Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 октября 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Теория и история искусства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Минакова А.В. ДЕТАЛИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ СПЕКТАКЛЕЙ ТЕАТРА АНИМАЦИИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLI междунар. науч.-практ. конф. № 10(41). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ДЕТАЛИЗАЦИЯ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ОФОРМЛЕНИЯ  СПЕКТАКЛЕЙ  ТЕАТРА  АНИМАЦИИ

Минакова  Алёна  Владимировна

аспирант  кафедры  «Теории  и  истории  искусства»,  Харьковская  государственная  академия  дизайна  и  искусств,  Украина,  г.  Харьков

E-mail: 

 

SPECIFICATION  OF  PERFORMANCE  SETTING  OF  ANIMATION  THEATRE

Alyona  Minakova

post  graduate  student  of  Department  of  Theory  and  History  of  Art,  Kharkiv  State  Academy  of  Design  and  Arts,  Ukraine,  Kharkiv

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  анализируется  детализация  художественного  оформления  постмодернистских  спектаклей  театра  анимации  как  один  из  самых  распространенных  художественных  приемов  на  анимационной  сцене  конца  ХХ  —  начала  ХХІ  века.  На  сегодня  постмодернистские  анимационные  спектакли  насыщены  множеством  деталей,  в  них  присутствует  многослойность,  которую  зритель  должен  расшифровать,  опираясь  на  замысел  режиссера.  Рассмотрение  детализации  сценического  оформления,  несмотря  на  общие  черты  проявления,  является  актуальным  для  каждого  конкретного  спектакля.

ABSTRACT

The  article  analyzes  specification  of  postmodern  performance  setting  of  animation  theatre  as  one  of  the  most  distributed  artistic  devices  at  animation  stage  of  the  end  of  the  20th  —  beginning  of  the  21st  century.  Nowadays  postmodern  animated  performances  are  full  of  details  and  contain  layering,  which  a  viewer  is  to  decode  relying  on  the  director’s  plan.  Consideration  of  staging  specification  despite  general  display  features  is  topical  for  each  particular  performance. 

 

Ключевые  слова:  детализация  художественного  оформления;  театр  анимации;  постмодернизм;  неклассичность;  сценическое  пространство;  сценические  объекты.

Keywordsspecification  of  setting;  animation  theatre;  post-modernism;  nonclassicality;  acting  space;  scenic  objects. 

 

Искусство  театра  анимации,  имеющее  многовековую  историю,  в  ХХ—ХХІ  веках  обогатилось  новыми  художественными  идеями  и  путями  для  их  реализации.  Анимационные  спектакли  все  дальше  отходили  от  своих  классических  примеров  предшественников,  становились  сложнее  по  смысловому  наполнению  и  сценическому  оформлению.  Вариативность  подбора  драматургического  материала  для  постановок  и  решений  для  его  воплощения  оказалась  огромна.  И  одним  из  важнейших  инструментов  в  создании  современных  анимационных  спектаклей  явилась  детализация  художественного  оформления.

Спектакли  театра  анимации  не  всегда  были  детализированы  в  своем  оформлении.  На  данный  момент  их  можно  условно  разделить  на  три  категории:

·     классические;

·     неклассические;

·     постмодернистские.

Разделение  на  «классические»  и  «неклассические»  спектакли  театра  анимации  происходит,  главным  образом,  на  уровне  драматургии.  Классический  репертуар,  формировавшийся  на  протяжении  столетий,  включает  в  себя  традиционные  сюжеты,  интерес  к  которым  был  характерен  для  народного  кукольного  театра  —  это  утверждение  справедливо  как  для  площадных  комедий,  так  и  для  рождественских  мистерий.  Такой  театр  всегда  требовал  не  только  закрепления  сюжета  и  приемов  исполнения,  но  и  мизансценирования,  смены  ритмов,  чередования  трагических  и  комических  элементов,  и  конечно,  художественного  оформления  [5,  с.  65].  Классическими  можно  считать  сюжеты  рождественских  мистерий,  снискавшими  себе  популярность  во  многих  европейских  и  славянских  странах;  комедии  Петрушки,  имевшей  аналоги  в  Европе;  истории  доктора  Фауста,  наиболее  близкой  к  немецкой  традиции.  Все  перечисленные  сюжеты  имеют  четкую  форму  драматургической  конструкции,  жестко  обозначенные  типы  кукол  для  их  исполнения  и  обусловленное  традициями  сценическое  оформление.

Позднее,  с  развитием  драматургии,  в  театр  кукол  проникают  пьесы  Шекспира,  Мольера,  и  других  знаменитых  драматургов;  расцветает  многообразие  бытовых  сценок;  пьесы  для  кукольного  театра  пишут  М.  Метерлинк  и  Э.Г.  Крэг  [7,  с.  21—22].  Именно  такая  драматургия,  уводящая  кукольный  театр  от  традиционных  представлений,  сделала  его  неклассическим.  В  неклассических  спектаклях  театра  анимации  до  середины  ХХ  века  пользовались  установленными  традицией  «правилами»  воплощения  драматургии  на  кукольной  сцене,  используя  сформированные  веками  сценические  законы.  В  частности,  как  можно  судить  из  сохранившихся  доныне  традиций,  согласно  которым  жанр  спектакля  определяет  тип  куклы,  который  в  нем  используется.  Неклассические  анимационные  спектакли  сохранили  такое  разделение  по  типам  кукол:

·     в  спектаклях  комедийного  характера  используются  перчаточные  или  патычковые  куклы  (кукла  называется  «патычковой»  поскольку  водится  на  палочках  —  «патычках»),  т.  е.  куклы  с  упрощенной  механизацией  и  упрощенной  пластикой;

·     в  спектаклях  трагического,  драматического,  а  порой  и  эпического  характера  используются  марионетки;

·     в  вертепах  (шопках,  батлейках)  используются  простые  куклы  на  палочках,  как  правило,  без  подвижных  частей.

Следует,  однако,  заметить,  что  с  распространением  неклассического  материала  в  России,  семьей  художников  Ефимовых  была  изобретена  тростевая  кукла  со  сложным  механизмом,  которая  являлась  верховой,  в  отличие  от  марионеток,  но  и  имела  достаточно  подробную  и  взвешенную  пластику,  в  отличие  от  перчаточных  кукол  [3,  с.  11].  Этот  тип  куклы  позволил  еще  более  расширить  драматургический  диапазон  на  анимационной  сцене  и  стал  популярным  для  воплощения  как  драм,  так  и  комедий.

Культурные  и  социальные  процессы  в  обществе  усложнялись,  требуя  отображения  в  театре  как  драматическом,  так  и  кукольном;  искусство  и  литература  давали  новые  векторы  движения  и  идеи;  далеко  шагнувший  технический  прогресс  давал  широкие  возможности  для  их  воплощения.  Анна  Веселовская  замечает,  что  драматический  театр  на  своем  пути  развития  прошел  этап  коллажности,  когда  различные  виды  искусств  только  начинали  проникать  на  театральную  сцену,  и  использовались  как  аппликация,  не  входя  в  «тело»  спектакля  [1,  с.  88].  Справедливым  это  суждение  можно  считать  и  по  отношению  к  театру  анимации,  где  коллажность  дала  некоторую  неуравновешенность  спектакля,  его  разножанровость,  что,  как  подтверждает  Веселовская,  ведет  к  полифоничности,  информационной  насыщенности  спектакля.  В  таком  случае  принцип  коллажа  имеет  информационно-содержательный  характер,  и  становится  определяющим  фактором  стилистического  направления  спектакля,  где  достаточно  автономные  фрагменты  сосуществуют  вместе  [1,  с.  88].  Однако,  чтобы  такие  фрагменты  существовали,  на  анимационной  сцене  возникают  многообъектность  спектаклей  и  детализация  художественного  оформления.

В  сценографии  неклассических  анимационных  спектаклей  нередко  можно  наблюдать  детализацию  художественного  оформления,  тогда  как  для  спектаклей  классического  традиционного  типа  характерен  высокий  уровень  условности  в  художественном  оформлении.  Тут  также  необходимо  понимание,  что  все  постмодернистские  спектакли  театра  анимации  являются  неклассическими,  но  не  все  неклассические  спектакли  являются  постмодернистскими.  Это  очень  важное  положение,  тем  более,  что  отличительные  черты  постмодернистских  спектаклей  более  сложны  и  обширны,  нежели  отличительные  черты  спектаклей  неклассических.  Детализация  проявляется,  главным  образом,  в  создании  декораций,  сценических  кукол  и  нередко  —  костюмах  актеров-исполнителей.  Одним  из  наиболее  ярких  примеров  сложного  художественного  оформления  стал  спектакль  «Силы  любви  и  волшебства»,  оформленный  художниками  из  объединения  «Мир  искусства»  в  начале  ХХ  века.  Этот  спектакль  был  характерен  превалированием  художественного  оформления  над  содержанием  и  исполнением  спектакля,  и  репрезентовал  подход  к  созданию  кукольного  спектакля,  который  был  впоследствии  назван  «театром  художника»  [4,  с.  179].

Художественное  оформление  современных  анимационных  спектаклей  происходит  в  едином,  избранном  для  каждого  спектакля  индивидуально,  колорите,  в  единой  стилистике,  с  обязательным  применением  законов  композиции.  Это  подтверждают  слова  А.  Веселовской  о  том,  что  театр  «отеатрализовал»  другие  виды  искусства,  в  частности  живопись,  воплощая  в  себе  их  черты  через  призму  своей  специфики  [1,  с.  89—90].  Потому,  детализация  охватывает  не  только  художественное  оформление  сценического  пространства,  но  и  оформление  кукол,  действующих  на  сцене,  а  также  костюмы  актеров-исполнителей.  Оформление  театральной  куклы  является  важнейшим  пунктом  в  оформлении  всего  анимационного  спектакля  в  целом.  Ранее,  во  времена  традиционного  театра,  мы  могли  говорить  о  большой  доле  условности  и  обобщенности  в  оформлении  играющих  кукол,  которые  отличались  лишь  основными  характерными  чертами  [2,  с.  10];  в  период  натурализма  детализация  проявила  себя  как  инструмент  приближения  анимационных  спектаклей  к  спектаклям  драматическим  [6,  с.  61];  в  постмодернизме  детализация  театральных  кукол  позволяет  выразить  индивидуальных  характер  каждого  персонажа,  его  специфичность.  И  одновременно  с  уникальностью  каждой  куклы,  все  они  создаются  в  едином  ключе  спектакля,  в  единой  стилистике,  согласно  замыслу  художника-постановщика  и  режиссера.

То  же  касается  и  костюма  актера-исполнителя.  Когда  актер-кукольник  вышел  из-за  ширмы,  становясь  равным  кукле  сценическим  объектом,  существенное  место  в  оформлении  спектакля  заняли  театральные  костюмы.  Они  стали  создаваться  в  стилистике  спектакля,  что  позволило  художнику  при  помощи  костюма  еще  более  подчеркнуть  значимость  актера  как  отдельного  сценического  объекта,  или,  напротив,  увести  его  «в  тень»,  оставив  главной  куклу  на  сцене.  Здесь  справедливым  будет  провести  аналогию  с  искусством  скульптуры,  которое,  пройдя  «отеатрализацию»,  о  чем  говорила  Веселовская  [1,  с.  89—90],  воплощается  в  актере  как  в  ожившей  скульптуре,  действующей  в  композиции  спектакля. 

Детализация  декораций  позволяет  повысить  художественность,  аттрактивность  и  зрелищность  анимационных  спектаклей,  приблизить  их  к  произведениям  изобразительного  искусства.  Это  справедливо  потому,  что  живопись,  скульптура  проникают  на  анимационную  сцену  не  как  самостоятельные  виды  искусств,  а,  скорее,  как  их  «отеатрализованная»  версия,  создавая  гармоничный  синтез.  Однако  детализация  несет  в  себе  не  только  внешние  проявления  и  повышение  аттрактивности  спектаклей,  она  наполняет  сценическое  пространство  знаками  и  символами,  которые  открывают  все  новые  и  новые  возможности  для  их  дешифровки  на  основе  замысла  режиссера  и  художника  постановщика.  Это  образуют  новые  смыслы  и  смысловые  лакуны,  когда  одни  и  те  же  знаки  и  символы  могут  по-разному  дешифровываться  различными  зрителями,  порой  даже  не  донося  заложенную  режиссером  нагрузку.  Эта  роль  детализации  еще  требует  более  полного  изучения  и  анализа.

 

Список  литературы:

  1. Веселовська  Г.І.  Параметри  сучасної  театральності:  Транзит  синтез  —  колаж  —  бриколаж  //  Сучасне  мистецво:  Наук.  зб.  /  Ін-т  проблем  сучас.  мист-ва  НАМ  України  К.:  Фенікс,  2010.  —  С.  87—98.
  2. Владимирова  Н.В.  Західноєвропейський  театр  у  динаміці  культуротворчого  процесу  межі  ХІХ—ХХ  століть:  Монографія».  К.,  Щек,  2008.  —  295  с. 
  3. Симонович-Єфимова  Н.  Записки  петрушечника.  М.-Л.,  Держвидав,  1925.  —  45  с.
  4. Слонимская  Ю.Л.  Кукольный  театр//  Театр  и  искусство.  —  1916.  —  №  9.  —  С.  179—181.
  5. Смирнова  Н.И.  Искусство  играющих  кукол:  смена  театральных  систем.  М.,  Искусство,  1983.  —  270  с.
  6. Русабров  Е.Т.  Типология  театра  кукол  //  Проблемы  общей  профессиональной  педагогики.  Сб.  наук.  работ.  Харьков.  2000.  —  С.  61—70.
  7. Jurkowski  H.  Metamorfozy  teatru  lalek  w  dwadzietym  wieku  /  H.  Jurkowski.  Warszawa,  1999.  —  345  s.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.