Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 14 августа 2012 г.)

Наука: Филология

Секция: Фольклористика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Адамович О.В., Камышева И.В. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ИГРОВОГО ФОЛЬКЛОРА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ИГРОВОГО ФОЛЬКЛОРА

Адамович Ольга Владимировна

педагог доп.образования ГБОУ ЦЛПиДО «На Королева»,г. Москва

Камышева Ирина Владимировна

педагог доп. образования ГБОУ ЦЛПиДО «На Королева»,г. Москва

E-mail: lagra63@mail.ru

 

«Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра» [2, с. 133].

Поразительное сходство наблюдается в ранних играх маленького человека и его четвероногих собратьев, обитающих в естественной среде. Те же неуверенные движения, недоумевающий взгляд, удивление и радость первого открытия. Это естественно, ведь игра представляет уникальный и неповторимый путь в новый мир — мир, полный радости и опасности, слез и улыбок, мир жизни. И одним, чтобы на удачной охоте одолеть сильного соперника, сначала необходимо научится не бояться шума крыльев жука-носорога или шороха шагов ёжа, а другим, чтобы не потеряться в многоуровневом социуме и найти свою стезю, надо вдоволь повозиться с тряпичной куклой и поскакать на деревянной лошадке…

Игра для ребенка является, по сути, репетицией общественной деятельности, входя в состав народных традиций, обрядов и повседневной жизни. Это «удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в их жизнь приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, загадками, сказкой, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики.

Игры — это уроки жизни, которые учат ребенка общению с другими людьми» [2, с. 133].

У разных народов понятие «игра» несколько варьируется по значению. Так, у древних греков слово «игра» означало собой действия, свойственные детям, выражая, главным образом то, что теперь называется «предаваться ребячеству». У евреев слово «игра» соответствовало понятию о шутке, смехе. У римлян это понятие означало радость, веселье. У немцев древнегерманское слово «игра» означало легкое плавное движение, наподобие качания маятника, доставлявшее при этом большое удовольствие. Впоследствии на всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг человеческих действий, с одной стороны претендующих на тяжелую работу, с другой — доставляющих людям веселье и удовольствие. Таким образом, в этот многообъемлющий круг, соответственно современным понятиям, стало входить все: от детской игры в солдатики до трагического воспроизведения героев на сцене театра, от детской игры на орехи до биржевой игры на червонцы, от бег верхом на палочке до высшего искусства талантливого скрипача.

Известный педагог XIX века, один из основоположников этнографии детства Е.А. Покровскийцитирует определение детской игры немецких авторов: «Детская игра, по характеру своему, составляет один из видов деятельности организма, впрочем, деятельности такой, которая существенным образом отличается от серьезной работы, так как всякая серьезная работа имеет целью удовлетворение каких-либо практических задач жизни, между тем как всякая игра, а в том числе и детская, не задается никакой предвзятой целью, а, наоборот, сама по себе составляет и цель, и действие, и наслаждение; кроме же того в данном случае деятельность, выражающаяся в игре, является ещё как бы специально приспособленной и совершающейся в силу внутренних, физиолого-психических потребностей и побуждений, наиболее свойственных молодому организму» [11, с. 3 — 4].

Кроме этого, игру можно определить как один из методов, посредством которого ребенок вступает в общение с внешним миром. Этот метод наиболее удобен для юного организма, так как является самым ранним и доступным для него. Ведь дети начинают играть очень рано, задолго до того, как в их жизнь придет слово. А благодаря играм, шаг за шагом ребенок узнает не только окружающий мир, но и самого себя.

Многое из того, что делает ребенок, он повторяет за взрослыми из любопытства. В его картину мира шаг за шагом входит понимание внутреннего смысла и внешних действий взрослых. В этом случае игра становится способом развития у малыша тех или иных навыков. А любые навыки лучше всего постигаются на практике. Так «перечень моторных навыков, которыми должен овладеть ребенок, практически безграничен. Зрение, восприятие, речь, социальное поведение — все усваивается особенно прочно, методом проб и ошибок, в первые пять лет жизни. Это не может быть понято иначе, потому что ребенок не может перейти к косвенному обучению с помощью родителей или учителей, прежде чем не усвоит сам самые простые, жизненно необходимые вещи. Игра — это единственный путь обучения, который доступен в младшем детском возрасте» [17, с. 10].

Кроме этого, игра выполняет особую роль как социокультурное явление. «Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках человека и целых народов» [2, с. 134].

Характер народа, бесспорно, накладывает свой неповторимый отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается и на детских играх. Однако многие игры, песни и своеобразные отсчитывания детей иногда до поразительного сходства повторяются у разных народов или же изменяются в лишь малой его части, в соответствии с географическим положением местности и историческими особенностями. Все эти сходства явно указывают на существовавшую когда-то весьма близкую связь и даже родственность многих народов, и на то, что главнейшие потребности детей всех народов одни и те же: ребенок чувствует потребность постоянно упражнять свои органы, чувства и члены, стремиться всеми силами к удовлетворению этой потребности, а отсюда понятно, что многие из детских игр имеют так много сходства между собой, несмотря на различие национальностей, стоящих теперь достаточно далеко друг от друга, как по культурному развитию, так и по географическому положению. Так, эскимосский мальчик, закутанный в мех, играет в мяч с таким же удовольствием, как это делали ещё дети древних египтян и греков, и так же, как это делают современные европейские дети. Вот эти стороны игр детей, «в которых передается из рода в род, из века в век, от одного народа к другому что-то общее, свойственное, занимательное и поучительное для детей всех времен, всех рас и племен, всех религий и ступеней культурного развития, — и носят на себе признаки общечеловеческого, историко-образовательного значения детских игр» [11, с. 22—26].

Бесспорно, что к историко-образовательной стороне детских игр, имеющей важное культурологическое значение, относится и игровой фольклор, который занимает ведущее положение в устном поэтическом творчестве детей в связи с их возрастными особенностями и характером времяпрепровождения.

В большинстве игр органичными и неотъемлемыми компонентами являются различные фольклорные произведения. Причем зачастую их создателями выступают сами дети. Соответственно можно выделить несколько направлений, наиболее полно характеризующих педагогическую ценность игрового фольклора:

  1. Игровой фольклор является частью устного народного творчества, которое передается из поколения в поколение, способствуя сохранению народных традиций.
  2. Игровой фольклор является синтезом творчества детей и взрослых.
  3. Игровой фольклор дает ярко выраженную эмоциональную окраску той или иной игре.
  4. Игровой фольклор способствует более активному развитию психических процессов (восприятия, мышления, памяти, речи).
  5. Игровой фольклор способствует эстетическому воспитанию детей, являясь носителем народной культуры.
  6. Игровой фольклор способствует развитию словотворческих способностей детей.

«За всю историю человеческой цивилизации сложились многие виды игр. Каждая из них имеет свое значение для развития психики и социальной адаптации ребенка, а в целом они обеспечивают всестороннее развитие личности, создают предпосылки для её дальнейшего формирования в иных, неигровых формах деятельности. В игре развивается то, что будет нужно ребенку в его взрослой жизни. Приобретение социального опыта, представленного в богатейшем и разнообразнейшем содержании игр, дает ребенку возможность для более полной ориентировки в мире. Игра не является «способом» получения новых знаний, она, скорее, служит механизмом перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обогащения опыта ребенка.

Знание и игра не противоречат друг другу. Наоборот: нет знаний — нет игры, нет игры — нет знаний. Это обеспечивается различными функциями и содержанием игр, сложившимися исторически и представляющими систему, охватывающую практически все потребности развития ребенка» [21, с. 85].

Игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры являются частью интернационального, художественного и физического воспитания детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; они часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, песенками, потешками, что является художественной ценностью игр, имеет большое эстетическое значение и составляет ценнейший и неповторимый игровой фольклор.

И его основные носители — народные игры, в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Работая с детьми, педагогу нельзя забывать, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего их проявления в социально значимой творческой деятельности.

 

Список литературы:

  1. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Уч-к для студ. — М.: Академия, 1999. — С. 133—136.
  2. Гилярова Н. Н. Фрумкин А. К. Детский фольклор Рязанской области. — Рязань: Этнографический вестник, 1994. — С. 21—81.
  3. Покровский Е. А. Детские игры: Преимущественно русские. — М.: ТЕРРА; «Книжная лавка — РТР», 1997. — 416 с. — (Русский дом).
  4. Русский дом / Сост. К. Е. Корепова. — Н. Новгород: «Нижний Новгород», 1993. — С. 123—210.
  5. Эйнон Д. Творческая игра: От рождения до десяти лет / Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 1995. — С. 3—10.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.