Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 февраля 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Кино-, теле- и другие экранные искусства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Садовая Л.В., Мисливец Е.В. ЭТИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ «ВРЕМЕННО ДОСТУПЕН» С А. ГОРДОНОМ» // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLV междунар. науч.-практ. конф. № 2(45). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

ЭТИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ  ПРОГРАММЫ  «ВРЕМЕННО  ДОСТУПЕН»  С  А.  ГОРДОНОМ»

Садовая  Людмила  Васильевна

канд.  пед.  наук,  доцент  кафедры  философии,  истории  и  политологии  БГУ,  РФ,  г.  Брянск

Е-mailsad_lud  @mail.ru

Мисливец  Евгений  Валерьевич

студент  4  курса  филологического  факультета  БГУ,  РФ,  г.  Брянск

 

ETHICAL-CULTURAL  ANALYSIS  OF  THE  PROGRAM  "ACCESS  TIME"  WITH  A.  GORDONOM"

Sadovaya  Lyudmila

Ph.D.,  assistant  professor  of  philosophy,  history  and  political  science  at  BGU,  Russia,  Bryansk

Myslyvets  Evgeny

4th  year  student  of  the  Faculty  of  Philology  of  BGU,  Russia,  Bryansk

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  исследуется  этическая  направленность  мотивов,  характеризующих  ценностные  ориентации  гостей  и  ведущих  телевизионной  программы.  Именно  эти  мотивы  выражают  их  мировоззренческую  позицию,  а  не  те,  о  которых  публично  говорят  авторы  передачи. 

ABSTRACT

The  paper  investigates  the  ethical  orientation  motifs  that  characterize  the  value  orientation  of  guests  and  hosts  a  television  program.  It  is  these  motives  express  their  ideological  position,  rather  than  those  which  are  publicly  say  the  authors  of  the  transmission.

 

Ключевые  слова:  ценности;  этические  принципы;  мировоззрение.

Keywords:  values;  ethics;  philosophy.

 

Исследование  современных  телевизионных  продуктов  на  злободневные  темы  является  актуальным  и  интересным  не  только  для  тележурналистики  и  телекритики,  но  и  для  смежных  научных  отраслей,  например,  этики  и  культурологии.  Задача  исследования  (экспертизы)  состоит  в  том,  чтобы  определить  ценности,  которые  несут  обществу  современные  телевизионные  программы.  Насколько  цели,  заявленные  её  организаторами,  соответствуют  ценностям  российского  общества,  закрепленным  в  сознании  людей  её  многовековой  историей  и  культурой.

На  протяжении  более  чем  шести  лет  эфир  канала  ТВЦ  в  вечерний  прайм-тайм  транслирует  одну  из  своих,  пусть  не  главных,  но  заметных  программ  –—  шоу  «Временно  доступен»  с  Дмитрием  Дибровым.  Несколько  раз  менялись  соведущие,  формат  программы,  но  главный  ведущий  Д.  Дибров  остается  неизменным.  Рейтинг  популярности  шоу  невероятно  высок,  на  что  указывает  его  признание  в  2014  году  «лучшим  вечерним  ток-шоу»  в  России  (по  версии  «ТЭФИ»)  [1]. 

Проект  имеет  обычную  структуру:  в  студию  приглашаются  известные  люди:  актеры,  журналисты,  политические  деятели  и  т.д.  В  течение  часа  ведется  беседа  со  знаменитым  человеком  на  актуальные  темы,  касающиеся  разных  сторон  жизни  человека  и  общества.  «Цель  этой  еженедельной  программы  —  новое  знакомство  зрителей  с  известными  в  стране  людьми»  [2].  Задают  вопросы  и  участвуют  непосредственно  в  обсуждении  темы  два  ведущих:  Д.  Дибров  (постоянный  ведущий)  и  Д.  Губин.  Мы  рассматриваем  выпуск,  где  гостем  программы  является  А.  Гордон  —  российский  радио-  и  телеведущий,  актёр,  режиссёр.

А.  Гордон  позиционирует  себя  как  мизантроп.  Д.  Дибров  поддерживая  реноме  гостя,  приписывает  его  к  ряду  отечественных  критиков  «ворчунов»  таких,  как  например:  Л.Н.  Толстой  и  С.  Черный,  называя  его  «симпатичным  ворчуном».

Д.  Дибров:  «Саша,  твоя  мизантропия,  стоит  твоих  заработков  на  телевидении,  она  действительно  эрудирована,  а  от  того  искусна.  Скажи,  имеет  ли  она  в  виду  какую-либо  созидательную  доктрину?  Ты  чем-либо  в  человеке  …  восхищаешься?»

А.  Гордон:  «Разумеется.  Не  только  восхищаюсь,  даже  чувствую  какую-то  коленопреклоненность  перед  некими  чертами  в  человеке.  Но,  я  не  буду  этим  заниматься  на  телевидении;  мне  платят  за  другое…  У  меня  есть  на  телевидении  маска.  Я  не  считаю,  что  оно  может  сделать  меня  лучше.  Телевидение  смотрят  между  «сортиром  и  кухней».  А  говорить  об  идеале,  говорить  серьезно,  красиво…  да  еще  использовать  большое  количество  средств  выражения…  Ну,  я  нахожу  другие  места,  например,  кино,  театр…»

Это  начало  диалога  больше  похоже  на  междусобойчик,  где  встретились  люди  одного  круга  и  им  интересно  поиграть  в  интеллектуальные  игры.  Зрители  всего  лишь  «невольные»  свидетели,  но  никак  не  участники  подобного  разговора.  Сравнивая  А.  Гордона  с  великими  классиками,  которые  считаются  носителями  моральных  ценностей,  просвещения  в  обществе  и  т.  д.,  мы  понимаем,  что,  по-видимому,  Д.  Дибров  готовит  аудиторию  к  тому,  что,  что  бы  ни  сказал  А.  Гордон  —  это  истинная  правда!  Что  ненавидеть  человека  —  это  такого  рода  качество,  которое  говорит  о  его  суперобъективности.  И  аудитория  верит  и  воспринимает  его  мизантропию  как  нормальную  модель  отношений  в  обществе.  Но,  то,  что  это  только  маска  для  других  А.  Гордон  делится  исключительно  с  равными,  не  считая  необходимым  говорить  о  своих  идеалах  на  экране  ТВ.  Собственная  элитарность  порождает  чувство  избранности,  а  сравнение  с  классиками  является  подсказкой  для  зрителей,  в  каком  ряду  истинное  место  А.  Гордона.

Исходя  из  вышеизложенного,  получается,  что  зрители  должны  довольствоваться  правдой  под  именем  А.  Гордон,  а  интеллектуалы-ведущие  будут  определять  её  содержание.  Для  себя  одни  ценности,  для  публики  —  другие.  Двойная  мораль  явный  признак  цинизма.

В  следующем  вопросе  А.  Гордон  рассуждает  о  любви  и  браке.  Он  утверждает,  что  все  девушки  хотят  замуж,  но  они  совершенно  неправильно  связывают  любовь  и  брак,  и  приводит  в  пример  истории  о  Тристане  и  Изольде,  о  Ромео  и  Джульетте,  когда  любовь  настоящая  немедленно  наказывалась  смертью...  «Когда  же  мы  шагнули  к  этому  странному  ощущению,  что  брак  может  состояться  по  любви?  И  поняли,  что  это  произошло  в  тоже  самое  время…  когда  человечеству  понадобилось  счастье  здесь  и  сейчас.  К  чему  приводит  брак  по  любви?  К  абсолютному  разрушению  семьи.  Не  только  семьи,  но  и  человечества».

Далее  Д.  Губин,  как  человек  язвительный,  задает  вопрос  А.  Гордону  о  его  семье  и  просит  об  этом  рассказать. 

А.  Гордон:  У  меня  все  банально.  Все  хорошо.  Ну…  один  раз  хорошо,  второй  раз  хорошо,  третий  хорошо,  а  теперь  четвертый  раз  все  хорошо.

Д.  Губин:  Вы  ее  бросаете  каждый  раз,  когда  любовь  прошла.  То  есть  через  три  года?

А.  Гордон:  По-разному  бывает…  Пять,  шесть,  семь…  Там  же  еще  какое-то  время  терпишь,  потом  какое-то  время  бесишься,  потом  какое-то  время  надеешься,  потом  какое-то  время  отчаиваешься,  потом  дуреешь…

Вопрос  о  семье  в  современном  обществе  стоит  очень  остро.  И  поэтому  рассуждения  на  эту  тему  нуждаются  в  четкой  нравственной  позиции.  Нормальной  является  традиционная  семья,  основанная  на  взаимной  любви  и  уважении  или  семья  суррогатная,  лишенная  духовных  оснований  и  взаимных  обязательств,  ориентированная  на  комфорт  и  удовольствия?

Рассматривая  данный  диалог,  мы  понимаем,  что  для  А.  Гордона  брак,  сопровождаемый  любовью,  приводит  к  «абсолютному  разрушению  семьи».  Представления  о  семье  у  А.  Гордона  исключительно  гедонистические,  утилитарные  и  меркантильные.  Он  отмечает,  что  «у  меня  все  хорошо…»,  но  хорошо,  не  один  раз  и  на  всю  жизнь,  а  первый,  второй,  третий,  четвертый.  То  есть  А.  Гордон  демонстрирует,  настаивает,  что  его  позиция  правильна,  и  здесь  он  не  лукавит.  Деструктивность  её  влияния  на  зрителей  не  беспокоит  А.  Гордона,  более  того,  он  бравирует.  Д.  Дибров  как  ведущий  дорисовывает  портрет  своего  гостя,  «Саша  (Гордон)  поёт  прекрасно».  И  вдруг  у  этого  «ворчуна-интеллектуала  слышишь  любовь  к  народной  песне».  Действительно,  после  предыдущего  ответа,  кажется,  что  этот  человек  сноб,  но  тут  выясняется,  что  он  утонченный  эстет  и  созидательная  доктрина  выполняется.  Аудитория,  слыша,  что  А.  Гордон  еще  и  меломан,  не  усомнится,  в  том,  что  он  прав,  высказывая  ту  или  иную  точку  зрения  по  той  или  иной  теме.

Далее  Д.  Губин  (второй  ведущий)  задает  вопрос  А.  Гордону:  «  Как  такой  человек  с  достаточно  высоким  лбом  может  делать  следующие  вещи:  говорить,  что  мне  за  это  платят,  потому  я  там  надеваю  маску,  ту  маску,  которая  не  подразумевает  присутствия  добра?»

Ответ  А.  Гордона:  С  точки  зрения  этики  я  редко  стыжусь  того,  что  делаю.  Я  зарабатываю,  а  не  продаюсь.  Это  разные  вещи…  Я  имею  наглость  и  счастье  за  эти  деньги  говорить  то,  что  я  думаю,  а  не  то,  что  написано  у  меня  в  сценарии.

В  этом  диалоге  Д.  Губин  опять  обращает  внимание  на  хорошие  качества  А.  Гордона,  и  искренне  удивляется,  как  такой  человек  может  за  деньги  надевать  маску  без  добра,  без  ценностей.  На  что  А.  Гордон  указывает  свою  чисто  прагматическую  цель  —  заработать  деньги.  Хотя  уточняет,  что  «я  зарабатываю,  а  не  продаюсь».  Но,  как  человек,  надев  маску,  подразумевается,  что  он  уже  не  будет  говорить,  что  думает,  а  то,  что  написано  в  сценарии.  И  здесь  А.  Гордон  отвечает  несколько  нелогично:  «я  имею  наглость  и  счастье  за  эти  деньги  говорить  то,  что  я  думаю,  а  не  то,  что  написано  у  меня  в  сценарии».  В  этой  фразе  А.  Гордон  четко  выразил  свою  эгоистическую,  даже  эгоцентрическую  позицию  —  телевидение  есть  средство  получения  жизненных  благ,  идея  служения  в  профессии  ему  явно  чужда.

Далее  в  программе  затрагиваются  вопросы  литературы,  театра,  кино.  И  вот  Д.  Дибров,  как  настоящий  философ,  задает  поистине  глубокий  вопрос:  кто  герой  нашего  времени?  На  что  А.  Гордон  должен,  казалось  бы,  как  высокоинтеллектуальный  человек  задуматься…  Но  он  отвечает  спонтанно:  «А  зачем  он  нужен?  …  Герой  появляется  тогда,  когда  в  нем  есть  необходимость.  Герой  появляется  в  эпоху…А  эпоха  —  это  направленное  движение  куда-то.  А  поскольку  мы  не  знаем  куда  плыть…  то  зачем  нам  герой,  он  нас  куда  поведет?»

Показной  скептицизм,  неверие,  пессимизм  характеризуют  подлинное  мировоззрение  А.  Гордона,  его  мелочную  мелкую  индивидуалистическую  направленность,  а  вовсе  не  являются  позитивными  чертами  нашего  времени  и  большинства  людей  нашего  общества.  И  здесь  очень  важно  эти  вещи  разводить.  Но,  к  сожалению,  цель  программы  их  отождествить.  Конечно,  А.  Гордону  герои  не  нужны,  так  как  он  сам  себя  в  них  зачислил,  а  конкуренция  ему  ни  к  чему.  А  поскольку  человечество  об  этом  не  осведомлено,  оно  считает,  что  живет  в  историческую  эпоху,  и  ищет,  куда  плыть,  руководствуясь  традиционными  ценностями  российского  общества  —  духовностью,  гражданственностью,  созиданием,  любовью  и  бескорыстием. 

Завершая  программу,  ведущие,  как  правило,  задают  вопросы  в  режиме  блиц.  Как  правило,  это  вопросы  личного  характера:  Вы  когда-нибудь  воровали?  Когда  вы  в  последний  раз  были  в  церкви?  Чего  в  доме  вам  больше  всего  не  хватает?...  Рассмотрим  некоторые  из  них. 

Д.  Губин:  Нужно  ли  легализовать  марихуану?

А.  Гордон:  Да.

Д.  Губин:  Почему?

А.  Гордон:  Потому  что  запрет  ни  к  чему  не  ведет.  Курят  все  направо  и  налево.  И  мне  кажется,  что  это  бы  оттянуло  огромное  количество  людей  от…  Первое:  нелегального  бизнеса;  второе  —  от  тяжелых  наркотиков.  Это  моя  точка  зрения  и  она  может  не  совпадать  с  официальной.

Последовательность  либерализма  и  очевидная  беспринципность  А.  Гордона  проявляется  и  в  данном  вопросе.  Проблема  не  в  том,  что  человек  может  иметь  подобную  точку  зрения,  а  в  том,  что  благодаря  телевидению  она  тиражируется  и  создает  иллюзию  массовости,  некоей  весомости,  даже  значительности,  особенно  для  той  части  аудитории,  которая  идентифицирует  себя  с  ценностными  ориентациями  А.  Гордона,  симпатизирует  его  личности.  А  если  человек  не  просто  интеллектуал,  а  порядочный  человек,  то  он  должен  предвидеть,  как  его  слово  отзовется.  Циничность  А.  Гордона  это  и  маска,  и  позиция  —  никаких  ограничений  в  работе,  жизни,  любви,  творчестве  и  т.д.,  но  для  себя.  В  то  же  время  как  для  других  он  продолжает  говорить,  что  «я  за  цензуру,  так  как  это  объявленные  правила  игры…  мы  сами  сидим  и  фильтруем  базар,…  я  против  этого».  Порой  речь  А.  Гордона  нелогична,  и  если  не  вслушиваться  в  слова,  то  нужно  принять  на  веру,  что  он  всегда  прав.

Мы  рассмотрели  только  некоторые  сюжеты  данной  программы,  но  и  это  позволяет  сделать  вывод,  что  программа  «Временно  доступен»  с  А.  Гордоном  для  зрителей  выступает  своеобразным  манифестом  той  жизненной  реальности,  которая  претендует  на  истину  и  правду.  Передаче  удалось  продвинуть  ценности  цинизма,  гедонизма,  индивидуализма,  утилитаризма,  менторства,  завернув  их  в  красивую,  привлекательную,  порой  интригующую  обёртку,  диалога  интеллектуалов,  которые  якобы  знают  цену  и  ценности  жизни. 

 

Список  литературы:

  1. Ведомости  —  Передача  «Центральное  телевидение»  НТВ  получила  премию  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/28299121/peredacha-centralnoe-televidenie-ntv-poluchila-premiyu-tefi
  2. Википедия  «Временно  доступен»  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.tvc.ru/bcastArticle.aspx?aid=ad562833-431f-41df-ba07-a095b6040d4f&top=20

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.