Статья опубликована в рамках: LV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2015 г.)
Наука: Филология
Секция: Фольклористика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ФОЛЬКЛОР КАК ИСКУССТВО СЛОВА
Ахтырская Елена Николаевна
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и методик начального образования
Балашовского института Саратовского государственного университета,
РФ, г. Балашов
.
FOLRLORE AS THE ART OF WORD
Elena Akhtyrskaya
candidate of pedagogical sciences, an associate professor of the chair of pedagogy and methods of primary education
at the Balashov institute of Saratov state university, an associate professor,
Russia, Balashov
АННОТАЦИЯ
В данной статье, с опорой на труды известных ученых, фольклор рассматривается как искусство слова. Выясняется его роль в формировании грамотного читателя в начальной школе и определяется его уникальная возможность, позволяющая младшим школьникам познакомиться с историей своего народа, его традициями, обычаями на уроках литературного чтения и во внеурочное время в процессе освоения фольклора как жанра и рода литературы.
ABSTRACT
This paper considers the art of word backed by the works of famous scholars. Its role in the formation of a literate reader at a primary school is made clear and its unique opportunity is determined allowing primary schoolchildren to become familiar with the history of their nation, its traditions, customs at the lessons of literary reading and during extracurricular activities in the process of learning folklore as a genre and kind of literature.
Ключевые слова: фольклор как искусство слова; художественный мир фольклора; признаки фольклора; фольклор как жанр; восприятие фольклора младшими школьниками.
Keywords: folklore as art of word; literary world of folklore; signs of folklore; folklore as genre; primary schoolchildren’s perception of folklore.
Фольклор – это древнейший и особый вид искусства, который у наших предков, в старину, заменял и науку, и школу. Как отмечал Ф.И. Буслаев: «Под его плодотворным влиянием протекала вся жизнь человека, от колыбели до могилы» [4, с. 44]. Исторически фольклор выступает как первооснова литературы, и многие писатели мировой литературы (например, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь) обращались к нему как источнику образов, идей для создания своих собственных художественных произведений. Известными лингвистами и методистами (Н.А. Гвоздевым, К.Д. Ушинским и многими другими) отмечена первостепенная роль фольклора в становлении «художника слова». Более того, освоение особого художественного мира фольклора – это необходимый этап формирования читательской грамотности младшего школьника в современной теории читательской деятельности, разработанной Н.Н. Светловской и ее последователями. В процессе ознакомления с фольклорными произведениями у обучающихся в начальной школе появляется уникальная возможность познакомиться с историей своего народа, его традициями, обычаями. Именно «…через такое развитие аналитических способностей у младших школьников происходит осознание совершаемых ими поступков и формирование личности; понимание литературы как средства сохранения и передачи духовно-нравственных ценностей и традиций и средства формирования представлений о нравственных нормах» [5, с. 58].
Крупнейший фольклорист ХIХ века А.Н. Афанасьев, который сумел за сравнительно небольшую свою жизнь преобразовать своими научными трудами русскую фольклористику писал в своих воспоминаниях: «Путь к дедовской библиотеке, к счастью, лежал через русский фольклор, который и заложил во мне основы эстетического вкуса» [1, с. 6].
Известный критик и педагог В.Г. Белинский, который особое внимание уделял формированию «литературного вкуса» у детей, исследуя народную поэзию утверждал: «В народной, или естественной поэзии, то есть в фольклоре, есть нечто такое, что не может заменить нам литература» [3, с. 168].
Обращаясь к тем, кому предстоит освоить грамоту, в народе говорят: «Азбука – к мудрости ступенька». Такая «азбука» есть и у фольклора, не овладев которой невозможно познать поэтическую культуру нашего народа. Перечень такого рода высоких оценок фольклора позволяет говорить о нем, прежде всего, как об искусстве слова. Можно говорить и о том, что он представляет собой совокупность устных художественных произведений, созданных в результате творчества широких народных масс, в процессе их коллективного труда и потому заключающих в себе все нравственные ценности, представленных в виде некого «кодекса народной жизни».
С литературой фольклор как искусство слова роднит принадлежность к художественному творчеству. Известный советский фольклорист Ю.М. Соколов замечал, что «...если под термином «литература» разуметь не только письменное художественное творчество, а словесное искусство вообще, то фольклор – особый отдел литературы, а фольклористика, таким образом, является частью литературоведения» [6, с. 6].
Признаки, отличающие фольклор от литературы очевидны и видимы даже младшему школьнику: не профессиональность творчества, его массовость, изустность создания основанного на традициях. При этом педагогам, работающим с фольклором, следует помнить о вторичности записи и хранения в книге этого жанра, отдаленного подчас от момента создания целыми веками. Если данное обстоятельство не брать во внимание, то начинающий читатель, воспринимающий фольклор как один из жанров эпического рода литературы, а не как искусство слова, может быть введен в заблуждение. К ошибочному пониманию он подойдет в связи с непроизвольными сопоставлениями с литературой авторской, изначально созданной для восприятия через текст, тогда как фольклор создавался для восприятия через живое, народное, колоритное слово. Фольклор тесно взаимосвязан с разными видами искусств, например, он не отделим от сценического и музыкального искусства (обряды, хороводные и другие песни, игры; сказывание сказки). Специфические особенности фольклора как искусства устного слова, которые совершенно естественно исчезают при кодировании произведений устного народного творчества (УНТ) в тексте, определяют глубину непосредственного влияния, а значит воздействия фольклорных текстов на слушателей, в частности на младших школьников. Проблему «влияния – восприятия» фольклорных текстов понимала известная собирательница и исследователь фольклора Э.В. Померанцева, но, к сожалению, и в настоящее время требуются дополнительные исследования в этом направлении.
Фольклор как явление искусства – это исторически сложившаяся совокупность устных произведений, составляющих художественную систему, где все жанры характеризуются строгой закрепленностью формы художественного произведения и находятся в достаточно сложных и своеобразных взаимоотношениях и взаимодействиях (при этом, практически никогда не вступают в противодействие). В отечественном литературоведении существует достаточно большое количество различных классификаций УНТ. Особое внимание, обратим на систему известного фольклориста Н.И. Кравцова, который при определении типов произведений фольклора предлагает (в отличие от других исследователей) учитывать и такие обстоятельства, как отношение жанров к обрядам и отношение словесного текста к пению и действию. По его мнению, произведение не всегда оказывается связанным с обрядом и пением. В связи с этим он выделяет обрядовую поэзию (календарную, семейно-бытовую и заговоры) и не обрядовую поэзию. Учитывая специфику младшего школьного возраста, именно не обрядовая поэзия вводится в курс литературного чтения начальной школы. Уже в период обучения грамоте дети анализируют народные сказки, пословицы, поговорки и загадки. В дальнейшем, в круге чтения ребенка появятся былины, лирические стихотворения.
Одним из важных признаков фольклора как вида искусства является взаимодействие, что и подтверждается разными исследователями. Например, Ф.И. Буслаев отмечал следующее: «Ни один из разрозненных членов баснословного предания (в значении народной поэзии) не живет в народе отдельно, сам по себе: все они взаимно переходят друг в друга, связываются крепкими узами поверья, сцепляются и перемешиваются, подчиняясь игровой фантазии народа, изобретательной и художественной. Мы увидим, как загадка переходит в целую поэму, а поэма сокращается в загадку; пословица рождается из сказания и становится необходимой частью поэмы» [4, с. 33]. Взаимодействие жанров можно пронаблюдать на примерах народных сказок, когда пословицы и поговорки включаются в текст народного произведения. Например, Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Или, Как аукнется, так и откликнется (Лиса и журавль), С умом жить тешиться, без ума мучиться (Лиса и волк). Очень часто, присказкой к сказке становится прибаутка: Из-за лесу с крутых гор едет дедушка Егор. Сам на кобылке, жена на коровке, дети на телятках, внуки на щенятках. Съехали с гор, развели костер, кушают кашку, слушают сказку. Подобные примеры позволяют увидеть младшим школьникам наличие взаимодействия в фольклоре как искусстве слова, а, следовательно, понять всю его глубину и скрытый внутренний смысл. Именно произведения УНТ «…дают возможность и на уроках литературного чтения, и во внеурочной деятельности наблюдать единство формы и содержания художественного произведения, так как именно в них закреплены совершенные способы и приемы образного видения мира, опыт народа в области художественного воздействия на личность» [2, с. 48].
Список литературы:
- Афанасьев А.Н. Народ – художник / Миф, фольклор, литература. М.: Советская Россия, 1986. – 367 с.
- Ахтырская Е.Н. Изучение фольклора в начальной школе // Начальная школа. – 2014. – № 11. – С. 47–50.
- Белинский В.Г. Общий взгляд на народную поэзию и ее значение. Русская народная поэзия. М. : ОГИЗ, – 1974. – Т. 2. – 168 с.
- Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства // Русская народная поэзия. СПб. : Издание Д.Е. Кожанчикова, – 1861. – Т. 1. – 643 с.
- Курмелева Н.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению / Н.А. Курмелева, Е.Н. Ахтырская, М.А. Мазалова // Начальная школа. – 2014. – № 11. – С. 55–59.
- Соколов Ю.М. Русский фольклор. М.: Учпедгиз, 1941 – 558 с.
дипломов
Оставить комментарий