Статья опубликована в рамках: LXI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 июня 2016 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Кино-, теле- и другие экранные искусства
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОСОБЕННОСТИ ФИЛЬМОВ О ПРАВОСЛАВИИ МЕЖДУНАРОДНОГО МОЛОДЁЖНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ «СВЕТ МИРУ-2016»
FEATURES OF ORTHODOX FILMS OF THE INTERNATIONAL YOUGTH FILM FESTIVAL “LIGHT OF THE WORLD-2016”
Nadezhda Lebedeva
doctor of philosophy in the field of Cultural Studies, authorized member of Eurasian Academy of Television and Radio, Professor of philosophy of International Personnel Academy,
Ukraine, Kiev
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются особенности фильмов о Православии международного фестиваля «Свет миру-2015». В ходе просмотра сорока работ финалистов выделены и проанализированы актуальные киноленты в контексте общечеловеческих ценностей. Применён метод структурного анализа для описания особенностей фильмов о Православии. В результате сделан вывод о целесообразности широкого проката данных работ в сети кинотеатров, по телевидению, на экранах других международных фестивалей.
ABSTRACT
The article is dedicated to the film features of the International Festival of Orthodox movie “Light of the World-2016”. Forty film-finalists were viewed by author of the article. Some actual movies were chosen and analyzed in the context of universal values. A method of structural analysis is used to describe the features of Orthodox films. As a result, the feasibility of wide distribution of these works in the cinema network, on television, on the screens of other international festivals has been concluded.
Ключевые слова: фестиваль, фильмы, документальный, особенности, игровой, свет миру
Keywords: festival, films, fiction, features, non-fiction, light of the world.
В современном мире, в ходе научно-технического прогресса, как никогда происходит подмена ценностей, что влечёт за собой не только личностные конфликты, но и войны. Материальное отводит внимание человечества от духовного, заставляя людей гнаться за тем, без чего можно обойтись, загрязнять природу, завидовать и предавать. Средства массовой информации заполоняют экраны коммерцией, в человеческих душах возрастает агрессия. По мнению автора данной статьи, актуальность интеллектуальной продукции некоммерческого характера представляет собой альтернативу и выход из духовного тупика. Такая благородная миссия у Международного молодёжного кинофестиваля «Свет миру», о котором неоднократно было написано в научных статьях [2; 5]. «Цель фестиваля – способствовать духовно-нравственному, патриотическому и художественно-эстетическому воспитанию современной молодёжи. Задачи фестиваля: создание среды здорового творческого общения детско-юношеских киностудий и отдельных молодых кинолюбителей, оказание методической и практической помощи специалистам, работающим в области детского и молодёжного киновидеотворчества, выявление и поддержка одарённых детей, показ достижений молодых кинолюбителей, пропагандирующих традиционные духовно-нравственные ценности и здоровый образ жизни» [4].
Следует также отметить, что «международный молодёжный кинофестиваль «Свет миру» выступает своеобразным диалогом культур, где осуществляется духовно-нравственный и художественно-эстетический обмен опыта киноискусства в среде здорового творческого общения средствами показов достижений молодых кинематографистов» [2; 1].
Новизна данной статьи заключается в том, что впервые рассматриваются и описываются фильмы-финалисты, созданные в 2015–16 гг. о Православии. Практическое значение данной работы состоит в том, что её материалы могут быть использованы с целью дальнейшего продвижения описываемых фильмов в кинопрокате.
Цель статьи – рассмотреть выражение человеческих ценностей посредством описания особенностей фильмов-финалистов международного молодёжного фестиваля «Свет миру-2016».
В ходе исследования поставлены следующие задачи:
- выделить и проанализировать актуальные фильмы-финалисты международного молодёжного кинофестиваля православного кино;
- рассмотреть тематические особенности, описать выразительные и изобразительные средства.
Используется описательный метод и метод структурного анализа для достижения результата. В ходе просмотра автором данной статьи 40 кинолент, созданных не ранее 2015 года, были выделены фильмы, которые раскрывают тему человека и церкви.
Объектом исследования выступают игровые и неигровые киноработы, созданные не ранее 2015 года.
Предметом научной статьи является раскрытие проблемы человеческих ценностей в кинолентах международного фестиваля «Свет миру-2016».
«Легко ли быть счастливым?» таково название документального фильма хронометражем 27 минут 29 секунд, который создан студией Тутаевской православной школы им. св. праведного Иоанна Крандштатского, мультстудией «Нечаянная радость», творческим объединением «Детектив» (г. Тутаев – г. Ярославль) в 2016 году Ксенией Осокиной, Евой Жуковой, Антоном Свободиным, Дарьей Свободиной, Ириной Шуваловой, Александром и Еленой Шундрик, Олегом Свободиным. Работа посвящена двадцатилетию со дня кончины архимандрита Павла (Груздева). Художественный кадр, где на первом плане видим стайку голубей, за которыми проглядывается базарная суета, не смотря на кинематографическую правильность передаёт настроение уныния. Повествование за кадром настраивает зрителя на то, что нельзя падать духом, подводя его тем самым к истории жизни архимандрита Павла Груздева, человека перенёсшего ужас сталинских лагерей, побоев и пыток, голод и холод, вопиющую несправедливость, слепоту и болезни, оставшегося не смотря ни на что добрым и жизнерадостным человеком. О том, как своим примером, батюшка вдохновлял окружающих ведётся рассказ за кадрами, цитируемых из художественных фильмов. Похороны архимандрита Груздева в день памяти Серафима Саровского запечатлены архивными кадрами. Огромное количество прихожан, 38 священников и 7 диаконов, которые отпевали священнослужителя, показывают, как любим и уважаем был православный священник, выживший в годы сталинских репрессий. Документальные кадры проповеди передают ту доброту и сердечность, за которую так любили и ценили его люди при жизни. В мае 1941 года Павел Александрович Груздев был арестован по ложному обвинению, как участник антисоветской церковной группы. Тысячи верующих людей, особенно священники, монахи, епископы и архимандриты были отправлены в лагеря, или расстреляны. Священнослужителей особенно били следователи, посылали на самые грязные работы, как описано, например, в книге «Отец Арсений» [3], упомянуто в издании «Несвятые святые» [1]. Киноработа очень гармонично сочетает в себе хронику частного архива, киноцитирование и постановочные эпизоды, в которых снимались учащиеся Тутаевской православной школы им. святого праведного Иоанна Крандштатского. Построение зрительного ряда отличается соответствующей цветовой гармонией, когда постановочным эпизодам придаётся колорит хроники. Интересен также приём иллюстрации рассказа отца Павла о Казахстане рисунками. Очень трогательна история о причащении детей, когда батюшка выносил ребятишкам из алтаря конфеты или печенье. Он знал много песен и даже любил сочинять. О силе молитвы отца Павла, о том, как получил незабываемый урок, рассказал Владимир Белов из г. Ярославля.
Фильм удивителен своим философским глубоким смыслом: людям свойственно считать, что счастье – это состояние приобретения чего-то подобного здоровью, власти, богатству, но в данной работе приведён пример того, что счастье – это то, что отдаётся другому человеку бескорыстно, ни за что. Отец Павел говорил, что если бы не лагеря, он был бы «ничто». Православный священник никогда не впадал в уныние. В лагерях и ссылке он находил повод для радости и весёлой шутки. Хранить Православную веру завещал своим духовным детям несломленный тяготами архимандрит Павел Груздев.
