Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 13 июля 2016 г.)

Наука: Филология

Секция: Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шараева Г.З. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОНЦЕПТА “ИСТИНА” В РЕЛИГИОЗНОЙ КАРТИНЕ МИРА (на материале английского и татарского языков) // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LXII междунар. науч.-практ. конф. № 7(62). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 61-65.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОНЦЕПТА “ИСТИНА” В РЕЛИГИОЗНОЙ КАРТИНЕ МИРА (на материале английского и татарского языков)

Шараева Гульнара Замировна

канд. филол. наук, старший преподаватель,

Набережночелнинский государственный педагогический университет,

РФ, г. Набережные Челны

PRESENTATION OF THE CONCEPT OF “TRUTH” IN THE RELIGIOUS PICTURE OF THE WORLD

(ON THE MATERIAL OF ENGLISH AND TATAR LANGUAGES)

Gulnara Sharaeva

candidate of philological Sciences, Naberezhnochelninsky state pedagogical University, senior lecturer,

Russia, Naberezhnye Chelny

 

АННОТАЦИЯ

Истина как концепт-прототип существует в виде инварианта истины каждой частной модели мира. В отдельной модели мира истина обладает своими специфическими прототипическими чертами, они же будут основанием для прототипических эффектов внутри данной модели. В религиозной картине мира прототипической истиной будет Бог и Его Слово, все остальные истины занимают периферийное положение.

ABSTRACT

Truth as a concept prototype exists in the form of the invariant truth of each particular model of the world. In a separate model of the world truth has its own specific prototypical features, they will also be the basis for prototypical effects within this model. In the religious picture of the world prototypical truth is God and His Word, all other truths are taking a more peripheral position.

 

Ключевые слова: концепт, картина мира.

Keywords: concept, the picture of the world.

 

Представления о стереотипах признаков соотносятся с прототипами или эталонами, то есть теми объектами и явлениями, которые наиболее ярко характеризуются данным признаком или совокупностью признаков в картине мира. И.Е. Аничков отмечал, что «каждое слово в языке входит в ограниченное число сочетаний» [1, c. 141], причём это касается не только фразеологических единиц и устойчивых сочетаний, но и любого слова в предложении. Данное наблюдение весьма знаменательно и свидетельствует о сформировавшемся общепринятом употреблении сочетания слов. Мы, не задумываясь, говорим: as cool as a cucumber, as white as snow, as blue as the sky, as bold as brass, as cold as ice, as easy as pie, as good as one’s word, as happy as a clam, as dry as dust, as flat as a pancake, as black as thunder в английском языке и имəн кебек исəн, таш кебек кату, эт кебек ардым в татарском языке.

Эталонные представления наивной картины мира, отражённые в языке, естественно, могут не совпадать с научными, подобно тому, как не совпадают с научно установленными естественные классы (категории). Стереотипы включают стандартные дескриптивные свойства объектов и их соотношение с оценочной шкалой.

Набор свойств, которые замещает общая оценка, является довольно неопределённым и в количественном и в качественном отношении. Так, диапазон внешности, которую можно назвать привлекательной, весьма широк и предполагает разные черты в разных соотношениях. Стереотип представляет собой «размытое множество». «Количество» признака в объекте не может быть указано точно. «Размытость» стереотипов представляет непременное свойство естественного языка, необходимое для коммуникации. Степень размытости стереотипов неодинакова. «Чем более субъективным является признак, тем более размыт стереотип, чем он объективнее, тем стереотип определённее» [2]. Так, краткий и ясный доклад имеет стереотип более определённый, чем хороший доклад.

Для определения прототипических характеристик истины, то есть для того, чтобы показать, что концепт истины может иметь организацию по типу прототипа, лучшего её представителя, особенно важно обратиться к идее сужения области актуализации этого концепта определённой моделью мира.

Необходимо уточнить, что материалом исследования послужили языковые выражения, дошедшие до настоящего времени и зафиксированные в авторитетных сборниках и словарях. Поскольку анализируемые выражения в основной своей массе существуют в языке не одно столетие, значит, они заключают знание, важное для народа, и отражают черты менталитета, характерные для этого народа в течение длительного времени.

