Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2012 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Воронова А.А. МОНАСТЫРЬ СТУДЕНИЦА И ОСТРОВ МЛЕТ: ДВЕ ЦЕРКВИ БОГОРОДИЦЫ ЭВЕРГЕТИДЫ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МОНАСТЫРЬ СТУДЕНИЦА И ОСТРОВ МЛЕТ: ДВЕ ЦЕРКВИ БОГОРОДИЦЫ ЭВЕРГЕТИДЫ

Воронова Ариадна Александровна

зам. зав. кафедрой Истории и теории христианского искусства,

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, г. Москва

E-mailvariadna2@yandex.ru

 

Вся средневековая история Сербии, воевавшей с Византией за независимость своего государства в XII в., является наиболее яркой иллюстрацией создания не только самостоятельной державы, но и своего особого художественного стиля в условиях переплетения и взаимопроникновения меняющихся и сосуществующих различных культурных традиций. Сербское средневековое государство возникло на развалинах античного римского города Арсы, возрожденного под именем Раса [1, с. 27] и давшеговпоследствии название целой области (Рашка), которая стала ядром средневековой Сербии и епископским центром. Подъем Сербского средневекового государства начался с прихода к власти династии Неманичей, основоположником которой был великий жупан Стефан Неманя, впоследствии прославленный Сербской Церковью Симеон Мироточивый. В той сложной политической ситуации Стефан Неманя вынужден был неоднократно менять направления своих действий (от Запада к Востоку и наоборот). В 1165-1168 гг. он встречался с византийским императором Мануилом Комнином в Нише, что привело к признанию за Неманей верховной власти над Рашкой и сближению с Византией [5, с. 15]. В 1170–1171 гг. Неманя в борьбе за церковную автокефалию пытался освободиться от византийской зависимости и в большей степени сблизиться с приморскими районами своей державы [5. с. 55, 66]. В 1183–1196 гг. вместе с венгерским королем Белой IIIон отвоевал у Византии обширные земли к востоку вплоть до Софии, а также присоединил большие территории на юге в Македонии и на юго-западе до Адриатики. Таким образом, он объединил Сербию (Рашку) с Дуклей (Зетой), что значительно повысило его статус на Балканах и восточно-адриатическом пространстве. Особое значение имело усиление культурных и экономических связей с Италией. Несмотря на постоянные войны с Византией, именно в эпоху Немани сложилась православная ориентация Сербии. Однако это не помешало Немани включиться в Третий Крестовый поход (1188) и признать себя вассалом Фридриха Барбароссы (1189). Во внутренней структуре Сербии континентальное православное пространство преобладало над католическим приморьем [3, с. 419–421].

В тогдашнем международном политическом порядке корону можно было получить только из Рима, а автокефалию национальной Церкви – только из Византии (в то время, после захвата Константинополя крестоносцами – из Никеи). Чтобы обеспечить реальную равноправность положения сербского великого жупана с византийским императором и венгерским королем, в 1198/99 г. Неманя потребовал королевскую корону от папы Иннокентия. Однако корону он не смог тогда получить; за нее (и между собой) продолжили бороться сыновья Немани Стефан и Вукан. В результате в 1217 г. коронован был Стефан, названный Первовенчанным, победивший в этом конфликте с помощью Болгарии. Примечательно, что несмотря на поражение Вукана, опиравшегося на Венгрию и Римскую Церковь, Венгрия после этого включила Сербию в венгерский королевский титул, куда она входила до 1918 г. [1, с. 152]. Таким образом, так называемая западная политическая ориентация Сербии была обусловлена только целью легитимизации власти и была связана с самодержавной идеей, понимаемой в византийском ключе и осуществляемой внутри византийского мира [3. с. 423 – 426].

Развитию и укреплению Сербского государства в конце XII– начале XIIIвв. способствовала и благоприятная внешнеполитическая обстановка, прежде всего, ослабление Византии после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году. Установление полной независимости государства было неразрывно связано с большим духовным подъемом и расцветом церковной жизни в стране, результатом чего явилось создание в 1219 году младшим сыном Стефана Немани, архиепископом Саввой (Св. Саввой Сербским), Сербской автокефальной Церкви. Вскоре св. Савва основал восемь новых епископий (в дополнение к трем существующим), в том числе и в Приморье, и граница между православием и католицизмом отодвинулась на запад, к ярко выраженным католическим епископским центрам в городах (до этого папская курия постоянно претендовала на церковную юрисдикцию и над внутренними районами Балкан) [1, с. 553; 4, с. 241].

После передачи власти своему старшему сыну Стефану Первовенчанному Неманя и его жена Анна приняли монашество, после чего Неманя уехал на Афон, где и скончался. В 1208 г. св. Савва привез с Афона мироточивые мощи своего отца для захоронения на родине, в основанном им монастыре Студеница (илл. 1).

Иллюстрация 1. Церковь Богородицы Эвергетиды монастыря Студеница, Сербия. Конец XIIвека. Южный фасад. Фото автора.

 

Религиозность сознания средневековых властителей, которые обычно были ктиторами храмов, и идея связи земного и небесного царства в сербской правящей династии привела к сложению благочестивой традиции принятия монашества в конце жизни и захоронения властителей в основанных ими храмах или монастырях, которые получили название «задужбина», где постоянно возносились молитвы о упокоении души основателя. В качестве монастырского типика в Студенице за основу был взят хиландарский, по образу типика монастыря Богородицы Эвергетиды в Константинополе. Надпись на куполе, сообщающая, что Неманя «тесть греческого царя кир Алексия» IIIАнгела, для 1207/8 г. является анахронизмом (в это время Стефан Первовенчанный, оставив византийскую принцессу, уже женился на внучке венецианского дожа Энрико Дандоло), но несет символический смысл. Парадоксальный факт: вопреки падению Византии для Сербии характерно создание властительской идеологии по византийскому образцу [3, с. 423 – 432].

Монастырь Студеница с церковью Богородицы знаменует собой развитый период рашской архитектуры в Сербии, когда сами церкви – задужбины Неманичей – становятся образцами для последующих храмов. Этот памятник Стефан Неманя построил в 1183–1196 гг. по случаю важных для своей державы побед: в это время вместе с венгерским королем Белой IIIон отвоевал у Византии крупный город Ниш и все города вплоть до Софии, а также присоединил большие территории на юге до Стоби (в Македонии) и на юго-западе до Котора. Круглый периметр стен и их треугольные в плане укрепления по внешней стороне вызвали предположение о том, что монастырь возник на месте древней античной крепости, но если было так, то ко времени строительства монастыря это место полностью запустело. Главный храм посвящен Богородице Эвергетиде (Благодетельнице) и устроен как семейная усыпальница [5, с. 79–85]. К первоначальной однонефной церкви (илл. 2) с боковыми притворами при наосе, трехчастным алтарем и нартексом в 1230-х гг. был пристроен обширный экзонартекс с боковыми капеллами и захоронением под аркосолием.

Иллюстрация 2. Церковь Богородицы Эвергетиды монастыря Студеница. Проект реконструкции по М. Чанак-Медич. Южный фасад. Чанак-Медиħ М. Архитектура Немањиног доба I. Цркве у Топлици и долинама Ибра и Мораве // Споменици српске архитектуре средњег века. Корпус сакралних грађевина. – Београд: Републички завод за заштиту споменика културе СР Србиjе и Археолошки институт, 1986. С. 90.

 

  Все апсиды полукруглые изнутри и снаружи, причем средняя апсида, в которой сохранился синтрон, в три раза шире боковых. Полукруглые ниши в главной алтарной апсиде, а также в протезисе и дьяконнике аналогичны нишам в алтаре кафоликона монастыря Св. Луки в Фокиде [8, с. 24–60]. Три части алтаря разделены продольными арками и перекрыты полуциркульными сводами (илл. 3). Восточная стена образует трехарочный проем (трибелон) с очень большой и немного преломленной у вершины средней аркой, а боковые проемы узкие и прямоугольные. Пилоны трибелона были включены в алтарную преграду, т.к. на них были размещены местные иконы, от которых сохранились фрагменты обрамления – проскинитарии (иконы в арочных киотах на колоннах). Однако в отличие от византийских проскинитариев с ровным завершением треугольные завершения студеницких киотов представляют собой поздний вариант проскинитариев, инспирированный романскими формами.

Иллюстрация 3. Церковь Богородицы Эвергетиды монастыря Студеница. План. Чанак-Медиħ М. Архитектура Немањиног доба I. Цркве у Топлици и долинама Ибра и Мораве // Споменици српске архитектуре средњег века. Корпус сакралних грађевина. – Београд: Републички завод за заштиту споменика културе СР Србиjе и Археолошки институт, 1986. С. 118.

 

Наос разделен пилястрами на два травея. Западный травей с прислоненными боковыми арками перекрыт слегка преломленным сводом. Здесь размещено по бифоре в боковых стенах и по бифоре по сторонам от портала в западной стене, смежной с нартексом. В купольном квадратном травее окна размещены в нижней части, а в тимпанах – по три бифоры, по аналогии с другими византийскими храмами: средняя с полукруглым завершением, а боковые с завершением в четверть круга, т. е. своим верхним абрисом они повторяют линию прислоненной арки. Оболочка купола на  парусах снаружи 12-гранная, а изнутри волнистая с 12 окнами. Купол сильно акцентирован с помощью широкого и высокого основания. У подножия этого основания имеются признаки того, что сам купол и его основание были задуманы по-другому (илл. 4).

 

Иллюстрация 4. Церковь Богородицы Эвергетиды монастыря Студеница. Интерьер.Фото автора.

 

Предполагается, что первоначально были запроектированы треугольные фронтоны по всем сторонам четверика и вся купольная часть была трактована в духе апулийской романики – как в церкви Св. Марии на о. Млет (Хорватия), которая будет рассмотрена ниже. Византийский купол с глухими арками на гранях и арочной колоннадой по стыку граней сохранился с ровным завершением и конусообразной кровлей, которая при реставрации была заменена характерной для византийской архитектуры волнистой кровлей [5, с. 85–92].

Нартекс решен так же, как и западный травей: с прислоненными боковыми арками и перекрыт слегка преломленным сводом, с бифорами в боковых стенах. На западной стене размещен монументальный резной портал с высоким рельефом в тимпане – Богоматерь с Младенцем на троне с поклоняющимися архангелами. Колонны портала имеют базы в виде скульптур львов, а капители в виде льва и грифона. Они представляют самую раннюю круглую скульптуру в средневековом сербском искусстве, причем первоначально композиция была полихромной. Другие капители колонок и пилястр имеют классическую тектонику и обработку с листьями аканта, сюжетами борьбы животных и фантастических существ [5, с. 86].

Экзонартекс достроен таким образом, что своими боковыми стенами он охватывает стены древней части церкви. Однонефное прямоугольное помещение разделено пилястрами на два травея, причем к восточному пристроены боковые глубокие конхи, каждая с полукруглой нишей в восточной стене. Экзонартекс перекрыт ломбардскими крестовыми сводами с мощными ребрами прямоугольного сечения и с поперечной аркой между травеями. Большой распор сводов экзонартекса сдерживает конструкция из тройных арок разной кривизны и формы (преломленных и полуциркульных), прислоненных к боковым стенам. Ребра опираются на мощные консоли в углах помещения и по бокам от центральных пилястр. В отличие от нартекса, целиком облицованного мрамором, здесь из мрамора выполнен только портал [5, с. 92 – 94].

Богато украшен скульптурой перспективный портал южного притвора, на котором в тимпане устроены солнечные часы. Консоли в подножиях глухих аркад выполнены в виде разных скульптурных деталей (головы людей и животных, растительные и орнаментальные мотивы). Северный портал достаточно прост: фризы глухих аркад на фронтоне восточного фасада и трех апсидах вкупе с трифорой придают ему выраженный романский облик. Сочетание разных по цвету и тону камней первоначально, т.к. этот прием присутствует в каменной пластике других западноевропейских памятников того времени. Полихромия была и на барабане купола – его красный цвет также первоначален. Оловянное окно (транзена) в северной стене четверика в виде 12 перфорированных кругов с изображениями голубя, орла, грифонов, оленей, льва и восьмилистных роз датируется концом XIIвека на основе стилистики этих образов. Их аналоги есть в немецком и мозельском прикладном искусстве того времени, а по способу исполнения близкие параллели находятся в апулийской архитектуре того же времени, особенно оконная роза собора в Битетто в Апулии.

В кладке плит пола амвонная роза не сохранилась, но очевидно существовала, т. к. она присутствует во всех рашских церквах. Иконостас Студеницы не сохранился, но скорее всего, он был выполнен по византийскому образцу. Редкостью является частично сохранившийся первоначальный баптистерий, который до постройки экзонартекса стоял отдельно перед западным фасадом и состоял из каменной купели и восьми колонн (сохранились их базы). Рельеф над порталом экзонартекса изображает всадника, возможно, Св. Георгия. В кладке использована плинфа античного происхождения (середины V– середины VIвв.), с различными орнаментами, на одной из которых вырезано латинское слово MAVRIANVS [5, с. 99–110].

В целом ученые сходятся во мнении, что строительство храма начали мастера с Запада, построившие основной объем в романском стиле, а закончили строители из византийских областей, соорудившие характерный византийский купол. Кроме того, возможно, что западные и византийские строители в отдельных случаях работали вместе. Например, предполагается, что мастера из Приморья сначала построили на территории монастыря церковь Св. Николая(1230-1240-е гг.) – прямоугольную в плане, с романским декором на окнах [7, с. 191–200, 207–213]. Отмечается близость порталов Студеницы и церквей Св. Амвросия Медиоланского, Св. Михаила и Св. Петра на Чиел д’Оро в Павии и других апулийских памятников; многие параллели скульптурных украшений находятся в апулийских церквах, в Анконе и Модене. Апулийским признаком считаются и архивольты на колоннах порталов, а их расчлененность свойственна ломбардийским порталам. Из Апулии эти формы переносились в Далмацию и на Зетское Приморье, где стали главными стилистическими признаками романики. Возможно также, что мастера были приведены с крестоносцами Фридриха Барбароссы 1189 г. или бенедиктинцами из Южной Италии, пришедшими через Котор. Кроме того, высказывалось интересное предположение о близости порталов Студеницы и собора в Эстергоме, и в связи с этим о возможности работы мастеров из Венгрии. Известно, что из Далмации, которая была в составе Венгрии с 1111 г., в течение XII в. приглашали мастеров и венгерские властители [5, с. 112–115].

Однако в архитектуре Студеницы видны и многие византийские черты. Византийская пространственная структура Студеницы ясно артикулирована тем, что своды алтаря и западного травея наоса высоко подняты и этим создано настоящее купольное здание. Новое свойство внутреннего пространства Студеницы – большая осветленность четверика, ставшая впоследствии правилом для сербских церквей [8, с. 26.]. Все эти черты предполагают, что церковь Богородицы в Студенице возвели мастера из Дубровника, Приморья или других романских областей с византийскими влияниями, возможно, те же, что построили церковь Св. Марии на о. Млет (илл. 5). Этот памятник находится на маленьком островке в озере, расположенном в свою очередь на крупном острове Млет в Южной Далмации, географически близкой Византии. Уникальность биполярной стилистики этого региона обусловлена в первую очередь тем, чтоон был в составе Сербского государства вплоть до его падения в конце XIVвека, однако при этом состоял в юрисдикции католической епископии Дубровника.

 

Иллюстрация 5. Церковь Св. Марии на о. Млет, Хорватия. Конец XIIвека. Южный фасад. Фото автора.

 

Млет начал архитектурно осваиваться в позднеантичную эпоху (сохранилась римская вилла в Полаче), а уже в раннехристианское время здесь стали возникать первые церкви. Первые сведения о бенедиктинском монастыре Св. Марии на о. Млет известны с конца XIIвека [6, с. 147–149.].

Главным сооружением монастырского комплекса является церковь Св. Марии (Богородицы Эвергетиды), которая по схеме плана, пространственной структуре и архитектурной композиции очень близка сербским памятникам рашской стилистической группы, особенно церкви Богородицы Эвергетиды в монастыре Студеница. Это обстоятельство вызывает среди ученых дискуссии о датировке млетской церкви и первичности происхождения памятников.

Иллюстрация 6. Церковь Св. Марии на о. Млет. Южный фасад. Чанак-Медиħ М. Архитектура Немањиног доба II. Цркве у Полимљу и на Приморjу // Споменици српске архитектуре средњег века. Корпус сакралних грађевина. – Београд: Републички завод за заштиту споменика културе СР Србиjе, 1989. С. 173.

 

Церковь Св. Марии на о. Млет представляет собой монументальную однонефную базилику с обширным нартексом, трехапсидным пресбитерием и призматическим куполом (илл. 6). Алтарное пространство составляют три травея: апсида, полукруглая изнутри и снаружи, дьяконник и жертвенник,завершенные снаружи ровной стеной. От наоса алтарь отделен выраженной тройной аркой (трибелоном) и сильно повышенным уровнем пола, а возможно, и существовавшей низкой каменной алтарной преградой (илл. 7).

Иллюстрация 7. Церковь Св. Марии на о. Млет. План. Проект реконструкции по М. Чанак-Медич. Чанак-Медиħ М. Архитектура Немањиног доба II. Цркве у Полимљу и на Приморjу // Споменици српске архитектуре средњег века. Корпус сакралних грађевина. – Београд: Републички завод за заштиту споменика културе СР Србиjе, 1989. С. 151.

 

В углах купольной конструкции расположены усиливающие угловые пилястры, прислоненые продольные (несущие) и поперечные (свободные) арки, так что купол с северной и южной сторон опирается на них и частично на боковые стены. Восточная стена купольной конструкции опирается на трибелон, а западная – на две поперечные арки разной высоты. Все арки имеют полуциркульные очертания, а распор купола передается на них посредством пандативов. Подобную конструкцию купола имеют и другие церкви рашской школы конца XII в., в том числе и церковь Богородицы в Студенице. Снаружи купол имеет призматичную форму с треугольными фронтонами и слепыми аркадами по всем четырем сторонам (илл. 8).

Иллюстрация 8. Церковь Св. Марии на о. Млет. Интерьер.

 Фото автора.

 

Неразрешенным остался вопрос происхождения и датировки двухэтажного нартекса с открытым внутрь балконом на двух колоннах. Кроме того, на западном фасаде церкви предполагается наличие асимметрично стоявшей колокольни, смещенной к южной стене. Версия одновременного строительства церкви с нартексом и колокольней возводит генезис подобной композиции нартекса к центральноевропейским памятникам, т. к. на западном побережье Адриатики аналогичные решения отсутствуют [6. с. 150–155].

В интерьере сохранился первоначальный пол с розеткой к центре и с уникальной кладкой в западном травее в виде чертежа бифоры, отчасти подобной мощению пола в базилике Св. Николая в Бари XIвека. По вопросу сохранившихся в нартексе капителей существует два мнения: либо это античные сполии, либо все же апулийские XII-XIII вв., как и вся скульптура церкви (по способу соединения капителей со стволом колонн видно, что они первоначально не соответствовали друг другу) [6, с. 160–161].

По поводу первичности происхождения и взаимовлияния церкви Св. Марии на Млете и церкви Богородицы в Студенице некоторые ученых считают, что млетская церковь Св. Марии была посредником переноса пространственных форм из апулийской и приморской архитектуры в рашское сакральное строительство и особенно на Студеницу. Как мы указывали, в этом храме соединена строительная программа православной Церкви и византийская пространственная структура с романской внешней обработкой, подобной той, что присутствует на млетской церкви. Однако другие исследователи отмечали невозможность понимания схемы плана млетской церкви без посредства рашских церквей  – в том числе и Студеницы. Выше мы упоминали, что купол храма в Студенице первоначально был задуман по-другому, с крестообразным основанием и треугольными фронтонами на четыре стороны, аналогично млетской церкви. Предполагается, что и западная часть храма в Студенице первоначально была задумана, как на Млете, из чего следует, что обе церкви проектировал один мастер. Возможно, форма внешней оболочки купола происходит от апулийской архитектуры (например, церковь Св. Маргариты в Бишелье 1197 г.) или по крайней мере инспирирована ею.

Реконструкция генезиса приведенных памятников предполагает, что сначала для церкви Богородицы в Студенице по образу предыдущих рашских храмов была утверждена схема плана, пространственная структура и внешняя архитектурная композиция, а купол и второстепенная пластика была основана на романских и апулийских решениях. Вероятно, на основе того же замысла вскоре было начато строительство млетского храма, т. е. в эпоху первых властителей сербского государства – донаторов монастыря на Млете – и именно поэтому млетская церковь была посвящена Богородице Эвергетиде, как и главный храм в Студенице. Известно, что сербские властители через своих посланников приводили мастеров из лучших европейских мастерских для работы в своих главных задужбинах. Такую роль могли играть и млетские бенедиктинцы, развивавшие тесные связи между этими монастырями [6. С. 163 – 166.]. До сих пор датированная приблизительно, от середины XIIдо начала XIIIвека, млетская церковь продолжает локальную традицию. Несмотря на то, что она стилистически пребывает в струе современной ей романики, по своему плану и структуре храм приближается к памятникам рашской школы и даже иногда считается одним из ее родоначальников [2, с. 174–185].

На примере сопоставления данных памятников видно, как из простой схемы плана формируется гармоничное объемное пространство, причем его части различного назначения разграничиваются между собой, не нарушая его единства и архитектурной гомогенности. Одновременно выявляется пограничная стилистика изучаемых сооружений при их сходной пространственной схеме – свободном сочетании центрального и продольного решения – и наличии романского декора. Причины подобных тенденций в местной средневековой архитектуре следует искать в особом географическом положении данного региона, где христианизация славянских государств происходила одновременно с двух сторон и сопровождалась борьбой Византийской империи и Римской папской курии за зоны влияния. Это создавало значительную сложность политических и национальных взаимоотношений на этих территориях, что ярко отразилось в местной архитектуре, где зачастую появлялись объекты со сложными стилистическими смешениями.

 

Список литературы:

  1. Калиħ J. Европа и Срби. Средњи век. – Београд: Историjски институт, 2006. – 711 с.
  2. Кораħ В.Црква Св. Мариjе на Мљету // Кораħ В.Између Византиjе и Запада: одабране студиjе о архитектури. – Београд: Археолошки институт, 1987. – 264 c.
  3. Максимовиħ Љ. Византиjски свет и Срби. – Београд: Историjски институт, 2008. – 535 с.
  4. Ћирковиħ С.Работници, воjници, духовници. Друштва средњовековног Балкана. – Београд: Equilibrium, 1997. – 516 с.
  5. Чанак-Медиħ М. Архитектура Немањиног доба I. Цркве у Топлици и долинама Ибра и Мораве // Споменици српске архитектуре средњег века. Корпус сакралних грађевина. – Београд: Републички завод за заштиту споменика културе СР Србиjе и Археолошки институт, 1986. – 176 с.
  6. Чанак-Медиħ М.Архитектура Немањиног доба II. Цркве у Полимљу и на Приморjу // Споменици српске архитектуре средњег века. Корпус сакралних грађевина. – Београд: Републички завод за заштиту споменика културе СР Србиjе, 1989. – 261 c.
  7. Чанак-Медиħ М., Кандиħ О.Архитектура прве половине XIIIвека I. Цркве у Рашкоj// Споменици српске архитектуре средњег века. Корпус сакралних грађевина. – Београд: Републички завод за заштиту споменика културе СР Србиjе, 1995. – 225 c.
  8. Ćirković S., Korać V., Babić G.Studenica monastery. – Belgrade: Jugoslovenska revija, 1986. – 200 р.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий