Статья опубликована в рамках: LVIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 марта 2016 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Лапина М.Е. ТЕМА ДЕТСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РУБЕЖА ВЕКОВ: ОБЗОР // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LVIII междунар. науч.-практ. конф. № 3(58). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 72-82.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТЕМА ДЕТСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РУБЕЖА ВЕКОВ: ОБЗОР

Лапина Мария Евгеньевна

аспирант Санкт-Петербургского государственного института культуры,

РФ, г. Санкт-Петербург

THE THEME OF CHILDHOOD IN THE RUSSIAN CULTURE BETWEEN TWO AGES: REVIEW

Mariya Lapina

post-graduate student of Saint Petersburg State University of Culture,

Russia, St. Petersburg

 

ABSTRACT

Статья посвящена теме детства, отразившейся в культурной жизни России конца XIX – начала XX вв. Автор говорит о факторах, побудивших представителей искусства и литературы обратиться на рубеже веков к теме детства в своем творчестве, отмечает особенности образной сферы произведений о детях. 

ABSTRACT

The article is devoted to the theme of childhood that reflected in the Russian cultural life in the late 19th – early 20th centuries. The author speaks about the factors that prompted art and literature representatives to turn to the subject of childhood in their works and notes the speciality of images in the area of works about children.

 

Ключевые слова: тема детства; сочинения о детях; русская культура конца XIX – начала XX вв.

Keywords: the theme of childhood; works about children; Russian culture of the late 19th – early 20th centuries.

 

…И вот свершилось. Рок принял грезы,

Вновь показал свою превратность:

Из круга жизни, из мира прозы

Мы вброшены в невероятность!

Нам слышны громы: то – вековые

Устои рушатся в провалы;

Над снежной ширью былой России

Рассвет сияет небывалый.<…> [8].

В. Брюсов, 1919 г.

«Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное», – эти слова являются своеобразным эпиграфом к картине М. Нестерова «Душа народа» (1914–1917), которая на переломе эпох призвала русское общество задуматься над особенностями исторического пути России. Главным героем картины, написанной в период первой мировой войны, стал маленький крестьянский мальчик, который уверенно идет впереди огромной народной толпы, указывая путь к свету и правде. Появление такого полотна, имеющего глубокий философско-исторический подтекст, в 1910-е годы не случайно: социальные, исторические катаклизмы, лавинообразно накрывшие страну в этот период, вызывали в обществе попытки разобраться в трагедиях, происходивших в России в начале XX века. В это время многие видные отечественные мыслители, представители интеллигенции, деятели культуры и искусства обратили свое внимание на вопросы детства, материнства, семьи. Одни видели в детстве безмятежный и ангельски чистый мир, утерянный взрослыми, в котором хотелось укрыться в период хаоса и военно-политических столкновений, другие – задумывались над тем, как подготовить к жизни детей, которым суждено было проявить себя в «настоящем» XX веке.

На рубеже веков острые исторические и социальные факторы вызвали активное общественное обсуждение дальнейших путей развития страны и активную реакцию на связанные с этим развитием проблемы воспитания нового поколения. К теме детства и ее роли в культуре и истории России наряду с Нестеровым обращаются видные философы, писатели, представители русского искусства. В 1902 году появляется двухтомный труд В.В. Розанова «Семейный вопрос в России» [24], привлекающий внимание общества к таким темам как институт семьи и развод, проблемы незаконнорожденных детей, вопросы женского и детского труда и образования. Призывая общество не отворачиваться от решения данных острых вопросов, Розанов прибегает к примерам из литературных произведений, как давно ушедших авторов, так и своих ближайших современников. Такие «литературные ссылки» в труде Розанова, связанные, например, с проблемой незаконнорожденных детей, развода в романах Толстого «Воскресение», «Анна Каренина» показывают, какое богатое воплощение получили темы, поднимаемые общественными деятелями, философами, законотворцами, в отечественном искусстве и литературе. В литературной и исследовательской практике под понятие «рубеж веков» обыкновенно попадает период с 1890-х по 1917-й гг., в нашей статье мы немного расширяем данные рамки: нередко упоминаем и произведения, созданные в 1870–1880-е годы, так как в это время тема детства ярко проявилась в творчестве некоторых представителей искусства, которые продолжили ее развивать уже в 1900-е годы; также в этот период были созданы эпохальные творения, оказавшие огромное влияние на общество в начале XX столетия (например, произведения Ф.М. Достоевского).

Особое место тема детства занимает в творчестве Ф.М. Достоевского: писатель создал яркие и самобытные детские портреты, литературные образы детей, темы, связанные с детством героев, несут в себе большую философскую нагрузку в романах «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы» (вспомним об особой духовной связи, возникшей между детьми и князем Мышкиным, мальчиками и Алешей Карамазовым, вспомним судьбу девочки Нелли). Особым значением для творчества Достоевского обладает речь Алеши Карамазова, обращенная к мальчикам: «Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь» [11, c. 878].

С призывом к обществу обратиться к детским проблемам, задуматься над загадкой детской души Достоевский выступал не только на страницах своих романов, но и в периодических статьях своего журнала. «Дневник писателя» полон статей («По поводу дела Кронеберга», «Дело родителей Джунковских с родными детьми», «Освобождение подсудимой Корниловой», «Враг ли я детей? О том, что значит иногда слово «счастливая»), которые отражают положение детей в современном Достоевскому обществе. «Любовью лишь купим сердца детей наших, а не одним лишь естественным правом над ними. Да и самая природа из всех обязанностей наших наиболее помогает нам в обязанностях перед детьми, сделав так, что детей нельзя не любить. Да и как не любить их? Если уже перестанем детей любить, то кого же после того мы сможем полюбить и что станется тогда с нами самими? Вспомните тоже, что лишь для детей и для их золотых головок Спаситель наш обещал нам «сократить времена и сроки». Ради них сократится мучение перерождения человеческого общества в совершеннейшее», [12, c. 361] – так Достоевский завершает свою статью о деле Джунковских с родными детьми, обращаясь к родителям, педагогам и воспитателям.

О любви к детям, как о необходимом «качестве» для каждого настоящего учителя, говорит и Л.Н. Толстой: «Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель» [27, c. 195]. Педагогический журнал «Ясная поляна», знаменитая «Азбука» (1872 г.) и «Новая азбука» (1874 г.), «Русские книги для чтения» Толстого – представляют большие и значимые для творчества писателя литературно-педагогические открытия, которые до сих пор не потеряли своей актуальности и помогают современным учителям делать процесс обучения интересным и творческим, помогают привить детям любовь к родному слову, к литературе, к истории.

Связь русской литературы с вопросами педагогики и воспитания молодого поколения можно увидеть не только по книгам, входивших в круг чтения детей начала XX века, но и по программам и содержанию детских журналов этого периода. Издатели журнала «Пчелка», например, отмечали, что их «журнал ставит задачей заронить в юные сердца своих читателей семена гуманности, добра и правды и помочь детям младшего возраста постепенно ознакомиться с окружающими их явлениями» [23, c. 38]. На страницах журналов читатели могли увидеть рассказы на волнующие их темы из современной жизни; прочесть статьи и повести, которые обращались к нравственно-духовным чувствам, рассказывали о сложностях, с которыми приходилось сталкиваться детям из бедных семей [9]; окунуться в атмосферу волшебства и сказки, приключенческой литературы; познакомиться с историческими и географическими открытиями и событиями [16, c. 117–135], с величайшими произведениями искусства и культуры [25; 30]; открыть для себя загадки природного мира [13]. Особое место в журналах занимали «веселые и занимательные» странички, на которых размещались шуточные, юмористические рассказы и стихи, забавные картинки и ребусы, описания игр [29], загадки. Детские журналы рубежа веков («Тропинка», «Светлячок», «Игрушечка», Задушевное слово» и т. д.) отражают стилистическое и жанровое многообразие произведений, составлявших детскую библиотеку того времени, показывают, что тема детства волновала и вдохновляла представителей литературы различных школ и направлений.

Следует отметить, что большое значение издатели придавали наглядности своих произведений, красочности оформления журналов. Особое место в истории искусства иллюстрации занимает по театральному яркая, насыщенная интереснейшими декоративно-художественными деталями «Азбука в картинках» (1904 г.) А. Бенуа, которая отразила сценки из мира детства.

Мир живописи подобно литературе на рубеже веков не остался в стороне от тем, связанных с детством, отрочеством, юностью. Во второй половине XIX – начале XX века активно развивается такой жанр живописи как детский портрет. Знаменитые полотна И. Репина (Портрет Веры Репиной в детстве, «Стрекоза»), В. Серова (Мика Морозов, «Дети», «Девочка с персиками»), В. Сурикова (Портрет девочки в красном платье) показывают, что внимание больших художников в первую очередь сосредоточено на внутреннем, психологическом мире ребенка, а не на внешней миловидности, красоте модели. Обращаясь к портрету Веры Мамонтовой, написанным Серовым, исследователь М. Герман подчеркивает, что «Девочка с персиками» – редкий пример трудно сочетающихся компонентов: оттенка импрессионистической этюдности, тщательной проработанности, ощущения мгновенного состояния и глубокого психологизма» [10, c. 414]. «Глубокий психологизм» – является одной из отличительных черт, присущих детским портретам, созданных выдающимися представителями русской культуры.

В истории русской живописи второй половины XIX – начала XX вв. можно найти примеры работ, когда ребенок или подросток становится героем (одним из героев) картин, наполненных философским и историческим содержанием (М. Нестеров «Душа народа», «Дмитрий царевич убиенный», И. Репин «Не ждали», В. Суриков «Меншиков в Березове»). Особо привлекают художников, жанрово-бытовые сцены, посвященные миру детства. В бытовых картинах второй половины XIX – начала XX вв. можно узнать родных и близких художнику детей, детей из ближайшего окружения (Б. Кустодиев Портрет И.Б. Кустодиевой, И. Репин «Стрекоза», З. Серебрякова «За завтраком»). Темы и образы живописных произведений, посвященных художниками миру детства, разнообразны: дети, играющие в своих комнатах или на природе (Б. Кустодиев «Мальчик с мишкой», К. Маковский «Дети, играющие в мастерской», В. Маковский «Игра в бабки», М. Нестеров «В снежки»), дети на прогулке (К. Маковский «В парке», И. Крамской «Дети в лесу», И. Репин «На меже», «Девочка с букетом»), дети в окружении своих близких (Б. Кустодиев «На террасе», «Утро», А. Корзухин «Бабушка с внучкой»), дети и их взаимоотношения со сверстниками (Н. Богданов-Бельский «Деревенские друзья», А. Корзухин «Птичьи враги», К. Маковский «Дети»). Часто героями картин становились крестьянские дети. Художников интересовали их работа и занятия, увлечения, стремления, тесно связанные с жизнью русской деревни, русской природы (Н. Богданов-Бельский «Устный счет», «Ученицы», «Крестьянские дети»; И. Пряшников «Дети на рыбалке», «В засаде», «Воробьи, ребята на изгороди»; В.Е. Маковский «От дождя», «Крестьянские дети», «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей»; К. Савицкий «Дети с курочками»; В. Васнецов «Подружки»). Большое значение в живописи указанного периода приобретает социально-нравственная тема, привлекающая внимание общества к вопросу детского труда, проблемам сирот и бедняков («Свидание» В. Маковский, «У краюшки хлеба» А. Корзухин). Тема детства ярко проявилась в творчестве художников-передвижников, была подхвачена их учениками и последователями; нашел свое отражение мир детства и в работах художников-мирискусников, которые в начале XX века вывели на новый уровень театрально-декоративное искусство и искусство книжной иллюстрации. Ярко в творчестве А. Бенуа, Л. Бакста, И. Билибина, А. Головина, М. Врубеля, В. Васнецова на рубеже веков прозвучала тема сказки, тема русской былины. Персонажи русских сказок, неразрывно связанные с миром детства, благодаря выдающимся представителям культуры и искусства (Римский-Корсаков, Стравинский, Бакст, Головин, Дягилев, Фокин) на рубеже веков заблистали на театральной сцене.

Особое развитие в рассматриваемый исторический период получил жанр, тесно связанный с темой сказки – детская опера. В 1915 году выходит брошюра Н. Бахтина «Обзор детских опер» [3], где исследователь приводит описания созданных в последние годы сочинений для музыкального театра Н. Брянского, М. Лисенко, Ф. Абта, Э. Хумпердинка, В. Виллуана, В. Ребикова, А. Бюхнера, Ц. Кюи, В. Сокальского, М. Попова-Платонова, А. Гречанинова и др. В основе музыкально-театральных пьес лежали народные сказки (М. Лисенко «Коза-дереза», В.И. Сокальский «Репка»), произведения Пушкина (А. Миттельштедт «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», А. Никольский «Сказка о царе Салтане»), Плещеева, Берга, Майкова, Некрасова (на стихотворения русских поэтов написаны оперы М. Попова-Платонова «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»), произведения писателей и педагогов, посвятивших себя непосредственно детской литературе (К. Лукашевич – автор литературной основы оперы В.Д. Беневского «Красный цветочек»; А.А. Федоров-Давыдов – автор либретто опер А. Бюхнера «Грибной переполох», «Веселые марионетки», «Царь Ледыш», Н. Доломанова работала вместе с А. Гречаниновым над рождественской пьесой «Елочкин сон»). О большом интересе, проявляемым обществом к детскому театру на рубеже веков, говорят периодические издания и книги [4; 5; 28], призванные познакомить детей с пьесами, которые они сами могут поставить на сцене со своими сверстниками или родителями дома и в учебных заведениях.

Следует отметить, большую роль, которую сыграли педагоги в развитии темы детства в литературе и искусстве рубежа веков. Можно вспомнить примеры плодотворного сотрудничества педагога Н.Н. Доломановой с композиторами (Доломанова автор либретто оперы Ц. Кюи «Иванушка-дурачок», 1914), деятельность педагога Л. Модзалевского [18], детские стихотворения, которого легли в основу многих музыкальных произведений – песен, хоров.

Тема детства наряду с оперным искусством на рубеже веков ярко проявляется в камерно-вокальных (детские песни А. Гречанинова, А. Лядова, Ц. Кюи) и инструментальных произведениях (фортепианные пьесы А. Аренского (6 детских пьес, op. 34), А. Гречанинова («Детский альбом», op. 98; «День ребенка», op. 109), В. Ребикова («Игрушки на елке», «Картинки для детей»), А. Ильинского (La journee d’une petite fille), Н. Черепнина («14 эскизов для фортепиано к русской «Азбуке в картинках» Александра Бенуа», op. 38). Темы, отразившиеся в инструментальных сочинениях композиторов, известных ребенку начала XX века, перекликаются с образной сферой жанрово-бытовых картин рубежа веков и рассказывают о расписании дня ребенка и его семье (В. Ребиков «Девочка упрашивает свою мать»; А. Ильинский «Старушка няня», А. Гречанинов «Заболела няня»; Н. Черепнин «Дача»), играх (А. Гречанинов «Верхом на палочке», А. Ильинский «Марш оловянных солдатиков», «Игра в горелки»; В. Ребиков «На качелях», «Деревянная лошадка», «Волчок») и праздниках (В. Ребиков «Дети вокруг елки»), повседневных уроках и занятиях (В. Ребиков «Приготовление урока», А. Гречанинов «Скучный урок»), сказке и волшебстве (Н. Черепнин «Баба-Яга», В. Ребиков «Прогулка гномов», «Танцующий гном», А. Ильинский «Сказка», А. Гречанинов «Сказочка»), прогулках (А. Ильинский «Веселая прогулка») и путешествиях, знакомстве с культурой различных стран (Ц. Кюи «На Востоке»), общении с русской культурой и природой (Ц. Кюи «Пастушок», А. Ильинский «Кукла в сарафане»). Большое значение в музыкальных произведениях, посвященных детям, играет тема природы: это подтверждают многочисленные песни и хоры для детских голосов Кюи, Гречанинова, Чайковского, в основе которых – природные картины, созданные Белоусовым, Майковым, Плещеевым, Тютчевым, Фетом.

При анализе музыкального искусства, посвященного детям, обращает на себя внимание тот факт, что на рубеже веков тема детства привлекала композиторов различных поколений и эстетических установок [19, c. 33] В это время со сцены и в домашнем кругу продолжает звучать и пленять воображение слушателей музыка Чайковского и Мусоргского, произведения которых о детях внесли неповторимый вклад в историю музыки; продолжают творить Римский-Корсаков и Кюи, по-своему развивают их творческие идеи и в то же время вносят свои неповторимые черты в музыкальную культуру композиторы другого поколения: Аренский, Гречанинов, Лядов, Черепнин, Асафьев, Ребиков, начинают свой яркий путь Прокофьев и Стравинский. Все они внесли свой вклад в развитие музыки о детях и для детей. Стилевое разнообразие, одновременное нахождение на одной «сцене» представителей культуры, связанных с романтическими традициями в искусстве, приверженцев идей реализма, стоящих на народно-демократических позициях, представителей поколения, опирающегося в своем творчестве на эстетические идеи импрессионизма, символизма, экспрессионизма, отразилось на особенностях трактовки мира детства. Многогранность темы детства в культуре рубежа веков во многом обусловлена тем, что образы детства воплощали в своих работах представители нескольких творческих школ и поколений, опирающиеся на разные средства художественной выразительности. Мы отмечаем лиричность и поэтичность образов, романтически окрашенных произведений о детях Кюи [14] и Аренского, чувствуем тепло исходящее от портрета Серова «Девочка с персиками», напоминающего об импрессионизме, вспоминаем о судьбах детей, поломанных социальными и историческими трагедиями, читая произведения А. Чехова, А. Куприна, Л. Андреева, изучая полотна реалистов – передвижников и их последователей. Завораживает зрителя и слушателя терпкими и яркими красками и отточенными деталями театральные «сказки» мирискусников (Бенуа, Бакст, Головин), музыкальные произведения, в чем-то близкие эстетике символизма (Лядов, Ребиков).

Факторы, побудившие представителей культуры обратиться к теме детства в своем творчестве, были связаны не только с желанием найти выход из социально-исторической обстановки, при которой «вековые устои рушатся в провалы», но и с личными переживаниями и чувствами художников, музыкантов, поэтов, испытываемых к детям (вспомним какой нежностью и искренностью наполнены портреты детей Серова, Кустодиева, Серебряковой; «Колыбельную» (1905 г.) Ц. Кюи с посвящением: «13-дневному внуку – 70-тилетний дедушка» [22]; посвящение дочери, предваряющее «Фейные сказки» Бальмонта: «Солнечной-Нинике, с светлыми глазками …») [2]. Темы и образные линии, к которым обращались представители искусства и литературы, вдохновленные миром детства, часто были связаны с иллюстрацией дня ребенка (музыкальные и художественные портреты самого ребенка и его близких, игры, занятия, уроки, прогулки детей), с социально-нравственными вопросами, с которыми детям приходилось сталкиваться в жизни, с волшебной атмосферой и сказочными персонажами, с природными картинами.

Тема детства на рубеже веков объединила творческие личности педагогов, музыкантов, поэтов, писателей и художников: благодаря синтезу искусств, активному сотрудничеству представителей культуры, педагогики между собой сильное развитие получили искусство иллюстрации, песни и хоры для детских голосов, жанр детской оперы.

Проведенный обзор произведений литературы и искусства рубежа веков показал, что тема детства – яркое и многогранное явление, занимающее особое место в русской культуре.

 

Список литературы:

  1. Арзамасцева И.Н. Художественная концепция детства в русской литературе 1900–1930-х годов: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра филол. наук. – М., 2006. – 44 с.
  2. Бальмонт К.Д. Фейные сказки: Дет. песенки. – М.: Гриф, 1905. – 84 с.
  3. Бахтин Н.Н. Обзор детских опер. – Пг: типография Императорского уч. глухонемых. Мойка 54, 1915. – 48 с.
  4. Бахтин Н.Н. Волшебная свирель: Фантаст. пьеса в 5 (или 4) д., с пением и танцами. / Н. Нович. – СПб: тип. М.М. Стасюлевича, 1914. – 29 с.
  5. Бахтин Н.Н. Женихи индийской принцессы: Фантаст. пьеса для юношества в 2 д., с пением. / Н.Н. Нович. – СПб: тип. М. Стасюлевича, 1910. – 24 с.
  6. Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви; Самопознание. – М.: Бертельсманн Медиа Москау, 2014. – 397 с.
  7. Булгаков С.Н. Иван Карамазов (в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип: Публичная лекция: Чит. в Киеве 21 нояб. 1901 г. – М.: типо-лит. И.Н. Кушнерев и К°, 1902. – 38 с.
  8. Брюсов В.Я. Товарищам интеллигентам. – [Электронный ресурс] // Поэт В.Я. Брюсов: сайт. – URL: http://bryusov.lit-info.ru/bryusov/stihi/1918–1924/stih-6.htm (Дата обращения: 22.02.16).
  9. Ганжулевич Т. Страшная сказка. // Задушевное слово: еженедельный иллюстрированный журнал для детей старшего возраста. – 1911. – № 7. – С. 99.
  10. Герман М.Ю. Импрессионизм: Основоположники и последователи. – СПб: Азбука-Классика, 2008. – 520 с.
  11. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: роман. – СПб.: Азбука-классика, 2009. – 896 с.
  12. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. – СПб: Азбука-классика, 2010. – 464 с.
  13. Из жизни природы. Забавы и игрушки у животных. // Пчелка: журнал для детей младшего возраста. – 1906. – № 01. – С. 87–91.
  14. Лапина М.Е. Отражение темы детства в фортепианных произведениях Цезаря Кюи // Молодой ученый. – 2015. – №16. – С. 465–469.
  15. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. – СПб: Искусство-СПб, 2009. – 480 с.
  16. Мережковский Д. Утро Петра Великого. // Тропинка: журнал для детей. – 1906. – № 3. – С. 117–135.
  17. Модзалевский Л.Н. Из педагогической автобиографии. – СПб.: Н.Г. Мартынов, 1899. – 45 с.
  18. Модзалевский Л.Н. Для детей: Стишки Льва Николавича Модзалевского. – Пг.: тип. Акад. наук, 1916. – 47 с.
  19. Немировская И.А. Феномен детства в творчестве отечественных композиторов второй половины XIX – первой половины XX веков: Автореферат дис. доктора искусствоведения. – Магнитогорск, 2011. – 48 с.
  20. Никонова И.И. Михаил Васильевич Нестеров. – М.: Искусство, 1979. – 230 с.
  21. Нестеров М.В. Давние дни: Рассказы и очерки. – СПб.: Лениздат, Команда А, 2014. – 256 с.
  22. ОР РНБ. Ф. 413. Ед. хр. 80. Л. 1. [Ц. Кюи. «Колыбельная», 1905 г.].
  23. Пчелка: журнал для детей младшего возраста. – Пг.: И.Д. Сытин, 1906. – № 1.
  24. Розанов В.В. Семейный вопрос в России: в 2-х т. – СПб: Тип. – М. Меркушева, 1903.
  25. Руки знаменитых виртуозов // Задушевное слово: еженедельный иллюстрированный журнал для детей старшего возраста. – 1912. – № 1. – С. 14–15.
  26. Соловьев В.С. Смысл любви. / Философия искусства и литературная критика: [Сборник] / – М.: Искусство, 1991. – С. 99–161.
  27. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т. 22. Азбука 1871–1872. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. – 231 с.
  28. Федоров-Давыдов А.А. Давайте устроим театр. / Сост. А.А. Федоров-Давыдов. – М.: ред. журн. Светлячок, Путеводный огонек, Дело и потеха, 1906. – 128 с.
  29. Что можно сделать из шведских спичек. // Пчелка: журнал для детей младшего возраста. – 1906. – № 01. – С. 33.
  30. Шекспир // Тропинка: журнал для детей. – 1908. – № 03. – C. 34.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий