Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 июня 2012 г.)

Наука: Филология

Секция: Теория языка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Найманбай А.Р. ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО, МЫШЛЕНИЕ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО, МЫШЛЕНИЕ

Найманбай Айнур Рахымбердикызы

канд. филол. наук., доцент ЕНУ им. Л.Н. Гумилева,г. Астана,

 Республика Казахстан

E-mail: Ainura-1978@mail.ru

 

Язык как важнейшее средство человеческого общения тесно связан с обществом, его культурой и людьми, которые живут и трудятся в обществе, пользуясь языком широко и разнообразно. Без рассмотрения назначение языка, его связь с обществом, сознанием и мыслительной деятельностью человека, без рассмотрения правил функционирования и законов исторического развития языков невозможно глубоко и правильна понять систему языка, его единицы и категории.

Язык всегда считался основным показателем общей культуры человека. Язык — основной носитель информации, следовательно, владение устной и письменной речью. — существенный признак деловой квалификации специалиста, условие его профессиональной состоятельности. Язык — это одна из этнокультурных переменных, функцией от значения которых выступает этническая самоидентификация, причем в рахных культурах у такого переменных могут быть разные «весевые категории» (В.Б. Касевич).

Конкурентноспособность страны, ее будущее, целостьность определяются такими ценностными составляющими, как готовность к междуэтническому общению, уважение к культурным ценностям народов, проживающих в Казахстане. Характерной особенностью казахского общества является полиэтничность. Именно эти ценности названы в качестве долгосрочных рипоритетов страны в Послании Президента Казахстана Н.А. Назарбаева в судбоносной Программе «Казахстан-2030» [3].

Национальный характер каждого этноса, язык и культура неповторимы, уникальны и вносят свой вклад и копилку общечеловеческой цивилизации. Комплексный анализ содержания наиболее распространенных современных иинтерретаций культуры и ее функций показывает, что практически все они обязательно выделяют этническую компоненту, которая отличается стабильность и устойчивостью и поэтому составляет генетическое ядро культуры [1, с. 201].

В науке различные формы языкового общения получили название вербальных средств коммуникации. К наиболее известным вербальным средствам общения относится, прежде всего, человеческая речь, так как благодаря речи люди передают и получают основную массу жизненно важной информации. Однако человеческая речь является лишь только одним из элементов языка, и поэтому ее функциональные возможности гораздо меньше, чем всей языковой системы в целом. Значение языка в культуре любого народа трудно переоценить. Каждая наука в этой оценке подчеркивает обычно свой аспект. В культурологической литературе значение языка чаще всего сводится к следующим образным утверждениям: зеркало культуры, в котором отражается не только реальный, окружающий человека мир, но и менталитет народа, его национальный характер, традиции, обычаи, мораль, система норм и ценностей, картина мира. Языковая картина мираотражает реальность через культурную картину мира. Язык подчиняет себе, организует восприятие мира его носителями. Эта картина мира тесно связана с культуру картиной мира, находится в непрерывном взаимодействии с ней восходит к реальному миру, окружающему человека. Путь от реального мира к понятию и выражению этого понятия в слове (именно слово является основной единицей языка) различен у разных народов. Это связано с различными природными климатическими условиями, а также с разным социальным окружением. По этой причине у каждого народа своя история, вои культурная и языковая картины мира. Безусловно, культурная картина мира всегда богаче, чем языковая.

Язык как продукт речевой деятельности индивида является предметом изучения психологии и языкознания. Непосредственнее всего единицы языка связаны с единицами логического мышления: слово с пониятием, предложение с суждением. Слово и понятие отражают отличительные признаки предметов и явлений объективного мира. Предложение и суждение организуют мысль как утверждение или отрицание. Однако слова может указывать на несущественные признаки и указывать на представление, а предложение — содержать вопрос или побуждение. Образное мышление предполагает живость восприятия, единство понятия и предствления, понятия и оценки.

Язык и мышление отличаются друг от друга по назначению и по строению своих единиц. Первое различие языка и мышления состоит в том, что целью мышления является получние новых знаний, их систематизация, тогда как язык всего лишь обслуживает познавательную деятельность, помогая оформить мысли и закрепить знания, передать их. Иначе говоря, мы мыслим, чтобы узнать и понять, говорим же для того, чтобы передать наши мысли, чуства, пожелания [2, с. 48].

Методологической основой обучения иностранному языкукак специальности являются принципы системности,преемственности, интегративности и инновационности ворганизации, управлении и контроле учебного процесса. Целиобучения в вузе представляют собой многоступенчатуюподсистему, развивающуюся концентричес­ки. Даннаяподсистема складывается из конечных целей по видам речевойдеятельности и аспектов языка, целей и задач каждого годаобучения, задач каждого конкретного курса и занятия.Следовательно, конечные цели складываются изпромежуточных целей и задач, которые находятся в тесном взаимодействии и управляют другими подсистемами: содержанием, методами и средствами обучения, которые способствуют достижению эффективности обучения и качеству образования. Критерии эффективности обучения определяютсяконечными результатами, к которым стремится данная система.Продуктом эффективности и качества является определенныйуровень подготовленности выпускника вуза, его компетентностькак социально значимое качество личности:

  1. Новая концепция и принципы лингвистического образования: общий коммуникационный подход подход, основанный на компетенции деловой и функциональный подход общеязыковой подход.
  2. Современные требования для обучения языков критерии обучения языков определение и классификация показателей знания новый уровень межпредметной интеграции.

Язык не существует вне культуры. Это один из важнейших компонентов культуры, форма мышления, проявление специфически человеческой жизнедеятельности, которая сама в свою очередь является реальным бытием языка. Поэтому язык и культура нераздельны. Если язык — это культура, то и культура прежде всего — это язык.

Таким образом, язык и общество, культура — сложные и многогранные явления, имеющие коммуникативно-деятельностую, ценностую и символическую природу. Культура устанавливает место человека в системе общественного производства, распределения и потребления материальных ценностей. Язык не просто называет то, что есть в обществе, не просто выражает ее, формирует культуру, как бы прорастая в нее, но и сам развивается в культуре. Уровнем развития материальной и духовной культуры общества определяется форма существования языка.

 

Список литературы:

  1. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. — Москва, 1992.
  2. Кодухов В.И. Введения в языкознание. — Москва: Просвещение, 1985.
  3. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. — Алматы, 2000.
  4. Саходин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. — Москва: Центр «Академия», 2003.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.