиринта»  [6,  с.  166].  Однако  если  Б.Брехт  в  своем  творчестве  направляет  все  силы  на  то,  чтобы  заставить  своего  читателя  или  зрителя  «взглянуть  на  ситуацию  по-новому,  не  так,  как  ему  предписывает  общество  или  герои  пьесы,  а  сформировать  свое  собственное  мнение  и  отношение»,  и  считает,  что  этого  можно  достичь  благодаря  «постоянному  поиску  истины»  [3,  с.  449],  то  Дюрренматт  сомневается  в  том,  что  это  может  получиться  в  силу  морального  облика  этого  мира  и  людей.

В  своей  теории  (концепция  комедии)  он  опирается  на  картину  современного  мира,  которую  он  представляет  как  общество,  в  котором  значимыми  считаются  не  мораль  и  идеалы,  а  власть.  Следующими  высказываниями  Дюрренматт  характеризует  роль  комедии  в  современном  мире:  «драматург  не  может  обойтись  без  комедии»  [4,  с.  614];  «комедия  это  мышеловка,  в  которую  публика  постоянно  попадает,  и  будет  постоянно  попадать»  [там  же];  «наихудший  оборот,  который  может  принять  история,  это  оборот  в  комедию»  [там  же].

Важной  темой  в  произведениях  Дюрренматта  является  соблазн  человека  деньгами  и  властью.  Здесь  можно  обратиться  к  статье  «Языковые  способы  выражения  пространства  в  произведении  Визит  старой  дамы  у  Дюрренматта»  Е.М.  Серебряковой-Шибельбейн,  которая  тоже  говорит  о  том,  что  «все  в  нашем  мире  решают  деньги»  [6,  с.  168].  Богатство,  власть,  угроза  атомной  бомбы  и  безысходность  являются  центральным  мотивом  Дюрренматта  [8].

Можно  отметить,  что  на  мировоззрение  Дюрренматта,  а  в  дальнейшем  это  нашло  отражение  и  в  его  произведениях,  повлияли  следующие  факторы:

·     Дюрренматт  изучал  философию  и  прибегал  к  трудам  таких  ученых,  как  Платон,  Нитцше,  Киркегард  и  др.  Именно  для  его  антропологического  интереса  к  человеку  необходимо  было  философское  рассмотрение  героев.  И,  видимо,  не  зря  криминальные  романы  автора  называются  также  философскими  криминальными  романами;

·     другой  значимой  областью  является  мифология.  Благодаря  рассказам  своего  отца,  Дюрренматту  с  детства  были  знакомы  мифы,  которые  и  оказывали  влияние  на  его  произведения  и  рисунки;

·     естественнонаучный  интерес,  который  наложил  свой  отпечаток  на  его  картину  мира.  «Есть  только  случайность»  [6,  с.  166],  и  мир  в  произведениях  Дюрренматта  был  определен  именно  ею.  Сюда  также  можно  отнести  принцип  хаоса,  «мир  находится  в  хаосе»  (там  же).

Несмотря  на  различные  жанры  произведений  (драма,  криминальный  роман  и  т.  д.)  в  текстах  Дюрренматта  существуют  связующие  элементы:

·     Дюрренматт  представляет  героев,  которые  запутаны  в  вине  или,  несмотря  на  то,  что  совершают  хорошие  поступки,  впутаны  в  вину;

·     в  произведениях  Дюрренматта  «случайность»  [6,  с.  166]  играет  важную  роль.  Случайность  может  послужить  толчком  для  действия  героев  или  определить  их  поступки  так,  что  они  потерпят  неудачу.

По  мнению  Е.М.  Серебряковой-Шибельбейн,  «в  своих  произведениях  автор  представлял  общество  как  анонимную  систему  управления,  в  котором  не  представлялось  возможным  принятие  каких-либо  личных  решений.  Люди  в  событиях  являются  взаимозаменяемыми.  Не  люди  плохие,  плохая  сама  система,  которая  поддерживает  коррупцию  и  способствует  лживости»  [5,  с.  88].

Дюрренматт  прибегал  к  приемам,  противопоказанным  традиционной  реалистической  драме.  Он  «перевоссоздавал  действительность  в  условных  моделях  современного  мира»  [там  же].

Дюрренматт  «творит,  смешивая,  сдвигая,  перетасовывая  характерные  черты  современного  мира»  [там  же].

Теперь  обратимся  к  произведениям  Дюрренматта  для  выявления  примеров  современного  мира.

В  книге  «Немецкая  история  литературы»  у  В.  Бойтина  можно  выявить  следующее  примечание  автора  к  произведению  «Визит  старой  дамы»:

Es  ist  ein  Stück  aus  dem  Geist  eines  kritischen  Humanismus  und  eines  moralischen  Rigorimus,  das  in  zum  Teil  parabelhafter  Form  die  Problematik  individueller  und  kollektiver  Schuld  in  der  modernen  Welt  vorführt  [7,  s.  604].

Это  произведение  духа  критического  гуманизма  и  морального  ригоризма,  которое  в  форме  параболы  отчасти  демонстрирует  проблематику  индивидуальной  и  коллективной  вины  в  современном  мире  (авторский  перевод).

 

Также  в  примечании  к  данному  произведению  сам  автор  пишет  следующее:

„Der  Besuch  der  alten  Dame“  ist  eine  Geschichte,  die  sich  irgendwo  in  Mitteleuropa  in  einer  kleinen  Stadt  ereignet,  geschrieben  von  einem,  der  sich  von  diesem  Leuten  durchaus  nicht  distanziert  und  der  nicht  so  sicher  ist,  ob  er  anders  handeln  würde  [9,  s.  145].

«Визит  старой  дамы»  —  это  история,  которая  произошла  где-то  в  Центральной  Европе  в  маленьком  городке,  написанная  тем,  кто  не  дистанцируется  от  этих  людей  и  кто  не  уверен,  что  поступил  бы  иначе  (авторский  перевод)

 

Действительно,  «Визит  старой  дамы»  показывает  всю  проблематику  современного  мира.  Е.М.  Серебрякова-Шибельбейн  тоже  указывает  на  это,  упоминая,  что  «люди  все  больше  заняты  деньгами,  почти  все  можно  купить  за  деньги.  И  даже  жители  маленького  города,  которые  хотят  улучшить  свое  финансовое  состояние,  готовы  идти  по  трупам»  [6,  с.  168].

Следующий  пример  из  произведения  «Визит  старой  дамы»  характеризует  «случайность»  современного  мира:

…  und  ich  den  alten  Zachanassian  mit  seinen  Milliarden  aus  Armenien.  Er  fand  mich  in  einem  Hamburger  Bordell.  Meine  roten  Haare  lockerten  ihn  an,  den  alten,  goldenen  Maikäfer  [9,  s.  37]

…  а  я  вышла  замуж  за  Цаханассьяна,  за  его  миллиарды.  Он  нашел  меня  в  гамбургском  публичном  доме.  Этот  старый  золотой  жук  запутался  в  моих  рыжих  волосах  (1)

 

Из  данного  отрывка  становится  ясно,  что  «случайно»  в  жизни  Клары  появляется  миллиардер  Цаханассьян,  который  находит  ее  в  борделе  и  завещает  ей  все  его  состояние,  которое  она  и  использует  для  осуществления  своих  мыслей  о  мести,  убийстве  Илла.

Следующим  примером  из  произведения  «Судья  и  его  палач»  Дюрренматт  описывает  Швейцарию.  Можно  отметить,  что  автор  прибегал  зачастую  к  описанию  таких  швейцарских  городов,  как  Берн,  Цюрих  и  их  окрестности.  Очень  часто  он  описывает  типичные  швейцарские  альпийские  ландшафты,  которые  невозможно  перепутать  с  другими  странами:

Der  Regen  hatte  nachgelassen,  ja  …  die  Sonne  brach  durch  die  Wolken,  verschwand  wieder,  kam  aufs  neue  im  jagenden  Spiel  der  Nebel  und  der  Wolkenberge,  Ungetüme,  die  vom  Westen  herbeirasten,  sich  gegen  die  Berge  staunten,  wilde  Schatten  über  die  Stadt  werfend,  die  am  Flusse  lag,  ein  willenloser  Weib,  zwischen  Wälder  und  Hügel  gebreitet  …  die  Erde  war  schön  [10,  s.  63]

Дождь  немного  утих  …  солнце  прорвалось  сквозь  тучи,  опять  скрылось,  снова  показалось  в  вихревой  игре  тумана  и  громоздящихся  облаков  –  чудовищ,  несшихся  с  запада,  скапливавшихся  у  гор,  бросающих  причудливые  тени  на  город,  лежащий  у  реки,  безвольное  тело,  распростертое  между  холмами  и  лесами.  …  Земля  была  прекрасна  (2)

 

Подводя  итог  вышеизложенному,  можно  отметить,  что  в  своих  произведениях  Дюрренматт  опирается  на  картину  современного  мира,  с  её  негативными  сторонами,  такими  как  власть,  месть,  деньги  и  пр.  В  произведениях  Дюрренматта  наблюдаются  связующие  элементы,  встречающиеся  во  всех  его  текстах:  философия,  мифология  и  естественнонаучный  интерес.

 

Список  литературы:

  1. Дюрренматт  Ф.  Визит  старой  дамы.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://bookz.ru/authors/durrenmatt-fridrih/vizit-st_841/page-2-vizit-st_841.html  (дата  обращения  09.02.2015,  12.02.2015).
  2. Дюрренматт  Ф.  Судья  и  его  палач.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  http://knijky.ru/books/sudya-i-ego-palach?page=20">URL:http://knijky.ru/books/sudya-i-ego-palach?page=20  (дата  обращения  12.02.15).
  3. Картавцева  И.В.  Особенности  структуры  метапоэтического  текста  Б.  Брехта  //  Молодой  ученый.  —  2013.  —  №  9.  —  С.  446—451.
  4. Серебрякова-Шибельбейн  Е.М.  Драматургия  Дюрренматта  в  контексте  европейской  драмы  XX  века  на  примере  произведения  «Ромул  Великий»  //  Молодой  ученый.  —  2013.  —  №  10.  —  С.  613—616.
  5. Серебрякова-Шибельбейн  Е.М.  Особенности  метапоэтики  драматического  текста  Фридриха  Дюрренматта  //  В  мире  науки  и  искусства:  вопросы  филологии,  искусствоведения  и  культурологии.  —  2013.  —  №  27.  —  С.  84—91.
  6. Серебрякова-Шибельбейн  Е.М.  Языковые  способы  выражения  пространства  в  трагической  комедии  «Визит  старой  дамы»  Ф.  Дюрренматта  //  В  мире  науки  и  искусства:  вопросы  филологии,  искусствоведения  и  культурологии.  —  2014.  —  №  34.  —  С.  164—169.
  7. Beutin  W.  Deutsche  Literaturgeschichte.  Stuttgart:  J.B.  Metzlersche,  2001.  —  721  S.
  8. Blahova  L.  Tragödie  oder  Tragikomödie  im  Werk  von  Friedrich  Dürrenmatt.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://is.muni.cz/th/104249/ff_m/magisterska_diplomova_prace.txt  (дата  обращения  09.02.2015).
  9. Dürrenmatt  F.  Der  Besuch  der  alten  Dame  //  Diogenes  Verlag  AG  Zürich.  1998.  —  155  S.
  10. Dürrenmatt  F.  Der  Richter  und  sein  Henker  //  Rowohlt  Taschenbuch  Verlag.  2001.  —  118  S.
  11. Mai  M.  Geschichte  der  deutschen  Literatur.  Weinheim:  Beltz,  2004.  —  188  S.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий