Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 января 2012 г.)

Наука: Филология

Секция: Журналистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Деткова Н.Ю. ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В КОРПОРАТИВНЫХ СМИ ПРОВИНЦИИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В КОРПОРАТИВНЫХ СМИ ПРОВИНЦИИ

Деткова Надежда Юрьевна

канд. культурологии, ст. преподаватель ШГПИ, г. Шадринск

E-mail: detkovanu@yandex.ru

 

В последние годы гуманитарные науки все чаще поднимают вопрос о гендерной картине современного общества. Общеизвестно, что одним из важнейших инструментов формирования основ данной картины в сознании людей являются средства массовой информации, которые создают и транслируют определенные гендерные стереотипы маскулинности и фемининности, социокультурной роли мужчин и женщин [1].

На сегодняшний день гендерная картина уже достаточно хорошо изучена на материалах общероссийских СМИ, региональный же уровень пока остается малоосвоенным. В качестве объекта анализа нами была выбрана корпоративная газета «Автоагрегат» малого провинциального города Шадринска Курганской области, предметом исследования являются женские образы, встречающиеся на страницах этого издания. Наша цель — проанализировать особенности репрезентации женских социокультурных ипостасей, сконструирова­ных данным коммуникативным каналом.

Газета «Автоагрегат» с 1943 года является корпоративным изданием градообразующего предприятия, Шадринского автоагрегатного завода (ШААЗа), и уже на протяжении многих десятилетий успешно выполняет свои функции: коммуникативную, информационную, ценностно-регулирующую, функцию форума, культурно-образовательную, рекламно-справочную. В структуре данного издания помимо разделов, посвященных производственной проблематике, присутствуют рубрики, посвященные спортивной жизни, художественной самодеятельности сотрудников, их увлечениям, истории завода, в том числе в контексте истории страны, а также прочим аспектам непроизводственной жизни.

Для анализа нами был выбран период с 7 января по 29 декабря 2000-го года, за который вышло 52 номера газеты. Этот год явился для ШААЗа и города в целом переломным — в конце 1999 г. завод вошел в состав Уральской горно-металлургической компании (УГМК), что повлекло за собой немало перемен: благодаря инвестированию УГМК, ШААЗу удалось увеличить оборотные средства, стабилизировать работу коллектива, упрочить финансовое состояние завода и финансовое положение заводчан, а также всего города в целом, начать активно внедряться инновации. Изменения экономических основ повлекли за собой изменение в психологии работников завода, люди начали приобретать большую уверенность в своих силах, открывать для себя новые перспективы. И особенно благоприятно эти условия отразились на развитии самосознания женщин, потребности которых перестали вмещаться в рамки патриархальной системы, навязывающей подчиненное, зависимое положение. 

По статистическим данным на 1 января 2000 года заводской коллектив состоял из 4113 человек, из них 1784 — женщины (что значительно больше, нежели в последнее десятилетие ХХ века). Несмотря на такой гендерный дисбаланс, начиная с 2000-го года, происходит все большее утверждение женщины в корпоративной культуре завода. О женщине пишут все чаще, количество материалов, посвященных мужчинам и женщинам, постепенно уравнивается, женщины довольно успешно примеряют на себя традиционно «неженские» роли и качества, которые в итоге становятся гармоничной и неотъемлемой частью их жизни. Налицо тенденция постепенной феминизации корпоративной культуры, укрепление роли женщины, как в семейной, так и в профессиональной сфере, что является приметой современной жизни вообще.

Рассмотрим подробнее, в каких ипостасях представлена современная деловая женщина на страницах корпоративного издания. Наиболее часто встречающаяся ипостась — «отличник производства», затем — «руководитель», «профессионал», «творческая личность», «педагог» («воспитатель»), «супруга», «мать», «хозяйка» (три последних ипостаси во всех материалах представлены как сопутствующие предыдущим). Все эти образы наделены авторами статей довольно стереотипным набором характеристик, что докажут нижеследующие результаты проведенного анализа:

1.         «Отличник производства». Во всех материалах отмечаются следующие профессиональные качества: ловкость, энергичность, легкость в преодолении трудностей, самостоятельность и быстрота в достижении высокого уровня мастерства, знание всех нюансов профессии, инициативность, трудолюбие, распространение опыта передового производства, творческий подход, быстрота и качество в выполнении заданий, прилежность, добросовестность, «работает с душой», всегда находит выход из самых неординарных ситуаций.  Практически во всех статьях говорится о профессиональном «призвании» героини. Обязательно упоминаются такие традиционно женские качества: скромность, бесконфликтность, легкость в общении, мягкость, доброжелательность, отзывчивость, отсутствие зависти. Также непременно указывается на ее отменные качества жены-матери (бабушки)-хозяйки: у нее хорошая семья, где царит взаимоуважение и любовь; она верный друг и помощник своему супругу, заботливая мать (обычно двоих) прекрасных детей, если уже бабушка, то помогает воспитывать внуков, у нее великолепные кулинарные способности, она умеет создавать уют в доме, занимается рукоделием, садово-огородными делами. Кроме этого подчеркивается ее общественная активность: «она всегда в гуще событий»участвует в художественной самодеятельности.

2.         «Руководитель». Атрибутивными для данной ипостаси являются следующие профессиональные характеристики: умение принимать решения, энергичность, инициативность, опытность, рассудительность, ответственность, забота о подчиненных, добросовестность, творческое отношение к работе, активная жизненная позиция («неотъемлемая черта характера — всегда быть в гуще событий трудового коллектива», наличие знаний, профессионализм, умение общаться с коллегами и поддерживать в коллективе доброжелательную атмосферу, целеустремленность, наличие волевого характера, выдержки, авторитетность, способность притягивать к себе людей, работа с полной отдачей. Обязательно указывается на женское обаяние героини, ее привлекательностьоптимизм. Значительно реже, чем в характеристике предыдущей ипостаси, указывается на наличие семьи, и отмечаются традиционные женские качества, связанные с материнством, заботой о супруге, ведением хозяйства.

3.          «Профессионал». Здесь речь пойдет о разряде специалистов завода (например, бухгалтерах, инженерах и пр.). Обязательными профессиональными качествами в данном случае будут выступать грамотность и добросовестность в выполнении работы, инициативность, постоянное повышение профессионального уровня, принципиальность и требовательность к себе, самостоятельность в решении вопросов и преодолении трудностей, умение найти общий язык с коллегами, профессиональная «подкованность», увлеченность работойответственность, трудолюбие, преданность делу. Очень редко упоминаются типично женские качества, например, обаяниеприветливость, чуткость, и указывается на хозяйственность: умение вкусно готовить, заниматься огородом, рукодельничать.

4.         «Творческая личность». Здесь неотъемлемыми характеристиками выступают жизнерадостность, яркость, неординарность, любознательность, творческая сущность, любовь к профессии, доброжелательность, открытость.

5.         «Педагог» («воспитатель»). Характеристики это ипостаси можно соотнести с характеристиками ипостаси «Мать»: забота о физическом и психическом развитии и благополучии учеников, материнское отношение к каждому ученику (воспитаннику), мягкость, нежность, скромность, доброта, открытость, работа с полной отдачей сил, творческий подход, умение создать уют и теплую атмосферу в коллективе.

Если представить обобщенный образ современной деловой женщины провинции, то получится, что это, прежде всего, грамотный специалист, с даром «от Бога», работающая по призванию, с полной отдачей, инициативная, заинтересованная в профессиональном развитии, творчески подходящая к решению трудностей, легко преодолевающая препятствия, при этом всегда готовая помочь другим, заботливая, доброжелательная, жизнерадостная, обаятельная, коммуникабельная, с хорошими организаторскими способностями, занимающаяся общественной деятельностью и успешно сочетающая работу и семейную жизнь.

Итак, результаты проведенного анализа демонстрируют нам различные ипостаси современной женщины, транслируемые корпоративной газетой. Часть из них можно назвать «старыми», «патриархальными» стереотипами («мать», «жена», «хозяйка», «педагог» («воспитатель»), «отличник производства»), часть — «новыми» («профессионал», «руководитель», «творческая личность») [3, с. 205]. Показательно, что на первое место в создании женского образа все чаще выходят профессиональные качества, успешность в работе, коммуникабельность, организаторские способности, что объясняется, с одной стороны, спецификой коммуникативного канала, а с другой стороны, говорит о меняющейся роли современной женщины, которая наряду с традиционными, типично женскими чертами и функциями осваивает «неженские», приобретая своего рода социокультурную универсальность.

Безусловно, современная локальная журналистика еще не свободна от сознательного или неосознанного использования положительных и отрицательных гендерных стереотипов, и ей еще предстоит созидать новую гендерную картину провинциального пространства, более адекватно отражающую реалии современной действительности.

 

Список литературы:

1.        Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа [электронный ресурс] — Режим доступа. — women_cd1/html/azhgihina.htm

2.        Гендерные стереотипы в современной России  [электронный ресурс] — Режим доступа. — http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/276130.html

3.        Соколова Е. А. Типология гендерных стереотипов в медийном пространстве провинциального города // Социокультурное пространство русского провинциального города: коллект. моногр. / гл. ред. Н. Ю. Деткова — Шадринск, 2011. ОГУП «ШДП» Каргапольский филиал — С. 205.

4.        Черменская С. Гендерные стереотипы в женском журнале // Гендер и СМИ. Ежегодник 2008. — М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2009. — С. 111-119.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий