Статья опубликована в рамках: LXV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 24 октября 2016 г.)
Наука: Филология
Секция: Классическая филология, византийская и новогреческая филология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИСТОРИКО-ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ И ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА АФГАНСКОГО (ПУШТУНСКОГО) НАСЕЛЕНИЯ АФГАНИСТАНА И ПАКИСТАНА
HISTORICAL AND GENEALOGICAL AND LINGUISTIC STRUCTURE OF THE AFGHAN (PASHTUN) PEOPLE OF AFGHANISTAN AND PAKISTAN
Elbrus Sattsaev
senior Researcher, Candidate of Philology, V.I. Abaev North Ossetian Institute for Humanitarian and Social Studies, the Filial of the Vladikavkaz Science Centre of the Russian Academy of Sciences,
Russia, Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz
АННОТАЦИЯ
Афганцы (пуштуны) являются одним из многочисленных народов западной Азии. Они составляют более половины населения Афганистана и 16 процентов населения Пакистана. Первоначально афганские племена занимали район Сулеймановых гор. В 14–15 вв. они значительно расширили ареал проживания. Англичане трижды пытались подчинить Афганистан, однако все три раза терпели поражение. Среди афганцев (пуштунов) сохраняются традиции родоплеменной структуры. Генеалогия пуштунов довольно сложна и до сих пор мало исследована. Все пуштунские племена делятся на четыре основные группы. Однако это деление не совпадает с диалектным делением пуштунов. Заметные различия между диалектами не служат препятствием взаимопониманию между их носителями. Появление развитой письменности у афганцев относится к середине XVI в.
ABSTRACT
Afghans (Pashtuns) are one of the numerous inhabitants of the western Asia. They make more than a half of the population of Afghanistan and 16 percent of the population of Pakistan. Originally Afghan tribes occupied the region of the Sulaiman Range. In 14–15 they considerably broadened the area of their habitation. British tried to subordinate Afghanistan thrice, however all three times they suffered a defeat. Among Afghans (Pashtuns) remain the traditions of tribal structure. The genealogy of Pashtuns is quite difficult and it is still poorly investigated. All of the Pashtun tribes divide into four main groups. However this compartmentalization doesn't coincide with dialect difference of Pashtuns. Considerable distinctions between their dialects are not an obstacle to mutual understanding between their owners. The Emergence of the developed writing belongs to the middle of XVI century.
Ключевые слова: Афганцы, Пуштуны, Афганистан, Пакистан, Сулеймановы горы, Дурраниийская держава, Гениалогия, Племена, Язык пушту, Афганские диалекты.
Keywords: Afghans, Pashtuns, Afghanistan, Pakistan, Suleymanov mountains Durraniiyskaya Power, Genialogiya, tribes, Pashto Language Afghan dialects.
Афганцы (пуштуны, патаны) составляют не менее половины населения Афганистана, численность которого согласно последним данным превышает 32 млн. человек [4, c. 141].
Более 28–30 млн. пуштунов живет в Пакистане, что составляет 16 процентов населения этой страны [1, с. 414].
Общая численность пуштунов составляет около 45 млн. человек.
Упоминание об афганцах, обитающих в горах на западной границе Индии, появляется в средневековых источниках XI века.
Число племен и племенных ветвей у пуштунов по разным источникам превышает четыреста.
Первоначально афганские племена занимали район Сулеймановых гор, которые в настоящее время большей частью расположены на территории Пакистана.
Постепенно афганцы заняли долины и равнины вокруг Сулеймановых гор.
Афганцы или подчиняли, или ассимилировали жителей занятых ими территорий, или же занимали свободные земли.
В XIV–XV вв. пуштуны заняли Пешаварскую долину, Дир, Сват и другие районы.
Сама афганская народность сформировалась в XVI–XVII веках.
В 1749-ом образовалось мощное афганское государство – Дурранийская держава.
Англичане трижды пытались подчинить Афганистан, однако все три раза терпели поражение. Войны с англичанами способствовали упрочению этнической общности афганцев.
Среди афганцев сохраняются традиции родоплеменной структуры. В сельских районах большая семья управляется старейшинами. Несколько больших семей составляют род, который входит в клан (хель). Несколько кланов составляют племя (каум, кабила). Племенем обычно управляет вождь (хан, машр).
Легендарная генеалогия пуштунов возводит все их племена и кланы к общему предку – Кайсу Абдуррашиду. По преданию, Кайс Абдуррашид – потомок библейского царя Саула – жил в Западной Аравии, в ислам его обратил пророк Мухаммед. У него было три сына – Сарабан (или Сарбан), Батан и Гургушт. От них, а также от приемного сына Гургушта – Керла (Керлани, Каррани) и ведут свое происхождение все хели, т. е. племена и кланы пуштунов, кроме гильзаев. Последние, по преданию, происходят от незаконного брака дочери Батана – Биби Мато с Шах Хусейном – сыном правителя Гура – горной области на северо-западе современного Афганистана.
