Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 июня 2012 г.)

Наука: Филология

Секция: Русский язык. Языки народов Российской Федерации

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Савко О.В. ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНЦЕПТА «ЖИЗНЬ» В ПОЭЗИИ Б. ПАСТЕРНАКА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНЦЕПТА «ЖИЗНЬ» В ПОЭЗИИ Б. ПАСТЕРНАКА

Савко Ольга Владимировна

старший преподаватель БГАИ, г. Минск

Е-mail: kapamar@yandex.ru

 

Одним из важных направлений в когнитивной лингвистике является исследование художественного концепта, который рассматривается как единица авторской концептосферы, обладающая особой гибкой структурой.

По мнению психолингвистов, в художественном тексте каждое слово раскрывает богатые возможности своих потенциальных многомерных связей. Обычно в системе языка образные связи, будучи наименее существенными, вытесняются смысловыми. В художественном тексте, наоборот, смысловые взаимосвязи вытесняются ассоциативно-образными.

В ходе концептуального анализа необходимо учитывать, что художественный текст содержит не только эксплицитно, но имплицитно выраженную информацию, что обусловлено спецификой художественного текста: наличием в нем авторской точки зрения, некоторой эстетической информации, а также субъективной экспрессивности и эмоциональности.

Целью данной статьи является моделирование художественного концепта «жизнь», обнаружение общего слоя-основы и выявление «приращенных» значений, формирующих индивидуально-авторскую картину мира, на материале книги стихов Б. Пастернака «Сестра моя — жизнь» (далее — СМЖ).

Лексема жизнь, номинирующая концепт, не характеризуется высокой частотностью в стихотворениях СМЖ. Однако семантика данной лексемы важна для понимания замысла всей книги как единого целого, потому что имя концепта вынесено в сильную позицию — в заглавие книги — в составе концептуальной метафоры «жизнь — сестра», что подчеркивает значимость концепта для мировосприятия автора.

Кроме того, концепт «жизнь» занимает одно из центральных мест среди лингвокультурных концептов. Интерес к восприятию феномена жизни каждым отдельным человеком обусловлен многогранностью самого явления жизни, ведь все мы являемся ее носителями, соучастниками и пристрастными наблюдателями.

Ядро концептаформируют однокоренные слова жизнь (встречается 10 раз), жить (6), ожить (1).

В словарных дефинициях о жизни говорится: 1) как об особой форме существования материи (сема ‘существование’); 2) как о физиологическом состоянии человека, животного, растения от зарождения до смерти (сема ‘функционирование, деятельность’); 3) как о движении, оживлении, вызываемых действиями живых существ, о существовании в развитии, движении (о природе) (сема ‘движение’); 4) как о полноте проявления физических и духовных сил (сема ‘целостность, совокупность’); 5) как о периоде существования кого-либо где-либо (сема ‘длительность’); 6) как о реальной действительности (сема ‘реальность’); 7) как об образе существования (сема ‘качество’) [2, 4].

В стихотворениях СМЖ эти значения реализуются в следующих семах:

  • ‘функционирование, деятельность’: Когда случилось петь Офелии, - А жить так мало оставалось; Я живу с твоей карточкой, с той, что хохочет;
  • ‘целостность’: Как с полки, жизнь мою достала И пыль обдула; … жизнь, как жемчужную шутку Ватто, Умеют обнять табакеркою;
  • ‘реальность’: Как усыпительна жизнь!; Не знаю, решена ль Загадка зги загробной, Но жизнь, как тишина Осенняя, подробна.
  • ‘движение’: Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождем обо всех.

С ядром концепта сближаются синонимы: существованье (1), событья лет (1), послан богом (3):О бедный Homo Sapiens, Существованье — гнет; Я послан богом мучить Себя, родных и тех, Которых мучить грех.

Приядерная зонаконцепта формируется когнитивными признаками, которые отражают «представления о различных, существенных для понимания концепта аспектах конкретизации именуемого им факта, явления, события и т. д., таких как субъектность, объектность, обусловленность, интенсивность, форма, размер, длительность и др» [1, с. 12].

В позиции вербализации субъекта предпочтение отдается местоименной номинации субъекта: Он о́жил ночью нынешней, Забормотал, запа́х; Все жили в сушь и впроголодь, В борьбе ожесточась; Я живу с твоей карточкой, с той, что хохочет.

Предикат вербализуется личными формами глагола жить (живу, жили), ожить (о́жил) и формой инфинитива жить.

Атрибутивные параметры концепта «жизнь» характеризуют его в следующих планах: жить как?усыпительно, впроголодь, ожесточась; с кем? Я живу с твоей карточкой, С той, что хохочет; для чего?Я послан богом мучить Себя, родных и тех, Которых мучить грех.

Временна́я протяженность жизни передается словами с темпоральной семантикой (век, час, год, времена, день, тысячелетье, время, мало, сряду): Ведь не век, не сряду лето бьет ключом;И никого не трогало, Что чудо жизни — с час; Былые годы за пояс один такой заткнет; И хаос опять выползает на свет, Как во времена ископаемых.

Ближайшая периферияконцепта формируется «когнитивными признаками, сопряженными с другими ментальными сущностями, ментальными пространствами» [1, с. 13]. Это значит, что в ментальную сущность какого-либо концепта включаются когнитивные признаки других когнитивных сфер, часто совмещенных с базовыми когнитивными признаками.

В сборнике СМЖ такими комплексными совмещенными репрезентациями концепта «жизнь» являются:

  • наименования лиц, проживающих где-либо (граждане, сельчане, крестьяне): Граждане, в цепи!; На мирных сельчан в захолустном вине; То золотил их, залетев С куста за хлев, к крестьянам;
  • наименования помещений, а также сооружений и т.п., предназначенных для жизни (дом, хата,квартира,мазанка):Озарить управский дом; Зайти за хаты, и дух займет;Гонят лестницей с квартир По дрова; Одна из южных мазанок Была других южней;
  • Информация о месте жительства (адрес, улица, село, селенье, слобода,город, волость, край, губерния), а также топонимы (воробьевы горы, камышин,балашов,романовка,керчь,мучкап,ржакса и др.): рассказали страшное, дали точный адрес; в городе - говор мембран, шарканье клумб и кукол; попытка душу разлучить с тобой, как жалоба смычка, еще мучительней звучит в названьях ржакса и мучкап;
  • Определенное пространство и время существования (полдень, вселенная, мир, мирозданье, свет): это полдень мира; ан вселенная - место глухое;поволжьем мира, чудеса взялись, бушуют и не спят; и через дорогу за тын перейти нельзя, не топча мирозданья; ужасный! - капнет и вслушается, все он ли один на свете;
  • начать жить где-либо, планируя там остаться на долгое время (поселиться): Я поселился здесь вторично Из суеверья;
  • ситуация, в которой кто-либо находится обычно всю жизнь (судьба): Пусть судьба положит — Матерью ли, мачехой ли;
  • наименование различных состояний жизни (счастье, радость, тоска, состояние здоровья, выздоровление): Счастье, счастью нет пощады!; Блещут, дышат радостью, Обдают сияньем; Топтать тоску, не знать ботинок; Тени стянет трепетом tetanus, И медянок запылит столбняк; Я жизнь, как Лермонтова дрожь, Как губы в вермут окунал; Боль, как пятна с башлыков, Выводил; Нынче за долгую степь Веет впервые здоровьем;
  • внутренний мир человека, его самосознание; психические переживания (душа,сознание, рассудок, мысли, любовь, творчество): Души́ не взорвать, как селитрой залежь; Стал мигать обвал сознанья; Вот, казалось, озарятся Даже те углы рассудка, Где теперь светло, как днем!; И в крови моих мыслей и писем Завелась кошениль; Любимая,- жуть! Когда любит поэт, Влюбляется бог неприкаянный;
  • природа как одна из ипостасей жизни (сад, роща, степь, гроза, дождь, ветка сада): Огромный сад тормошится в зале; Просит роща верить: мир всегда таков; Вся степь как до грехопаденья: Вся — миром объята…; Гроза, как жрец, сожгла сирень; Лишь пыль глотала дождь в пилюлях, Железо в тихом порошке;
  • ассоциации в связи с осмыслением значимости жизни, ее предназначения, различных аспектов ее протекания (краткость, скоротечность, наполненность событиями и т.д.):
  • жизнь — нечто большое, объемное (Что ломится в жизнь и ломается в призме);
  • жизнь — книга, текст (Как с полки, жизнь мою достала И пыль обдула; Но жизнь, как тишина Осенняя, — подробна);
  • жизнь — театр (Ты так играла эту роль!);
  • жизнь — сон (Как усыпительна жизнь!);
  • жизнь — предмет, имеющий определенную ценность (…жизнь, как жемчужную шутку Ватто, Умеют обнять табакеркою);
  • жизнь - груз, тяжесть (О бедный Homo Sapiens, Существованье — гнет);
  • жизнь — предмет определенной формы (Разлегшись, сгресть, в шипах, клочьми Событья лет, как шишки ели).

Дальнюю перифериюментальной сущности концепта составляют когнитивные признаки, выражающие представления о субъективно-модальных, образных и оценочных смыслах. В СМЖ индивидуально-авторская составляющая концепта «жизнь» складывается из концептуальных метафор, наиболее яркими из которых являются следующие: «жизнь-сестра», давшая название всему сборнику, «жизнь-сад»(образ сада у Б. Пастернака соответствует образу мира; мир описан поэтом как Эдем); «жизнь-пир»(уподобление жизни празднику позволяет поэту, с одной стороны, показать яркость жизни, полноту ее проявления, наслаждение ее мгновениями; с другой стороны, праздник, пир — событие в обыденном представлении кратковременное, не вечное, преходящее, поэтому в содержание метафоры «жизнь — праздник» входит и представление о кратковременности жизни, ее текучести); «жизнь — природная стихия (водный поток)»: Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождем обо всех.

Поэту свойственно нерасчлененное видение мира, представление о любом жизненном явлении и о природе в целом как о единой системе, все составляющие которой неразрывно взаимосвязаны.

Итак, концепт «жизнь» в книге стихов «Сестра моя — жизнь» Б. Пастернака имеет следующую структуру:

  • общенациональный слой, состоящий из ядра и приядерной зоны,
  • личностный слой (ближайшая и дальняя периферия), содержащий осмысление общих ментальных сущностей и выражающийся в авторских способах вербализации на основе индивидуальной системы ассоциаций и оценок.

Таким образом, индивидуально-авторская картина мира Пастернака отражена в тексте, она в большей степени субъективна и несет на себе черты языковой личности ее автора.

 

Список литературы:

  1. Концептосфера русского языка: ключевые концепты и их репрезентации (на материале лексики, фразеологии и паремиологии): проспект словаря/ под общ. ред. проф. Л.Г. Бабенко. — Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 2010. — 340 с.
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений: изд. 4-е: М., 1999
  3. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 1. — М.: Худож. лит., 1989. — 751 с.
  4. Словарь русского языка: в 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А.П. Евгеньевой. — 3-е изд. стереотипное. — М.: Русский язык, 1985-1988. Т. 1. А-Й. 1985. 696 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.