Статья опубликована в рамках: LXVI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 23 ноября 2016 г.)
Наука: Филология
Секция: Теория языка
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
КОНЦЕПТ СОЛНЦЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ М. ЖУМАБАЕВА
THE CONCEPT OF THE SUN THROUGH THE PRISM OF OUTER SPACE IN THE WORKS OF M. ZHUMABAYEV
Xeniya Ovchinnikova
master of pedagogical sciences, post-graduate student of Omsk state University named after F.M. Dostoevsky,
Russia, Omsk
АННОТАЦИЯ
Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей концепта солнце в творчестве М. Жумабаева. При анализе поэзии использовались методы сопоставительного и концептельного анализов. С помощью этих методов была раскрыта специфика концепта солнце, определены его значение для поэта и влияние на его личность. Углубленное прочтение позволяет более полно выявить отразившуюся в стихотворениях картину концептуального пространства.
ABSTRACT
The purpose of this article is to review the features of the concept sun-in the creative work of Magzhan Zhumabayev. When analyzing poetry, we used the methods of comparative and conceptelor analyses. Through these methods were the specifics of the concept of the sun, determined its value for the poet and the effect on his personality. Advanced reading allows you to identify more fully reflected in the poems the picture of the conceptual space.
Ключевые слова: лингвокультурология; концептуальное пространство; концептосфера; ценностный принцип.
Keywords: cultural linguistics; conceptual space; the conceptual sphere; value the principle.
В рамках лингвокультурологии концепт рассматривается как семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокультуры [3; 98]. Центром концепта всегда является ценность, поскольку концепт служит исследованию культуры, а в основе культуры лежит именно ценностный принцип [2; 47].
Концептуальное пространство – это художественное пространство, рассмотренное в когнитивном аспекте. Концептуальное пространство является реализацией семантического потенциала, заложенного в языке художественного произведения автором и выявляемого читателем [1; 270].
Концептосфера космического пространства в творчестве Магжана Жумабаева включает в себя такие понятия, как небо, солнце, гроза, закат, восход, луна и т. д. В данной статье мы будем анализировать концепт солнце в разных его ипостасях.
Образ солнца проходит сквозным концептом через всю поэзию М. Жумабаева. Солнце, по мнению автора, – центр вселенной, источник тепла и доброты в человеческих сердцах.
Некоторые аспекты концепта солнце были исследованы и описаны ранее: лексический фон слова солнце и его синтагматика (Л.К. Капралова), основные направления семантического развития поэтического слова-образа солнце в целом (О.В. Кондрашова, И.В. Шельдешова).
Солнце – это я. Это ключевое сравнение, наполняющее концепт космос. Автор отождествляет себя с солнцем, поэтому небесное пространство ему ближе, чем земное:
Я в небе солнце, чьи лучи щедры,
Сын космоса, я ваш лишь до поры.
(«Кто я?»)
Солнце – творение космоса, поэт – его порождение. Солнце всходит и заходит. Днем оно с нами, вечером покидает нас. Так и Магжан согревает нас своими стихами, но когда-нибудь он уйдет на небо и после него останутся лишь стихи прошлых лет.
В стихотворении «Кто я?» образ автора – это образ небесного светила. А в «Огне» поэт прибегает к другому сравнению: я – сын солнца:
Я от солнца рожден,
И пылаю как Он …
(«Огонь»)
Поэт выстраивает цепочку, в которой одно сравнение вытекает из другого: солнце – огонь – Бог. Солнце – это огонь («Я пылаю как Он …»), огонь – это Бог («Лишь огонь только Бог»).
Огненный космос, огненное небо – все это картины космического пространства, изображенные в стихотворении «Огонь». Прочитав только одно это стихотворение, мы раскроем душу Магжана, как душу поэта и творца, как самостоятельную личность и личность в обществе, как пророка и борца за справедливость. Стихотворение изобилует сравнениями: я – сын солнца; я – огонь; я – сын зари и огня; я – стрела.
Говоря о наполняемости концептосферы космоса, нельзя не упомянуть образ бога, который так точно описал Магжан в своем стихотворении. Точность даже не в божественном описании, а функциях, действиях Бога:
С нежным пламенем слит,
Он, целуя, палит,
Усмехнется и вон!
Взбудоражив, смутив,
Уберет всех с пути.
Поэт использует противопоставление огонь (свет) – тьма. Огонь побеждает тьму, Бог борется с ней, с появлением солнца тьма исчезает. Четко прослеживается скрытое сравнение стихов М. Жумабаева с огнем. Своим творчеством поэт несет свет, просветляет души.
Смысл всего стихотворения заключен в понятии «огнебога дитя», которое сопровождается глаголами пылает, манит, пламенеет. Дитя огнебога каждый день рождается с приходом зари и умирает с наступлением ночи и заходом солнца («Я зарею рожден …»).
Прочитав строки из стихотворения «Родная земля», невольно вспоминаем поговорку: «на чужбине и солнце не греет»:
В другой земле мне кажутся темны
Светила все и с Солнцем мне темно.
Поэт, как истинный патриот своей страны, не признает даже солнце на чужбине. На Родине прекрасны и небо, и земля.
С каждым стихотворением нарастает динамика в описании концепта солнце: оно согревает человеческие сердца, пылает огнем, уничтожает тьму, испепеляет душу, накаляет чувства. Накал чувств – кульминационная точка в перевоплощении поэта в солнце. Солнечное тепло для нас – это всегда позитивные эмоции, радость и счастье. И снова автор использует точное сравнение с небесным светилом:
Как солнце, он был рад всегда всему,
Был солнцем он и ненавидел тьму,
Был солнцем он, был на улыбку щедрым…
(«Исповедь»)
Солнце – это небесное светило, которое существует вечно. Оно свидетель всего, что происходит на земле. Оно светило для наших предков, светит для нас и будет светить нашим потомкам:
На их брегах могилы наших предков,
Священные в сиянье солнц и лун.
(«Туркестан»)
В стихотворении «Туркестан» мы находим ответ на интересующий нас вопрос: Почему автор сравнивал себя именно с солнцем? Поэт, потомок тюрков, казах по национальности. Горячая тюркская кровь веками кипит в их жилах. Тюрки – воинственный народ. Огнем и мечом они завоевывали народы и оберегали свои земли:
Огню подобны были тюрки там,
Как молнии, что мчат по небесам.
(«Туркестан»)
Солнце – это образ любимой девушки. Она – свет очей поэта. Солнечная муза, вдохновляющая на стихи:
Твой лик, как Солнце, верить ли глазам?
Целуй, от страсти умереть – бальзам.
(«Ожерельем – луну и звезду на кольцо»)
Очень часто в своем творчестве поэт олицетворяет, очеловечивает солнце. Это доказывают глаголы: наказывает, смеется, умирает, рождается и т. д. («Закатное солнце смеется далече …»).
Известно, что казахи – кочевой народ. В любую погоду, днем или ночью они кочевали с места на место. Бураны, снегопады, смертельные ветры и смерчи преграждали им путь. Над каждой юртой ночью зажигался факел. Спасительный факел для кочевника, маленький огонек подобный огромному солнцу. Спасительному солнцу для путника:
Пусть светом таким и нельзя удивить,
Надеюсь, он выдержит долгие годы.
Я с Солнцем, Луной мог его бы сравнить,
Без коих во мгле бы осталась природа.
(«Ураганная ночь»)
Следует обратить внимание на то, что солнце во всех стихотворениях автора пишется с большой буквы. Поэт делает это не из-за того, что считает солнце именем собственным, а по причине великого, большого значения солнца для потомка казахов-кочевников.
По итогам нашего анализа можно выделить ряд сравнений с солнцем, раскрывающих этот концепт:
- Я (поэт);
- Огонь;
- Бог;
- Лик любимого человека;
- Человек.
Список литературы:
- Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: Антология / под ред. В.П. Нерознака. – М.: Academia, 1997. – С. 267–279.
- Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.
- Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. – М.: ТетраСистемс, 2008, – 272 с.
дипломов
Оставить комментарий