Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 17 ноября 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Хореографическое искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Карпенко В.Н., Карпенко И.А., Логвинова Е.Н. К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНОМ В РУССКОМ НАРОДНОМ ТАНЦЕ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLII междунар. науч.-практ. конф. № 11(42). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

К  ВОПРОСУ  О  НАЦИОНАЛЬНОМ  В  РУССКОМ  НАРОДНОМ  ТАНЦЕ

Карпенко  Виктор  Николаевич

канд.  пед.  наук,  доцент,  доцент  кафедры  теории  и  методики  хореографического  искусства,  Белгородский  государственный  институт  искусств  и  культуры,  РФ,  г.  Белгород

E-mail:  nikita-61@mail.ru

Карпенко  Ирина  Анатольевна

доцент  кафедры  хореографического  творчества,  Заслуженный  работник  культуры  РФ,  Белгородский  государственный  институт  искусств  и  культуры,  РФ,  г.  Белгород

Логвинова  Елена  Николаевна

магистрант  1-го  курса  кафедры  теории  и  методики  хореографического  искусства,  Белгородский  государственный  институт  искусств  и  культуры,  РФ,  г.  Белгород

 

THE  QUESTION  OF  NATIONALITIES  IN  RUSSIAN  FOLK  DANCES

Karpenko  Viktor

cand.  ped.  sciences,  associate  professor,  assistant  professor  of  the  theory  and  methodology  of  choreography,  Belgorod  State  Institute  of  Arts  and  Culture,  Russia,  Belgorod

Karpenko  Irina

assistant  professor  of  choreography,  Honored  Worker  of  Culture  of  the  Russian  Federation,  Belgorod  State  Institute  of  Arts  and  Culture,  Russia,  Belgorod

Logvinova  Elena

undergraduate  of  1-st  course  of  theory  and  methodology  of  choreography,  Belgorod  State  Institute  of  Arts  and  Culture,  Russia,  Belgorod

 

АННОТАЦИЯ

Русский  народный  танец,  как  один  из  частей  составляющих  нашу  традиционную  культуру,  поднимается  в  последние  годы  на  качественно  новый  уровень  в  изучении  и  освоении  его  самобытности,  с  характерно  новым,  современным  пониманием  локальных  хореографических  традиций.  Впечатлять,  воспитывать  и  способствовать  дальнейшему  сохранению  и  развитию  подлинно  русского  танцевального  искусства  могут  лишь  танцы  глубоко  выразительные,  правдиво  раскрывающие  душу  и  характер  живого  человека  во  всем  многообразии  его  мыслей,  чувств,  переживаний.

ABSTRACT

Russian  folk  dance,  as  one  of  the  constituent  parts  of  our  traditional  culture,  rises  in  recent  years  to  a  new  level  in  the  study  and  development  of  its  identity  with  the  typical  new  modern  understanding  of  local  dance  traditions.  Impressive,  educate  and  promote  further  conservation  and  development  authentically  Russian  dance  art  can  only  dance  deeply  expressive,  revealing  the  true  nature  of  the  soul  and  a  living  person  in  the  diversity  of  his  thoughts,  feelings  and  experiences.

 

Ключевые  слова:  народный  танец;  балетмейстер;  национальная  хореография.

Keywords:  folk  dance;  choreographer;  national  choreography.

 

Современные  балетмейстеры,  создавая  хореографические  композиции  на  материале  народного  танца,  сочиняя  лексику  и  пространственное  перестроение,  часто  забывают  о  региональных  специфических  особенностях  фигур,  о  национальном  характере  исполняемых  движений,  нарушают  то,  что  делает  танец,  собственно,  танцем  русским.  Танцем  не  только  красивым,  и  самих  исполнителей  делающим  изящными  и  привлекательными,  но  и  несущим  своеобразный  колорит  национальной  хореографии.

Сегодня  очень  многое  зависит  от  музыкального  сопровождения  танцевальной  композиции,  от  инструментальной  обработки  фольклорного  материала.  К  сожалению,  в  настоящее  время  постановщики,  создавая  свои  новые  хореографические  произведения,  находятся  в  полной  зависимости  от  музыкального  материала,  который  далеко  не  всегда  соответствует  и  подходит  для  сочинения  и  постановки  современных  народных  танцев,  не  утративших  самобытность  национальной  традиционной  русской  танцевальной  культуры. 

Следует  также  сказать  и  о  том,  что  довольно  часто  увлечение  нехарактерными,  а  оригинальными  трюками,  разрушающими  истинную  природу  подлинного  народного  мастерства,  которые  приводят  к  унылому  однообразию  плясок,  свойственно  порой  не  только  любительским  танцевальным  коллективам,  но  и  профессиональным  ансамблям.  Желание  добиться  ошеломляющего  успеха  или  особенного  эффекта  приводит  к  непомерному  использованию  всевозможных,  так  называемых,  «фишек»,  зачастую  исключительно  акробатических  элементов  и  трюков,  вовсе  не  вытекающих  из  природы  и  характера  народного  танца. 

Подобные  приемы  никак  не  способствуют  украшению  танца,  а  лишь  работают  на  его  засорение.  Восприимчивый  зритель  аплодирует  мастерству  исполнителя,  но  где  же  техника  танцоров,  знаменитые  русские  бисерные  дроби,  женские  и  мужские  выходки,  проходки,  замысловатые  коленца,  крутки,  присядки  и  хлопушки?  К,  примеру,  мы,  практически  в  каждой  русской  пляске  наблюдаем  всевозможные  сальто,  а  вот  русскую  «веревочку»  встречаем  довольно  редко.  А  ведь  техника  ее  исполнения  подвластна  далеко  не  всем  современным  танцорам. 

Из  вышесказанного  не  следует  делать  вывод,  будто  бы  вовсе  нельзя  использовать  современные  виртуозные  технические  приемы.  Они  могут  иметь  свое  место,  и  для  современных  исполнителей  они  нужны,  но  включать  такие  приемы  нужно  лишь  тогда,  когда  они  необходимы  и  уместны,  когда  возможно  действительно  следует  именно  этим  элементом  усилить  эмоциональное  воздействие  танца,  а  не  просто  вставлять  его  в  качестве  трюка.  Хотя  данный  момент  спорный,  всегда  любому  акробатическому  элементу  можно  найти  альтернативу  хореографическую.  Балетмейстер  должен  здесь  руководствоваться  хорошим  эстетическим  вкусом  и  чувством  меры.

Впечатлять,  воспитывать  и  способствовать  дальнейшему  сохранению  и  развитию  подлинно  русского  танцевального  искусства  могут  лишь  танцы  глубоко  выразительные,  правдиво  раскрывающие  душу  и  характер  живого  человека  во  всем  многообразии  его  мыслей,  чувств,  переживаний.  Передаваемое  из  поколения  в  поколение  танцевальное  народное  искусство,  кристаллизуясь  в  общественном  сознании,  насыщается  лучшими  прогрессивными  традициями,  обогащается  новыми  элементами,  несет  в  себе  новое  содержание,  отражающее  конкретный  период  жизни  нашего  народа.  К  алмазному  фонду  нашей  народной  культуры  справедливо  можно  отнести  фольклорный  танец.  Его  тщательно  изучают  и  дают  второе  рождение,  подчеркивая  его  уникальность  и  все  великолепие,  создавая  сценические  варианты  фольклорного  прототипа,  используя  различные  способы  пластической  интерпретации  национальных  традиций,  а  затем  уже  подарить  его  народу.  И  для  того,  чтобы  ярче  показать  особенности  своего  края  необходимо  стремиться  к  познанию  золотоносной  жилы  —  фольклорному  танцу. 

Русский  народный  танец,  как  одна  из  частей  составляющих  нашу  традиционную  культуру,  поднимается  в  последние  годы  на  качественно  новый  уровень  в  изучении  и  освоении  его  самобытности,  с  характерно  новым,  современным  пониманием  локальных  хореографических  традиций.  Основными  задачами  специалистов,  занимающихся  народной  хореографией,  является  не  только  ее  популяризация,  но  и  наиболее  полная  и  тщательная  фиксация  оригиналов,  реконструкция  утраченных  образцов  —  аутентичное  исполнение  плясок  и  танцев  различных  регионов  России,  сценическая  обработка  и  разработка  первоисточников.

Как  следствие  повышенного  интереса  к  народной  русской  хореографии,  явилась  необходимость  всестороннего  и  глубокого  научно-теоретического  исследования,  глубинное  философское  осмысление  роли  и  сути  народного  танца  как  важной  неотъемлемой  части  русской  традиционной  культуры.  В  настоящее  время  значительная  часть  всех  сценических  художественных  произведений,  так  или  иначе  связанных  с  искусством  танца,  сочиняется  в  России  на  материале  современной  хореографии,  заимствованной  из  западной  культуры.  Поэтому  сегодня,  как  никогда  необходимо  сохранять  культурную  самобытность,  укреплять  лучшие  традиции  танцевального  искусства  России,  поднимать  ее  авторитет  в  мире,  содействовать  реализации  творческого  потенциала  начинающих  балетмейстеров.

К  сожалению,  бытовая  хореография  современности  чаще  всего  не  имеет  национальности.  Использование  новых  средств  связи,  средств  массовой  коммуникации  и  информации,  возможность  выезда  в  разные  страны  мира  —  все  это  стало  причиной  формирования  массовой  танцевальной  культуры,  которая,  по  сути,  является  интернациональной.  Национальные  традиции  же  функционируют  в  основном  только  в  сценических  видах  танцевального  искусства,  в  которых  окружающая  действительность  и  различные  события  переосмысливаются  с  учетом  специфики  национальных  характеристик  народа.

Молодое  поколение  выбирает  современные  стили  и  направления,  степень  популярности  народного  танца  мала.  Это  объяснимо:  на  подростка  оказывает  большое  влияние  массовая  молодежная  культура.  Занятие  народно-сценическим  танцем  не  является  показателем  признания  в  среде  одноклассников.  Однако  влечение  современным  танцем  случается  мимолетным.  Да  и  некоторые  популярные  направления  танцев  не  отличаются  смысловой  глубиной,  возникая  как  стихийное  дополнение  новых  музыкальных  стилей.  Освоив  несколько  элементов  из  современных  направлений  для  того,  чтобы  блистать  на  дискотеках  и  в  клубах,  молодые  люди  часто  никогда  вновь  не  возвращаются  в  балетный  класс,  чего  никак  нельзя  сказать  о  поклонниках  народного  танца.  Полюбив  его  и  став  частью  народного  ансамбля,  артисты  надолго  связывают  свою  жизнь  с  танцем,  даже  если  хореография  —  это  лишь  хобби,  увлечение  после  учебы  или  работы. 

К  примеру,  ребята,  которые  отдали  предпочтение  народному  танцу,  являясь  непосредственными  участниками  образцовых  коллективов  народного  танца  города  Белгорода  «Везелинка»  и  «Забава»  утверждают,  что  они  получают  огромное  удовольствие  от  занятий  в  своем  народном  ансамбле.  И  не  только  потому,  что  участвуют  в  многочисленных  хореографических  конкурсах  и  выезжают  на  различные  танцевальные  фестивали,  что,  конечно  же,  способствует  популяризации  русского  народного  танца.  Свое  предпочтение  народному  танцу  они  отдали  потому,  что  есть  выразительность  русской  музыки  с  ее  мелодичностью  и  душевностью,  яркость  костюмов,  удивительно  большое  разнообразие  танцевальных  тем  в  хореографических  композициях,  яркость,  зажигательность  движений,  задор  и  широта  исполнения  русских  танцев.

Все  творчество  этих  коллективов  связано  единой  нитью  —  сохранение  танцевальной  культуры  и  народных  традиций  родного  края.  Кроме  того,  занятия  народным  танцем  сплачивают  его  участников,  развивают  патриотизм,  физическую  силу  и  выносливость,  помогают  углубить  знания  нашей  истории  и  культурологи.  Народный  танец,  как  никакой  другой  наглядно  рассказывает  об  истории  костюма  и  его  эволюции,  развивает  духовность,  бережливое  и  трепетное  отношение  к  танцевальным  традициям  прошлого.  Одной  из  причин  популярности  современного  танца  является  отражение  духа  современности,  «некая  модность».  Причины  же  выбора  народного  танца  намного  глубже,  они  совпадают  с  его  природой,  которые  отличают  его  от  других  танцевальных  направлений,  при  этом,  народный  танец  способен  нести  в  себе  современность  и  оставаться  молодым,  всегда  отражая  действительность.

Таким  образом,  можно  сделать  заключение,  что  течение  времени  со  своими  тенденциями  развития  модных  танцевальных  направлений,  естественно,  влияют  на  развитие  русского  народного  танца,  но  при  всем  этом  заставить  вовсе  исчезнуть  народную  хореографию  невозможно,  ведь  она  несет  в  себе  нашу  историю,  историю  народа,  создавшего  народный  танец.  Каждое  новое  поколение  хореографов  и  балетмейстеров,  работающих  в  области  русского  танца,  бережно  хранит  и  развивает  прелесть  народной  танцевальной  культуры.

 

Список  литературы:

  1. Иноземцева  Г.В.  Народный  танец./  Г.В.  Иноземцева.  М.:  Знание,  1971.  —  48  с. 
  2. Климов  А.А.  Основы  русского  народного  танца:  учебник  для  студентов  вузов  искусств  и  культуры.  Изд.  3-е.  /  А.А.  Климов.  М.:  Изд.  МГУКИ,  2004.  —  320  с.
  3. Устинова  Т.А.  Избранные  русские  народные  танцы.  /  Т.А.  Устинова.  М.,  1996.  —  596  с.
  4. Эльяш  Н.И.  Образы  танца.  /  Н.И.  Эльяш.  М.:  Советская  культура,  1970.  —  144  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.