Тема подвижнического служения отлично раскрыта в документальной ленте «Самый добрый подвижник» производства студии «Нечаянная радость» (ТО «Детектив») (г. Ярославль, 2015–2016 гг.). Небольшая по хронометражу (всего 9 минут 45 секунд), работа гармонично сочетает в себе разные виды киновыражения идеи. Здесь наблюдаем использование документальной хроники 1910–1920 гг., кадры из фильмов «Все мы – Христовы», «Патриарх Тихон» и мультипликационное «оживление» детских рисунков. Кинематографическая работа посвящена 150-летию со дня рождения патриарха Тихона. Патриарх Тихон возглавлял Православную церковь семь с половиной лет в самые тяжёлые и страшные для верующих годы. Безбожная власть разрушала церкви, арестовывала и расстреливала священников. В газетах размещалась ложная информация о монахах. Только благодаря доброте Патриарха Тихона удалось церкви выстоять. Поэтому священнослужитель был канонизирован, а святых часто принято называть подвижниками. Трогательна детская трактовка подвижничества: оживают детские рисунки, а за кадром идёт объяснение ребёнком, что подвижник – это тот, кто ходит по другим городам, словно путешественник, но путешественник ничего не делает, только фотографирует, а подвижник делает добрые дела и всем помогает. Музыкальные паузы способствуют более глубокому эмоциональному проникновению смысла, который хотели передать зрителю создатели фильма.
Киноработа «Дети Савве», посвящённая Преподобному Савве Сторожевскому в честь 600-летия, созданная автором и продюсером проекта Алиной Бариновой, детско-юношеской анимационной студией ДОМ (Сербия) отличается тем, что построена на основе творческих работ участников Всероссийского детского творческого конкурса «Святые заступники Руси» 2007 года. Композиция каждого детского рисунка трансформируется в пластилиновую мультипликацию, что придаёт работе особенность сюжетной линии. Текст за кадром читают участники конкурса Ульяна Теремкова, Варвара Сторчак, Александра Ковешникова, Артём Пархоменко, Георгий Саблин, Лука Сторчак. В начале киноработы видим святого Сергия Радонежского, к которому прилетают птицы, одна из которых – душа Саввы. В обитель св. Сергия Савва пришёл очень юным, принял монашеский постриг, жил в смирении и послушании. Видя его искренность, преподобный Сергий назначил его духовником всей братии Троице-Сергиевой Обители. После кончины своего учителя Савва был Игуменом в Троице-Сергиевом монастыре около шести лет. Очень художественен кадр, где бежит ёжик, с красным яблоком на иголках, к Савве, который рубит дрова. Так, искренние показан быт преподобного. Савва не избегал тяжёлых трудов. Для князя Юрия Звенигородского Савва был духовным наставником. Общение с ним приносило князю много пользы и радости, поэтому Юрий попросил Савву поселиться около Звенигорода. Природа воссоздана в мультипликации очень красиво: двухмерный пластилиновый пейзаж удивляет наличием мелких деталей, воссозданием лиственных и хвойных лесов, холмов, покрытых яркими цветами, и речушку. Создание церкви, рассказ о благословлении князя Саввой и его победе над врагами, о прекрасном белокаменном соборе захватывает внимание зрителя, уводит за собой в прошлое. У Бога все живы, поэтому как должное воспринимается явление Саввы после смерти иконописцу монастыря, его просьба написать икону. Фильм учит добру, любви к ближнему, любви к родине. В нём нет агрессии по отношению к кому-либо.
Художественный фильм «Вера и время» (ДИН, Москва, 2016) основан на реальных событиях. Автор сценария Ирина Дядченко рассказала историю из жизни своего отца, тем самым увековечив его память, потому что всё, что становится достоянием искусства обретает бессмертие. Сюжет строится и просто, и в то же время сложно потому, что раскрывается несколько тем одновременно. Это тема веры и власти, тема материального благополучия и грани, за которые способен выйти человек в погоне за улучшением качества своей жизни. Это темы зависти и подлости, а также любви, уважения и преданности. Всё сплетается в гармоничное построение сюжетной линии, захватывая внимание зрителя с первых же кадров. Николая Александровича Антипова руководство предприятия хочет повысить в должности, но для этого ему необходимо стать членом Коммунистической партии. Коллектив поддерживает инициативу руководства, ведь Николай Александрович хороший товарищ, квалифицированный работник, но находится один человек (как всегда обычно бывает в жизни). Станислав Иванович высказывается против решения коллектива потому, что живёт рядом с матерью Николая Олимпиадой Ивановной и знает, что женщина ходит в церковь. Нужно отметить как мастерски изобразил актёр Андрей Москичев зависть, пожирающую человека изнутри: взгляд, жесты, ухмылка. А как испуганы все присутствующие на собрании словом «церковь». Мастерски освещены эмоции персонажей в деталях, выражении глаз и мимике актёров, что показано крупным планом. «Член КПСС» и «гнездо мракобесия» – понятия несовместимые во времена правления Л.И. Брежнева, поэтому один завистник нашёл то уязвимое место для большого коллектива, против которого не нашлось аргументов у людей, уважающих Антипова. Так идеология и страх подавляют здравый смысл. И это проблема общечеловеческая, которая видоизменяется, но не исчезает. Сын отправляется по решению собрания провести «воспитательную работу» с матерью.
Заснеженный дворик, старенький домик, чистота в нём и ... молитва.
Каждая женщина может узнать себя в образе жены Николая Ивановича. Старательно готовя праздничный ужин, она с нетерпением ждёт мужа, чтобы поздравить его с повышением в должности. Каждое движение, каждый взгляд излучают любовь к своей семье, что мастерски передано актрисой Еленой Ковальчук. Но как напугана эта миловидная женщина ответом супруга, ведь теперь им не дадут новую квартиру!
Как трогательна сцена, когда Николай, придя к матери, успокаивается, словно тает в объятиях её рук, перенимая спокойствие, свойственное глубоко верующим людям. Он не смог поговорить ... Константин Ужва великолепно воплотил в фильме образ Антипова, заставляя зрителя переживать, сочувствовать и восхищаться.
Валентина Шанаева сыграла мать Николая очень трогательно. Словно всё время пребывая в молитве, она создаёт вокруг себя некое поле спокойствия, куда не могут проникать неприятности. Внуки обожают её, сын и невестка беспрекословно уважают, несмотря на то, что конфликт фильма нарастает.
Феерически сказочен финал картины: уже взрослая Верочка, дочка Антипова, в церкви вспоминает слова бабушки, затрагивая душу зрителя вековой мудростью: «В жизни нет другого пути кроме, как с Богом».
Необходимо отметить особенность режиссёрского почерка Екатерины Устюговой в отображении Советской эпохи. Эта особенность становится очевидной, если вспомнить предыдущую работу режиссёра – игровую картину «Манжеты», о которой упоминалось в научной статье «Идейно-тематические и изобразительно-выразительные особенности игровых и неигровых фильмов международного кинофестиваля «Свет миру-2015» [2]. Также нужно отметить отличную операторскую работу, правильность композиций каждого кадра и профессионализм в работе по цвету.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что философское содержание, художественное выражение человеческих ценностей в описанных выше фильмах, представляет собой синтез эмоционального, информационного значения, определяющих познание человека и истории. Фильмы необходимо показывать в кинотеатрах, по телевидению, использовать в рамках образовательного процесса и культурного обмена.
Список литературы:
- Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы. – 10-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. – 640 с.
- Лебедева Н.А. Идейно-тематические и изобразительно-выразительные особенности игровых и неигровых фильмов международного кинофестиваля «Свет миру-2015» // Universum: Филология и искусствоведение: электрон. научн. журн. 2015. № 8 (21). URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/2569 (Дата обращения: 12.06.2016).
- Отец Арсений: [Сборник] / Под ред.: прот. В. Воробьёва. – 5-е изд. – М.: Изд-во Православ. Св.-Тихон. гуманитар.ун-та, 2005. – 742 с.
- Пятый международный молодёжный кинофестиваль «Свет миру» 1–5 июня 2015. Рыбинск, Углич, Мышкин, Борисоглебский, Ярославль, 2015. – 2 с.
- Lebedeva N.A. Orthodox movie in the context of counterweight to aggression as “an alternative to evil” // “Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives". Proceedings of the 5th International symposium (September 15, 2014). “East West” Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2014. – P. 15–21.
дипломов
Оставить комментарий