Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: LIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 19 октября 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Понькина А.М. СОНАТА ДЛЯ САКСОФОНА: ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ЭВОЛЮЦИИ ЖАНРА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LIII междунар. науч.-практ. конф. № 10(53). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

СОНАТА  ДЛЯ  САКСОФОНА:   ОСНОВНЫЕ  ПЕРИОДЫ  ЭВОЛЮЦИИ  ЖАНРА

Понькина  Антонина  Михайловна

канд.  искусствоведения,  доцент  кафедры  оркестровых  инструментов

Белгородский  государственный  институт  искусств  и  культуры

РФ,  г.  Белгород

E-mailponkina_2006@mail.ru

 

SONATA  FOR  SAXOPHONE:  THE  MAIN  PERIODS  OF  THE  EVOLUTION  OF  THE  GENRE

Antonina  Ponkina

PhD  (candidate  degree  on  specialty  Musical  art),  associate  professor

Belgorod  state  institute  art  and  culture, 
Russia,  Belgorod

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассмотрена  эволюция  жанра  сонаты  для  саксофона.  Целью  статьи  стало  воссоздание  целостной  картины  функционирования  жанра  сонаты  для  саксофона  в  музыкальной  культуре  ХХ  столетия.  В  результате  анализа  было  выявлено  три  основных  этапа  исторической  эволюции  жанра  сонаты  для  саксофона  и  характерные  особенности  каждого.  В  связи  с  этим  мы  можем  сделать  выводы,  что  сонаты  для  саксофона  приобрели  статус  самостоятельного  жанра,  только  в  последний  периода  своего  развития,  который  пришелся  на  70-е—90-е  годы  ХХ  столетия.

ABSTRACT

The  article  describes  the  evolution  of  the  genre  of  the  Sonata  for  saxophone.  The  aim  of  the  article  was  the  establishment  of  a  coherent  picture  of  the  functioning  of  the  genre  of  the  Sonata  for  saxophone  in  the  musical  culture  of  the  twentieth  century.  The  analysis  revealed  three  main  stages  of  historical  evolution  of  the  genre  of  the  Sonata  for  saxophone  and  distinctive  features  of  each.  In  this  regard,  we  can  conclude  that  the  sonatas  for  saxophone  has  acquired  the  status  of  an  independent  genre,  only  in  the  last  period  of  its  development,  which  occurred  in  the  70—90th  years  of  XX  century.

 

Ключевые  слова:  саксофон;  соната;  жанр;  соната  для  саксофона.

Keywords:  saxophone;  Sonata;  genre;  Sonata  for  saxophone.

 

Становление  и  развитие  саксофона  как  инструмента  с  богатыми  возможностями  было  связано  с  процессами,  происходящими  в  музыкальной  культуре  XIX  —  начала  ХХ  веков.  Индикатором  этих  процессов  стала  соната  для  саксофона  —  один  из  многих  жанров,  который  отразил  не  только  уровень  использования  возможностей  саксофона,  но  и  характерные  тенденции  сонатного  мышления  композиторов,  пишущих  для  этого  инструмента.  Всеобъемлющий  арсенал  технических  и  художественных  приемов  звукоизвлечения  данного  инструмента  становится  связующим  звеном  в  использовании  его  в  рамках  как  академической,  так  и  джазовой  музыки.  В  связи  с  этим  большинство  произведений  отражает  характерные  особенности  «процесса  диффузии»  (М.  Крупей)  двух  абсолютно  полярных  сфер.

В  рамках  сонатного  жанра  появилось  немало  ярких  произведений,  которые  стали  шедеврами  репертуара  саксофониста:  «Горячая  соната»  Э.  Шульхоффа  («Hot  sonata»  E.  Schulhoff),  Соната  «Пушистая  птица»  Т.  Ёшиматцу  («Fuzzy  bird  sonata»  T.  Yoshimatsy),  Соната  Э.  Денисова,  Соната  для  саксофона  соло  И.  Рехина  и  другие.  Произведения  сонатного  жанра  демонстрируют  творческие  поиски  композиторов  в  сфере  формы  и  тематизма,  а  также  смелые  находки  в  трактовке  исполнительских  и  выразительных  возможностей  саксофона.  Все  сонаты  для  саксофона  обладают  несомненной  художественной  ценностью  и  часто  исполняются  саксофонистами  всего  мира.  Несмотря  на  явный  интерес  музыкознания  к  исследованию  сонатного  цикла,  сонаты  для  саксофона  никогда  не  были  предметом  специального  исследования.  Таким  образом,  актуальность  темы  данной  статьи  обусловлена  отсутствием  работ,  посвященных  классификации  сонат  для  саксофона,  которые  бы  отражали  динамику  исторического  развития  не  только  жанра,  но  и  самого  инструмента  (в  частности  его  исполнительских  возможностей).  В  связи  с  обоснованием  актуальности  темы  объектом  статьи  стал  жанр  сонаты  для  саксофона,  а  предметом  —  особенности  исторической  эволюции  жанра  сонаты  для  саксофона.  Материалом  для  статьи  послужили  сонаты  для  саксофона  написанные  в  30-е—90-е  годы  ХХ  столетия.

Становление  жанра  сонаты  для  саксофона  связано  не  только  с  историей  жанра  в  целом,  но  и  с  эволюцией  саксофона  как  концертно-виртуозного  джазового  и  академического  инструмента  с  богатыми  техническими  и  выразительными  возможностями.  Отражая  кардинальные  изменения,  произошедшие  в  музыкальной  культуре  ХХ  столетия,  процесс  становления  и  развития  жанра  сонаты  для  саксофона  ассимилировал  все  своеобразные  и  противоречивые  черты,  которые  были  свойственны  саксофону  как  инструменту  со  сложным  прошлым  и  не  менее  трудным  настоящим.  Начиная  с  20-х  годов  ХХ  века,  саксофон,  по  меткому  выражению  М.  Шапошниковой,  попал  в  «полосу  борения  классики  и  джаза»  [2,  с.  22]  и  был  отодвинут  в  «историческую  тень»  (С.  Раппопорт)  вплоть  до  30-х  годов  ХХ  века  (как  академический  оркестровый  и,  тем  более,  как  сольный  инструмент).  Определенную  роль  в  этом  процессе  сыграли  приемы  звукоизвлечения  саксофона,  которые  в  сознании  большинства  музыкантов  ассоциировались  с  джазом.

Действительно,  джазовые  музыканты  первые  показали  широкие  динамические  и  звуковые  возможности  саксофона  как  «наиболее  концертного  инструмента  из  всех  духовых,  который  может  звучать  нежнее  флейты,  мощнее  трубы,  виртуознее  кларнета»  [3,  с.  11],  тем  самым  сделав  саксофон  «королем»  джаза.  Вследствие  этого,  академическое  исполнительство  на  саксофоне  и,  соответственно,  становление  концертного  репертуара  развивалось  замедленными  темпами.  Получив  известность  благодаря  джазовой  музыке,  саксофон  по  странному  стечению  обстоятельств  в  30-е  годы  ХХ  века  вновь  вызывает  интерес  у  композиторов  и  возрождается  в  творчестве  исполнителей  академического  направления.  Как  отмечает  М.  Крупей,  в  этот  период  происходит  «вторичная  академизация»  саксофона  в  художественной  культуре  и  композиторском  творчестве  [4].  Музыкальное  искусство  начинает  отражать  характерные  особенности  процесса  «диффузии»  профессиональной  академической  и  популярной  эстрадно-джазовой  сфер.

В  истории  развития  и  эволюции  жанра  сонаты  для  саксофона,  на  наш  взгляд,  явно  обозначились  следующие  периоды: 

  • 30-е—40-е  годы  —  период  становления  жанра;
  • 50-е—60-е  годы  —  период  утверждения  жанра;
  • 70-е—90-е  годы  —  период  трансформации  жанра.

В  первый  период  (30-е—40-е  годы),  несмотря  на  целый  ряд  противоречий,  вызванных  трудностями  становления  этого  фактически  нового  жанра  камерной  музыки,  появляется  ряд  этапных  сочинений:  Соната  (1930)  В.  Якоби  (V.  Jacobi),  Соната  (1930)  Э.  Шульхоффа  («Hot  sonata»  E.  Schulhoff),  Сонаты  (1931  и  1937)  Б.  Хайдена  (B.  Heiden),  Соната  (1932)  Э.  Кнорра  (E.  Knorr),  Соната  (1932)  Г.  Брехма  (H.  Brehme),  «Фантастическая  сонатина»  (1935)  М.  Сазеленд  («Fantasy  sonatina»  M.  Sutherlend),  Соната  (1937)  П.  Крестона  (P.  Creston),  Соната  (1938)  Г.  Бадингса  (G.  Badings),  «Спортивная  сонатина»  А.  Черепнина  (1939),  Соната  (1942)  М.  Сазеленд  (M.  Sutherlend),  Соната  (1943)  П.  Хиндемита  (P.  Hindemith),  Соната  для  саксофона  альта  (1949)  Х.  Диллона  (H.  Dillon).

Важнейшей  особенностью  сонат  первого  периода  является  сохранение  связи  с  классико-романтической  традицией  в  области  формообразования.  Стиль  этих  сонат  основан  на  тональном  мышлении,  в  структурах  преобладает  использование  классического  трех-  или  четырехчастного  цикла,  где  первая  часть  написана  в  сонатной  форме  и  является  драматургическим  и  композиционным  центром  цикла.  Сохраняются  и  основные  принципы  сонатности:  образно-тематическое  противопоставление  основных  тем  в  экспозиции,  их  тонико-доминантовое  соотношение,  которое  затем  снимается  в  репризе,  тонально-гармоническое  развитие  (модулирование)  и  использование  принципов  мотивного  вычленения  в  разработке.

В  целом  эволюция  жанра  сонаты  для  саксофона  в  30—40-е  годы  происходила  достаточно  медленно.  Возможности  применения  саксофона  еще  «нащупываются».  Прежде  всего,  это  было  связано  с  процессом  восприятия  саксофона  как  джазового  инструмента,  в  результате  чего  началось  «отторжение»  саксофона  из  круга  академических  жанров.  Постепенно  семантика  инструмента  переосмысливается  и  саксофон  из  прикладного  джазового  инструмента,  в  качестве  которого  он  ассоциировался  у  слушателей  первой  половины  века,  воспринимается  как  академический  инструмент,  обладающий  почти  неограниченными  техническими  и  выразительными  возможностями  и  свойствами.

Таким  образом,  основными  характерными  признаками  сонатного  творчества  для  саксофона  в  первый  период  (30-е—40-е  годы)  являются:

  • сохранение  классико-романтических  традиций  в  области  содержания  и  формы;
  • поиски  в  расширении  образной  сферы,  что  выражается  в  вариативности  исполнительских  составов,  жанровых  и  стилевых  проникновений.

Во  второй  период  (50-е—60-е  годы)  роль  жанра  сонаты  для  саксофона  возрастает.  Его  открывают  две  сонаты  Р.  Гюнтера  (R.  Gunter).  Первая  соната  (1952)  для  саксофона  и  виолончели,  вторая  (1957)  —  для  саксофона  и  фортепиано.  На  протяжении  данного  периода  также  были  созданы:  Сонатина  (1954)  Л.  Делдена  (L.  Delden),  «Фантастическая  сонатина»  (1959)  П.  М.  Дюбуа  («Deuxieme  sonatina»  P.  M.  Dubois),  Соната  (1956)  Л.  Лаусона  (L.  Lausone),  Соната  (1963)  Ж.  Абсиля  (J.  Absil),  Соната  (1964)  В.  Якоби  (V.  Jacobi),  «Буколическая  сонатина»  (1964)  А.  Соге  («Bucolique  sonatina»  A.  Sauguet),  Соната  (1967)  Л.  Штейна  (L.  Stein),  Соната  для  саксофона-соло  (1967)  Ж.  Рюфф  (J.  Rueff),  Соната  для  саксофона  тенора  (1967)  Дж.  Ди.  Паскуаля  (J.  Di  Pasqualle),  Соната  (1969)  Б.  Хайдена  (B.  Heiden),  Соната  (1969)  А.  Вилдера  (A.  Vilder).

В  сонатах  этого  периода  большинство  композиторов,  используя  возможности  саксофона,  начинают  поиски  нового  «художественного  мира».  Однако  композиторы,  привыкшие  к  «устойчивости»  произведения,  и  методам  его  драматургического  устроения.  В  рамках  такого  сонатного  цикла  намечается  отказ  от  сонатной  формы  и  замена  ее  вариационной  композицией.  Возрастает  роль  монотематизма  и  остинатно-полифонических  приемов,  изначально  связанных  с  вариационностью.  Это  своеобразно  отразилось  на  музыкальной  драматургии  и  заметно  обновило  фактуру  сонат.  Данный  процесс  достигает  крайней  точки  своего  преобразования  в  тех  циклах,  где  полностью  снят  основной  принцип  сонатности  —  конфликтное  противопоставление  двух  или  нескольких  образных  сфер.  Одна  из  ярких  примет  этого  периода  –  появление  сонат,  в  которых  четко  прослеживаются  джазовые  тенденции,  в  рамках  которых  можно  отметить  более  свободное  обращение  с  гармоническими  и  метроритмическими  приемами  организации.

В  сонатах  второго  периода  —  утверждения  жанра  —  намечается  новая  трактовка  саксофона,  в  которой  большое  значение  придается  звукоизобразительным  и  тембровым  возможностям  инструмента,  большое  внимание  начинает  уделяться  приемам  игры,  при  помощи  которых  у  исполнителя  появляется  возможность  изменять  тембр  инструмента.  В  этот  период  в  сонатах  для  саксофона  большое  внимание  уделяется  фразировке.  В  результате  этого  исполнитель  получает  возможность  точнее  передавать  композиторский  замысел.  Места  для  цезур  детально  продумывают  и  отражают  в  нотном  тексте  (фиксируя  паузы  вплоть  до  шестнадцатых).  В  некоторых  произведениях  паузирование  получается  слишком  частым,  в  результате  чего  фразы  становятся  похожими  на  взволнованную  речь.

Таким  образом,  в  50-х—60-х  годах  ХХ  в.  жанр  сонаты  для  саксофона  становится  своеобразным  индикатором,  ознаменовавшим  новый  этап  поисков  не  только  в  области  технических  и  исполнительских  средств,  но  и  в  индивидуальном  подходе  композиторов  (с  учетом  их  личностно-творческого  взгляда  на  мир,  что  в  последующий  период  станет  одной  из  ведущих  тенденций  развития  жанра).  Процессы,  происходившие  в  жанре  сонаты  в  эти  годы,  свидетельствуют  о  его  все  возрастающей  роли  как  в  системе  жанра  в  целом,  так  и  в  творчестве  отдельных  композиторов.  Появляются  первые  образцы  жанра  сонаты  для  саксофона-соло  и  сонаты  в  джазовом  стиле,  что  найдет  свое  продолжение  и  в  70-х—90-х  годах. 

Следовательно,  второму  периоду  эволюции  жанра  сонаты  для  саксофона  стали  характерны  такие  признаки:

  • сохранение  классико-романтических  традиций  в  области  содержания  и  отход  от  них  в  области  драматургии  развития,  структуры  цикла  и  формы  частей;
  • партия  саксофона  раскрывает  возможности  инструмента  и  приобретает  большую  свободу  и  самостоятельность,  однако  не  отличается  виртуозностью;  все  поиски  в  сфере  выразительных  возможностей  инструмента  направлены  на  развитие  «вокально-речевой  экспрессивности»;
  • продолжаются  поиски  в  образной  сфере  жанра,  более  емко  проявляются  жанровые  и  иностилевые  влияния.

На  протяжении  третьего  периода  (70-е—90-е  годы)  —  периода  трансформации  жанра  —  роль  инструментальных  жанров  для  саксофона,  в  том  числе  и  сонат,  резко  возрастает.  Сонаты  для  саксофона,  написанные  в  эти  годы,  различны  по  стилистическому  и  композиционному  воплощению,  так  как  в  этот  период  жанр  сонаты  для  саксофона  активно  ассимилирует  культурно-музыкальные  реалии  своего  времени.  Вследствие  этого  в  нем  активно  отразились  многие  достижения  и  противоречия  музыки  ХХ  века,  что  ознаменовалось  новаторскими  решениями  и  ломкой  коренных  стереотипов,  как  в  композиторском  письме,  так  и  в  использовании  выразительных  и  технических  средств  саксофона.

В  70-е  годы  было  написано  значительное  количество  сонат  для  саксофона:  Соната  (1970)  Р.  Мишунски  (R.  Muczynski),  Соната  (1970)  Б.  Тутхилла  (B.  Tuthill),  Соната  (1970)  Э.  Денисова,  Соната  (1972)  В.  Арчер  (V.  Archer),  Соната  (1973)  Э.  Дель  Борджо  (E.  Del  Borgo),  Соната  (1973)  Х.  Каревы,  Соната  (1974)  В.  Хартли  (W.  Hartley),  Соната  (1975)  С.  Павленко,  Соната  для  саксофона  с  оркестром  (1975)  С.  Павленко,  «Осенняя  сонатина»  (1975)  и  Sonata  all  rondo  (1979)  В.  Артемова,  Соната  (1979)  В.  Шмидта  (W.  Schmidt).

80-е  годы  были  ознаменованы  созданием  целого  ряда  оригинальных  образцов  сонатного  жанра  для  саксофона:  Соната-воспоминание  (1980)  Ф.  Вудза  (Sonata-revised  P.  Woods),  Соната  (1982)  А.  Франкенпола  (A.  Frackenpohl),  Соната  (1983)  В.  Шмидта  (W.  Schmidt),  Соната  (1984)  В.  Олбрайта  (W.  Albright),  Сонатина  в  джазовом  стиле  (1985)  З.  Сиерры  (Sonatina  alla  jazz  Z.  Sierra),  Соната  (1985)  Э.  Коча  (E.  Koch),  Соната  (1987)  Ю.  Ищенко,  Соната  (1987)  К.  Расмушена  (C.  Rassmussen),  Сонатина  гиокоза  (1987)  В.  Хартли  (Sonatina-giocoso  W.  Hartley),  Соната  (1988)  Д.  Масланки  (D.  Maslanka).

Последнее  десятилетие  (90-е  годы)  замыкает  третий  период  жанровой  эволюции  саксофоновой  сонаты  появлением  таких  произведений,  как:  Соната  (1990)  С.  Хайдта  (S.  Heidte),  Соната  «Пушистая  птица»  (1991)  Т.  Ёшиматцу  («Fuzzy  bird  sonata»  T.  Yoshimatsu),  Соната  (1992)  Ю.  Бабенко,  Соната  (1994)  Г.  Ляшенко,  Соната-элегия  (1994)  В.  Хартли  (W.  Hartley),  «Соната  Сан  Антонио»  (1994)  Дж.  Харбисона  (Sonata  «San  Antonio»  J.  Harbison),  Соната  для  саксофона,  виолончели  и  фортепиано  Э.  Денисова  (1994),  Соната  в  джазовом  стиле  (1997)  А.  Золкина,  Соната  для  саксофона-альта  соло  (1995)  И.  Рехина,  Соната  для  саксофона  соло  (1996)  С.  Пилютикова,  Соната-элегия  (1997)  В.  Хартли  (Sonata  elegiaca  W.  Hartley),  «Бомж-соната»  для  саксофона  и  эстрадного  ансамбля  (1997)  М.  Турьяба,  Соната  (1997)  Ф.  Вудза  (P.  Woods),  Соната  (1999)  К.  Яновского  (K.  Yanovsky),  Соната  (1999)  Г.  Шулера  (G.  Schuller).

Примечательной  чертой  большинства  произведений  становится  стилистическое  объединение  различных  музыкальных  направлений  (жанр  регтайма  в  Сонате  Э.  Денисова,  джазовые  ритмы  в  Сонате  Ю.  Ищенко  и  др.).  В  произведениях  этого  периода  сочетаются  стилистические  признаки  не  только  различных  современных  музыкальных  культур,  но  и  культур  различных  периодов.  Стилистическое  взаимодействие  академической  и  джазовой  музыки  приводит  к  возникновению  новой  жанровой  разновидности  —  сонаты  для  саксофона  в  джазовом  стиле.  В  этот  период  в  композиторской  практике  усиливается  значение  тесных  культурных  связей  стран  Европы  и  Америки.  В  своих  произведениях  авторы  стремились  охватить  новые,  ранее  неизведанные  пласты  выразительности  (современные  системы  гармонии,  додекафонии,  полифонии),  что  определяет  картину  развития  жанра  сонаты.

Привлечение  новых  типов  тематизма  и  современных  методов  организации  звуковысотности  для  воплощения  новой  образности  значительно  повлияло  на  стилистические  и  структурно-композиционные  особенности  сонат  данного  периода.  При  общем  сохранении  принципа  цикличности  (как  правило,  классический  трехчастный  цикл,  в  котором  части  чередуются  по  принципу  темпового  и  тематического  контраста),  наблюдается  индивидуализация  внутренней  структуры  частей  и  общего  драматургического  развития.  В  то  же  время  ряд  средств  (введение  додекафонии,  алеаторики,  сонористики)  способствует  углублению  этого  принципа  путем  эмоционально-смысловой  насыщенности  тематического  материала.

В  этот  период  появляется  большое  количество  программных  сонат  для  саксофона,  что  отражено  как  в  названиях  произведений,  так  и  в  наименованиях  частей.  Программные  сонаты  являются  наиболее  интересными  произведениями  этого  периода.  Во  многих  произведениях  принцип  программности  истолковывается  прямолинейно,  вплоть  до  откровенной  иллюстрации  сюжета.  Иногда  программность  настолько  конкретизирована,  что  становится  излишней;  или  сводится  к  имитации  жизненной  фоносферы.  Увеличивается  удельный  вес  джазовых  сонат  для  саксофона.  Как  яркое  влияние  различных  жанров  джазовой  музыки  во  многих  сонатах,  написанных  в  эти  годы,  преобладает  тенденция  импровизационности.  Это  подтверждает  наличие  каденций,  квази-каденций,  алеаторики,  псевдоимпровизационных  и  импровизационных  построений.

Партия  саксофона  в  сонатах  этого  периода  необычайно  сложна  и  разнообразна  как  в  ритмическом,  так  и  исполнительском  плане.  Появляются  сонаты,  в  которых  большое  внимание  уделяется  нетрадиционным  исполнительским  приемам.  Соотношение  партии  саксофона  и  фортепиано  становится  различным,  можно  отметь  такие  сонаты,  в  которых  партия  фортепиано  превалирует  над  партией  саксофона  и  наоборот:  появляются  сонаты,  где  партия  фортепиано  исполняет  чисто  аккомпанирующую  функцию  и  сопровождение  сводится  к  банальным  формулам  «бас-аккорд».

Таким  образом,  для  третьего  периода  (70-е—90-е  годы)  развития  жанра  сонаты  становится  характерным:

  • структурное  разнообразие  и  индивидуализация  сонатного  цикла:  с  одной  стороны  тенденция  к  сохранению,  с  другой  —  к  нарушению  классических  пропорций  цикла.  Усложняется  музыкальный  язык  и  композиционные  особенности  сонат,  в  рамках  которых  происходит  отказ  от  сонатной  формы,  а  чередование  и  строение  частей  становится  различным,  Композиционным  центром  цикла  может  быть  любая  из  частей;
  • переосмысление  типов  и  видов  сонат  предшествующих  периодов,  в  основном  барочной  и  романтической  сонаты.  Проникновение  в  жанр  сонаты  для  саксофона  признаков  жанра  сольного  инструментального  концерта,  джазовой  музыки  и  др.  способствует  расширению  ее  образной  системы  за  счет  обновления  жанровой  семантики;
  • развитие  линии  сонат  для  саксофона  соло,  заложенной  в  предыдущие  годы;
  • возрастание  количества  джазовых  и  программных  сонат;
  • происходит  четкое  разграничение  четырех  исполнительских  «ветвей»  сонатного  «древа»:  соната  для  саксофона  соло,  соната  для  саксофона  и  фортепиано,  соната  для  саксофона  и  какого-либо  инструмента  в  сопровождении  фортепиано;  соната  в  сопровождении  ансамбля  (в  том  числе  и  джазового)  или  оркестра;
  • различное  соотношение  партии  фортепиано  и  саксофона.  Партия  саксофона  становится  виртуозной  и  отличается  использованием  нетрадиционных  исполнительских  приемов  и  средств  выразительности.  В  этот  период  она  полностью  построена  на  «вокально-речевой  экспрессивности».

Подведем  итоги.  Свою  емкость  жанр  сонаты  для  саксофона  обрел  не  сразу.  Из  второстепенного,  каким  он  был  в  30-е—40-е  годы  ХХ  века,  лишь  в  70-е  годы  он  превращается  в  значимый  жанр,  по  остроте  затрагиваемых  проблем  не  уступающий  другим  музыкальным  жанрам.

 

Список  литературы:

  1. Понькина  А.  Саксофон  в  музыкальной  культуре  ХХ  века  (на  материале  сонатного  творчества  зарубежных  и  украинских  композиторов):  Дис.  …  канд.  искусствоведения:  17.00.03  /  Антонина  Михайловна  Понькина;  Харьковский  институт  искусств  имени  И.  Котляревского.  —  Харьков,  2009.  —  257  с.
  2. Шапошникова  М.К  проблеме  становления  отечественной  школы  игры  на  саксофоне  /  Маргарита  Константиновна  Шапошникова  //  Актуальные  вопросы  теории  и  практики  исполнительства  на  духовых  инструментах:  [сб.  статей].  —  Вып.  80.  —  М.:  ГМПИ  им.  Гнесиных,  1985.  —  С.  22—38.
  3. Эпштей  Е.  Женщина  из  страны  «саксофония»  /  Евгений  Эпштей  //  Музыкальная  жизнь.  —  1990.  —  №  21.  —  С.  11—12.
  4. Крупей  М.  Стильові  основи  формування  виконавської  майстерності  саксофоніста  (у  контексті  музичної  творчості  XIX—XX  століть):  автореф.  дис.  на  .здобуття  наукового  ступеню  канд.  мистецтвознавства:  спец.  17.00.03  —  Музичне  мистецтво  /  Михайло  Васильович  Крупей;  Одеська  національна  музична  академія  ім.  А.  Нежданової.  —  Одеса,  2006.  —  15  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий