Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 17 августа 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мария А.Л. АВТОРСКАЯ КУКЛА-ОБЪЕКТ ИНТЕРЕСА ПРАКТИКОВ И ТЕОРЕТИКОВ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LI междунар. науч.-практ. конф. № 8(51). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

АВТОРСКАЯ  КУКЛА-ОБЪЕКТ  ИНТЕРЕСА  ПРАКТИКОВ  И  ТЕОРЕТИКОВ

Мария  Алексеевна  Лейдекер

аспирант  кафедры  художественного  образования  и  декоративного  искусства  Российского  государственного  педагогического  университета  имени  А.И.  Герцена, 
РФ,  г.  Санкт-Петербург

E-mailmasha_leideker@mail.ru

 

ART-DOLL  IS  AN  OBJECT  OF  INTEREST  OF  PRACTICIANS  AND  THEORETICIANS

Maria  Leydeker

postgraduate  student  of  department  of  art  education  and  decorative  arts 
of  Russian  State  Pedagogical  University  of  Herzen,
 

RussiaStPetersburg

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  автор  рассматривает  причины  популярности  современной  авторской  куклы  среди  авторов  и  коллекционеров,  приводя  ряд  психологических,  социологических  и  культурологических  объяснений  феномена.  Также  статья  содержит  библиографический  обзор  корпуса  научно-познавательной  и  научной  литературы,  посвященной  вопросам  авторской  куклы. 

ABSTRACT

The  author  considers  the  reasons  for  the  popularity  of  contemporary  art-dolls  among  the  authors  and  collectors  and  cites  a  number  of  psychological,  sociological  and  culturological  explanations  for  the  phenomenon.  The  article  also  contains  a  bibliographic  review  of  scientific  informative  and  theoretical  literature  on  the  issues  of  art-doll.

 

Ключевые  слова:  авторская  кукла;  современное  искусство;  теория  искусства;  искусство  куклы.

Keywords:  art-doll;  contemporary  art;  art  theory;  art  of  doll.

 

Авторская  кукла  как  результат  творческого  эксперимента  отдельного  художника  известна  уже  довольно  давно,  однако  к  концу  ХХ  века  по  всему  миру  можно  наблюдать  невероятный  всплеск  интереса  к  авторской  кукле,  вплоть  до  выделения  ее  в  отдельный  вид  искусства.  Такая  популярность  на  наш  взгляд  обусловлена  различными  факторами.

В  последнее  время  социологи,  психологи  и  футурологи  все  больше  говорят  об  инфантилизме  как  о  весьма  яркой  черте  представителей  современного  постмодернистского  общества.  Необходимо  сразу  уточнить  терминологию.  В  данном  случае  под  инфантилизмом  подразумевается  не  индивидуальный,  психический  инфантилизм  —  незрелость  личности  с  преимущественным  отставанием  в  развитии  эмоционально-волевой  сферы  и  сохранением  детских  качеств  личности  [9],  являющийся  подчас  серьезной  проблемой  индивидуального  развития  личности  и  ее  социализации.  Глобальной  проблемой  современного  западного  общества  становится  социальный  инфантилизм  —  неприятие  молодыми  людьми  новых  обязанностей  и  обязательств,  связанных  с  процессом  взросления  [10].  При  этом,  естественно,  большую  часть  нареканий  вызывает  избегание  ответственности.  Чаще  всего  это  вступление  в  брак,  а  особенно  заведение  детей.  Не  случайно  массовыми  стали  т.  н.  «гражданские  браки»,  также  активно  набирает  сторонников  движение  “childfree  family”.  Однако  сложно  назвать  современных  молодых  взрослых  однозначно  инфантильными.  Они  могут  в  полной  мере  нести  ответственность  за  свои  поступки,  иметь  финансовую  независимость  и  часто  активную  жизненную  позицию,  даже  заводить  детей  но,  принимая  на  себя  новые  социальные  роли,  зачастую  оставлять  прежние,  подростковые  интересы  и  увлечения.

