Статья опубликована в рамках: LX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 мая 2016 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ТРАДИЦИИ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЛАНДШАФТНОЙ СКУЛЬПТУРЫ В КОНТЕКСТЕ АКТУАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ
TRADITIONS OF LANDSCAPE SCULPTURE LOCATION IN THE CONTEXT OF CURRENT ART ISSUES
Lu Junnan
рostgraduate, St. Petersburg Stieglitz State Academy of Arts and Design,
Russia, St. Petersburg
АННОТАЦИЯ
Проанализированы теоретические аспекты проблематики ландшафтной скульптуры в историческом и актуальном контексте. Выявлены закономерности метода современной скульптуры в открытом пространстве, в том числе работ китайских мастеров. Выделены основные факторы выбора расположения ландшафтной скульптуры. Определена роль профессионально-технических закономерностей в практике современных художников, работающих с ландшафтом.
ABSTRACT
It’s analyzed the theoretical aspects of the issues of landscape sculpture in the historical and current context. Underlined the regularities of the method of modern sculpture in the open space, including the works of Chinese masters. Analyzed the basic factors of location choice in landscape sculpture. Detected the role of vocational training in the practice patterns of contemporary artists working with the landscape.
Ключевые слова: современное искусство; китайское искусство; ландшафтная скульптура; парковая скульптура.
Keywords: modern art; Chinese art; landscape sculpture; park sculpture.
Скульптура – это искусство пространственного образа, обладающего визуальными и кинестетическими характеристиками. Она отражает общественную жизнь, выражает художественный вкус, эстетическое восприятие и идеал художника. Ландшафтная скульптура является важной составной частью этого вида искусства [2, с. 98]. Буквально из самого названия следует, что ландшафтная скульптура должна сочетаться с пейзажем, она может быть и украшением парка, и неким фрагментом природы, или даже центром композиции окружающего пространства [3, с. 80]. Произведения парковой скульптуры чаще всего изображают человека или животных, но также можно увидеть формы растений, скал, абстрактную пластику.
Место расположения ландшафтной скульптуры, прежде всего, зависит от города или общественной среды, что определяется политическими, экономическими и культурными традициями, историей, современным состоянием природного и культурного пейзажа [5, с. 52]. На этой основе следует выявить, какие исторические личности или события особенно ценны для данного города или региона, найти исключительные особенности культуры или природы, выбрать соответствующее скульптуре место, учитывая ее размеры, идею и предназначение. Далее надо составить план установки скульптуры в данном городе или районе, создать ее упорядоченный многоуровневый проект. Во время планирования ландшафтной скульптуры следует принять во внимание многие факторы, такие как локация, стиль, масштаб, материал и т. д. Однако не следует также ограничивать творческие силы скульптора. Обращение к прошлому историческому опыту может помочь современным художникам в вопросе выбора места [6, с. 117].
Важно отметить, что на одной и той же площади, улице, в парке или перед одним и тем же зданием можно выбрать разные точки для размещения скульптуры и таким образом выразить разные идеи. Поэтому эти конкретные места расположения должны быть взаимосвязаны с обликом городской скульптуры. Так, памятники большого размера, отражающие важную, серьезную тематику, обычно становятся главными объектами в окружающем их пространстве и располагаются в центре площади или на ее главной осевой линии. Если представить, что от площади радиально расходятся в виде лучей дороги, то скульптура или скульптурная композиция располагается в точке схождения этих лучей. Если же на данной площади есть некое здание в качестве ключевого объекта, то монумент следует установить на главной оси здания так, чтобы остальные постройки или объекты озеленения располагались относительно него симметрично. Таким образом скульптура становится ведущим объектом пространственной структуры и задает ее динамику. Примером подобного расположения монумента является Памятник народным героям на площади Тяньаньмэнь в Пекине [1, с. 53].
Зачастую в творческой практике принято размещать скульптуру и скульптурные композиции в изначально существующем самостоятельном окружении [4, с. 116]. Ввиду этого в вопросе расположения скульптуры необходимо продумывать факторы, касающиеся не только ее вида и идеи, но также и обстоятельств, связанных с данным пространством:
- Характер назначения данного пространства. Площади (выполняющие общественно-политические функции, загруженные автомобильным потоком или предназначенные для отдыха под сенью деревьев), парк, жилой массив с его атмосферой повседневной жизни или район оживленной торговли. Во всех случаях необходимо учитывать не только вид, тематику, настроение скульптурного произведения, но и особенности его локации.
- Структура пространства. Открытость или замкнутость пространства; плоскость, построенная геометрически правильно или бессистемно, ровная или рельефная; размещение по осевой линии или, согласно архитектурной композиции, ассиметрично, – все эти факторы, вплоть до композиционных отношений переднего плана и фона, должны быть учтены при размещении ландшафтной скульптуры.
- Настроение и колорит пространства. Сложившая обстановка обладает собственной атмосферой: открытости или замкнутости, торжественности или живости, суеты или покоя, веселья или строгости. Все это можно подчеркнуть либо нарушить при размещении скульптуры в данном пространстве [6, с. 117].
Воспользовавшись изначальными закономерностями природного ландшафта, можно добиться уникальных художественных эффектов. В процессе проектирования композиции обычно не следует сверх меры перестраивать предполагаемое пространство размещения скульптуры, необходимо действовать в соответствии с обстоятельствами, избегать чрезмерных финансовых и материальных затрат. В противном случае работа окажется малоэффективной и принесет убытки.
В середине 1970х гг. на мемориальном кладбище жертв революции в парке Юйхуатай в Нанкине была возведена скульптурная композиция из гранита высотой около 10 м, изображающая павших в революционной борьбе героев [7, с. 100]. Данное произведение было выполнено качественно, фон в виде горного пейзажа также был подобран весьма удачно и по масштабу, и по общему настроению композиции. Однако очевидные недостатки этого произведения связаны с общей компоновкой относительно мемориального кладбища: скульптурная группа была размещена на историческом месте одной из трех могил жертв революции. Работы по расширению площади для сооружения данного монумента были грандиозными, однако результат не сможет компенсировать утерянного, ведь утрачен реальный исторический памятник, обладавший для огромного числа людей значением куда более серьезным, чем могло бы предложить взамен любое произведение искусства.
Обычный ход творческого процесса предполагает первоначальное определение места расположения скульптуры с последующей разработкой композиции. Однако существуют и условия, когда необходимо выбрать место для уже готового произведения. Здесь, помимо пространственного фактора, необходимо продумать и особенности композиции скульптуры. Каждое произведение обычно имеет такую точку расположения, где достигается наилучший эффект воздействия на зрителя.
Метод организации пространства вокруг осевой линии является одним из самых эффективных, так как с его помощью создается и поддерживается связь скульптуры с объектами архитектуры, площадями, улицами и т. д. Таким образом, можно избежать «рыхлого» и беспорядочного расположения скульптуры относительно окружения. Знаменитая бронзовая статуя всадника на крылатом коне Чхоллима в Пхеньяне очень хорошо вписана в окружающее пространство благодаря удачно выбранному месту, хорошо продуманной композиции, масштабу и дизайну. Статуя расположена перпендикулярно главному проспекту в центре города, на южной его стороне, у изгиба дороги, ее основание достигает 30 м. Передняя часть памятника неширока и занимает небольшую площадь. Главными точками, принимающими на себя взгляд зрителя, являются боковые стороны статуи, и в силу своего расположения она может задерживать на себе взгляд достаточно продолжительное время. Ее композиция такова, что лицом она обращена на север, однако поскольку передняя часть достаточно узкая, а боковые – широкие и обращены на восток и на запад, то статуя освещена солнечными лучами с рассвета до самого заката [1, с. 73]. В 1982 г. к западу от статуи Чхоллима была построена 60-метровая триумфальная арка, при этом благодаря ее осевой линии, соединяющейся со статуей, два этих объекта органично объединились в единую композицию. Когда люди находятся западнее триумфальной арки и движутся на восток к центру города, на достаточно длинной дистанции они сквозь высокий свод арки могут видеть волнующую картину – парящего в синем небе крылатого коня Чхоллима. Все это говорит о блестящей проектировке, выборе места и расчете масштаба вовремя выполнении замысла автора.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что главными факторами при выборе места расположения ландшафтной скульптуры являются: комплексное планирование пространства; характер назначения данного пространства, его структура и атмосфера; вид, масштаб и прочие критерии произведения скульптуры; замысел и композиция произведения; направление движения людского потока; эффект, достигаемый углом обзора; освещение.
Сведя воедино изложенные аспекты взаимодействия скульптуры и окружающего пространства, посредством определенного выбора места расположения скульптуры можно добиться оригинального и в то же время гармоничного решения. В целях наилучшего художественного эффекта детальное исследование локации является необходимым условием.
Напряженный ритм современной жизни, многоэтажные дома, плотное дорожное движение – все это давит на людей и обособляет их друг от друга. Поэтому в преобразовании города большое значение придается его «очеловечению», созданию более лояльной и теплой атмосферы. Среди городской застройки появляются пешеходные улицы, публичные пространства, общественная скульптура, умиротворяюще воздействующая на восприятие горожан. Такая скульптура по большей части выполнена в наиболее приближенном к человеческим меркам масштабе, устанавливается на уровне зрителя, доступна для обзора и прикосновения, что создает у публики чувство вовлеченности. В плане формы здесь используется богатый и многообразный художественно-пластический язык, за счет чего возможно удовлетворить разнообразные эстетические и душевные потребности людей, а также следовать особенностям окружающего пространства.
Список литературы:
- Вэнь Ян. Общественная скульптура. – Пекин: Бэйцзин цзисюэ гунъе, 2006. – 191 с.
- Котломанов А.О. Паблик-арт: страницы истории. Британские парки скульптуры второй половины XX века // Вестник СПбГУ. Сер. 15, Искусствоведение. – 2014. – Вып. 1. – С. 97–106.
- Котломанов А.О. Паблик-арт: страницы истории. Искусство в контексте природы и природа в контексте искусства // Вестник СПбГУ. Сер. 15, Искусствоведение. – 2015. – Вып. 2. – С. 75–86.
- Люй Цзюньнань. Произведения Ли Сяньцюня в контексте проблематики китайской монументальной скульптуры конца XX – начала XXI в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 5-1 (55). – С. 113–116.
- Люй Цзюньнань. Художественное своеобразие современной парковой скульптуры Китая // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLIX междунар. науч.-практ. конф. № 6 (49). – Новосибирск: СибАК, 2015. – С. 49–53.
- Люй Цзюньнань. Художественно-практические закономерности городской и ландшафтной скульптуры: опыт аналитического размышления // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2016. № 3-1 (65). – С. 116–119.
- Чжоу Учжун. Эстетика парка. – Пекин: Чжунго бэйцзин нунъе, 2001. – 200 с.
дипломов
Оставить комментарий