Таким образом, все ныне существующие пуштунские племена, проживающие как в Афганистане, так и в Пакистане, делятся на три основные группы – гургушты, сарбанийцы и батаны [5, с. 78].
Потомок библейского царя Саула
Кайс Абдуррашид
I Сарбан (Сарабан)
A. Дуррани, a. Зирак, баракзаи, мухаммадзаи, ацакзаи, попальзаи, садозаи, алькозаи, мусазаи, b. панджпаи, нурзаи, адозаи, ализаи, исхакзаи, заури, сафи, юсуфзаи, тарклани, шинвари, моманды, чамкани, даудзаи, халилы, займухты, тарины, хугияни, ширани, уштарани.
II Батан (Битан)
(через дочь) гильзаи, туран, тухи, харути, хоттаки, насыр, буран, сулейманхель, акахель, алихель, тараки, битани, гандапур, андар, ахмадзаи, (через сына Ибрахима), луди, сарвани, лохани, биттани, дотани, ниязи.
III Гургушт
(через приемного сына Карла) керлани (карлани), вазиры, африды, оракзаи, тури, утманхель, хаттаки, бангаши, марваты, давары, вардаки, дзадзи, дзадран, мангалы, племена Хоста, ванеци, какары, мешвани, мандухель, гадун.
Среди языков иранской группы афганский занимает второе место после персидского по числу говорящих на нем людей.
Он имеет значительное количество территориальных и племенных диалектов, до сих пор малоизученных. Было принято считать, что эти диалекты объединяются в две большие группы или ветви – западную (кандагарскую) и восточную (джелалабадско-пешаварскую). Часто, эти группы именуются наречиями. Центром западной диалектной области и одним из крупных центров афганской культуры является город Кандагар. Центрами восточной области – Пешавар (Джелалабад) и Кабул.
В свете последних исследований была выделена также южная группа диалектов. Однако до сих пор этот тезис не был окончательно введен в научный оборот. Заметные различия между некоторыми диалектами не служат препятствием взаимопониманию между их носителями.
Литературный афганский язык имеет двухдиалектную основу. В разные периоды развития литературного пушту доминирующую роль играли то западные, то восточные диалекты. Южные почти не оказывали влияние на этот процесс. В настоящее время отчетливо прослеживается тенденция к нормализации пушту на наддиалектной основе.
По поводу времени возникновения афганской письменности существуют различные мнения. Однако вполне установленным фактом является появление афганской письменности в середине XVI века.
На территории Афганистана первые афганские сочинения по грамматике и лексике появились в начале XIX в. [3, с. 17–18].
Обилие диалектов в афганском языке объясняется тем, что значительная часть пуштунского населения до сих пор сохраняет родоплеменную организацию [2, с. 5].
Пуштунские племена, говорящие на западных диалектах: хаттаки, марваты, какары, мешвани, гадун, хотаки, тараки, баракзаи, махаммадзаи, ацакзаи, попальзаи, садозаи, алькозаи, мусазаи, нурзаи, адозаи, ализаи, исхакзаи, уштарани, ширани, тарины.
Племена, говорящие на восточных диалектах: афридии, оракзаи, утманхель, бангеши, вардаки, мандухель, тухи, харути, насыр, акахель, сулейманхель, алихель, битани, гандапур, ахмадзаи, андар, юсуфзаи, тарклани, шинвари, моманды, даудзаи, халилы, займухты, хугиани.
Племена, говорящие на южных диалектах: вазиры, масуды, давары, дзадран, дзадзи, мангалы, племена Хоста (сабари, мандузаи, исмаилхель, шамаль, лакан, матун, мангас, мадихель, теризаи, кунди, наризаи и др.), тури, цамкани, тани, мукбель, гурбаз.
Обособленным диалектом является диалект ванеци, носители которого проживают к северо-востоку от города Кветта. Численность носителей диалекта ванеци едва ли превышает 50 тысяч. При общей солидарности среди пуштунов между племенами наблюдается подспудная конкуренция за лидерство в афганском государстве. В начале афганской государственности стояло пуштунское племенное объединение «абдали», которые позже были переименованы в «дуррани». От слова «дуррани» и было названо первое афганское государство – Дурранийская держава (1787).
Представители дуррани правили до 1978 г. В 1978 г. власть в Афганистане перешла в руки представителей гильзаев. В настоящее время афганскую государственную элиту составляют преимущественно гильзаи.
Список литературы:
- Брук С.И. Население мира: этнодемографический справочник. 2-ое изд. – М., 1986. – 832 с.
- Сатцаев Э.Б. Южные диалекты афганского языка (пашто): фонетика, морфология. Владикавказ, 2010. – 156 с.
- Сатцаев Э.Б. Осетинский и афганский (пушту) языки: сравнительно-сопоставительный анализ. Владикавказ, 2013. – 134 с.
- Страны мира. Современный справочник. Москва, 2005. – 608 с.
- Темирханов Л. Восточные пуштуны в новое время. – М., Наука, 1984. – 88 с.
дипломов
Оставить комментарий