Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 14 мая 2012 г.)
Наука: Филология
Секция: Фольклористика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ФОЛЬКЛОР ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВО ЭТНОПЕДАГОГИКИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЛИЧНЫХ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРИКАРПАТЬЕ (УКРАИНА)
Пташник Ольга Романовна
соискатель кафедры фольклористики ЛНУ им. И. Франко,
младший научный сотрудник МИОК НУ «ЛП», г. Львов (Украина)
E-mail: ptawnuk_olja@ukr.net
Детская субкультура является самой естественной средой развития личности ребенка как в физическом, так и в психологическом плане. «Общение с равным по статусу партнером создает благоприятные условия свободного проявления творческих потенций ребенка в условиях отсутствия ограничительных установок и контроля взрослых» [8, с. 200]. Фольклор, который бытует в детской среде, является с одной стороны отражением нравственных ориентиров и уровня образованности реципиентов, с другой — этнопедагогическим средством нравственного, умственного, физического, трудового и эстетического воспитания.
Воспитательный опыт разных народов был объектом исследований многих ученых, среди которых Г. Виноградов (русского), Г. Волков (чувашского), А. Измайлов (казахского), Я. Иханбиков (татарского), М. Мид (самоанского) и другие. Украинской этнопедагогикой занимались М. Стельмахович, М. Грушевский, Н. Заглада, Ю. Ступак, Е. Сявавко, О. Смоляк, О. Довженок и др. В их исследованиях больше внимания обращалось на детский фольклор, исполняемый взрослыми для детей (колыбельные песни, потешки, сказки и т. д.), поэтому фольклор детей, их непосредственное творчество, требует более глубокого изучения.
В данной статье этнопедагогическое значение фольклора детей анализируется на примере произведений зафиксированных в селе Стриганцы Тисменицкого района Ивано-Франковской области (Прикарпатье, Украина).
Среди детского репертуара жанром, который несет в себе самые выразительные признаки детского творчества, являются дразнилки. Они выполняют функции:
· определения критериев хорошего и плохого;
· регулирования отношений между детьми;
· формирования объективного отношения к себе;
· психологической адаптации к непредсказуемым ситуациям;
· усвоения системы языка;
· развития поэтического умения и чувства ритма;
· развлечения и т. п.
Поскольку в дразнилках объектами высмеивания часто выступают внешние и внутренние недостатки людей, такие как чревоугодие, неряшливость, трусость, невежество, жадность, пьянство и т. д., с помощью дразнилок ребенок осознает, что хорошо, а что плохо, у него формируются нравственные ценности. Однако случается, что дети смеются над реальными физическими недостатками товарища, что свидетельствует о низком уровне развитости чувств, на что должны обратить внимание родители.
Часто дети создают дразнилки, которые высмеивают не существующие черты, а вымышленные ситуации, которые якобы происходят с героем дразнилки, его качества, действия и т. п. Они, по представлениям детей, имеют отрицательную эмоциональную окраску. Например:
Роман-поман сів на сани
Тай поїхав до Оксани
А Оксана ха-ха-ха
Я вже маю жениха
•••
Стасік-тасік огірок
В вечір ходе до дівок
•••
Михайло-придибайло придибав сі жінку
Не велику не малу таку як вушінку
Анализируя дразнилки, содержанием которых является вымысел, который создает необходимый оскорбительный оттенок, можно определить критерии хорошего и плохого именно в детской среде, которые отличаются от существующих во взрослой.
Дразнилки также регулируют отношения между детьми. Как отмечает О. Довженок, «чрезмерное хвастовство, стремление быть в центре внимания, не имея для этого объективных данных, противоречили неписаным законам детского круга, и товарищи не упускали случая насмешкой проучить хвастуна» [5, с. 20]. Это способствовало формированию объективного отношения адресатак себе. Наряду с этим, благодаря дразнилкам, по мнению Я. Левчука, ребенок приучается к критическому отношению к себе, у него развивается реакция на слова обиды, учится защищаться [7, с. 98], адаптируется к непредсказуемым ситуациям, которые могут повториться в будущем.
С помощью дразнилок ребенок усваивает систему языка и упражняется в самостоятельном словообразовании. Дети придумывают новые слова, которые активно используют в дразнилках. Скажем, Юлька-пулька, Михайло-придибайло, Стасик-тасик, Роман-поман. Так как, придумывание слов, по наблюдениям Т. Дуткевич, наиболее характерно для детей 2-х — 5-ти лет [6, с. 135], дразнилки — благоприятное поле для детского фантазирования. Языковое экспериментирование проявляется также в словесных каламбурах, когда ребенок подбирает слова, сходные по звучанию. Например, Танька-калабанька, Любка-шубка, Павлик-равлик и др. Способность последовательно связывать отдельные высказывания между собой становится основой для появления связной речи. Сочетание слов путем ритфмования, как в дразнилках, способствует развитию поэтического умения и чувства ритма.
Несмотря на многочисленные позитивные функции дразнилок, они использовались и с отрицательной целью. В частности, «различные прибаутки помогали выпросить у товарища что-то, заранее унизив в случае отказа, утвердить собственную ловкость, отдав на конец последний удар» [5, с. 20]. Таким образом, своеобразно реализуется детское стремление к самоутверждению, ведь, по мнению ребенка, «непривлекательный образ противника должен подчеркнуть собственное превосходство» [5, с. 22]. Учитывая это, некоторые педагоги и исследователи фольклора, среди которых и В. Бойко, считают, что «дразнилки в подавляющем большинстве не отвечают эстетической, воспитательной цели» [10, с. 10].
Самым популярным средством формирования нравственных основ в детской среде являются игры. По словам Т. Аниконовой, «главным занятием ребенка до семи лет была игра. В ней реализовывались соответствующие возрасту потребности физического и психического развития ребенка» [1, с. 34]. Анализируя, исследовательница выделяет функции игры:
· формирование навыков социального поведения;
· развитие коммуникативных навыков;
· самопознание;
· самореализации личности;
· обучение;
· развлечения [1, с. 11].
Кроме перечисленных, игры выполняют еще функции:
· выброса лишней энергии;
· развития физических и умственных способностей;
· формирование нравственных ориентиров и т. д.
Игра достигает своих целей незаметно для ребенка, не применяя никаких способов насилия над личностью. Именно с помощью игры происходит безболезненное вхождение ребенка в социум, как в психологическом, так и в бытовом плане, ведь игра выступает школой межличностных отношений, моделью отношений в обществе да между людьми — носителями социальных ролей.
Во время общения со сверстниками у детей развиваются коммуникативные навыки и расширяется словарный запас. Этому способствуют игры на подобии «Не лги». По ее правилам следует подобрать чем больше предметов, соответствующих определенному признаку. Скажем, ведущий загадывает слово «лететь», а все остальные игроки поочередно называют предметы, которые летают. Например, воздушный змей, птица, бумеранг и т. п. Выигрывает тот, кто назовет больше слов.
Игра помогает ребенку лучше познать себя, раскрыть свои творческие и человеческие качества, проявить способности и таланты. Она также — способ самореализации, привлечения к себя внимания.
Игра несет большую обучающую функцию. «Игры для детей — своего рода уроки, которые готовят к взрослой жизни, к труду» [3, с. 79]. «В играх возникают благоприятные условия для усвоения трудовых навыков, навыков владения орудиями труда (лопаткой, ножницами). Ребенок учится выполнять довольно сложные трудовые операции, развивающие мелкую моторику рук (напр., лепка)» [6, с. 157]. Игра раскрывает перед ребенком свойства различных материалов, закономерности соединения частей и деталей, гармоничное их соотношение. Етнопедагог Е. Сявавко видит в игре и труде много общего: «работая, человек создает материальные, культурные, иначе говоря, социальные ценности. Игра имеет косвенное отношение к общественному производству: она приучает ребенка к тем физическим и психическим усилиям, которые нужны ему для работы» [9, с. 5].
Дети в играх учатся договариваться, спорить, командовать, подчиняться, разрешать конфликты, уважать мнение других и т. п. «То, что в играх необходимо выполнять правила, учит ребенка гражданственности, потому что сначала уважают правила, а потом и законы государства», — отмечает Т. Аниконова [1, с. 35]. Кроме того, в игре дети проявляют себя педагогами, ведь старшие учат младших.
Также важной функцией игры является развлекательная. «Игра как отдых с целью восстановления физических сил ребенка выступает в теории Лацаруса» — отмечает М. Басов [2, с. 390]. Наибольшей потребностью в игре, по теории Шиллера-Спенсера, является «излишек» сил ребенка, его естественное стремление к активности [2, с. 390]. Во время игры происходит выброс лишней энергии, возможно даже агрессии, которая под давлением строгих правил не достигает своего пика, а нивелируется.
Игра формирует нравственные ориентиры детей, ведь в ней отображены возрастные представления о чести, порядочности, взаимоотношениях между людьми и т. п. Благодаря игре дети не только испытывают соответствующие этические коллизии, лучше осознавая моральные нормы, у них формируется установка на их глубокое познание.
Игра также развивает физические и умственные способности, в частности силу, выносливость, ловкость, смелость, наблюдательность, смекалку, остроумие, меткость, находчивость, навыки в строительстве, вычислениях, рисовании и т. д. Игры помогают выработать у детей быструю реакцию на опасность, умение ориентироваться на местности. По мнению О. Довженок, «любая игра дает толчок фантазии и воображению» [5, с. 16], а «хорошо развитые эти свойства со времен детства имеют большое значение для человека и во взрослом возрасте. Они являются основанием дарования и творческих способностей человека» [4, с. 8].
Следовательно, детский фольклор является средством нравственного, умственного, физического, трудового и эстетического воспитания. Анализируя фольклор детей, их творчество, можно определить критерии нравственного и безнравственного, которые сложились в определенной детской среде, и скорректировать их в соответствии с общими моральными нормами, а наблюдая за общением детей, их играми — заметить способности, предпочтения, интересы, лучше понять характер ребенка.
Список литературы:
- Аниконова Т. Г. Народные игры. Учебное пособие. — Белгород, 2004. — 90 с.
- Басов М. Я. Избранные психологические произведения / Под ред. Мясищева В. Н., Мерлина В. С. — Москва: Педагогика, 1975. — 432 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для студ. средних и высших пед. учебных заведений. — Москва: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с.
- Гончаренко І. Порадник батькам, як виховувати дітей, 1962. — 44 с.
- Дитячі пісні та речитативи / Упор. і автори передмови Довженок Г. В., Луганська К. М. — Київ: Наук. Думка, 1991. — 448 с.
- Дуткевич Т. В. Дошкільна психологія: Навч. пос. — Київ: Центр учбової літератури, 2007. — 392 с.
- Левчук Я. Формування критичного мислення засобами дитячого фольклору // Народна творчість та етнографія. — № 3, 2006. — С. 96—103
- Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. Рузской А. Г. — Москва: Педагогика, 1989. — 216 с.
- Сявавко Є. І. Українська етнопедагогіка: Навчально-методичний посібник. — Львів: Видавничий центр ЛНУ ім. І. Франка, 2002. — 159 с.
- Український дитячий фольклор / Упор. і автор передмови Бойко В. Г. — Київ, 1962. — 247 с.
дипломов
Оставить комментарий