Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 14 мая 2012 г.)

Наука: Филология

Секция: Фольклористика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Хайрнурова Л.А. ЗООМОРФНЫЕ ОБРАЗЫ РУССКИХ И БАШКИРСКИХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЗООМОРФНЫЕ ОБРАЗЫ РУССКИХ И БАШКИРСКИХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК

Хайрнурова Ляйсан Аслямовна

аспирант кафедры русской филологии

Башгосуниверситетаг. Уфа

E-mail: 

 

Как известно, животные являются основными помощниками главных героев русских и башкирских волшебных сказок. Волк, кот, собака, конь, корова, ворона, сокол, орел бескорыстно служат и неизменно приходят герою на помощь, как бы компенсируя нанесенный ему урон или за то, что он сжалился над ними, проявил по отношению к ним доброту и великодушие. В. П. Аникин объясняет это древним обычаем: «Почти у всех народов существовал обычай, запрещавший убивать тотемную птицу или зверя. Соображения неприкосновенности тотема сочетались с целесообразными мерами сохранения дичи в ту пору, когда она размножалась. Возможно, сказки о благодарных животных отражают эти древние промысловые обычаи» [2, с. 100].

Куда бы герой ни отправлялся , верным и незаменимым спутником его становится конь. Как считает М. К. Азадовский, «он связан с солнцем и тридесятым царством. Чудесный сказочный герой — конь в звездах, с месяцем и солнцем, с золотым хвостом и гривой — появляется ночью и излучает ослепительный свет» [1, с. 149]. Если в русских сказках образ коня встречается в таких сказках как «Сивка-бурка», «Иван дурак», «Буй-волк и Иван-Царевич», «Буря-Богатырь Иван коровий сын», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Жар-птица и Василиса-царевна», «Волшебный конь», то в башкирских сказках образ коня встречается в сказках «Урал батыр», «Акъеляк», «Золотое перо», «Алатаев», «Алпамыша-батыр», «Тимирхан», «Икмекбай», «Сын волка Сынтимер-пехлеван», «Киизбай и царские дочери», «Умыс» и другие. В русских сказках герой получает коня в награду за доброту, бескорыстие, верность. Например, в русской сказке «Иван Быкович» описывается как конь помогает Ивану: «Богатырский конь прибежал, начал бить его копытами; а Иван Быкович тем временем вылез из земли, приловчился и отсек чуду-юду огненный палец. После того давай рубить ему головы, сшиб все до единой, туловище на мелкие части разнял и побросал все в реку Смородину» [4, с. 229]. Обычно герой покупает худого, паршивого коня за сто рублей и кормит и холит его, впоследствии конь становится сильным, красивым, ловким. В сказке волшебный конь обладает сверхъестественными свойствами: превращается в орла, в старика, освобождает Ивана. Так же в сказке «Сивка-бурка», как только герой говорит своим богатырским голосом: «Сивко-бурко, вещий воронко» [3, с. 155—156] или «Сивко-бурко, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» [7, с. 101], мгновенно появляется чудесный конь («Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом») [3, с. 154] и помогает герою. С древнейших времен конь являлся также главным помощником и другом башкир. В боевой поход или в неведомый путь батыр всегда отправляется на своем коне, который верой-правдой служит хозяину. К примеру, главным помощником и спутником Урал-батыра выступает чудесный крылатый конь Акбузат, который ассоциируется с птицей. «Если в русских вариантах сказки Царь-девица приплывает к влюбленному юноше на корабле или приезжает на коляске, то в башкирском варианте она появляется на небесном коне Акбузате, известном по башкирским сказкам и сказаниям «Урал-батыр»и «Акбузат»: в эпосе Акбузат — конь дочери солнца Хумай, подаренный ею Урал-батыру, а в сказке — это конь лучезарной девицы: когда она на нем мчится, поднимается сильный ветер. С эпосом об Урал-батыре связан эпизод добывания Зайнуллой для любимой яиц птицы Хумай: эпическая Хумай-кош — небесная дева, которая является на землю в птичьем облике, оборачивается прекрасной девушкой, и на ней женится Урал-батыр» [6, с. 10].

Конь всегда остается верен своему батыру, который, как и в русских сказках, выбирает себе в качестве боевого соратника захудалого паршивого жеребенка, который оглянулся на звон его уздечки: «Позвенел уздечкой: какой конь оглянется, того он и должен оседлать. На него оглянулся плохонький коростливый жеребе­нок» [5, с. 52]. Но после этого неказистый жеребенок сразу превращается в превосходного скакуна-тулпара и готов идти с батыром и в огонь и в воду и не раз спасает его от беды: «Сотрясая землю, тулпар поскакал туда, где лежал в яме Алпамыша. Домчался он туда, опустился на колени и спустил в яму свой хвост. Выволок оттуда Алпамышу» [5, с. 57]. Так же, как и в русских сказках, батыр призы­вает себе коня с помощью волшебства: он должен свистнуть через волос коня, чтоб тулпар мигом примчался к нему [5, с. 53]. Всю свою силу и мощь тулпар выказывает в сказках «Алатаев», «Золотое перо». Например, в сказке «Алатаев» говорится: «В ответ на ржание из моря вышли три рослых аргамака — кони дэва. Между ними и скакуном Алатаева началась жестокая схватка. Три дня и три ночи продолжалась она. Наконец, конь Алатаева разделался с ними и вернулся к батыру» [5, с. 343]. В сказке «Золотое перо» так же показывается поединок коней: «А младший жеребец-красавец с еще более яростным, чем давеча, ржанием бросился на жеребца егета.Эх, и начали же они снова драться! Вся земля дрожит, скалы трясутся, камни вниз осыпаются! <..> Долго они дрались, и вот жеребец егета лягнул так сильно, что морской конь рухнул на землю» [5, с. 331].

Кроме того, верными помощниками героя или героини являются корова («Крошечка-хаврошечка», «Буренушка», «Одноглазка, двуглазка и трехглазка»), волк («Иван-царевич и серый волк»,»Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке», «Молодой охотник и мяскяй»), кот, собака («Мартынка», «Шагали»), птицы («Марья Моревна», «Зайнулла и красота», «Шагали», «Киизбай и царские дочери»), лиса («Шагали») и другие.

Всех верных помощников-животных В. Я. Пропп называет «благодарными животными»: «Благодарные животные вступают в сказку как дарители и, предоставляя себя в распоряжение героя или дав ему формулу вызова их, в дальнейшем действуют как помощники. Все знают, как герой, заблудившись в лесу, мучимый голодом, видит рака или ежа, или птицу, уже нацеливается на них, чтобы их убить и съесть, как слышит мольбу о пощаде» [8, с. 154].

Также В. Я. Пропп считает, что нельзя убивать животного, съесть его, так как это животное священно и связано с предками: «Можно пока­зать, что рыба или другие животные, пощаженные и не съеденные Ива­ном, не что иное, как животные-предки, животные, которых нельзя есть и которые потому и помогают, что они тотемные предки» [8, с. 155].

У башкир в древности животным-предком являлся волк. Есть легенда, которая гласит, что еще в древнейшие времена волк впервые привел башкир на те места, где они сейчас живут. Также в башкирской волшебной сказке герой не убивает волка, в благодарность за это волк помогает герою собрать лошадей и привести их к егету [6, с. 210]. В русской же волшебной сказке волк заменяет съеденного им коня и во всем помогает герою («Иван-царевич и серый волк»,»Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке»).

Таким образом, как в русских, так и в башкирских волшебных сказках отражается вера древних людей в тотемных животных: они обожествляются и становятся волшебными и наделенными сверхъестественными свойствами помощниками главных героев.

 

Список литература:

  1. Азадовский М. К. История русской фольклористики. — М.: Учпедгиз, 1958. — 479 с.
  2. Аникин В. П. Русская народная сказка. — М.: Просвещение, 1977. — 208 с.
  3. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки /Оформл.Л. С. Шафранович. Изд. 2-е . — Мн.: БелЭн., 1993. — 364 с.
  4. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. Том I. — М.: Наука, 1984. — 514 с.
  5. Башкирское народное творчество. Том 3. Богатырские сказки . — Уфа: Башкнигоиздат, 1988. — 448 с.
  6. Башкирское народное творчество. Том 4. Волшебные сказки и сказки о животных. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1989. — 512 с.
  7. Сказки. Отбор текстов и фотоматериалов, классификация, составление, вступительная статья, словарь, алфавитный указатель И. Е. Карпухина; комментарии совместно с Э. А. Карпухиной. — Уфа: Китап, 2008. —440 с.
  8. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л.: ЛГУ, 1986. — 367 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.