До  середины  ХХ  века  существовало  четкое  разделение  на  взрослую  и  детскую  массовую  культуру:  моду,  игры,  литературу.  К  60-м  годам  сформировались  основы  современной  поп-культуры,  ориентированной  в  основном  на  молодежь.  Сегодня,  чтобы  быть  современным  человеком,  быть  «в  теме»,  в  курсе  последних  музыкальных  релизов,  книжных  и  кино-новинок,  посещать  актуальные  выстави,  необходимо  иметь  крайне  разветвленную  сеть  интересов  и  обладать  пластичнейшим  восприятием.  По  сути,  у  современного  взрослого  человека  для  успешного  функционирования  в  обществе,  не  должен  заканчиваться  сензитивный  период  усвоения  новой  информации,  что  неизбежно  ведет  к  размыванию  психологических  границ  подросткового  и  взрослого  возрастов.  В  целом,  более  правильным  будет  говорить  не  о  «впадение  в  детство»,  а  скорее  о  своеобразной  «вечной  юности»,  психологическом  застревании  в  подростковом  возрасте,  о  стирании  психологических  границ  юности  и  зрелости.  Причины  этого  явления  можно  объяснить  несколькими  социокультурными  факторами.  Экзистенциальные  психологи,  в  частности,  И.  Ялом,  выделяют  четыре  т.н.  «конечных  данности»,  т.  е.  те  факты  жизни,  которые  вызывают  непреодолимый  экзистенциальный  ужас  у  любого  человека  и  примирение  с  которыми  необходимо  для  его  психического  здоровья:  смерть,  свобода,  одиночество  и  бессмысленность.  Основной  из  конечных  данностей  является  смерть,  и  соответственно,  осознание  человеком  собственной  смертности  [11].  Для  современного  западного  мировоззрения  «бог  умер».  Чаще  всего  люди  уже  не  верят  в  загробную  жизнь  с  ее  наказаниями  за  грехи  и  наградами  за  добродетели.  Для  обычного  человека  смерть  превращается  в  небытие,  в  ничто,  пустоту  и  грозит  полной  потерей  личности,  аннулированием  всех  побед  и  достижений,  а  именно  достижение  успеха,  продвижение  вперед  является  целью  и  смыслом  жизни  представителя  современной  европейской  цивилизации.  Это  пугает  гораздо  больше,  чем  традиционные  представления  о  чертях,  огне  и  запахе  серы…

Первые  вопросы  о  смерти  дети  начинают  задавать  в  довольно  раннем  возрасте,  и  родители,  пытаясь  оградить  отпрысков  от  травмирующей  правды,  в  большинстве  случаев  убеждают  их,  что  умирают  только  очень  старые  люди.  Здесь  коренится  одно  из  самых  интересных  и  стойких  психологических  заблуждений  современной  культуры:  «Если  я  не  постарею,  то  не  умру».  Здесь  же  кроется  и  основная  причина  появления  культа  вечной  молодости  в  современном  обществе,  проявляющегося  буквально  во  всех  сферах  жизни,  но  особенно  в  моде  и  рекламе,  формирующих  вкусы  и  запросы  потребителей.  Быть  здоровым,  красивым,  а  главное  —  молодым  теперь  не  только  важно,  но  и  жизненно  необходимо.  Вот  почему  не  только  фильмы,  но  и  анимация  сейчас  по  большей  части  ориентированы  на  смешанную  или  вовсе  на  взрослую  аудиторию,  огромной  популярностью  как  в  кино,  так  и  в  литературе  пользуются  фэнтези  и  приключения.  Именно  для  детского  возраста  характерна  ориентация  на  развлечения  и  потребление.  Еще  набоковский  Гумберт  назвал  Лолиту  «идеальным  потребителем»,  замечая,  что  все  рекламы  и  вывески  будто  обращались  персонально  к  ней,  предлагая  купить,  попробовать,  поиграть.  Ребенок  всегда  идеальный  потребитель,  ведь  родители  могут  не  купить  что-то  себе,  но  чаду  не  откажут.  В  ситуации  когда  у  взрослых  преобладают  детские  интересы,  с  задачей  потребления  они  справляются  даже  лучше,  ибо  сами  могут  контролировать  средства,  идущие  на  развлечения.

Невероятно  распространено  среди  взрослых  не  только  увлечение  дорогими  электронными  гаджетами,  но  и  коллекционирование  игрушек.  Объектами  вожделения  коллекционеров  сегодня  становятся  не  только  солдатики  и  модели  машин  и  самолетов,  давно  уже  занявшие  законное  место  в  частных  собраниях.  Настоящий  бум  интереса  аудитории  обоих  полов  переживает  кукла  в  разных  ее  видах:  от  фарфоровых  реплик  и  подлинных  антикварных  кукол,  авторских  кукол  и  зверушек  всех  мастей  до  кукол  барби  и  шарнирных  фэшн-кукол.  Очень  популярной  авторская  кукла  стала  и  среди  профессиональных  художников,  что  не  только  окончательно  легитимизировало  куклу  как  объект  творчества,  но  и  вывело  в  целом  искусство  куклы  на  качественно  новый  уровень.  Кукла  —  образ  человека,  и  то,  как  этот  образ  интерпретируется  в  искусстве,  помогает  понять,  как  люди  определенного  исторического  периода  воспринимают  себя.  Так  популярность  в  XVIII  веке  кукол-автоматов  связана  с  научным  пониманием  тела  человека  как  живой  машины,  сконструированного  природой  и  точно  работающего  механизма.  В  ХIХ  веке  образ  куклы  постепенно  трансформировался  от  идеальной  красавицы  с  набором  модных  туалетов  до  идеального  ребенка,  олицетворявшего  мир  детства,  символизировавшего  ту  золотую  и  беззаботную  счастливую  пору,  в  которую  хотел  бы  вернуться  каждый  взрослый.  Раньше  кукла  была  игрушкой(  подчас  довольно  дорогой  и  искусно  выполненной)  или  предметом  украшения  интерьера,  однако  выше  утилитарного  предмета  в  своем  художественном  статусе  не  поднималась,  а  XX  век  с  его  реформами,  революциями  и  социальными  потрясениями  привел  к  появлению  искусства  авторской  куклы,  в  которой  каждый  художник  может  в  форме  куклы,  в  ее  уникальном  художественном  образе  отразить  свое  отношение  к  множеству  проблем:  современному  идеалу  красоты,  проблеме  дихотомии  прекрасного/безобразного  в  современной  эстетике,  философскому  взгляду  на  детство,  как  счастливую  пору  или  источник  всех  проблем  и  комплексов  взрослого  и  т.  д.  Также  в  кукольном  творчестве  авторы  решают  чисто  художественные  задачи:  пластические,  колористические,  технико-технологические.  Тот  факт,  что  кукла  приобрела  огромную  популярность,  говорит  о  глубоком  кризисе  «человечности»,  кризисе  осознания  современным  человеком  своего  тела  и  примирения  с  ним.  Кукла  —  трехмерный  способ  создать  либо  гротескный  характер,  предельно  эмоционально  выразительного  персонажа,  либо  свершенную,  по  представлениям  автора,  модель  человека,  что  в  реальной  жизни  почти  недостижимо.  В  реальности  эмоции  почти  никогда  не  бывают  такими  сильными,  а  красота  столь  совершенной,  но  художественная  правда  всегда  была  выше  документальной.  В  этом  случае  кукла  получается  чем-то  вроде  макета  идеала,  того  самого,  что  раньше  нельзя  было  увидеть,  но  к  которому  так  хотелось  стремиться.  Современная  мода  и  улучшенные  в  фотошопе  фэшн-фотографии  с  рекламных  постеров  все  настойчивее  толкают  людей  на  стремление  к  недостижимому  совершенству,  тем  самым  фрустрируя  их  все  больше  и  больше…  И  вот:  решение  найдено:  если  нельзя  слепить  идеального  себя,  то  можно  по  крайней  мере  сделать  идеальный  макет  —  авторскую  куклу,  которая,  в  отличие  от  своего  создателя  будет  вечно  молода  и  никогда  не  умрет.  Причем  следует  отметить,  что  за  последнее  столетие  представления  о  красоте,  норме,  а  также  эстетическом  и  моральном  идеале  в  европейской  культуре  стали  как  минимум  весьма  неоднозначны,  что  приводит  в  конечном  итоге  к  такой  популярности  и  разнообразию  кукол-макетов  идеала.  Создание  кукол-  всегда  создание  персонажа,  нового  существа,  процесс,  не  схожий  с  другими  видами  материального  творчества,  направленными  на  создание  объекта.  Делая  куклу,  автор  чувствует  себя  демиургом,  психологически  (зачастую  бессознательно)  ассоциируя  творческий  акт  с  актом  создания  новой  жизни  и  всегда  одушевляя  своих  созданий.  Кукла  как  архетип  игрушки  дает  возможность  погрузиться  в  мир  детства  и  одновременно  почувствовать  себя  творцом  жизни,  побеждающим  смерть.  Вот  почему  в  современном  мире  авторская  кукла  стала  столь  популярным  видом  творчества  и  привлекает  все  новых  и  новых  авторов.  Получается,  что  современное  кукольное  творчество,  как  сфера,  особенно  близкая  детскому  дискурсу,  арт-терапии  и  психоанализу,  —  не  только  вид  эскапизма,  как  любое  творчество  в  целом,  но  и  способ  саморефлексии  автора  и  искусства,  в  конечном  итоге  —  человеческого  общества. 

Кукла  в  различных  аспектах  ее  бытования  сегодня  является  объектом  интереса  не  только  коллекционеров  и  художников,  но  и  культурологов,  философов,  социологов  и,  конечно,  искусствоведов.  Не  так  давно  и  авторская  кукла  вошла  в  сферу  научных  интересов  исследователей.  В  данном  случае,  можно  говорить  не  только  об  области  художественной  критики,  что  вполне  объяснимо,  ведь  авторская  кукла  уже  давно  активно  экспонируется  и  продается  на  специализированных  выставках  и  в  художественных  галереях.  Важными  в  преломлении  темы  настоящего  исследования  представляются  работы  искусствоведов  и  культурологов,  обративших  внимание  на  историю  авторской  куклы,  а  также  ее  художественные  особенности,  отдельные  аспекты  ее  бытования.  К  этой  сфере,  среди  русскоязычных  источников,  относятся  не  только  теоретические  работы  отдельных  авторов,  но  и  научно-популярные  издания.  Среди  последних  стоит  подробнее  остановиться  на  книгах  историка  кукольного  театра  Б.П.  Голдовского  «Хрупкий  образ  совершенства.  Куклы  Олины  Вентцель»  (2007  г.)  [1]  и  «Художественные  куклы.  Большая  иллюстрированная  энциклопедия»  (2009  г.)  [2].  Также  научно-популярный  характер  носит  книга  «Куклы  мира»  (2004  г.)  [4].

«Хрупкий  образ  совершенства.  Куклы  Олины  Вентцель»  —  не  только  обзор  творчества  одного  автора-кукольника.  Книга  посвящена  еще  и  истории  возникновения  и  развития  искусства  авторской  художественной  коллекционной  куклы.  В  первой  части  книги,  в  занимательной  форме,  автор,  начиная  с  экскурса  в  историю  происхождения  куклы,  ее  развития  и  существования  в  различных  социальных  статусах,  рассказывает  о  движении  куклы  от  ритуального  объекта  и  одновременно  детской  игрушки  к  предмету  с  довлеющей  эстетической  функцией,  к  осознанию  куклы  как  самоценного  произведения  искусства.  Интересны  также  собранные  в  книге  сведения  о  разных  видах  кукол  и  их  функциях,  о  крупных  компаниях,  производивших  кукол  в  прошлом,  о  самых  выдающихся  в  мире  кукольных  коллекциях.  Также  заслуживают  внимания  упоминания  в  тексте  известных  мастеров  уникальной  художественной  куклы  (исторической  предшественницы  современной  авторской)  XVII  —  начала  ХХ  вв.  Особое  место  отведено  в  книге  истории  кукол  в  России,  существовавшим  когда-то  фабрикам,  промыслам  и  мастерским.  С  точки  зрения  истории  авторской  куклы  как  отдельного  вида  искусства  данная  книга  может  быть  весьма  полезна.  Книга  этого  же  автора  «Художественные  куклы.  Большая  иллюстрированная  энциклопедия»  имеет  иной  характер  и  назначение.  Это  попытка  интегрировать  разрозненную  информацию  об  истории  ритуальной,  театральной,  игровой  куклы  с  историей  и  персоналиями  мастеров  авторской  куклы.  Возможно,  таким  образом  Б.П.  Голдовский  хотел  подчеркнуть  неразрывность  и  единство  разных  видов  кукол  в  человеческой  культуре  и  истории,  их  значимость  и  ценность.  В  этом  богато  иллюстрированном  издании  в  алфавитном  порядке  располагаются  краткие  статьи  из  различных  областей  знания,  объединенные  кукольной  тематикой.  Здесь  можно  встретить  материалы  этнографического,  культурологического  характера,  сведения  из  истории  кукольного  театра  различных  эпох  и  стран,  а  также  статьи  о  творчестве  отдельных  авторов-кукольников  всего  мира.  Издание,  конечно,  не  может  претендовать  на  полное  и  всестороннее  освещение  темы  и  носит  справочный  характер.

Книга  «Куклы  мира»  также  имеет  научно-популярный  характер,  однако  выгодно  отличается  от  предыдущей  большей  информативностью,  связностью  повествования.  Издание  содержит  группу  статей,  посвященных  всемирной  истории  куклы  как  ритуального  объекта,  театральной  куклы  и  куклы-игрушки.  Также  данное  издание  примечательно  тем,  что  имеет  раздел,  посвященный  современной  авторской  кукле.  Целью  включения  этой  статьи  в  книгу  не  является  помещение  полного  перечня  авторов  или  теоретическое  размышление  о  сути  куклы  как  вида  искусства.  Т.  Евсеева,  автор  статьи,  в  тексте  поясняет,  что  ее  целью  не  было  всеобъемлющее  рассмотрение  темы,  а  лишь  первое  знакомство  читателя  с  миром  художественной  куклы  и  разнообразием  творческого  почерка  отдельных  авторов.  Интересно,  что  «авторскими»  в  данной  статье  этот  вид  кукол  называются  вскользь,  наряду  с  этим  родовым  определением  встречается  употребление  определения  «уникальные»  и  «художественные»  куклы  в  качестве  синонимичного,  что  доказывает  отсутствие  в  искусствоведческой  теории  четкого  определения  рассматриваемого  явления.  Также  в  книгу  включена  статья  о  типологии  куклы  (куклы  как  явления  культуры  в  совокупности  всех  ее  видов),  опирающаяся  на  типологию  Ю.М.  Лотмана,  приведенную  в  его  статье  «Куклы  в  системе  культуры»  (1978  г.)  [6],  и  подразделяющая  всех  кукол  на  два  исходных  типа:  кукла-игрушка  и  кукла-модель.  К  первому  типу  относятся:  куклы-игрушки,  театральные  куклы,  обрядовые  куклы,  куклы  для  шествий  и  утилитарные  куклы  (утилитарные  предметы  в  виде  кукол);  ко  второму  типу  относятся:  интерьерные/салонные  куклы,  витринные  куклы,  сувенирные,  коллекционные,  музейные  куклы,  а  также  восковые  куклы  (восковые  персоны),  пугала  и  манекены.  Современная  авторская  кукла  в  ее  наиболее  характерном  виде  в  этой  классификации  входит  в  тип  коллекционных  кукол,  не  выделяясь  в  отдельный  тип,  что  опять-таки  свидетельствует  о  неопределенности  ее  положения  в  современном  искусствоведении.

Теоретическому  рассмотрению  отдельных  художественных  аспектов  авторской  куклы  и  игрушки  также  посвящен  ряд  исследований  отечественных  авторов.  Это  работы  М.А.  Марченко  «Авторская  художественная  игрушка  в  искусстве  ХХ  века.  Проблемы,  тенденции,  имена»  (2009  г.)  [7];  А.В.  Романовой  «Искусство  куклы  в  контексте  отечественной  культуры  второй  половины  ХХ  века»  (2010)  [8],  Е.В.  Лопаткиной  «Авторская  кукла  конца  ХХ  —  начала  XXI  века  в  России:  история,  типология,  изобразительная  специфика»  (2013  г.)  [5]. 

Работа  М.А.  Марченко  «Авторская  художественная  игрушка  в  искусстве  ХХ  века.  Проблемы,  тенденции,  имена»  затрагивает  и  тему  авторской  куклы,  как  смежного  явления.  В  ней  автор  связывает  интерес  к  авторской  игрушке  и  кукле,  да  и  к  теме  детства  в  целом,  с  игровой  сущностью  художественной  культуры  модернизма  и  постмодернизма,  размышляет  о  сущности  определения  «авторский»  в  контексте  рассмотрения  игрушек  и  кукол,  как  традиционно  тиражных  произведений,  противопоставляя  уникальные  художественные  объекты  промышленным  образцам,  а  также  эталонам,  выполненным  художниками  или  дизайнерами  для  массового  производства.  Также  в  своей  работе  М.А.  Марченко  разделяет  понятия  игрушки  и  куклы,  в  связи  с  тем,  что  кукла,  особенно  кукла  художественная  давно  отделилась  от  остальных  игрушек,  и  говорит  об  авторской  игрушке,  как  о  новом  виде  искусства,  что  справедливо  можно  отнести  и  к  авторской  кукле. 

А.В.  Романова  в  своей  работе  «Искусство  куклы  в  контексте  отечественной  культуры  второй  половины  ХХ  века»  делает  акцент  на  происхождении  авторской  куклы  от  театральной,  подробно  и  обстоятельно  описывает  родословную  куклы  от  ритуальной  —  к  театральной,  а  от  нее  —  к  интерьерной.  Исследователь  делает  попытку  типологизировать  виды  современных  кукол  и  дать  определение  каждому  из  них.  Романова  первая  в  отечественной  литературе,  в  отличие  от  многих  исследователей,  неправомерно  использующих  понятия  «авторская  кукла»  и  «интерьерная  кукла»  как  синонимичные,  делает,  возможно  не  слишком  решительную,  попытку  устранить  это  заблуждение.  Она  разделяет  авторскую  и  интерьерную  куклу,  указывая  на  их  принципиально  различные  функции  и  сосредотачивает  свое  внимание  на  интерьерной  кукле  Санкт-Петербурга  периода  1990х—2000х  гг.  В  работе  А.В.  Романовой,  как  и  у  М.А.  Марченко,  также  неоднократно  подчеркивается  связь  роста  популярности  авторской  куклы  с  игровой  природой  современного  искусства.

В  диссертации  Е.В.  Лопаткиной  «Авторская  кукла  конца  ХХ  —  начала  XXI  века  в  России:  история,  типология,  изобразительная  специфика»  описан  генезис  современной  авторской  куклы,  прослежены  ее  связи  с  различными  видами  кукол,  существующими  в  человеческой  культуре.  По  мнению  Лопаткиной,  современная  авторская  кукла  произошла  не  от  какого-то  одного  исторического  вида  кукол,  а  сразу  от  нескольких:  куклы-болвана  (как  модели  человека,  куклы-игрушки,  играющей  куклы  (театральной  и  т.  д.)  и  скульптуры,  этим  и  можно  объяснить  существующее  многообразие  авторских  кукол.  Автор  производит  лингвистический  анализ  понятия  «кукла»,  но  не  «авторская  кукла»,  поэтому  единственная  на  сегодняшний  день  в  отечественной  литературе  теоретическая  работа,  посвященная  непосредственно  авторской  кукле  осталась  без  определения  понятия  собственного  объекта  исследования.  Также  Лопаткина  приводит  общую  типологию  кукол,  без  попытки  произвести  типологизацию  авторской  куклы.  Безусловным  достоинством  данного  исследования  является  то,  что  в  нем  обстоятельно  рассмотрена  история  зарождения  и  развития  авторской  куклы  в  России.  Отдельный  акцент  в  работе  сделан  на  художественном  своеобразии  авторской  куклы  и  способах  его  достижения,  технико-технологических  особенностях  ее  изготовления.  Лопаткина  выделяет  круг  российских  авторов-кукольников,  незаслуженно  обходя  вниманием  таких  интересных,  известных  и  общепризнанных  мастеров,  как  Гуля  Алексеева,  Роман  Шустров,  сестры  Поповы,  Дина  Хайченко,  Наталья  Вельчинская  и  Ирина  Андреева.  В  то  же  время,  находя  интересную  информацию  о  художественных  институциях,  автор  обобщает  факты  современной  художественной  жизни  —  выставки,  конкурсы,  салоны  кукол,  анализирует  представленность  авторской  куклы  на  художественном  рынке,  а  также  описывает  каналы  трансляции  знаний  об  авторской  кукле.

В  целом,  рассмотренные  теоретические  работы  акцентируют  внимание  на  игровой  сущности  художественной  культуры  модернизма  и  постмодернизма,  исследуют  генезис  авторской  куклы,  однако  не  раскрывают  многообразие  форм  бытования  художественной  куклы  в  современном  искусстве,  однозначно  не  разрешают  существующие  терминологические  проблемы,  констатируют,  но  не  объясняют  причины  возросшего  интереса  к  авторской  кукле  в  современном  обществе.  Ни  в  одной  из  рассмотренных  работ  не  делаются  попытки  теоретически  обосновать  художественный  статус  авторской  куклы.  Лишь  в  работе  Марченко,  он  констатируется  на  основе  того,  что  в  авторской  игрушке  (и,  соответственно  авторской  кукле)  отражаются  художественные  тенденции  современности. 

Затрагивая  вопросы  художественного  статуса  рассматриваемого  явления,  нельзя  обойти  вниманием  фундаментальный  труд  М.С.  Кагана  «Морфология  искусства»  (1972)  [3].  В  нем  М.С.  Каган,  рассматривая  куклу  как  один  из  видов  игрушек,  выделяет  их  в  отдельный  вид  изобразительного  искусства  с  дополнительной  функцией  игры,  не  относя  их  к  предметам  декоративно-прикладного  искусства.  Необходимо  особенно  подчеркнуть,  что  до  Кагана  игрушки,  если  и  рассматривались,  то  однозначно  относились  к  предметам  декоративно-прикладного  искусства  или  к  народным  промыслам,  М.С.  Каган  убедительно  реабилитировал  их  статус,  из  чисто  функционального  объекта,  подняв  до  произведения  изобразительного  искусства.  Также  ученый,  принципиально  стоящий  на  позициях  равенства  всех  видов  искусства,  приводит  признаки,  позволяющие  выделить  игровую  куклу  среди  них.  Любопытно,  но  уважаемый  и  цитируемый  во  множестве  искусствоведческих  работ,  написанный  уже  сорок  с  лишним  лет  назад,  труд  М.С.  Кагана  в  вопросе  статуса  куклы  остался  проигнорирован.  В  искусствоведении  до  сих  пор  сохраняется  пренебрежительное  отношение  к  куклам  как  чему-то  второсортному,  несерьезному  и  не  заслуживающему  теоретического  рассмотрения.  Предубеждение  это  явно  несет  отпечаток  почти  трехсотлетней  давности:  представление  о  классицистической  системе  высоких  и  низких  жанров,  согласно  которому  не  художественность  и  мастерство  исполнения,  а  сюжет  и  материал  определяли  значимость  и  важность  произведения,  а  в  конечном  итоге  и  его  ценность.

Таким  образом,  в  исследовании  авторской  куклы  как  нового  вида  искусства  остается  еще  множество  неразрешенных  вопросов:  до  сих  пор  не  найдено  четкое  определение  понятия,  не  произведена  типологизация  явления,  не  рассмотрена  морфология  авторской  куклы,  четко,  развернуто  и  однозначно  не  подтвержден  художественный  статус  авторской  куклы  в  современном  искусстве.  Эти  и  другие  вопросы  представляют  интерес  и  дают  широкий  простор  для  творчества  исследователей  авторской  куклы.

 

Список  литературы:

  1. Голдовский  Б.П.  Хрупкий  образ  совершенства.  Куклы  Олины  Вентцель.  М.:  Дизайн  Хаус.  2007.  —  190  с.
  2. Голдовский  Б.П.  Художественные  куклы.  Большая  иллюстрированная  энциклопедия.  М.:  Дизайн  Хаус.  2009.  —  296  с.
  3. Каган  М.С.  Морфология  искусства.  Л.:  Искусство,1972.  —  440  с.
  4. Куклы  мира.  М.:  Мир  энциклопедий  Аванта  +,  Астрель,  2008.  —  184  с.
  5. Лопаткина  Е.В.  Авторская  кукла  конца  XX  —  начала  XXI  века  в  России:  история,  типология,  изобразительная  специфика.  Дис.  канд.  иск.  СПб.,  2013.  —  164  с.
  6. Лотман  Ю.М.  Куклы  в  системе  культуры  //  Ю.М  Лотман.  Избранные  статьи  в  трёх  томах.  Том  1.  Статьи  по  семиотике  и  топологии  культуры.  Таллин:  Александра,  1992.  —  С.  377—381.
  7. Марченко  М.А.  Авторская  художественная  игрушка  в  искусстве  ХХ  века.  Проблемы,  тенденции,  имена.  Дис.  канд.  иск.  СПб.,  2008.  —  199  с.
  8. Романова  А.В.  Искусство  куклы  в  контексте  отечественной  культуры  второй  половины  ХХ  века.  Дис.  канд.  иск.  СПб.,  2010.  —  150  с.
  9. Тиганов  А.С.  Патология  психического  развития  //Библиотека  Научного  центра  психического  здоровья  РАМН  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.psychiatry.ru/lib/54/book/36/chapter/30  (дата  обращения  25.08.14).
  10. Энциклопедия  практической  психологии  Психологос  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://  www.psychologos.ru/articles/view/socialnyy_infantilizm  (дата  обращения  25.08.14).
  11. Ялом  И.  Экзистенциальная  психотерапия.  М.:  Римис,  2008.  —  608  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий