Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 09 ноября 2011 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Теория и история искусства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Филиппова О.Н. АРХИВНОЕ НАСЛЕДИЕ Д.Н.УШАКОВА – ФИЛОЛОГА И АВТОРА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РАБОТ, ПОСВЯЩЕННЫМ БЛИЗКИМ И РОДНЫМ МЕСТАМ ПОДМОСКОВЬЯ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АРХИВНОЕ НАСЛЕДИЕ Д.Н.УШАКОВА – ФИЛОЛОГА И АВТОРА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РАБОТ, ПОСВЯЩЕННЫМ БЛИЗКИМ И РОДНЫМ МЕСТАМ ПОДМОСКОВЬЯ

 

Филиппова Ольга Николаевна

Выпускница МГАХИ им. В.И.Сурикова, г. Москва,

E-mail: iscusstvo0891@mail.ru

 

Дмитрий Николаевич Ушаков – филолог, педагог, автор «Толкового словаря русского языка» – это целая эпоха в истории русского просвещения. Он может быть неизменно причислен к тем большим мастерам русской художественной культуры, чьё творчество глубоко отражало духовную жизнь российского общества конца XIX– начала XXвв.

Д.Н.Ушаков родился в Москве, в Татьянин день, 12 января (ст.ст.) 1873 года. В копии выписки из Метрической книги от 2 августа 1881 года № 80, хранившейся в ризнице Московской, Пречистенского сорока, Крестовоздвиженской, что в бывшем монастыре, церкви, написано: «12 января рожден, 16 января крещен Димитрий» [3, с.31]. 14 октября 1941 года Дмитрий Николаевич находился с семьей в эвакуации в Ташкенте. Переезд в Ташкент был тяжёлый, обострились болезни, 17 апреля 1942 года он скончался.

Д.Н.Ушаков – яркий, крупный учёный, путь приобщения к русской словесной культуре связан у многих современников с его именем и трудами, но не всем известен ещё один аспект его деятельности, раскрывающий творческую личность учёного, а именно его занятия живописью и графикой.

Целью данной публикации является то, что помимо филологической стороны деятельности учёного, отразить также и его художественное творчество, т.е. открыть современным людям взгляд на Д.Н.Ушакова, не только как на учёного, но и как на художника, достаточно, профессионально выполнявшего свои работы.

Данная сторона творческой деятельности Д.Н.Ушакова не изучена, никто из исследователей не занимался вплотную художественным творчеством Д.Н.Ушакова, в отличие от его педагогической работы (педагога-лингвиста), и, тем самым, данный аспект открывает новую страницу в биографии личности яркого, крупного русского учёного и педагога.

Живописное и графическое творчество Д.Н.Ушакова, в своём контексте отражает массовое явление, которое было распространено в конце XIX– XXвв., в среде выдающихся деятелей художественного мира, учёных-историков, искусствоведов, филологов – увлечение живописью, помимо их общего вклада в научную и художественную деятельность. И это увлечение живописью, выглядело ничуть не хуже, чем их достижения в профессиональной сфере.

Данное явление нашло своё отражение в биографиях: С.Т.Рихтера, С.М.Лифаря, М.А.Чехова, Ю.А.Завадского, С.М.Эйзенштейна, А.Г.Габричевского, М.В.Алпатова, Е.А.Косминского, Д.Н.Ушакова – творческих личностях, испытывающих непреодолимую потребность реализации своей одарённости не в одном, а в нескольких видах творчества.

Дмитрий Николаевич Ушаков не был профессиональным художником, но рисовал и писал много и вдохновенно. Немаловажная особенность творчества Д.Н.Ушакова – черта настоящего художника-живописца, который любил писать маслом, рисовать карандашом, но больше всего он предпочитал делать работы в акварельной технике.

Акварельные работы Д.Н.Ушакова – удивительны по своей манере исполнения, его акварели – это бесконечно разнообразные вариации одной и той же симфонической темы, название которой – близкие и родные места Подмосковья, так дорогие сердцу Д.Н.Ушакова – мастеру славному в своих живописных работах.

Д.Н.Ушаков – неутомимый труженик в области филологии каждый день старался сделать много полезного на благо науки, не забывая, конечно же, и про искусство, о чём ярко свидетельствуют его живописные и графические работы. Стиль живописи работ филолога Д.Н.Ушакова – точный, тщательный перекликался с манерой, характерной для его преподавательской деятельности, работой по составлению Толкового словаря русского языка.

На протяжении всей своей жизни – а его ранние работы относятся к 1880-м годам – Д.Н.Ушаков не оставлял своего любимого занятия – занятий живописью и рисунком. Предметы его изображений были среднерусские, в основном подмосковные пейзажи.

Жизненно необходимым для Д.Н.Ушакова было это общение с природой. Обращает на себя внимание и ставшая теперь познавательной география запечатлённых Д.Н.Ушаковым мест Москвы и Подмосковья: многие из них не сохранились…[2, л.5]

Отдыхая в санаториях Академии Наук СССР «Узкое» и «Сосновый бор», бывая на заседаниях Академии наук в Ленинграде, Д.Н.Ушаков использовал каждую свободную минуту для общения с природой. А ящик с красками, кисти и складной стул были всегда под рукой. Работы Д.Н.Ушакова – это работы великого подвижника, любителя и ценителя природы.

В работах Д.Н.Ушакова прослеживается индивидуальная манера мастера, данные работы – это его сугубо личное видение мира. Дмитрий Николаевич, обладая острым умом, владея чувством языка, знанием истинно русской речи, обладая безошибочным языковым чутьём, сумел эти компоненты, с точки зрения языка, передать в своих живописных и графических работах, составляющих богатейший творческий опыт.

Работы Д.Н.Ушакова приближали его творчество к высказыванию М.В.Алпатова по поводу идеальной лекции, которая не подразумевает текста, а умело сделанные работы не нуждаются в словесных пояснениях – они говорят сами за себя.

Помимо занятий живописью, Д.Н.Ушаков находил также время и на работу руками: столярничать, плотничать, и делал он это мастерски. Видимо, это было прекрасной разрядкой после большого умственного напряжения.

Помимо увлечения живописью и другими видами работ, Д.Н.Ушаков очень любил фотографию. К 100-летию со дня рождения А.С.Пушкина, поэта, перед которым Дмитрий Николаевич преклонялся всю жизнь, он сделал фотоальбом «Полотняный Завод Гончаровых». Этот альбом, в память об отце, Наталья Дмитриевна Архангельская, дочь Д.Н.Ушакова, подарила Пушкинскому Дому в Петербурге к 200-летию поэта. С благодарностью принял этот дар директор Пушкинского Дома академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

А в 2000 г. Н.Д.Архангельской был передан и личный архив её отца в Объединение «Мосгорархив» (с 2003 г. и по настоящее время – Главное архивное управление города Москвы, или Главархив Москвы). Научное описание документов было проведено в Центральном Московском Архиве-музее личных собраний (ЦМАМЛС, структурное подразделение Главархива Москвы) в 2007 г. Сейчас, после проведения описания, документы фонда введены в научный оборот и доступны исследователям [5].

В связи с введением документов фонда в научный оборот, материалы личного архива Д.Н.Ушакова – акварель, масло неоднократно экспонировались на выставках: в Выставочном зале «Беляево», Манеже, Московской Городской Думе, в Центральном выставочном комплексе Политехнического музея.

В конце 2007 – начале 2008 года прошла выставка экспозиции, подготовлённой Главным архивным управлением города Москвы и Политехническим музеем, в Центральном выставочном комплексе Политехнического музея, посвящённая 135-летию со дня рождения Дмитрия Николаевича Ушакова. Помимо представленных многочисленных документов из личного фонда Д.Н.Ушакова (материалов о деде Д.Н.Ушакова – Д.П.Новском, документов, посвящённых преподавательской, научной и общественной деятельности) на выставке были также продемонстрированы творческие работы Дмитрия Николаевича. Среди них были его детские эскизы, альбомы с карандашными рисунками, портретные зарисовки близких родственников, пейзажи, выполненные в технике акварели и масла. В честь проведения выставки был выпущен буклет: «Филолог Д.Н.Ушаков. Жизнь, семья, творчество. К 135-летию со дня рождения. Историко-документальная выставка»[7].

Материалы научного архива Д.Н.Ушакова-филолога находятся в Архиве РАН (фонд № 502) [6], сюда вошли научные труды Д.Н.Ушакова, биографические материалы, педагогическая деятельность, переписка и научные труды других лиц, присланные Д.Н.Ушакову на отзыв или нужные ему для работы.

В РГАЛИ находятся сведения о Д.Н.Ушакове из разных фондов, сюда вошли личное дело Д.Н.Ушакова – сотрудника Высшего литературно-художественного института имени В.Я.Брюсова (фонд № 596) [4, лл.1-3], переписка Д.Н.Ушакова с советскими языковедами, славистами, в т.ч. с преподавателем русского языка и литературы – Гладковым Фёдором Васильевичем (фонд № 1052), воспоминания писателя, примыкавшего к литературной группе «Знание», возглавляемой А.М.Горьким – Золотарёва Алексея Алексеевича о Д.Н.Ушакове (фонд № 218) и другие документы.

Ни в архиве РАН, ни в РГАЛИ нет художественных работ Д.Н.Ушакова, они хранятся в Центральном Московском Архиве-музее личных собраний, тем самым их открытие пополняет ещё одно имя в изобразительном искусстве конца XIX– начале XXвв. – Дмитрия Николаевича Ушакова – художника-любителя.

В июле 2010 г. автором данной публикации было пройдено повышение квалификации в Государственном научно-исследовательском институте реставрации, в ходе которой была осуществлена реставрация двух живописных пейзажей Д.Н.Ушакова: «Подмосковье. Прохорово. Церковная сторожка» (1914 г.) и «Подмосковье. Прохорово. Дорога за конюшней, идущая к реке Рожай» (1912-1915 гг.). А в июне 2011 года в МГАХИ им. В.И.Сурикова на кафедре факультета теории и истории искусства, состоялась защита дипломной работы по теме: «Живопись и графика в творчестве Д.Н.Ушакова». Работа была написана под руководством научного руководителя, зав.каф. ФТИИ, д.иск.н., М.Ф.Киселева.

Учитывая масштаб личности учёного, его вклад в русскую филологию XXв., исследование художественной стороны его деятельности кажется актуальным и представляет научный интерес.

В заключение хочется процитировать выписки Д.Н.Ушакова из труда В.Г. Белинского: «Литературные мечтания», которые он конспектировал в 1890 г.: «…Высочайший зенит художественного совершенства, истинное творчество, есть удел не многих избранных, о коих говорят: «С природой одной он жизнью дышал, ручья слышал лепетанье, и говор древесных листов понимал, и чувствовал трав прозябанье, была ему звездная книга ясна, и с ним говорила морская волна» [1, л. 30 об.].

Отчасти, данные слова можно отнести к живописному и графическому творчеству Д.Н.Ушакова, который вместил в себя сразу несколько ипостасей: филолога, языковеда, специалиста по русской диалектологии и лексикологии и художника.

 

Список литературы:

  1. Выписки №1 Д.Н.Ушакова (1890 г.): «О прекрасном в искусстве»: из В.А.Гольцева, И.А.Гончарова, В.М.Гаршина, В.Г.Белинского и др.// Архив РАН. Ф.502. Оп.1. Ед.хр.167. ЛЛ.2-43.
  2. Заметки Н.Д. Архангельской (дочери) о жизни и творчестве Д.Н. Ушакова // ЦМАМЛС. Ф.276. Оп.1. Д.40. Л.5.
  3. Крылова И.В. Он не мыслил себя без Московских корней…// Московский Журнал. 1999. № 11. С. 28-34.
  4. Личное дело сотрудника Высшего Литературно-художественного института им. В.Я.Брюсова – Д.Н.Ушакова // РГАЛИ. Ф.596. Оп.1. Ед.хр. 103. ЛЛ.1-3.
  5. Ушаков Д.Н. (1873-1942), филолог, составитель «Толкового словаря русского языка» // ЦМАМЛС. Ф.276. Оп.1, крайние даты: [1818]-2000.
  6. Ушаков Д.Н. (1873-1942), языковед, специалист по русской диалектологии и лексикологии, член-корреспондент АН СССР (1939  г.) //Архив РАН. Ф.502. Оп.1-5, крайние даты: 1874-1941 гг.
  7. Филолог Д.Н.Ушаков. Жизнь, семья, творчество. К 135-летию со дня рождения. Историко-документальная выставка. – М.:  Политехнический музей: Главное архивное управление г. Москвы,  [б.г.].
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.