Статья опубликована в рамках: LVIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 марта 2016 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Техническая эстетика и дизайн
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ САДОВО-ПАРКОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ
ANALYSIS OF THE CONTEMPORARY DESIGNING OF GARDENS AND PARKS
Larisa Kozlova
аssistant professor, Omsk State Institute of Service,
Russia, Omsk
Alena Zhukova
student, Omsk State Institute of Service,
Russia, Omsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены тенденции развития новых форм и функций садово-паркового строительства; дана классификация современных парков; проведен анализ способов формирования рельефа городских территорий и даны примеры применения современных средств визуальной выразительности зеленых зон города.
ABSTRACT
In the article the development trends of new forms and functions of landscaping are considered; the classification of contemporary parks is given; the analysis of methods of pattering of urban areas is run and the examples of using the contemporary means of visual expressions of urban green belt are provided.
Ключевые слова: парк; ландшафт; озеленение.
Keywords: park; landscape; greening.
Исторически складывается так, что парки и скверы в любом городе считаются одними из самых популярных и посещаемых мест. Перспектива развития каждого сада и парка определяется с учетом функционально-планировочных, оздоровительных, эстетических и других факторов, взаимосвязанных между собой. С точки зрения проектирования важным является архитектурно-планировочное решение территории, объемно-пространственная композиция малых форм и архитектурных объектов, отражающих концепцию парка и его тематическую направленность.
Регулярный и пейзажный стили в садово-парковом искусстве являются основополагающими. Регулярный стиль на протяжении довольно долгого времени господствовал в садово-парковом искусстве, а также оказывал заметное влияние на другие стили. Пейзажный стиль всегда оставался естественным, вдохновляющим. Выбор стиля зависел от желания человека изменить окружающий мир и сохранить свои отношения с природой. Многие исследователи истории садово-паркового искусства утверждают, что борьба регулярного (геометрического) и пейзажного (свободного) стилей несет в себе скрытый философский смысл – взаимоотношения человека и природы.
На протяжении длительного периода времени меняются функции парков, их объемно-планировочное решение и внутреннее наполнение, заключаются традиционные подходы к созданию композиций парковых пространств. Но при этом, есть стремление постоянно расширять набор средств, помогающих добиться образной выразительности, идет поиск оригинальных идей, которые обеспечивают максимальный эстетический эффект, и одновременно, сохраняют функциональный смысл парковой зоны. «Постоянное обновление понятия «парк» стало очевидной реальностью для многих стран Европы. Привлекая немалый творческий потенциал архитекторов и дизайнеров, парковое строительство стремительно эволюционирует и приносит всё более интересные концепции организации среды для отдыха в природном окружении» [2].
Концептуальный смысл современного проектирования парковых пространств создается за счёт нетрадиционного, иногда парадоксального сочетания естественных и искусственных компонентов ландшафта. Обращение к эмоциям посетителя парка, стремление «сказать» ему что-то новое проявляется в использовании символов и ассоциативных элементов.
Существует огромная классификация типов и видов парков. К наиболее распространенным типам можно отнести следующие: парк культуры и отдыха, парк развлечений, исторический, национальный, мемориальный, лесопарк, зоопарк и др. В современном мире, разрабатывая озелененные территории специального назначения, выявили такое понятие, как однофункциональный или тематический парк. К нему можно отнести какой-либо конкретный тип парка, спроектированный в определенной манере, и выполняющий одну основную роль. Например, образовательную, реставрационную, культурно-просветительскую, или же спортивную.
Сегодня особо охраняется и ценится историческая часть прошлого – этнографические, археологические, геологические, военно-мемориальные ландшафты – в связи, с чем создают парки-музеи. В выставочных комплексах создаются павильоны с военной тематикой, с темой былых эпох. При проектировании парков до сих пор используется символика античных времен, или средневековья. Парк Бэйхай в Пекине во времена правления династий Ляо, Цзинь, Юань, Мин и до падения династии Цин был императорским садом. Здесь расположены пагоды, павильоны, памятники и традиционные китайские сады. Сейчас парк наполняется современными формами, материалами и технологиями, и, считается исторической достопримечательностью.
В однофункциональных парках все чаще звучит этническая тема. Существует, например, множество парков-миниатюр, разделенных на зоны по национальным направлениям, с учетом характера и достояний культур. В такие парки стараются включить уменьшенные копии достопримечательностей мира, демонстрируются макеты и модели архитектурных сооружений, технических и природных объектов. Или же, этнические парки наполняют музейными национальными экспозициями, создают ландшафт и окружение, имитирующее конкретный регион, его особенности и традиции.
Еще одним направлением тематического парка можно считать Арт-парк, в объемно-планировочном решении которого, можно увидеть такую форму искусства, как инсталляция. Отличительными особенностями арт-парков является преобладание комплекса архитектурных сооружений, необычных малых форм или организованного выставочного пространства. В Калужской области, например, архитекторы, художники и местные жители работают над проектом Никола-Ленивец – самый большой арт-парк в Европе, место, где проходят ежегодные международные фестивали, существует летний лагерь, экоферма, открываются творческие резиденции и мастерские [3]. Здесь можно увидеть объекты лэнд-арта и ландшафтные инсталляции в природных декорациях леса и извилины реки. В 90-е годы прошлого века Никола-Ленивец еще был заброшенной деревней [1]. Но потом здесь поселился московский художник Николай Полисский, создавший первые знаменитые объекты из природных материалов, используя шишки, ветки, дерево.
Возвращаясь к тематическим направлениям, приведем пример парка “i-City” в Малайзии, являющийся одним из первых интерактивных парков в мире. Все его пространство заполнено светодиодными объектами, которые визуально, акустически и информационно воздействуют на человека. Каждое деревце, например, светится разноцветными огнями, переливаясь оттенками на глазах у посетителей [4].
На территории спортивных парков устанавливают стадионы, велодорожки, аквапарки или же подводные дайвинг-парки. В австрийском городке Трагоэсс есть необычный сезонный подводный парк. Часть года он представляет собой альпийское озеро. Но на несколько месяцев каждый год оно сильно мелеет, и тогда оказывается, что на его дне разбиты дорожки для прогулок и установлены скамейки для отдыха.
Многие парки уже столетиями украшают ландшафты, становясь традиционной достопримечательностью определенной страны. Такие как, Версаль, Петергоф, парк Виллы Гарцони, Сады Дайтокудзи и Рёандзи. В нынешнем веке потребности современного поколения выводят проектировщиков на новый уровень. Каждый человек, хочет иметь рядом с местом своего обитания уютный зеленый уголок. В связи с высоким ростом архитектурных застроек в городском пространстве появляются такие виды парков, которые располагаются выше или ниже земной поверхности. Это сады на крышах, в карьерах, нефункциональных промышленных или природных местах.
Так, например, у владельцев жилого дома The Muse в Лондоне настоящий парк разбит прямо на крыше этого здания, находящегося в центральной части английской столицы. По площади этого парка расставлены деревья, дорожки окружены клумбами с садовыми цветами, крыша оборудована газоном, и в зонах, открывающих прекрасный вид на город, встроены места для отдыха.
Проектировщики стараются озеленить территории между жилыми домами и комплексами, поднимая уровень переходов, тем самым освобождая места для проезда, и позволяя жильцам совершать прогулки. Развиваются и усложняются системы озеленения. Например, вертикальное, осуществляется с помощью вьющихся растений, стриженых деревьев или технологии грунтоизолированного каркаса.
Архитектурное бюро MAD из Пекина, например, использует данную идею в своем проекте. Они создали комплекс из девяти зданий, на каждом ярусе которого располагаются сады. У его основания расположен парк. Концепт назвали Cloud Corridor, в переводе «Облачный коридор». Композиция фасада повторяет структуру городских районов, но переводит её в вертикальную плоскость. То есть, улицы становятся башнями, а переулки – мостами между ними. В проекте через архитектуру отражают идею духовной близости между людьми и природой.
Стремясь максимально освободить ландшафт от застройки, размещая сооружения под землей, большую часть помещения закрывают сверху газонами, или цветниками. Поле для газонов трансформируют, путем наклона и подъема, после чего засеивают специальной травой. Также встраивают в ландшафт места для сидения и урны.
В современном мире задумываются об экологии садово-парковых объектов, сохраняя или воссоздавая природный ландшафт. Защищая объекты «зеленого зодчества» от городской урбанизации, используют безвредные или вторично переработанные материалы. Парки нового экологического типа, главная задача которых изучать, охранять и распространять экологические знания, находятся на особом вооружении городских властей и общества.
В то же время, проектировщики стараются сохранить крупные нефункциональные промышленные центры, вдохнув в них новую жизнь. К возможности современного научно-технического прогресса относится: ландшафтная рекультивация территорий, создание садов под крышей с искусственным микроклиматом, «плавающих» островов, водоемов и рельефов.
В парках на бывших индустриальных территориях, в карьерах или оврагах вводятся искусственные способы формирования рельефа (геопластика), создаются транспортные и инженерные коммуникации в природной и городской среде (развязки дорог, мосты, каналы). На заброшенных железнодорожных путях, будь то открытое пространство, подземное метро или мост над рекой, проектируются озелененные пешеходные бульвары. Такие парки называются линейными, они связанны с пешеходными коммуникациями и крупными зонами отдыха и развиваются повсеместно.
В Нью-Йорке, на месте грузовой железной дороги создан Парк High Line. Общая протяженность парка High Line достигает 2,6 км [5]. Здесь проведены реконструированные работы на дороге, сохранившие пути, высажены растения. Участок оборудован освещением, малыми архитектурными объектами для отдыха, пейзаж дополнили настенными граффити и инсталляциями.
Поиск обновлённого эстетического содержания городских открытых пространств путём их превращения в современные парки – одна из перспективных областей применения ландшафтного дизайна. Максимальное сохранение природных компонентов ландшафта, в первую очередь озеленения, дополняется новой геометрией средовых объектов. Это позволяет достичь образной выразительности парковых пространств и функционально адаптировать многие ранее пустовавшие территории к потребностям рекреационного использования.
При проектировании садо-парковых пространств, можно заметить влияние истории, которая синтезирует стилевые направления с технологиями и материалами будущего. Авторы вдохновляются идеями супрематизма, авангардизма, и прочих инноваций. В сад или парк вводятся новые композиционные и художественные решения из современных материалов – бетона, цветного стекла, пластика, текстиля. В формообразовании объектов, возвращаясь к традициям прошлых лет, вновь обретает актуальность применение топиарного искусства и эфемерид в садово-парковом строительстве. Многие годы остается актуальной система лабиринтов, частого деления пространства и геометрических форм. Ландшафтному дизайну присуща тенденция смыслового обновления, где традиционные материалы используются в новом ранее неизвестном образном выражении.
Таким образом, парки, взаимодействуя с культурными, торгово-выставочными, жилыми и спортивными комплексами, осуществляют одну тематическую функцию или включают в себя целый спектр направлений. При всем этом в проектах предусматривают использование экологически чистых материалов, большое количество зеленых насаждений, возможность рекультивировать промышленные территории, а также учитывают географическое положение, особенности и потребности региона и сохранение исторической ценности. Происходит переосмысление стилистических направлений, в результате чего появляются новые идеи, и средства архитектурно-художественной выразительности городских пространств.
Список литературы:
- Арт-парк Никола-Ленивец – [Электронный источник] – Режим доступа: http://smilekaluga.ru/discover/art-park-nikola-lenivets/, (Дата обращения: 10.10.2015).
- Нефёдов В. Парк как объект синтеза – [Электронный источник] – Режим доступа: http://www.forma.spb.ru/magazine/articles/7_09/main.shtml, (Дата обращения: 30.09.2015).
- Никола-Ленивец / Nikola-Lenivets – [Электронный источник] – Режим доступа: http://www.archipeople.ru/index/index_1148.html, (Дата обращения: 10.10.2015).
- Парки современного периода. ТОП-10 самых необычных парков в мире – [Электронный источник] – Режим доступа: http://www.novate.ru/blogs/160712/21124/, (Дата обращения: 04.09.2015).
- Федорова М. Топ-5 современных парков мира – [Электронный источник] – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2305589, (Дата обращения: 3.09.2015).
дипломов
Оставить комментарий