Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 17 ноября 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Пантелеева В.Б. КИТАЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА В СОБРАНИИ МУЗЕЕВ КИТАЯ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLII междунар. науч.-практ. конф. № 11(42). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

КИТАЙСКИЙ  ЖЕНСКИЙ  КОСТЮМ  ПЕРВОЙ  ПОЛОВИНЫ  XX  ВЕКА  В  СОБРАНИИ  МУЗЕЕВ  КИТАЯ

Пантелеева  Вера  Борисовна

старший  преподаватель  кафедры  искусствоведения,  Санкт-Петербургский  Гуманитарный  университет  профсоюзов,  РФ,  г.  Санкт-Петербург

Email: 

 

CHINESE  WOMEN’S  COSTUME  OF  THE  FIRST  HALF  OF  XX  CENTURY  IN  THE  COLLECTION  OF  CHINESE  MUSEUMS

Vera  Ponteleeva

senior  Lecturer  of  Art  History  Chair,  Saint-Petersburg  University  of  Humanities  and  Social  Sciences,  Russia,  St.  Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Являясь  важным  элементом  национальной  культуры  Китая,  костюм,  в  разные  периоды  ее  исторического  развития,  достоверно  и  с  достаточной  полнотой  отражал  ее  многообразие,  специфику  и  культурные  связи.  Сегодня  его  коллекционирование,  демонстрация  в  экспозициях  ведущих  музеев  страны  и  научное  изучение  —  важный  фактор  осознания  как  культурного  наследия  Китая,  особенностей  его  традиций  в  области  костюма,  так  и  изучения  сложных  процессов  вхождения  страны  в  ХХ  веке  в  общемировой  исторический  и  культурный  процесс. 

ABSTRACT

Costume,  being  an  important  element  of  Chinese  national  culture,  authentically  and  fully  reflected  its  diversity,  specificity  and  cultural  ties  in  different  periods  of  historical  development.  For  today  costume’s  collection,  demonstration  in  the  expositions  of  leading  museums  of  the  country  are  an  important  factor  of  Chinese  cultural  heritage,  peculiarities  of  traditions  in  the  sphere  of  costume  and  the  studying  of  complex  processes  of  the  country’s  inclusion  into  the  worldwide  historical  and  cultural  process  in  XX  century. 

 

Ключевые  слова:  музеи  Китая;  китайский  традиционный  костюм;  ципао;  китайская  мода;  Шанхай. 

Keywords:  Chinese  museums;  Chinese  traditional  costume;  cheongsam;  Chinese  fashion;  Shanghai. 

 

Сегодня  коллекционирование,  демонстрация  китайского  женского  костюма  в  экспозициях  ведущих  музеев  страны,  а  также  его  научное  изучение  —  важный  фактор  осознания  как  культурного  наследия  Китая,  особенностей  его  традиций,  так  и  изучения  сложных  процессов  вхождения  страны  в  ХХ  веке  в  общемировой  исторический  и  культурный  процесс. 

Музеи  Шанхая  и  его  окрестностей  обладают  самыми  богатыми  коллекциями  женского  и  мужского  костюма  XX  века.  Среди  них  наиболее  значимыми  являются  коллекции  Шанхайского  музея,  Шанхайского  музея  текстиля,  Музея  костюма  компании  Metersbonwe,  Национального  музея  шелка  в  Ханчжоу,  Музея  текстиля  и  костюма  при  Восточно-Китайском  университете  в  Шанхае.  И  в  начале  ХХ  века  и  по  сегодняшний  день  Шанхай  является  уникальным  центром  в  мире  моды  и  дизайна,  в  этом  городе  соединяются  производство,  новейшие  технологии  и  инновации  в  модной  индустрии.  Наиболее  значимым  элементом  в  коллекциях  музеев  Шанхая  являются  собрания  женского  костюма  первой  половины  XX  века,  когда  страна  переживала  период  серьезных  экономических,  политических,  социальных  и  культурных  преобразований,  превративших  ее  из  феодального  и  отсталого  государства  в  могущественную  и  современную  державу. 

Экспозиция  Музея  текстиля  в  Шанхае  в  основном  посвящена  истории  развития  текстильного  производства.  Она  расположена  на  трех  этажах  и  занимает  пространство  общей  площадью  около  4480  кв.  метров.  Здесь  с  помощью  современных  мультимедийных  технологий,  инсталляций,  панорам  зритель  может  пройти  по  основным  вехам  истории  возникновения  и  эволюции  текстиля.  В  музее  представлено  множество  артефактов,  письменных  источников,  образцов  различных  тканей,  фотографий  и  т.  д.,  подробно  освещающих  историю  развития  ткачества  и  текстиля  в  целом  в  Китае,  а  вместе  с  этим  в  музее  выставлены  образцы  тканей  и  материалов,  из  которых  они  изготовлены,  разных  периодов  от  самых  древних  до  современности.  Подробное  рассмотрение  таких  экспонатов  позволяет  больше  узнать  о  технологиях  производства  тканей  и  развитии  ткачества  как  технологии.

  Похожей  экспозицией  обладает  Национальный  музей  шелка  в  Ханчжоу  который  был  открыт  в  феврале  1992  года.  Он  является  хранителем  тысячелетней  истории  шелковых  изделий.  Здесь  кроме  многочисленных  образцов  шелковой  ткани,  ткацких  станков  также  представлены  шелковые  изделия  разных  периодов  истории  Китая  от  древности  до  наших  дней.  Шелковые  веера,  платки,  зонтики,  футляры  для  хранения  вееров,  из  предметов  одежды  это  халаты  и  платья  ципао.  Данная  экспозиция  дает  полное  представление  о  развитии  шелкового  производства  в  Китае.  Но  здесь  довольно  сложно  составить  полное  представление  об  истории  костюма  в  первой  половине  XX  века,  т.  к.  в  это  время  текстильное  производство  было  намного  более  разнообразным.

Музей  текстиля  и  костюма  при  Восточно-Китайском  университете  в  Шанхае  был  открыт  в  январе  2009  года.  На  трех  тысячах  квадратных  метрах  выставочной  площади  располагается  экспозиция,  которая  делится  на  четыре  части:  научно-популярная  выставка,  китайский  древний  костюм,  современный  костюм,  костюм  национальных  меньшинств  Китая.  Выставка  современного  костюма  рассказывает  об  истории  развития  китайского  костюма  в  период  опиумных  войн  до  образования  КНР  (1840—1949  гг.).  Это  наиболее  яркий  период  развития  китайского  костюма.  Это  период,  когда  европейская  культура  оказывает  сильное  влияние  на  китайскую  моду,  но  в  экспозиции  представлена  одежда,  фасон  и  декор  которой  максимально  приближен  к  традиционному  комплексу  женского  костюма.  На  протяжении  всей  истории  развития  женский  костюм  постоянно  подвергался  изменениям  в  силу  влияний  извне.  В  XX  веке  благодаря  проникновению  веяний  европейской  моды  в  Китай  произошло  даже  изменение  идеалов  красоты.  Но  вместе  с  этим  музейные  коллекции  указанного  собрания  не  отличаются  разнообразием  фасонов  костюмов,  а  экспозиции,  как  правило,  располагаются  по  одному  и  тому  же  принципу. 

Музей  костюма  компании  Metersbonwe  был  открыт  в  декабре  2005  года  и  стал  первым  музеем  истории  костюма,  принадлежащим  частной  компании.  Задачей  музея  является  сохранить  и  представить  китайский  национальный  костюм  во  всем  его  многообразии  материалов,  форм  и  декора.  Экспозицию  музея  можно  разделить  на  четыре  части: 

1.          Костюм  периода  поздней  династии  Цин,  представленный  официальным  костюмом  первого  десятилетия  XX  века.  Строгие,  в  какой-то  степени  однообразные,  широкие  халаты  несут  в  себе  все  величие  высокопоставленных  особ  китайской  столицы.  Богатая  вышивка  нарядов  напоминает  нам  о  роскоши  и  строгой  регламентации  жизни  высших  сословий.

2.          Женская  одежда  191—1920-х  годов  или  «одежда  образованных»,  которую  чаще  всего  носили  студентки  и  городские  жительницы.  Светлые  кофты  с  вышивкой,  длинные  черные  или  темно-синие  юбки,  платье  ципао,  которое  уже  заметно  отличалось  по  покрою  и  объему  от  маньчжурских  халатов  ципао  времен  династии  Цин.  Оно  было  более  коротким  по  длине,  слегка  зауженным,  обладало  укороченными  и  зауженными  рукавами,  было  заметно  более  практичным  по  форме  и  простым  по  своему  декору.

3.          Разнообразные  платья  ципао  193—-40-х  годов.  В  экспозиции  представлены  как  достаточно  скромные  и  аскетичные  (с  длинным  рукавом,  высоким  воротником,  приталенные,  но  достаточно  свободного  покроя  -  именно  такие  платья  носили  в  Пекине  и  на  севере  страны),  так  и  намного  более  смелые  длинные,  облегающие  фигуру  платья  с  высокими  разрезами  почти  до  бедра,  выполненные  из  тонкого  шелка  или  кружева,  характерные  для  Шанхая.  Подобные  модели  ципао  носили  в  качестве  повседневного,  официального  или  вечернего  платья.  Оно  стало  классическим  нарядом,  существующим  вне  времени  и  вне  моды. 

4.  Помимо  официального  костюма  и  туалетов  городских  жительниц  в  экспозиции  представлен  традиционный  костюм  национальных  меньшинств  первой  половины  XX  века.  Разнообразные  по  стилю  национальные  костюмы  отличаются  великолепным  мастерством  исполнения,  богатым  декором,  причудливыми  формами  и  аксессуарами.  В  музее  представлены  костюмы  северных  и  южных  народов  Китая,  национальных  меньшинств,  проживающих  в  горных  районах  и  степи.  Костюм  национальных  меньшинств  воплотил  в  себе  яркую  колоритную  культуру  и  традиции  народов  Китая.  Именно  здесь  характерные  для  всего  Китая  элементы  и  формы  костюма  очень  искусно  сочетаются  с  передающейся  из  поколений  в  поколения  культурой  малых  народов  страны.  Здесь  яркие  многослойные  одежды  необычного  кроя  украшены  множеством  вышивок,  росписью  батиком,  металлическими  пластинами  и  т.  д.,  что  придает  нарядам  оригинальность  и  ту  самобытность,  которая  отличает  их  от  китайцев  ханьского  происхождения,  и  в  то  же  время,  эти  костюмы  кардинальным  образом  отличны  от  женского  костюма,  популярного  в  крупных  городах  того  времени. 

Костюм  национальных  меньшинств  также  представлен  в  экспозиции  Шанхайского  музея.  В  темном  зале  с  множеством  освещенных  желтоватым  светом  витрин  во  всей  красе  выставлен  костюм  национальных  меньшинств  во  всем  его  многообразии  тканей,  способов  ее  обработки  (вышивка,  батик,  инкрустация  и  т.  д.)  и  аксессуаров  из  серебра,  яшмы,  коралла  и  агата.

В  Музее  текстиля  и  костюма  при  Восточно-китайском  университете  также  представлены  самые  разные  образцы  платьев  ципао  первой  половины  XX  века.  В  музее  представлено  ципао  на  все  случаи  жизни:  как  на  каждый  день,  сшитые  из  легких  фабричных  тканей  (дамаска,  шелка,  газа),  так  и  из  тонкого  прозрачного  кружева  для  вечернего  выхода.  Платье  ципао  стало  олицетворением  традиций  и  новаций  в  китайской  моде.  В  начале  XX  века  оно  явилось  результатом  формообразующих  поисков  в  современном  женском  костюме  Китая,  адаптации  и  переработки  влияний  на  него  других  культур,  но  вместе  с  тем  именно  ципао  стало  воплощением  китайских  традиций  женского  костюма  в  ХХ  веке.

Сейчас  сложно  говорить  о  типах  и  национальных  особенностях  костюма,  свойственных  Китаю,  так  как  в  первой  половине  ХХ  века  он  был  воплощен  лишь  в  одной  универсальной  форме  —  в  платье  ципао.  Безусловно,  особенности  китайского  традиционного  костюма  и  по  сей  день  продолжают  оказывать  влияние  на  развитие  современной  моды,  но  этот  факт  пока  не  может  свидетельствовать  о  рождении  китайского  стиля  в  Высокой  моде.

Коллекции  крупнейших  музеев,  посвященных  китайскому  костюму,  показывают  первую  половину  XX  века  как  яркий  и  плодотворный  период  в  истории  развития  китайского  костюма,  но  в  то  же  время  с  сожалением  приходится  отметить  ограниченность  экспозиций  и  коллекций  1949  годом,  который  в  истории  китайского  костюма  является  значимым  рубежом.  Вместе  с  тем  экспозиции  китайского  костюма  очень  разнообразны,  в  них  представлена  история  шелкоткачества  и  текстиля,  народный  костюм,  традиционный  костюм  аристократии,  наряды  шанхайских  модниц.  Музейные  пространства  очень  схожи  между  собой,  главное  их  отличие  состоит  в  особенностях  освещения  залов,  которое  в  каждом  рассмотренном  случае  создает  особую  атмосферу:  где-то  это  дневной  свет,  где-то  он  наоборот  приглушен,  а  музейные  экспонаты  освещены  ярким  желтым  светом.  Но  во  всех  музеях  одежда  представлена  в  пристенных  витринах,  где  ее  нельзя  обойти  кругом.  Возможно,  именно  такой  способ  экспонирования  костюма  позволяет  зрителю  сосредоточить  свое  внимание  на  основном  достоинстве  этой  одежды  —  качестве  ткани  и  вышивки  на  ней  и  избежать  акцента  на  ощутимом  отсутствии  разнообразия  форм.

 

Список  литературы:

  1. 徐华龙著。上海服装文化史。Сю  Хуалун.  Шанхай  фучжуан  вэньхуаши  («История  культуры  костюма  Шанхая»).  Шанхай:  Дунфан  чубаньчжунсинь,  2010.  —  351  с.
  2. Музей  костюма  компании  Metersbonwe  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.mbmuseum.org/  (дата  обращения  15.11.2014).
  3. Музей  текстиля  и  костюма  при  Восточно-Китайском  университете  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://baike.baidu.com/view/2760204.htm?fr=aladdin  (дата  обращения  15.11.2014).
  4. Национальный  музей  шелка  в  Ханчжоу  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.chinasilkmuseum.com/  (дата  обращения  15.11.2014).
  5. Шанхайский  музей  текстиля  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://baike.baidu.com/item/%E4%B8%8A%E6%B5%B7%E7%BA%BA%E7%BB%87%E5%8D%9A%E7%89%A9%E9%A6%86  (дата  обращения  15.11.2014).
  6. Шанхайский  музей  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://baike.baidu.com/view/2760204.htm?fr=aladdin  (дата  обращения  15.11.2014).

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий