Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXII-LXXIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 07 июня 2017 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Крылова И.Н. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LXXII-LXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 5-6(72). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 5-14.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Крылова Инна Николаевна

канд. пед. наук, доц. Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета,

РФ, г. Ставрополь

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF CRAFTS IN THE NORTH CAUCASUS

Inna Krylova

candidate of pedagogical Sciences, assistant professor Institute for the Humanities of North Caucasus Federal University,

Russia, Stavropol

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению особенностей развития народных промыслов на Северном Кавказе. Целью статьи является определение основных видов народных промыслов на Северном Кавказе и факторов, повлиявших на их развитие. Результаты исследования позволяют сделать вывод об уникальности и многообразии факторов, повлиявших на развитие народных промыслов на Северном Кавказе.

 

ABSTRACT

The article is devoted to studying of features of development of crafts in the North Caucasus. The purpose of this article is to define the basic types of folk crafts in the North Caucasus and factors that influenced their development. The results of the study allow us to conclude about the uniqueness and diversity of the factors that influenced the development of crafts in the North Caucasus.

 

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство; народные промыслы; Северный Кавказ; Ставрополье.

Keywords: decorative arts; crafts; North Caucasus; Stavropol.

 

Декоративно-прикладное искусство народов Северного Кавказа представляется не вычлененным из своей этнографической среды обитания, а органично связанным с породившим его укладом жизни людей. Народное искусство тесно слито с сельской жизнью, ее бытовыми и духовными потребностями, определенным комплексом понятий и представлений. Декоративно-прикладное искусство Северного Кавказа и в частности Ставропольского края берет свое начало от народного творчества, пришедшего к нам из глубины веков.

Историческая справка: Северный Кавказ с давних пор заселен многочисленными племенами и народами. Наиболее древней культурой местного происхождения является культура лезгинских племен Горного Дагестана, расселившихся в юго-восточной Нагорной части региона, и адыгейских или черкесских племен, обитавших в его западной части. Первые письменные свидетельства их существования можно найти у древнегреческих и римских историков (I-е века до н. э. – I-е века н. э.) [1, с. 180]. Культура осетин, кумыков, тат, ногайцев, калмыков, туркменов, карачаевцев и т. д. восходит к традициям кочевых воинственных народностей: скифо-сарматской, аланской, татаро-монгольской, тюрской, находившихся на этой территории позднее. Таким образом, своеобразная и очень древняя культура местных народов, издавна заселявших северные склоны Кавказских гор, постепенно сталкивалась с культурами чуждых им северных степных народов, находясь в различные периоды истории края под большим или меньшим воздействием их языка, обычаев, религии и основных элементов духовной культуры. Различные исторические судьбы многочисленных народностей Северного Кавказа, обусловленные некоторой изолированностью и особенностью развития отдельных его районов, способствовали сложению здесь разнохарактерной в прошлом и многогранной культуры. Но кроме отличий можно наблюдать и явную близость основных элементов культуры и искусства у народов восточной части Северного Кавказа, особенно народностей Дагестана; эта общность прослеживается и у таких народов как адыгейцы, кабардинцы, осетины, балкарцы, карачаевцы, населяющих центральные и западные районы региона. Такая общность обусловливалась различными природными условиями и теми культурно-историческими и торговыми связями западных и восточных районов, которые определяли уровень социально-экономического развития населявших их народов. Народности центральных и западных районов Северного Кавказа были тесно связаны торговыми соглашениями со странами и народами Черноморского бассейна. Экономика юго-восточных горцев Северного Кавказа складывалась под влиянием крупнейших торговых путей и центров Восточного Закавказья, относящихся к кругу торговых связей народов Каспийского бассейна. Главным занятием жителей Северного Кавказа с давних пор было скотоводство и земледелие. Основу экономики Кабарды и Черкессии составляло земледелие и в меньшей степени животноводство. Осетины, балкарцы, карачаевцы, ингуши и чеченцы так же занимались животноводством и частично земледелием. Поэтому, несмотря на наличие здесь ремесел, они не получили промыслового развития. У всех народов Северного Кавказа в большей или меньшей степени издавна была развита обработка шерсти, кож, дерева и металла. Однако лишь в горах Дагестана, где природные условия были менее благоприятными для занятия сельским хозяйством и, особенно, земледелием, значительную роль пробрели разнообразные ремесла и кустарные промыслы. О давности существования различных ремесел у народов Северного Кавказа свидетельствуют литературные и археологические данные. Античные и римские историки пишут о большом развитии у кавказских народов уже в то время металлургического дела и выделки конопляных и шерстяных тканей. Археологические раскопки древней Кобанской культуры II – I тыс. до н. э. на территории Северной Осетии, материалы Майкопского и Нальчинского курганов, а также отдельные находки бронзовой культуры в горных районах Дагестана подтверждают древнее занятие местных народов Северного Кавказа разнообразными производствами и ремеслами, среди которых особенно большое значение получили всевозможные художественные ремесла народов Дагестана. Дагестан не только страна кустарей, но и кустарей-художников. Художественные ремесла у горцев часто являлись средством существования, подчас составляли основу экономики целых аулов. Массовый характер носили такие производства, как ковровое, суконное, войлочное, бурочное, ювелирное и другие. Вряд ли в горах Дагестана можно найти хоть одно селение, где жители не занимались бы тем или иным ремеслом дополнительно к своим занятиям – скотоводству и земледелию. Уже в эпоху средневековья отдельные ремесленные производства горцев превращаются в мощные кустарные центры, где все население занималось одним ремеслом и вся экономика аула, а иногда и группы соседних селений были подчинены одному занятию. Таких селений в Дагестане известно немало: Кубачи, Харбук, Кази-Кумух, Амузги, – центры изготовления оружия; Балхар, Сулевкент, Испик – центры гончарства; Гоцатль, Хури, Кунди – центры медно-чеканного дела; Куппа – «шапочный» аул; Сиух – «бурочный» аул; Микрах, Ахты и десяток других аулов южного Дагестана являются крупнейшими центрами ковроделия и т. д. Однако и в пределах Дагестана производство художественных изделий получило неодинаковое развитие [3, с. 163]. В одних случаях это было домашнее изготовление различных изделий и утвари для нужд семьи, в других – уже развитое ремесленное производство художественных изделий на заказ или на обмен, в-третьих – развитый кустарный промысел, занятый выделкой предметов декоративно-прикладного искусства на внутренний или внешний рынок. Творческим трудом многих десятков поколений дагестанских мастеров в различных видах декоративного искусства создана глубоко самобытная и необычайно высокая культура орнаментального искусства. Однако наиболее древние памятники, сохранившиеся от эпохи средневековья, свидетельствуют о том, что декоративное искусство горцев стало изобразительным, так же как и всех других народов Кавказа. Позднее, отчасти под влиянием культуры стран мусульманского Востока и под непосредственным воздействием внутри самих стран мусульманской религии, запрещающей всякие изображения живых существ, эта изобразительная линия в декоративном искусстве народов Северного Кавказа была вытеснена чисто орнаментальным искусством, получившим особенно высокое развитие в XVIII – XIX веках. Так, кубачинские мастера, например, занимавшиеся в прошлом почти исключительно отделкой холодного и огнестрельного оружия, за годы существования артели разработали совершенно новый и довольно разнообразный ассортимент изделий, сумев творчески использовать традиции прошлого. Ковровщицы Дагестана, Кабарды и Северной Осетии, продолжая работу над орнаментальными коврами уже в XX веке, создают новые тематические и портретные ковры, популярные на определенном этапе развития российского декоративного искусства. Однако целый ряд глубоко традиционных и необычайно ценных в художественном отношении отраслей декоративного искусства народов Северного Кавказа, таких, например, как искусство резьбы по камню и дереву, художественная керамика, узорное вязание и вышивка, изготовление войлоков и циновок пока не нашли еще должного места среди других национальных художественных производств, развивающихся на новой творческой основе. Искусство резьбы по камню особенно высокое развитие получило у горцев Дагестана. О широте распространения и древности камнерезного дела в Дагестане свидетельствует множество памятников, сохранившихся до наших дней, и то значительное место, которое резной камень занимает в быту и в жизни горцев. Камень широко применяется у горцев Дагестана, прежде всего как превосходный строительный и декоративный материал в местной каменной архитектуре. Древние резные камни XII – XIII веков со сценами охоты, борьбы зверей и домашних животных из аула Кубачи и ряда других селений Нагорного Дагестана рассказывают о высокой культуре и глубоких традициях камнерезного искусства. Эти резные рельефы из аула Кубачи и знаменитые бронзовые котлы являются убедительными примерами того, что в прошлом декоративное искусство горцев Дагестана носило ярко выраженный изобразительный характер, было необычайно сильным и выразительным по своим пластическим и декоративным средствам решения образов. Прекрасные мастера – резчики по камню имелись почти в каждом селении или группе соседних селений, но профессиональное развитие искусства резьбы по камню получило в даргинских селениях Сутбук, Уллуайя и аварском селении Согратль, известных всему Дагестану, как центры камнерезного искусства. Мастера этих селений работали преимущественно на заказ и создавали богатые по орнаментальному убранству и виртуозные по исполнению надгробные памятники, камины, архитектурные резные детали и просто декоративные вставки, а также всевозможную каменную утварь – ступки, основания прялок, гири и тому подобные изделия. Орнамент наиболее ранних памятников резного камня геометрический, очень близкий к узорам трехгранно-выемчатой резьбы по дереву. В XVIII –XIX веках, в эпоху наиболее высокого расцвета орнаментального искусства у народов Дагестана, в резном камне блестящее развитие получил растительный орнамент, характерный для всех видов декоративного искусства Дагестана и особенно черневого и серебряного дела. Высокого мастерства и виртуозности орнаментальной резьбы достигли сутбукские камнерезы, занимавшиеся главным образом выделкой надгробных плит и каминов. Узор каменных изделий сутбукских мастеров XIX века очень богат по формам и приемам его построения; он то сплошным ковром покрывает поверхность изделий, то членится на фигурные розетки и медальоны, решенные в более глубоком рельефе, чем резьба самого орнамента. Орнамент резного камня уллуайинских и согратлинских мастеров отличается от сутбукского большей графической определенностью, чеканностью деталей и линий узора. Так же как в ювелирном искусстве, в резном камне аварцев сохраняется графическая разработка внутренней поверхности деталей узора, что придает орнаменту резного камня аварцев большую пластическую целостность и красоту [4, с. 87]. В XX веке в аулах Сутбук, Согратль, Бакни, Уркарах, Балхар и целом ряде других продолжают работать высококвалифицированные мастера-резчики по камню, владеющие профессиональным мастерством и своеобразными техническими приемами резьбы. В отличие от резьбы по камню, резьба по дереву не носила столь профессионального характера. Так же как вышивка, узорное вязание и ткачество, резьба по дереву большей частью была домашним ремеслом, распространенным повсюду. Резьбой украшались деревянные детали домов – столбы, двери, балконы, мебель и всевозможная деревянная утварь, особенно широко бытовавшая в прошлом у аварцев. Для большинства районов Нагорного Дагестана характерна трехгранно-выемчатая резьба по дереву, с простыми геометрическими узорами, и только в Кайтаго-Табасаранском районе и отчасти у даргинцев была распространена плоскорельефная резьба с более или менее богатыми растительными узорами и часто с подкраской. Домашнее производство деревянной резной мебели и утвари было развито и у других горских народов Кавказа, но особенно широко у чеченцев, осетин, хевсур и сванов. Характер резьбы и узоров, а также формы мебели и утвари были очень близки к резьбе горных районов Аварии. В узорах резных деревянных изделий горцев Центрального Кавказа основными изобразительными мотивами являлись всевозможные знаки солярного культа – розетки, звезды, круги, треугольники, а также распространенные по всему Северному Кавказу рогообразные мотивы. Постепенно, с развитием гончарного дела деревянная резная утварь и медная посуда у народов Северного Кавказа вытесняется более дешевыми и удобными керамическими изделиями. В далеком прошлом изготовление глиняной посуды было домашним ремеслом и лишь с появлением гончарного круга у лезгин, на юге Дагестана, в эпоху раннего средневековья, а у горцев центрального Дагестана где-то на рубеже X – XI веков, оно получает широкое развитие и постепенно из домашнего ремесла превращается в товарное производство. Основными центрами художественной керамики в Дагестане с древних пор являлись лакский аул Балхар, даргинский аул Сулевкент и лезгинский аул Испик. Во всех аулах гончарное дело издавна является основным занятием жителей, определяющим развитие их экономики. Наиболее близки как по форме изделий, так и по характеру и приемам украшений гончарные изделия аулов Балхар и Сулевкент. В ауле Балхар с незапамятных времен изготавливается своеобразная расписная керамика без поливы. Производством керамики в Балхаре занимались исключительно женщины. Мужчины сбывали готовую продукцию в отдаленных районах, благодаря чему балхарцы снабжали гончарными изделиями все наиболее глухие и отдаленные уголки Нагорного Дагестана. Балхарки выполняли главным образом всевозможные кувшины местных национальных форм, тарелки, кружки и глубокие чаши, украшаемые ангобной росписью, которая является наиболее характерной особенностью балхарской керамики. Большую роль в декорировании самых ранних её образцов, сохранившихся до нашего времени с эпохи средневековья, играли скульптурно-лепные приемы и детали украшения, перешедшие в гончарные изделия из лепной керамики, изготовлявшейся до появления гончарного круга. Роспись на ранних изделиях Балхара выполнялась темно-красным ангобом и имела очень простые формы: круги, точки, зигзаги, завитки, штрихи и тому подобные фигуры. Постепенно усложняясь, роспись превращалась в богатое декоративное убранство. Узоры обычно заполняли верхнюю часть сосудов, располагаясь чаще всего в виде ожерелья вокруг передней части горла. Орнамент состоял из всевозможных криволинейных фигур, линий, завитков, точек, штрихов. Роспись наносилась кистью при вращении сосуда на ручном гончарном станке, отчего линии в узорах становились особенно плавными и округлыми. Балхар и в XX веке продолжает снабжать своими изделиями все внутренние районы Нагорного Дагестана. Гончарным ремеслом в Балхаре на тот период владеют почти все женщины старшего и среднего поколения, но особенно хороших рисовальщиц, обладающих своей индивидуальной манерой письма, своим почерком, своими излюбленными декоративными приемами росписи, насчитывается до 20 – 30 человек. Гончарное производство даргинского селения Сулевкент своими корнями также уходит в далекое прошлое. В Сулевкенте, помимо расписной неполивной керамики, близкой по формам изделий и основным приемам их украшения к керамике аула Балхара, выполнялась и поливная. Уже в XIX веке промыслом поливной керамики сулевкентцы занимались на отхожих промыслах в районах Северного Кавказа. Под влиянием традиций керамики народов Северного Кавказа у селевкентцев в XIX веке сложилось производство особого типа поливной керамики – широкогорлых, оригинальной формы сосудов с рельефно-лепным и процарапанным декором, называемых «чечен». Эта керамика широко бытовала у большинства народов Северного Кавказа. В XX веке сулевкентские мастера продолжают изготавливать простую расписную керамику местных форм, главным образом, водоносные и большие хозяйственные кувшины, а также и небольшие поливные кувшинчики с носком, имеющие большей частью декоративное назначение. В лезгинском ауле Испик производство поливной керамики получило значительное развитие еще в домонгольский период. В отдаленных высокогорных селениях Дагестана до наших дней сохранилось много образцов испикской бирюзовой керамики с черной марганцевой росписью растительного характера. Подобная бирюзовая керамика со щелочными поливами и черной росписью была широко распространена в эпоху Средневековья на всем Ближнем Востоке, в том числе и у народов Закавказья. Позднее, начиная с XV – XVI веков, в селении Испик выполнялось два типа поливной керамики: с поливами и рельефно-лепным декором и керамика с подглазурной белой ангобной росписью. В основном, испикские мастера создавали большие декоративные блюда, имевшие постоянный спрос в Нагорном Дагестане, и в меньших количествах всевозможные хозяйственные кувшины с белой ангобной росписью. В XX веке в мастерской селения Испик делают главным образом простую хозяйственную керамику и незначительное количество поливных изделий с белой ангобной росписью.

Народные промыслы на территории современного Ставропольского края всегда были развиты очень слабо. Одна из причин состоит в том, что ставропольские крестьяне не имели недостатка в земле. Сельское хозяйство, земледелие и скотоводство давали достаточные средства для существования крестьянской семьи. Большинство известных народных промыслов Северного Кавказа не получили здесь своего развития так же из-за отсутствия традиций у поселенцев. В середине XIX века русские переселенцы упражняются в прядении ткани, холста, сукна, но продают мало, оставляя большую часть для домашнего обихода. «Ремесленная промышленность не имеет значимости», – писал Архипов. А те немногочисленные промыслы, которые получили свое развитие, существовали главным образом только для удовлетворения необходимых потребностей местного значения. В первой всеобщей переписи населения Российской империи от 1897 года говорится о том, что промысловыми работами занимались только 4,17 % жителей Ставрополья, причем наибольшая занятость прослеживалась в основном в юго-восточной части края. Обработка овечьей шерсти была самым распространенным промыслом. Почти в каждой семье женщины посвящали долгие зимние вечера прядению двойной или одинарной шерстяной нити, вязке чулок, перчаток, варежек. В юго-восточной части края наибольшее развитие получают те виды декоративно-прикладного искусства, которые эксплуатируют животные продукты, получаемые от овцеводства, шелководства; затем следует обработка дерева и металлов, за ними идет переработка волокнистых и злаковых растений и в самом конце – производство глиняных изделий [2, с. 60]. Среди русского и нерусского населения встречается разделение труда. Так, у русских промыслом заняты в большинстве мужчины, они принимают участие в обработке деревянных и шерстяных изделий, изготавливают одежду. Женщины отдают предпочтение обработке волокнистых веществ, вяжут и так же изготавливают одежду. Эта особенность отмечена в материалах той же переписи. В селах и деревнях начала XIX века можно встретить широкий диапазон изделий народного ковроткачества. Среди них и дешевые безворсовые ковры, предназначенные для убранства крестьянской избы: насундучники, настольники, половики, дорожки, и более дорогие – плотные пушистые ковры на пол и на стену, которые ткались на продажу городскому населению. В зависимости от назначения изделия – менялось и его художественное оформление. Художественную ценность представляют и расписные деревянные ложки, миски, глиняные горшки, кружки, резные и украшенные росписью берестяные туески, т. е. все то, что можно отнести к предметам утвари, необходимым жителям Ставрополья в быту.

У нерусской части населения края большая часть промысловых работ находится в руках женщин, это обработка шерсти, пеньки, выполнение изделий из соломы, металлическое плетение. Мужчины занимаются только работами с металлом и деревом. Интересно и самобытно творчество карачаевцев. При изготовлении предметов домашнего обихода, они чаще всего применяли дерево, иногда украшая их орнаментной резьбой в основном геометрического характера. На ручках сосудов обычно вырезались стилизованные головы животных, что сближало резьбу карачаевцев с балкарской и осетинской. Видную роль играли в убранстве жилища настенные и напольные войлоки-кийзы. По технике выполнения выделяют 3 типа карачаевских узоров войлоков (ромбы черного цвета, треугольники коричневого и желтого цветов). Настенные кийзы приготавливаются таким путем: два войлока разных цветов накладывают один на другой; прорезав их насквозь, получают узоры, одинаковые по очертанию, но разные по цвету. Затем узоры одного цвета вшивают в прорезы войлока другого цвета. В орнаменте преобладают плавные криволинейные очертания, стилизованные растительные мотивы, а узоры располагаются по краям и в виде медальонов посредине кийза. Народное искусство абазин представлено декоративным оформлением оружия, одежды, обуви, бытовых предметов. Для уходящего корнями в далекое прошлое прикладного искусства черкесов характерны геометрические (сочетание треугольников, ромбов, квадратов, полукружий) и смешанные орнаменты, в которых геометрические элементы переплетаются с изображением бараньих рогов и старинных родовых     знаков – тамг.

Еще одним излюбленным промыслом нерусского населения Ставрополья являлось выполнение меховых и кожевенных изделий. Обработка бараньих шкур была доведена до совершенства. Из нее впоследствии шилась верхняя одежда. У многих народностей Ставрополья большим спросом пользовалась посуда из меди, употребляемая в домашнем обиходе, это тазы, кувшины, умывальники, чашечки и миски. Изделия из дерева, тростника и соломы (музыкальные инструменты, трубки и т. д.) были менее востребованными. Особое удивление у русских исследователей вызывала виртуозная техника мастеров, с помощью которой они создавали великолепные металлические инкрустации на кавказских трубках, тончайшие узоры на посуде, гравировку и т. д. Причем вся обработка выполнялась исключительно вручную, с большой долей фантазии, с пониманием особенностей материалов, употребляемых в работе.

Сегодня известное во всём мире самобытное декоративно-прикладное искусство народов Северного Кавказа, благодаря творческому труду многих десятков поколений мастеров продолжает жить и развиваться.

 

Список литературы:

  1.  Акопян, В. З. Северный Кавказ: история и современность : учеб. пособие / В. З. Акопян. – Пятигорск : Изд-во ПГЛУ, 2007 . – 217 с.
  2. Гончаров Г.А. Становление керамического производства Ставропольской губернии в конце XIX-начале XX вв. / Г. А. Гончаров // Прозрителевские чтения : сб. материалов научно-практ. конф. – Вып. 1. – Ставрополь : Изд-во СГУ, 2005. – С. 60 – 62.
  3. Народные художественные промыслы Северного Кавказа: Традиции и современность : сборник ст. / сост. А. Д. Магомедов. – Махачкала : Изд-во Даг. фил. АН СССР, Ин-т истории, яз. и лит. им. Г. Цадасы, 1988. – 185 с.
  4. Традиции и современность в искусстве народных художественных промыслов Северного Кавказа : Сб. науч. тр. / НИИ худож. пром-сти; [Отв. ред. Н. В. Черкасова]. – М. : НИИХП, 1987. – 136 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.