Статья опубликована в рамках: LXV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 24 октября 2016 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ "СТИЛЬ ИНТЕРЬЕРА"
ON THE CONCEPT “INTERIOR STYLE”
Lyudmila Ryabaya
undergraduate student, 4th year, Department of Arts and Design
Nizhnevartovsk State University,
Russia, Nizhnevartovsk
Ilya Bryansky
senior lecturer, Department of Architecture, Design and Decorative Arts,
Nizhnevartovsk State University,
Russia, Nizhnevartovsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается вопрос о понятии стиля интерьера, разбираются отрасли дизайна. Раскрывается понятийный аппарат термина «стиль интерьера». Проанализированы и сформулированы основные исторические рамки зарождения термина. Затронуты вопросы стиля в архитектуре. Статья будет полезна практикующим дизайнерам, архитекторам, студентам, обучающимся по данным направлениям.
ABSTRACT
The article deals with the concept of interior style; the design industry is considered. The conceptual apparatus of the “interior style” is revealed. Basic historical frameworks of the concept origin are analyzed and formulated. The author touches upon questions of style in architecture. The article will be useful for practicing interior designers, architects and students who are trained in these specialties.
Ключевые слова: стиль интерьера; культура; искусство; дизайн; дизайн интерьера; дизайн-проектирование; художественное оформление; художественный образ.
Keywords: interior style; culture; art; design; interior design; project design; decoration; imagery.
Вводная часть.
Во все времена архитектура не стояла на месте, она развивалась в различных направлениях, но решающий сдвиг произошел в XX веке, в научно-техническую эпоху. Стиль эпохи – это наиболее абстрактный уровень стилевого единства, и, как правило, ощущается довольно-таки слабо, потому что люди привыкли видеть не сходства, а различия. Но на фоне других эпох стилевое единство просматривается достаточно отчетливо.
Дизайн (англ. design – инженер-конструктор) – умысел, план, цель, намерение, творческий замысел, проект и чертеж, расчет, конструкция; эскиз, рисунок, узор, композиция. В широком смысле дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественного проектирования изделий, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека. Дизайн как дисциплина стремится охватить все аспекты окружающей человека среды [9, c. 185].
Это молодое направление в искусстве возникло в начале XX века. Дизайн тесно связан с промышленным производством. Дизайн как творческий процесс делится на:
- художественный дизайн – создание вещного мира;
- техническая эстетика – наука о дизайне, учитывающая все аспекты и прежде всего конструктивность, функциональность, комфортность эксплуатации, утилизации и т. д.
Существующие отрасли дизайна:
- Промышленный дизайн: дизайн мебели, орудия труда, бытовая техника, мода и аксессуары, транспортный дизайн.
- Дизайн среды: дизайн городской среды, дизайн интерьеров, световой дизайн, колористика и суперграфика.
- Дизайн процессов: фирменные стили, дизайн церемоний, дизайн-программы.
- Графический дизайн: шрифты, полиграфия, веб-дизайн, визуальная идентификация, товарные знаки, визуальные коммуникации, мобильный дизайн.
- Ландшафтный дизайн: создание искусственных и реконструкция разрушенных ландшафтов, декоративная дендрология.
- Архитектурный дизайн: массовое строительство, инженерные сооружения.
- Дизайн одежды, обуви, аксессуаров.
Мы выбрали отрасль «дизайн среды», раздел «интерьерный дизайн», так как один автор обучается по данному направлению, а второй – профессиональный дизайнер. Дизайн интерьера (интерьерный дизайн) – отрасль дизайна, художественно-техническая практика комбинирования и манипуляций объектами интерьера с целью приведения помещения к удовлетворению функциональным и эстетическим запросам пользователей [1, с. 151–155]. Чтобы разобраться, необходимо обратиться к истории дизайна.
Современные ученые-археологи находят массу фактов, подтверждающих то, что с древних времен человечество стремится не только к комфортабельной, но и красивой жизни. Настенные рисунки, древняя живопись, украшение инвентаря, домашней утвари и предметов охоты – все это говорит о давно зародившейся традиции индивидуализации. Современный человек тоже не утратил стремления к красивому окружению, украшению и индивидуализации помещений, где живет и работает. Поэтому с начала XX века в мире существует особый род специалистов, занимающихся созданием индивидуального дизайна, окружающего искусственно созданного мира (квартир, домов, офисов и т. п.) и, в частности, росписью стен.
Содержательная часть. Стиль – понятие, подчиненное историческим законам. Это совокупность художественных форм и слияние искусств (архитектуры, живописи и скульптуры). Стиль устаревает, но не исчезает, а вбирает в себя что-то новое и преобразуется. Поодиночке стилей как таковых не существует: одни переплетаются с другими, преобразовываясь во что-то новое, уникальное – тем не менее, не отходя от исторического канона красоты и гармонии.
Стиль – это стройная система конструктивных и декоративных элементов. Нельзя взять один из классических стилей и применить к нему элементы современного, не зная, подходят ли они друг другу.
В научной литературе дается различное определение понятию «стиль». Так, например, в словаре терминов дается такое определение стиля: «Стиль – это общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания» [10]. А. Волкова Дарья в своей работе дает другое определение: «Стиль – это язык дизайна, проекта, композиции. Так как этот язык живой, ему свойственно заимствовать некие элементы из другой языковой среды» [5, c. 115]. С древних времен человек старается любыми способами облагородить свое жилище, украсить, сделать уютным. Даже древние египтяне, помимо изображения иероглифов, которые несли в большей степени историческую функцию, делали скульптуры, украшали помещение вазами с растениями, создавали причудливой формы мебель. Все это послужило началом нынешнего египетского стиля, в котором те же иероглифы несут чисто декоративный смысл.
Греция, Рим, Византия – у каждой страны своя идеология, свои каноны, свой стиль. Греция – естественность, Рим – роскошь, Византия – яркость красок. Все, что когда-то было обычным для народов этих стран, сейчас является узнаваемой и главной чертой стилей в интерьере.
Мраморные полы, колонны, высокие потолки и арки – все это когда-то было убранством храмов и дворцов, которое нельзя было и представить в обычном доме того времени. Сейчас же можно обустроить свою гостиную в греческом, римском или византийском стиле, не прибегая к разрушению стен, проемов и окон. Время идет, появляются новые народы, новые страны и новые стили. Эпоха античности проходит – наступает эпоха средневековья, где господствует лишь меньшинство светских и церковных сеньоров. Многое было привезено из Византии и Востока (пряности, камни). Предметы домашнего обихода, мебель, различные декоративные элементы создавались в рамках натурального обихода [8, c. 188].
Стремление к роскоши, как например, в Древнем Риме, было невелико, вследствие этого мебельное ремесло было примитивным. Шкафы строились из необработанных досок и крепились металлическими крепежами к стене. Обивки как таковой не было, мебель покрывали краской только для того, чтобы скрыть неровности и дефекты соединений. Но стоит заметить, что такой выход из ситуации положил начало нынешним декоративным элементам из металла. Позже добавляется резьба по дереву. Универсальным предметом мебели служил сундук – это и кровать, и шкаф, и чемодан для поездок, и предмет декора.
Эпоха средневековья положила начало романскому и готическому стилям. Казалось бы, что общего? Романский стиль – это: массивность зданий; толстые стены храмов, похожих на крепости; маленькие окна, пропускающие лишь лучи света; почти никакого декора (все строго и выдержано). В романской архитектуре все массивно, чтобы показать величие стиля. А готика – это элегантность архитектуры и, следовательно, интерьера: гобелены, резная мебель, витражи.
Что касается готического направления, то представление о готическом стиле интерьера дает не только мебель того времени, но и архитектура и живопись. Идет развитие художественного интерьера, и одновременно с ним возникают стилистические различия в мебели отдельных стран. Варианты готического стиля можно разделить на две группы: северную и южную. К северной готике относятся такие страны, как Франция, северо-западная Германия, Нидерланды и Англия. К южной – Швейцария, Австрия и южная Германия.
Ремесленники и инженеры-художники средневековья приобретали знания и навыки во всех областях искусства и техники. Свои знания, хранившиеся в строгой тайне от посторонних, они передавали ученикам.
Следом за Средневековьем идет эпоха Возрождения. Эпоха Возрождения – это эпоха великих мастеров, науки, техники и изобретений, новых стилей. Барокко, рококо, классицизм и ампир – стили, которые в дальнейшем станут классическими. Это те стили, которые существуют только сами по себе, их нельзя смешать с готикой или романским стилем, равносильно, как нельзя мешать с современными стилями. Для них не подойдет маленькая комната, в которой хочется поставить кровать стиля барокко только потому, что она нравится. Громадная мебель, резные узоры из дерева, камины и массивные шторы – все это не будет сочетаться с минимализмом или стилем лофт.
Эти стили являются канонами, характеризуются роскошью и популярны у интеллигенции. Дом, выдержанный в барочном стиле или стиле рококо, приравнивается к дворцам XV–XVI веков и говорит о положении хозяина в обществе.
Последним из классических стилей становится стиль модерн. «Модерн – первый стиль в искусстве, дизайне и архитектуре, который создан сознательно, спроектирован как единый для всех элементов предметной среды» [8, c. 197]. Об этом говорит активная деятельность художников и архитекторов, поиск «формул стиля», обилие текстов творцов стиля, а также дизайнеров и архитекторов – Уильяма Морриса, Анри ван де Вельде, Германа Мутезиуса. В разных странах модерн выражался по-своему, но придерживался принятого канона.
В Бельгии и во Франции его называли «ар нуво», в Англии – «новый стиль», в Италии – «либерти». В Германии был принят термин «югендстиль», а в Австрии и Чехии художники, дизайнеры и архитекторы объединились в одну группу – Сецессион.
«Модерн сложился на фоне общего интереса художников и архитекторов к стилям прошлого, к орнаменту» [8, c. 213]. Также изучение орнаментальных стилей лежало в основе проектно-художественного образования в Строгановском училище. Преподаватели училища вели сразу две предмета: «Композицию» и «Изучение стилей». Понятие стиля стало даваться шире: изучали не только орнамент, но и стильную вещь в целом – назначение, применение, место в интерьере, пропорции, форму и материал. С появлением техники и науки человек развивался, развивались и стили [2, с. 65–74]. Времена колонн, замков и дворцов прошли – настало время новых технологий. Развиваются такие страны, как Япония, Китай, Россия, Америка, Италия и другие. Появились новые стили, такие как минимализм, хайтек, лофт, ар-деко, постмодернизм, поп-арт, техно, кантри и китч. Но, тем не менее, это не значит, что классические стили отошли в сторону. Они по-прежнему остаются основой современного дизайна.
«В XX веке понятие «стиль» стремительно расширяет свое содержание; выходя за рамки эстетики и истории искусств, оно становится характеристикой всех видов человеческой деятельности и поведения, важнейшей категорией философского анализа социума и культуры» [7, c. 97]. Как развивались стили интерьера, так и развивались стили в одежде, в литературе, музыке и стиле жизни человека [3, с. 299–301]. Как ни крути, а мода диктует свое, человек подсознательно хочет быть модным, стильным. Он следует моде, одеваясь, слушая или читая что-то, и, следовательно, обустраивает свое жилище –квартиру или дом. Главным стали, в некотором смысле, не функциональность мебели, а ее красота и простота. То пространство, что было присуще дворцам, стало присуще и квартирам, но в другом образе. Современные стили диктуют нам, что на стенах не должно быть ковров и гобеленов, должны быть минималистические картины или фотографии, а в некоторых случаях просто белые стены.
С давних времен человеку было безопаснее там, где есть огонь, то есть свет. В наше время ощущение спокойствия и безопасности дает наличие света в доме. Большое количество осветительных приборов, оконные проемы во всю стену – вот что дает человеку ощущение уюта в доме и (в некоторых случаях) увеличивает пространство. В современном мире нет необходимости использовать один сундук как кровать, чемодан и стул. Но то, что вместо факелов используются светильники, а вместо массивных кроватей – более практичные, не означает, что старые стили забыты и ушли на задний план. «Старинные стили в современном переосмыслении используются постоянно» [7, c. 73].
Однако использование стиля не значит его понимание. Как сказал знаменитый французский ученый Ж.Л Леклерк де Бюффон: «Стиль – это человек». А человеку свойственно меняться. Так и стиль – старое уходит, на его место приходит другое, все перемешивается, и выходит совершенно новое, индивидуальное. Это есть проявление эклектики. Эклектика – это смешение разнородных стилей, идей в изобразительном искусстве. Многие, к сожалению, путают эклектику с китчем. Но рассмотрев оба понятия подробнее, можно сразу увидеть разницу: эклектика – это создание нового путем смешения старого, а китч – это лишь повторение условностей, шаблонов, лишенное творческого начала.
Помимо обыденного понятия стиля, существует понятие художественного, архитектурного стиля и стиля эпохи.
Художественный стиль, или художественный канон – это закрепленные правила и модели создания тех или иных изображений или произведений. Канонизация искусства наблюдается с древних времен в разных цивилизациях (Египет, Шумеры, Вавилон), в античной эпохе и частично в эпохе Средневековья. Но для художника канон не допускает индивидуальности в поиске, в то время как, например, стиль это предполагает и позволяет.
Поэтому считается, что художественный стиль возникает гораздо позже – а именно когда художественная деятельность приобретает характер достаточно автономной сферы творческой деятельности человека.
Художественный канон сегодня воспринимается как ограничение свободы творчества, но все же имеет свои преимущества: в нем четко определяются содержание, изобразительные элементы и смысл, что дает возможность без труда прочитывать произведение.
Художественный стиль начинают использовать для характеристики искусства в эпоху Средневековья, Возрождения, а также в эпоху нового времени. Художественный стиль – это нормативный процесс, результат воплощения различных художественных форм.
Понятие «стиль» распространяется и на другие виды искусства – музыку, литературу и архитектуру. «Если в отношении живописи и скульптуры вполне приемлемо выражение «стиль – это человек», то в отношении к архитектуре гораздо правильнее было бы сказать, что «стиль – это эпоха», – говорил Борис Виппер, советский историк [6, c. 316].
В основе архитектурного образа лежат определенные фундаментальные схемы, а именно: отделение хаоса от порядка, правильное определение вертикального или горизонтального измерения. Архитектура – это прикладное искусство, вид творчества, искусственный утилитарный художественный мир.
Архитектурное произведение имеет три составляющие: функция, конструкция, форма. От функции зависит тип сооружения. Конструкция зависит от технического уровня развития, а форма выражает идейное содержание [4, с. 475–476]. Все эти особенности менялись в ходе исторических процессов и воплощались в архитектурном стиле. Стилем принято называть объединение основных черт и признаков архитектуры конкретного времени и места, выражающихся в особенностях ее функциональной, конструктивной и художественной сторон [11, c. 511].
Заключительная часть.
Термин «стиль эпохи» вошел в употребление в начале XX века. И лишь с появлением наук о культуре это понятие начало применяться для характеристики внешнего соответствия форм культуры. «Стиль эпохи» рассматривается в философии, науке и искусстве. В философии и науке анализ эпохи нового времени представляют работы таких авторов, как М. Вербер, Э. Гуссерль и другие мыслители. Со стороны искусства «стиль эпохи» рассматривается в таких направлениях, как постмодернизм, деконструктивизм и постструктурализм. Существует много исследований, посвященных аспектам стиля, но нет специальных работ, изучающих и исследующих понятие «стиль эпохи» в исторической культурологии.
Историческая эпоха – это длинный и своеобразный период истории, который выделяется на основе некоторых признаков. В эпоху античности, или в Средневековье, или в эпоху нового времени – всегда существует свой стиль. Египет, Рим, Греция, Вавилон – великие империи, великие эпохи, великие стили.
В заключение хотелось бы отметить, что мировые тенденции в дизайне жилых помещений меняются ежегодно. Важно учитывать, что интерьер должен быть не только красивым, но и комфортным для проживания. Следует сказать, что современный дизайн квартир достаточно демократичен. Множество стилей, когда-то популярных в прошлом, снова актуальны, хотя и претерпевают некоторые изменения.
Список литературы:
- Брянский И.Н., Дмуховский В.В. Обзорная статья по реализации нововведений в визуализатор corona-renderv1.3 // Научные исследования и разработки 2016. IX Международная научно-практическая конференция. – М.: Издательство «Олимп», 2016. – С. 151–155.
- Брянский И.Н. Обзорная и справочная информация о визуализаторе corona renderer alpha 6 v // Научные труды аспирантов и соискателей Нижневартовского государственного университета. Выпуск 11 / Отв. ред. А.В. Коричко. – Нижневартовск: Издательство Нижневартовский гос. университет, 2014. – С. 65–74.
- Брянский И.Н. Фотореалистичная визуализация с помощью подключаемого пакета v-ray для autodesk 3ds max и его особенности // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы III Всероссийской научно-практической конференции Часть II / Отв. ред. А.В. Коричко. – Нижневартовск: Издательство Нижневартовский государственный университет, 2014. – С. 299–301.
- Брянский И.Н. Развитие и влияние мультимедиа технологий и оборудования на образование // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции Часть II. / Отв. ред. А.В. Коричко. – Нижневартовск: Издательство Нижневартовский государственный университет, 2015. – С. 475–476.
- Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре / пер. с английского И.Д. Голыбиной. – М.: АРТ-Родник, 2006. – 256 с.
- Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Издательство В. Шевчук, 2010. – 368 c.
- Дашкова Е.В. Стиль и стилизация в философско-культурологическом контексте: дисс. … канд. философских наук: 09.00.13. – Ростов-на-Дону, 2006. – 173 с.
- Лаврентьев Α.Η. История дизайна. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2008. – 320 c.
- Розенсон И.А. Основы теории дизайна. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.
- Словарь дизайнерских и арт терминов / – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://romashin-design.com/dict/ (Дата обращения: 06.10.2016).
- Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития / Пер. с англ. Е.А. Дубченко; Под ред. В.Л. Хайта. – М.: Стройиздат, 1990. – 535 с.
дипломов
Оставить комментарий