Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 21 января 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ФОРМИРОВАНИЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ
Золотарева Лариса Романовна
канд. пед. наук, профессор, КарГУ им. Е.А. Букетова, Караганда
E-mail: zolotareva-larisa@yandex.ru
Осознание проблем современного искусствоведения невозможно без учета социально-исторической динамики развития художественной системы в Казахстане. Это относится и к нашему осмыслению проблемы становления казахстанского искусствоведения. Ретроспективный анализ данного вопроса представляет несомненную актуальность.
Становление и развитие искусствознания в Казахстане происходило параллельно с развитием профессионального изобразительного искусства Казахстана и формированием национальной художественной школы.
Профессиональные станковые формы изобразительного искусства Казахстана — живопись, скульптура, графика — сложились в 1920-х годах XX века. До этого времени не было единого художественного центра; художники работали разобщенно. В развитии и организации национального художественного образования в республике велика заслуга русских художников, среди которых Н.Г. Хлудов. Он учился в Одесской рисовальной школе, затем в Петербурге у художника Н. Гоголинского; с 1879 года до конца своей жизни жил и работал в Верном (Алма-Ата). В 1920 году были созданы художественные мастерские, объединившие группы художников (Н. Хлудов, А. Пономарев, В. Антонов и др.), которые имели важное значение для консолидации художественных сил республики. Весомый вклад в развитие изобразительного искусства и художественного образования в республике внес своей организаторско-творческой работой Н.И. Крутильников. Всю свою творческую жизнь он прожил в Казахстане, сначала в Семипалатинске, затем в Кзыл-Орде и Алма-Ате. Н.И. Крутильников окончил в 1916 году Казанское художественное училище; в 1921 году он переехал в Казахстан, в Семипалатинск, где развернул большую общественно-культурную деятельность: занимался выявлением молодых творческих сил, вел популяризационную работу, пропагандировал произведения искусства среди населения. Н.И. Крутильников явился одним из организаторов художественной студии в Семипалатинске и первой передвижной выставки в республике. В эти же годы в периодической печати встречаются рисунки М. Кудряшова, В. Панаева, И. Савельева, братьев К. и Х. Ходжиковых, А. Исмаилова. Однако об активной творческой жизни художников Казахстана говорить было еще рано; сказывалось отсутствие организационного центра.
Важное событие в художественной жизни республики — организация в 1928 году Наркомпросом КазССР передвижной выставки произведений казахстанских художников. С этого времени в Казахстане систематически организуются передвижные художественные выставки (Алма-Ата, 1929; Павлодар 1931); аналогичные выставки были открыты силами местных художников в Семипалатинске, Петропавловске, Актюбинске, Чимкенте. С 1928 года, со строительством в Казахстане Турксиба, крупных индустриальных объектов художественно-общественная жизнь активизируется. В Казахстан приезжают специалисты по культуре, искусству, художественному образованию из центральных областей большой страны. Интерес к Казахстану проявляют и художественные организации Москвы, в частности, Всероссийское кооперативное товарищество «Художник». В 1932 году был создан Оргкомитет Союза художников СССР, а в 1933 году — Оргкомитет Союза художников Казахстана, одним из организаторов которого был Н.И. Крутильников; первым председателем стал Аубакир Исмаилов — живописец и график. Создание Оргкомитета Союза художников Казахстана явилось крупным событием в художественной жизни республики; его деятельность выражалась в регулярной организации выставок, в консолидации и творческой мобилизации художников. Первая выставка, организованная Оргкомитетом в 1933 году в Алма-Ате, ставила своей целью выявление творческих, прежде всего национальных сил. В 1934 году было организовано несколько выставок, самой значительной из которых стала выставка «Искусство Советского Казахстана», открытая 8 мая после специального постановления СНК Казахстана в Музее восточных культур в Москве для широкого ознакомления трудящихся СССР с казахским искусством. Выставка показала, что в республике недостает своей художественной школы, которая бы растила национальные кадры.
В 1930-е годы активизируется художественное образование. Одним из первых педагогов Алма-Атинского художественного училища и организаторов казахстанской реалистической школы живописи 1930—1940-х годов был Алексей Ильич Бортников. Завершив художественное образование в Одесском художественном институте, Бортников возвратился в Алма-Ату и активно включился в художественную жизнь республики.
Важную роль в развитии художественного образования имела выставочная деятельность, а также основание в 1935 году в Алма-Ате Казахской государственной художественной галереи (ныне Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева). Задача галереи — собрание и популяризация произведений национального, русского и зарубежного искусства. В январе 1939 года в залах Художественной галереи открылась выставка, на которой было представлено более двухсот пятидесяти произведений художников республики. Развернулась творческая дискуссия — первая дискуссия художников Казахстана.
На I съезде художников Казахстана, состоявшемся 24 июня 1940 года в Алма-Ате, отмечались достижения Оргкомитета Союза художников Казахстана; вместе с тем подчеркивалось, что перед художниками республики стоят задачи повышения профессионального мастерства, улучшения работы с одаренной национальной молодежью. К тому времени в Казахстане уже сформировался коллектив национальных художников-живописцев.
Первым национальным художником, основоположником профессионального изобразительного искусства в Казахстане по праву является Абылхан Кастеев(1904—1973) — народный художник СССР, лауреат Государственной премии Казахстана. Его творчество, многогранное и самобытное, взращенное народной традицией и воплотившее национальное мироощущение, близко и дорого современнику. Благодаря его таланту сегодняшний зритель «общается» со своими предками, постигает национальные обычаи и традиции.
В годы Великой Отечественной войны в Казахстан было эвакуировано немало творческой интеллигенции из различных регионов страны. Уже немолодым человеком приезжает в Алма-Ату Абрам Маркович Черкасский, окончивший Институт живописи, ваяния и зодчества им. И.Е. Репина. Его приход в казахстанскую живопись и в систему художественного образования (он преподавал в Алмаатинском художественном училище) открыл значимость художественного «я» в творческом процессе.
Второй этап развития изобразительного искусства Казахстана — 1950—1960 годы. В начале 1950-х годов в Казахстане выросло новое поколение молодых профессиональных художников, получивших художественное образование в лучших вузах Москвы, Ленинграда, Харькова и других городов СССР. Достаточно назвать имена Айши Галимбаевой, Канафии Тельжанова, Сабура Мамбеева, Гульфайрус Исмаиловой, Сахи Романова, Молдахмета Кенбаева, Уке Ажиева, Али Джусупова и др.
В середине 1960-х годов в коллектив художников Казахстана вливается новый поток мастеров, внесших свежую струю в изобразительное искусство. Это было уже третье поколение, в которое вошли Салихитдин Айтбаев, Шаймарден Сариев, Абдрашид Сыдыханов, Токболат Тогусбаев, решительно вставшие на путь создания национальной школы изобразительного искусства.
Следующий этап развития казахского национального искусства — 1970—1980 годы. Свое творческое дарование проявили художники и скульпторы А. Аканаев, Т. Досмагамбетов, А. Есенбаев, К. Закиров, К. Каметов, Е.Мергенов, К. Муллашев, Т. Ордабеков, Б. Табиев, Е. Тулепбаев, А. Смагулов, М. Хитахунов, и др.
Искусство в контексте культуры независимого Казахстана (1991—2012) характеризуется поиском идентичности.
Проследив кратко эволюцию художественной жизни Казахстана, рассмотрим вопросы становления и развития искусствоведения в республике.
Основы изобразительного искусства закладывает Ч. Валиханов, ученый, просветитель, художник. Его этнохудожественное наследие, обширное и многообразное, представляет интерес для искусствоведов, культурологов, специалистов искусствоведческого и художественного образования. Справедливо замечает академик А. Маргулан, что «исследование большого художественного наследия Валиханова — благороднейшая задача нашего современного искусствоведения, ибо оно лежит в основе изучения изобразительного искусства Казахстана» [1, с. 28].
Профессиональное искусствоведение в Казахстане начало формироваться со 2‑й половины ХХ века. Об оторванности Казахстана в 1920—1930-е годы свидетельствует тот факт, что 20 октября 1926 года был открыт отдел изучения искусств национальностей СССР при Государственной академии художественных наук. Большая роль в создании и деятельности его принадлежит Я.А. Тугенхольду. Им был прочитан ряд докладов и написано большое количество статей о живописи и графике народов СССР. Однако Казахстан остался вне поля зрения этого ученого [6, с. 12].
В 1939 году СНК и ЦК КП(б) Казахстана приняли постановление «О дальнейшем развитии литературы и искусства в Казахстане», а Комитет по делам искусств при СНК СССР — приказ «О мероприятиях по дальнейшему развитию искусства Казахской ССР». Постановление призывало осваивать и популяризировать богатое наследие казахского народа [6, с. 19]. Эпохальным событием стал I-й съезд художников Казахстана, прошедший 24 июня 1940 года в Алма-Ате. Среди актуальных вопросов развития художественно-культурной жизни республики стояла задача повышения роли художественной критики в освещении успехов мастеров изобразительного искусства, тем более, что к этому времени в Казахстане уже сложился костяк национальных профессиональных художников. Неоценимую роль в развитии изобразительного искусства и искусствоведения сыграли постановления 1970-х годов «О литературно-художественной критике», «О народных художественных промыслах», «О работе с творческой молодежью».
В 1930—1940-е годы в печати (в журналах «Литература и искусство Казахстана», «Искусство») появились статьи об искусстве казахского народа Ф. Болкоева, Г. Брылова, И. Омарова, А. Орлова, В. Чепелева и др.
У истоков казахстанского искусствоведения в 1950—1960-е годы стояли Е. Вандровская, Л. Варшавский, Б. Веймарн, М. Габитова, О. Джусупова, А. Жубанов, Т. Жургенов, А. Каналин, В. Кантор, И. Кучис, Е. Макульская, Г. Михельсон, Н. Нурмухамедов, А. Нурок, И. Рыбакова, Г. Сарыкулова, М. Холоминская, Н. Черкасова и др. Одним из первых изданий по искусству Казахстана в 1950-е годы был альбом «Искусство Казахстана» А.К. Каналина.
Известными историками и теоретиками искусства, художественными критиками в Казахстане, авторами монографий, альбомов, статей являются Н. Нурмухамедов (Искусство Казахстана, 1970; Графика Казахстана, 1978); Г.А. Сарыкулова, И.А. Рыбакова, М.Г. Габитова (Мастера изобразительного искусства Казахстана, 1972); Г.А. Сарыкулова (Очерки истории изобразительного искусства Казахстана, 1977; Мастера изобразительного искусства Казахстана, 1984); И.П. Юферова, Б.К. Барманкулова (Изобразительное искусство советского Казахстана, 1989); Б.К. Барманкулова — автор вступительных статей к альбомам «Уке Ажиев», «Абылхан Кастеев», «Рустам Хальфин»; И.П. Юферова, создатель альбома «Елена Воробьева»; И.А. Рыбакова — «Абылхан Кастеев», «Айша Галимбаева»; «Нагим-Бек Нурмухаммедов»; Е.Б. Вандровская — «Канафия Тельжанов», «Сахи Романов», «Галимбаева Айша Гарифовна»; Е.П. Зальцман — «Кадырбек Каметов»; Г.Ш. Елеукенова —«Хакимжан Наурызбаев», «Очерк истории средневековой скульптуры Казахстана»; Н.А. Полонская — «Молдахмет Кенбаев»; Р.Т. Копбосинова — «Сахи Романов», «Абдрашид Сыдыханов»; Е.Г. Малиновская — «Этапы и тенденции формирования национальной школы Казахстана: Архитектура, искусство», «Этнокультурная специфика кочевой цивилизации в процессе формирования профессиональных школ искусства Казахстана», «Галым Каржасов»; Л. Марченко — «Гульфайрус Исмаилова» и др.
Крупным специалистом в области теоретического искусствоведения является Ергалиева Райхан Абдешевна, доктор искусствоведения, член Союза художников Казахстана, член Международной ассоциации художественных критиков при ЮНЕСКО (AICA), вице-президент Национальной секции международной ассоциации AICA, академик Академии художеств Республики Казахстан. «Основой для проявления глубинной самобытности казахского изобразительного искусства стало традиционное мировоззрение казахов, воплощенное в комплексе этнокультурных традиций народа… Формирование духовной специфики и художественных особенностей профессионального искусства Казахстана осуществлялось в постоянном контакте, диалоге и глубинной внутренней связи с традиционным сознанием народа, обусловив наиболее емкие процессы самоидентификации. В итоге, менее чем за столетие была создана художественная школа с самобытным, адекватным национальной ментальности формальным языком и комплексом идей», — констатирует Р.А. Ергалиева в монографии «Этнокультурные традиции в современном искусстве Казахстана» [3, с. 4].
Среди известных представителей современной казахстанской школы искусствоведения необходимо выделить следующие имена: Л.С. Уразбекова, М.Т. Молдагалиева, К.Ж. Мукажанова, Л.Б. Нурпеисова, Ж.А. Енсебаева, С.Б. Кумарова, К.В. Ли.
Уразбекова Лаура Сайкеновна, президент Академии художеств Республики Казахстан, президент Национальной секции Международной ассоциации художественных критиков AICA при ЮНЕСКО; основной темой ее работ является трансформация традиционного искусства кочевников в современных формах искусства.
Ли Камилла Витальевна — автор значительных публикаций: «Изобразительное искусство Казахстана. XX век. Живопись, скульптура, графика, актуальное искусство» (2001), «Шестидесятники. Тюркский романтизм» (2004), «Шедевры изобразительного искусства Казахстана» (2005), «Евразийский концепт изобразительного искусства Казахстана: к постановке вопроса».
Искусствоведы являются инициаторами крупнейших международных проектов, конференций (Традиционное и современное искусство Казахстана и Центральной Азии; Художник и эпоха. А. Кастеев и изобразительное искусство Центральной Азии XIX—XX вв.) (2004), искусствоведческих чтений (Осенние чтения); составителями искусствоведческих сборников (Актуально об актуальном), иллюстрированных альбомов (Искусство Казахстана: содружество имен), антологии (Антология искусства Казахстана: Живопись), многотомных изданий (Памятники культуры Казахстана, История казахского искусства).
Весомый вклад в исследование изобразительного искусства Сарыарки (Центрального Казахстана) внесли ведущие искусствоведы Карагандинского региона, члены Союза художников Казахстана и Ассоциации искусствоведов, участники многочисленных республиканских и международных конференций, конгрессов и симпозиумов, «круглых столов» по проблемам культуры, искусства, художественного, архитектурного и дизайнерского образования. Среди них Е.П. Гаврилова, автор монографии «Мемориал Караганды». КарЛАГ, культура, художники» (2003) [2]; исследователь ратуетза обновленную культуру Караганды, переоценку ее истоков; Л.И. Дараева; Н.И. Иванина, создатель альбома «Художники Сарыарки» (2006) [7]; Л.Н. Плетникова, Г.М. Сафарова — организаторы независимой нон-профитной художественной институции Дешт-и-Арт-Центр в Караганде, созданной при поддержке Фонда Сорос-Казахстан в 2000 году, занимающейся основанием новых территорий современной культуры и изучением художественного наследия; Л.Р. Золотарева (автор настоящей статьи), искусствовед, профессор, член Союза художников Казахстана, член Общероссийской организации «Ассоциация искусствоведов», эксперт Казахстанской Национальной Федерации клубов ЮНЕСКО по вопросам изобразительного искусства и художественного образования; создатель книг «История искусств Казахстана» (2000); «История города в творчестве карагандинских художников» (2004); «Музееведение» (2007); «Педагогическое искусствоведение» (2011). Монография «Педагогическое искусствоведение» является первым научным исследованием в художественном и искусствоведческом образовании Казахстана, отражающим искусствоведческо-педагогическое видение ученого, педагога, искусствоведа [4].
Одной из наиболее актуальных в современном мировом и казахстанском искусствознании становится тенденция глобализации как самих творческих процессов, так и их исследований. Эпохальной и перспективной составляющей современного научного поиска, вопросом первичной важности современной искусствоведческой науки является изучение форм и способов выражения национальной самоидентичности в изобразительном искусстве Казахстана.
Культурный образ Казахстана нашел свое воплощение в книге «Идея независимости в изобразительном искусстве Казахстана» (2011) [5].
Список литературы:
- А.Х. Маргулан. О художественном наследии Чокана Валиханова // Ч.Ч. Валиханов. Собр. соч.: В 5 т. — Алма-Ата: Наука, 1989. — Т. 5. — 435 с.
- Гаврилова Е.П. Мемориал Караганды. КарЛАГ, культура, художники. — Караганда: ТОО «Арко», 2003. — 200 с., ил.
- Ергалиева Р.А. Этнокультурные традиции в современном искусстве Казахстана. — Алматы: НИЦ «Ғылым», 2002. — 183 с.
- Золотарева Л.Р. Педагогическое искусствоведение. — Алмата: Изд-во «Білім», 2011. — 395 с., табл.
- Идея независимости в изобразительном искусстве Казахстана. — Алматы: ИЛИ МОН РК, 2011. — 420 с.
- Очерки истории изобразительного искусства Казахстана / Отв. ред. Г.А. Сарыкулова. — Алма-Ата: «Наука» КазССР, 1977. — 223 с.
- Художники Сарыарки. Сарыарқа суретшілері. Artists of Saryarka / Авт и сост. Н.И. Иванина. — Павлодар: ТОО НПФ «ЭКО», 2006. — 163 с., ил.
дипломов
Оставить комментарий