В языковом воплощении религиозной модели мира находим следующие устойчивые сравнения и сочетания, многие из которых распространились далеко за границы религиозных представлений (но берут оттуда своё начало) и употребляются и неверующими людьми:

true as God (is in heaven) – absolutely true

В данном случае тот объект, прототипически истинный, на который ориентируется признак – Бог или тот факт, что Бог на небесах (а не где-то ещё). Скрытый смысл представляет собой имплицитный консеквент причинно-следственного отношения: something is true as God → God is true (truth) → truth is God; something is true as God is in heaven → God is in heaven and it is true (truth).

При этом в приведённом примере скрытые смыслы аксиологически мотивированы, то есть так или иначе связаны с положительной оценкой, имеющей место ситуации.

Перед исследователем, взявшимся за описание религиозной лексики, неизбежно встаёт диллема – с каких позиций её описывать? С одной стороны, о словах типа «исповедь», «истина», «молитва» какие-то представления есть практически у любого носителя языка. Но с другой стороны, полное знание о них, а уж тем более умение ими пользоваться, можно ожидать только от верующего человека. Верующий черпает эти знания из Библии. Рассмотрим несколько примеров для выяснения актантной структуры истины в религиозном дискурсе.

Данная структура может включать следующие компоненты: субъект (носитель качества – истины), объект (по отношению к которому проявляются свойства субъекта), свойство (истина) и аксиологические понятия нормы, сравнения и отношения. В.Г. Гаком были выделены три принципиальные возможности структуры субъекта: «безличная», когда действие не зависит от субъекта (источником может быть стихийное явление, несчастный случай и т. п.), личная активная, при которой субъект отличается от объекта, и возвратная, при которой субъект совпадает с объектом» [3].

Как выясняется в результате анализа фактического материала, в религиозном дискурсе безличная структура невозможна, так как истина есть свойство определённого одушевлённого существа; носителем, субъектом истины является Бог:

Таким образом, концепт-прототип «истина» в религиозной модели мира включает следующие характеристики:

  1. абсолютной, всеобъемлющей истиной является сам Господь Бог;
  2. Бог есть источник и всякой частной истины;
  3. истина и праведность здесь образуют единый сложный комплекс.
  4. канал получения истинных знаний и мнений – Слово Бога, Святое Писание.

Итак, истина как концепт-прототип существует в виде инварианта истины каждой частной модели мира. В отдельной модели мира истина обладает своими специфическими прототипическими чертами, которые отличают её от «других истин» (истин других моделей); они же будут основанием для прототипических эффектов внутри данной модели. Так, в религиозной картине мира прототипической истиной будет Бог и Его Слово, все остальные истины занимают более периферийное положение.

Восточные мыслители также не могли обойти вниманием эти вопросы, причем их видение проблемы имело свои специфические особенности. Примечательно, что Авиценна, аль-Газали, Ибн Араби и Аверроэс (Ибн-Рушд) являлись по преимуществу комментаторами таких философов как Аристотель, Гален и других [4, c. 399]. Большинство позднейших мусульманских философов утверждали, что вся необходимая истина заключена в Коране, нет никакой нужды в умозрении, независимом от откровения [5, c. 53]. Они считали, что поиски истины – это религиозный долг каждого человека, но истина достигается не индивидуальными, а коллективными усилиями мудрецов на протяжении истории всего человечества. Исходя из этого, смыслообразующим значением для человека в философских направлениях мусульманской мысли являлось постижение Истины и действие в соответствии с познанным.

Татарские мыслители также придерживались религиозных взглядов относительно Хакикат (истины). Ахмад-Хади Максуди считал, что человек не способен постичь истину и должен верить, что Аллах все совершает в соответствии с законами справедливости.

Изложение взглядов философов на истину в настоящем исследовании – это только стремление показать, что вполне возможно определять истину так или иначе. Подбор точек зрения имеет иллюстративный характер и не предполагает никакого самостоятельного философского анализа.

 

Список литературы:

  1. Аничков И.Е. Идиоматика и семантика (Заметки, представленные А. Мейе, 1927) // Вопросы языкознания. – 1992. – № 5. – С. 141.
  2. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки / Отв. ред. Г.В. Степанов. – М.: Наука, 1985. – С. 228.
  3. Гак В.Г. Актантная структура грехов и добродетелей // Логический анализ языка: Языки этики / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко, Н.К. Рябцева. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 90–96.
  4. Рассел Бертран. История западной философии: В 3-х кн., 2-ое изд., исправ. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1997. – 815 с.
  5. Тухватуллина Л. Проблема человека в трудах татарских богословов. – Казань: Изд-во 2003. – 152 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий