Статья опубликована в рамках: XLIV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 21 января 2015 г.)
Наука: Культурология
Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ВКЛАД ВЫДАЮЩИХСЯ РУССКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ В ИСТОРИЮ И КУЛЬТУРУ ДЕРБЕНТА
Гасанова Севинч Султановна
доцент, канд. пед. наук, зам. директора по научно-методической работе Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, РФ, г. Дербент
CONTRIBUTION OF OUTSTANDING RUSSIAN REPRESENTATIVES INTO HISTORY AND CULTURE OF DERBENT
Sevinch Gasanova
associate professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Vice Director of Instructional research, State Historical Architectural and Art Museum — Conservancy, Russia, Derbent
АННОТАЦИЯ
В статье использован комплекс общенаучных методов исследования, а также метод исторического анализа, который предполагает изучение деятельности русских просветителей на фоне общекультурного процесса в Дербенте. Материал, полученный в результате научного исследования, расширяет знания о вкладе русского народа в историю и культуру города Дербента, об опыте и значении многовекового межкультурного и межэтнического взаимодействия народов России.
ABSTRACT
In the article the complex of scientific research methods is used as well as the method of historical analysis which involves the study of the activities of Russian educators against the background of the cultural process in Derbent. The material, obtained, because of scientific research expands knowledge about the contribution of the Russian people in the history and culture of Derbent, on the experience and meaning of centuries-long intercultural and interethnic interaction between the peoples of Russia.
Ключевые слова: древний Дербент; русский; вклад в культуру; наследие; музей.
Keywords: ancient Derbent; russian; contribution to the culture; heritage; museum.
По своему торгово-экономическому значению в раннем средневековье Дербент не уступал крупным центрам Кавказа. Здесь процветали различные ремесла: портняжное дело, изготовление хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей, ковроткачество, ювелирное дело и т. п. В городе было много караван-сараев, крытых рынков. Из Дербента в Грузию поступали различные товары ремесленного производства. В Дербент съезжались купцы из Руси, которые торговали пушниной, в основном это были: бобер, соболь, белка [7].
Предположительно в 1458 г. — русский путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей, известных под названием «Хожение за три моря» купец Афанасий Никитин с купцами на двух судах отправляется из родной Твери в Ширванскую землю (на территории нынешнего Азербайджана). Из путевых записок Афанасия Никитина можно узнать о плавании русских купцов по Каспийскому морю, о торговле России с Дербентом, об описаниях самого города Дербента, о его людях, памятниках, о дипломатических отношениях России и Дагестана во времена Ивана III в XV веке [3]. Через 150 лет после Афанасия Никитина по его маршруту в Турцию и Персию через Дагестан прошёл другой русский купец — Фёдор Котов. В своём торговом дорожнике он рассказал и о городе Дербенте, его базарах, караван-сараях, о поразившей его грозной крепости Нарын-кала, о легендарной дербентской стене Даг-бары, которая уходила вглубь Табасарана, о быте и нравах местных жителей.
В начале XVIII века история и торгово-экономические связи Дербента и России были связаны с именем крупного государственного деятеля — Петра I Великого. Петр I высоко оценил значение Дербента, как центра транзитной торговли с восточными странами и его порта. Столь важное внимание к Дербенту объяснялось тем, что Россия вывозила из персидских провинций шелк-сырец, хлопчатую бумагу, шелковые и бумажные парчи, пшено и фрукты только через Дербент. Из России в страны Закавказья и Ближнего Востока через Дербент вывозились железо, свинец, порох, вино, табак и т.д. Торговые связи Дербента с Россией особенно усилились с 1723 года, когда дербентские купцы были уравнены в правах с русскими купцами, а Дербент был признан российским городом, жители города –подданными России. Экономическая политика Петра I способствовала расширению внешней торговли с восточными странами, увеличению торгового оборота. Со времен похода Петра I началось разведывание и всестороннее обследование ресурсов и недр Восточного Кавказа. К примеру, Ф.И. Соймонов — русский навигатор и гидрограф, составил книгу «Описание Каспийского моря». Виднейшие сподвижники Петра I А.П. Волынский и А.И. Лопухин в своих «Журналах» подробно описали социально-экономическое и политическое состояние Дагестана и Ширвана в тот период. В результате пребывания Петра I в Дербенте научный мир впервые узнал о существовании рукописи истории Дербента — «Дербент-наме».
Вместе с Петром I Дербент посетил участник похода Д.К. Кантемир, который впервые дал описание города. Так, в Дербенте внимание князя Дмитрия привлекла древняя крепость «Нарын-Кала». Он внимательно осмотрел ее, провел измерения, срисовал обнаруженные арабские надписи. В пути Кантемир вел литературный дневник. Вместе с описанием увиденного, в дневник были внесены записанные со слов населения легенды о городе и рассказы о его крепостных сооружениях. Записи Кантемира о дербентском старце Коркуте, которого многие тюркоязычные народы Кавказа и Средней Азии почитают как святого, являются первыми на русском языке.
Другой участник похода Петра I, подполковник артиллерии русской армии, И.Г. Гербер по заданию Петра I объехал побережье Каспийского моря с целью обозрения пути будущего похода русских войск, где он пробыл до 1728 г. Не обошел он вниманием и Дербентское владение. Раскрыл вопросы о границах ханства, занятиях и промыслах дербентцев, их торговых взаимоотношениях как внутри Дагестана, так и с Россией, странами Закавказья. И.Г. Гербер составил карту Восточного Кавказа, которая была издана Академией Наук в 1736 году [2].
Исследовательские работы, начатые при Петре I, впоследствии были продолжены другими учеными, такими как С. Гмелин, находившийся на русской службе, Н. Паллас, С. Броневский, Б. Дорн, Ю. Клапрот, П. Бутков, А. Гильденштедт, В.Н. Бакунин, П.Г. Булгаков, С. Соловьев и многими другими.
К концу 30-х годов XIX в. относится исследование Э.И. Эйхвальда, выдающегося русского естествоиспытателя, палеонтолога, академика, члена этнографического отделения Русского Географического общества. В 1825—1826 гг. он совершил путешествие по Кавказу и Каспийскому морю, изучая фауну, флору и геологию этих мест, по результату которого написал книгу о фауне Каспийского моря [1].
В 1831 в Дербенте побывал В.Легкобытов, высокопоставленный чиновник из Санкт-Петербурга, который с группой ученых сделал обстоятельное описание города, стен крепости, а также ворот в южной и северной стене.
В верхней части Дербента, недалеко от древних крепостных ворот Орта-капы, и сейчас стоит каменный двухэтажный дом «о двух комнатах». Когда-то здесь жил зачинатель русской романтической повести, декабрист, ближайший сподвижник Рылеева и друг Грибоедова — А.А. Бестужев, прозванный в Дербенте Искендер-Беком. Именно к дербентскому периоду относится бурное пробуждение творческой деятельности Бестужева. Лучшими из повестей Марлинского считаются: «Фрегат Надежда», «Аммалат-бек», «Мулла-Нур» и «Страшное Гадание». К 1835 году современники ставят Бестужева в ряд лучших европейских писателей, ему отдается предпочтение даже перед А.С. Пушкиным. С 1988 г. в г. Дербенте открыт мемориальный Дом-музей «А.А. Бестужева-Марлинского», который является памятником федерального значения.
Большое влияние на развитие культуры народов Дагестана оказали русские школы, которые стали открываться здесь после присоединения к России. Открытие русских школ в Дагестане было связано с колонизаторской и русификаторской политикой царизма. В 1838 году в городе Дербенте было задействовано русское уездное училище, смотрителем которого был назначен титулярный советник Прозоровский. А в 1902 году в Дербенте по просьбам мусульман города открылось русско-татарское училище им. Гоголя по ул. Губернаторской (III Интернационала, д. 12). В результате приобщения народов Дагестана к передовой русской культуре появились и местные национальные кадры интеллигенции.
Наиболее полные и научно обоснованные планы Дербента были составлены в дореволюционный период известным русским ориентологом, профессором Казанского университета И.Н. Березиным, другом и соратником М. Казем-Бека, побывавшим в Дербенте в 1842 г. и использовавшим в своей работе многочисленные планы, выполненные русскими военными топографами. Он составил подробные планы города, описал быт и местные обычаи.
Г.Г. Гагарин — русский художник, архитектор, график, вице-президент Академии Художеств, член ученых обществ. Близкий друг М.Ю. Лермонтова, князь Г.Г. Гагарин, обладал незаурядным талантом художника. Многие его рисунки, известные в литографиях, посвящены Дагестану. Его теоретические разработки нашли воплощение в архитектурных проектах, которые были использованы при сооружении церквей в Дербенте. К их числу относится Храм Георгия Победоносца, заложенный в г. Дербенте в 1849 году [4]. Другим известным русским художником был Д.А. Капаницын. Благодаря многогранности своего таланта, Капаницын иллюстрирует книги, создаёт декорации для театра, пейзажи, оформляет монументальное панно.
Среди работ, имеющих значение для изучения истории города Дербента, следует отметить труды Л.И. Лаврова «Этногафия Кавказа» и «Этнографические памятники Северного Кавказа», а также Л.Н. Гумилева, связанные с подводными исследованиями в Дербенте по изучению «морских стен».
Наряду с этим, важную роль в развитии производственных сил в Дагестане, в распространении здесь достижений науки сыграли передовые русские ученые, писатели, инженеры, врачи. Дагестан начали посещать и изучать его историю, культуру, языки, фольклор, адаты и обычаи, природу, фауну и флору такие ученые, как П.К. Услар, Д.Н. Анучин, А.И. Пирогов, В.В. Докучаев и др. Одним из крупнейших кавказоведов XIX века был П.К. Услар — русский военный инженер (генерал-майор), лингвист и этнограф, который не только внес огромный вклад в изучение и составление грамматики бесписьменных кавказских языков, но и явился основателем методики полевых исследований. В 1847 году в Дербенте побывал великий русский хирург, анатом, профессор Н.И. Пирогов, визит которого оказал значительное влияние на развитие местной медицины. В результате присоединения Дагестана к России местная молодежь получила возможность изучать медицину в культурных центрах страны.
В 1948 году Дербент посетил русский государственный деятель, генерал-фельдмаршал, князь М.С. Воронцов. Для обеспечения безопасности судоходства по западному берегу Каспийского моря кавказский наместник М.С. Воронцов признал необходимым построить в Дербенте маяк. Территория памятника и сам Маяк используется Министерством обороны РФ, Главным штабом Военно-морского флота России. Дербентский маяк — объект культурного наследия федерального значения.
Большую ценность представляют исследования профессора Московского Университета члена Российской академии наук — М. Ковалевского. В течение ряда лет он занимался вопросами семьи, рода, законов и обычаев горцев. Опубликованный в 1890 году двухтомный труд М.Ковалевского «Закон и обычай на Кавказе» явился результатом многолетних исследований автора.
Первая попытка обобщить историю города была предпринята Е.И. Козубским, издавшим в 1906 г. к 100-летнему юбилею присоединения Дербента к России книгу «История города Дербента» [5].
В 1935 году Дербент посетил Н.И. Вавилов — создатель современных основ селекции, генетик, географ. Личные наблюдения ученого были отражены в работе «Горное земледелие Северного Кавказа и перспективы его развития».
В начале 20-х гг. XX столетия организовываются исследования по изучению истории Дербента, его историко-архитектурных памятников, их учет и охрана. Одним из видных представителей научной деятельности в этой сфере был географ-краевед П.И. Спасский, по инициативе которого в 1926 году в Дербенте был создан первый и единственный на тот период в Дагестане Краеведческий музей. С 1935 г. он получил статус городского музея, а 1989 г. преобразован в Дербентский историко-архитектурный Музей-заповедник.
Работы Дербентской экспедиции Института истории, языка и литературы (ныне Институт истории, археологии и этнографии), начатые в Дербенте в 1971 г. под руководством А.А. Кудрявцева дали огромный материал по истории города и послужили основой для изучения истории Дербента XV—XVIII вв. [6].
Народная память связана с жизнью страны, города, сохраняя события великой исторической важности. В 1991 году по просьбе ветеранов ВОВ и по инициативе заслуженного учителя ДАССР, краеведа Г.А. Малкина в Дербенте был создан Музей «Боевая слава».
Список литературы:
- Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Ч. II. М., в тип. С. Селивановского, — 1823. — Ч. 1. — 352 с.
- Гербер И.Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря. 1728 г. // История, география и этнография Дагестана XVIII—XIX вв. Архив. материалы / под ред. М.О. Косвена и Х.М. Хашаева. М., 1958. — 371 с.
- Гусейнов Г.-Б.Я. Город тысячи легенд. Махачкала: Даг. Кн. издание, 1981. — 134 с.
- Гусейнов Г.-Б.Я. Краткая энциклопедия города Дербента. Махачкала: Юпитер, 2005. — 772 c.
- Козубский Е.И. История города Дербента. Темихан-Шура. Рус. тип. В.М. Сорокина, 1906. — 468 с.
- Кудрявцев А.А. Древний Дербент. М.: Наука, 1982. — 176 с.
- Марковин В.И. Дорогами и тропами Дагестана. М.: Искусство 1974. — 183 с.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий