Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 12 марта 2012 г.)

Наука: Филология

Секция: Теория литературы. Текстология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Темирболат А.Б. КАТЕГОРИЯ ТЕМПОРАЛЬНОГО РИТМА В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

КАТЕГОРИЯ ТЕМПОРАЛЬНОГО РИТМА В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ

Темирболат Алуа Берикбаевна

доктор филол. наук, профессор КазНУ имени Аль-Фараби, г. Алматы

E-mail: alua_t@mail.ru

 

Проблема ритма времени — одна из центральных в современной науке. «Она возникает в самых различных плоскостях теории и прак­тики» [10, с. 81]. Наряду с физиками, математиками, ее исследованием занимаются биологи, философы, культурологи, психологи, социологи, искусствоведы. Они утверждают, что «везде и всюду проявление коллективной деятельности, как и проявление индивидуальной жизни, подчиняется закону ритма, имеющему… всеобщее значение» [2, с. 29].

В последние десятилетия данная категория является объектом пристального внимания филологов. Теория ритма получает развитие в современном литературоведении. Изучая категорию времени в струк­туре художественного произведения, исследователи указывают, что оно имеет определенную темповую организацию [3, с. 56].

Ритм в понимании ученых — это «закономерное чередование подобных друг другу явлений, сменяющихся во времени», периоди­ческая повторяемость изображаемых в произведении событий, их упо­рядоченность в движении [7, с. 181]. Соответственно данная категория является одним из важнейших параметров художественного твор­чества. Ибо ее изучение позволяет глубже постичь особенности пространственно-временного континуума созданного писателем мира, понять своеобразие сюжетно-композиционной организации литератур­ного произведения.

Следует отметить, что исследование природы и функций ритма невозможно вне понятия темпоральности. Данные категории взаимо­обусловливают друг друга.

Темпоральность рассматривают в современной науке как «временную сущность явлений, порожденную динамикой их особен­ного движения, в отличие от тех временных характеристик, которые определяются отношением движения данного явления к историческим, астрономическим, биологическим, физическим и другим временным координатам» [11, с. 298].

В литературоведение данное понятие вошло из философии. Оно разрабатывалось в трудах экзистенциалистов, которые «темпораль­ность человеческого бытия» противопоставляли «внешнему, отчуж­денному, бескачественному, навязываемому и подавляющему време­ни». Более того, этот термин широко используется в социологии, пси­хологии, культурологии для описания «таких динамических объектов, как личность, социальная группа, класс, общество, ценность». Он лег в основу «анализа взаимодействия движущихся социальных явле­ний» [11, с. 298].

Темпоральность и ритм обусловливают особенности категории времени. Ибо любые изменения, происходящие во всеобщем круго­вороте бытия, влияют на скорость и последовательность течения собы­тий и, наоборот. Например, если ночью герой не спит, а работает, то темпы его жизни возрастают. Отсюда зависимость данных категорий от развития действия. Ритм художественного произведения может замедляться и ускоряться. Чем более насыщен событиями изображае­мый писателем временной промежуток, тем стремительнее темп их течения. Вследствие чего происходит смещение привычных хроноло­гических границ. Например, описание завтрака героя по утрам. При неспешном развитии событий он может занимать промежуток, равный пятнадцати-двадцати минутам. При ускорении действия, возникшем в результате появления неотложных дел в жизни персонажа, завтрак будет либо отсутствовать, либо протекать в течение 5—10 минут.

Темпоральность и ритм в художественном произведении могут носить условный характер. Наиболее очевидно данные свойства прояв­ляются в описаниях природы, быта. Авторское внимание в таких слу­чаях акцентируется на повседневных поступках и действиях героев, деталях окружающего их пространства. Вследствие чего создается иллюзия замедления скорости развития событий, а иногда даже и их остановки.

Описания обусловливают дискретность категорий ритма и темпо­ральности. В результате снижения динамики действия возникает эффект прерывания течения времени. Например, если, повествуя об ежедневно совершаемых героем поступках, автор неожиданно перехо­дит на детальную характеристику выражения его лица, какого-либо жеста или элемента одежды, то складывается впечатление, будто движение приостановлено.

Данная категория многостепенна. В произведениях литературы она представляет собой сложный синтез ритмов изображаемой дейст­вительности, описываемых событий, героев, их речи. Ибо все в мире находится в движении и вращается по определенному циклу. Каждое явление имеет свой собственный ритм и временную протяженность. Отсюда несовпадение темпов жизни героев и окружающего их мира.

Соответственно в литературе выделяют внутренний и внешний ритмы. Первый характеризует духовный мир героев произведения, особенности движения их мыслей, чувств, восприятия происходящих событий на уровне сознания и рефлексии. Второй присущ явлениям изображаемой писателем реальности.

Категория ритма сочетает в себе объективное и субъективное начала. Будучи важнейшим параметром времени, она существует независимо от сознания и восприятия человека. Явления реального мира всегда имеют определенную динамику, цикличность. Но в то же время категория ритма связана с чувственным восприятием человека. В зависимости от его душевного состояния скорость течения событий и их последовательность могут меняться. В минуты эмоционального напряжения нередко происходит ускорение времени на уровне соз­нания человека, смещение хронологических рамок, нарушение при­вычного порядка вещей и явлений. В процессе же спокойного созерца­ния действительности, в моменты умиротворенного состояния наблю­даются замедление ритма и соблюдение привычного распорядка и течения событий.

Следовательно, данная категория имеет двоякий характер. С одной стороны, для постижения художественного произведения необходимо восприятие и ощущение ритма субъектом. С другой — она неразрывно связана с психологией индивидуума, особенностями его эмоционального состояния.

Ритм художественного времени соединяет в себе свойства ритмов реального, концептуального и перцептуального времени. Это обуслов­ливает сложность данной категории.

Будучи основной характеристикой реального времени, ритм отражает течение и смену событий в реальной действительности. Однако в процессе работы над литературным произведением писатель переосмысляет и преобразовывает изображаемый им мир. В результате чего происходит несовпадение ритмов реального и концеп­туального времени. События, разворачивающиеся в произведении, протекают в течение того периода и в той последовательности, ко­торые определяются волей автора. Соответственно ритм концептуаль­ного времени может меняться.

Выступая одним из параметров жизни человека, его духовного мира, данная категория обусловливается психологическими факто­рами. Через ритм перцептуального времени раскрывается эмоциональ­ное состояние героев. Он отражает смену чувств, переживаний, ощущений, динамику внутреннего «я» персонажей.

Темпоральный ритм художественного произведения — своеобразный синтез ритмов времени автора, героев и читателя. Имея субъективный характер, данная категория передает особенности ду­шевного состояния персонажей. Ритм способствует раскрытию их мироощущения, восприятия ими действительности. Более того, он позволяет проследить духовную эволюцию героев, изменения, происходящие в их жизни в различные временные периоды (например, ощущение героем времени в детстве, в юношестве, в зрелом возрасте и в старости). Данная категория обусловливает особенности взаимо­действия персонажей с окружающим их миром.

Ритм времени автора, во-первых, служит одной из форм его при­сутствия в произведении, тем самым определяя темповую организацию повествования, темпоральность описываемых событий; во-вторых, отражает динамику его чувств, переживаний, мыслей, смену его психологических состояний.

На уровне времени читателя данная категория имеет два аспекта. С одной стороны, она связана с ритмом восприятия произведения литературы. С другой — отражает движение, происходящее во внутреннем мире читателя в процессе постижения им художествен­ного текста.

Категория ритма в литературе иногда представляет собой единство ритмов времени фактического и времени изображенного. Это наблюдается в тех случаях, когда на время восприятия и авторское время «накладываются» «изображенное читательское время» и «изоб­раженное авторское время» вследствие введения писателем в произ­ведение образов вымышленного автора (повествователя, рассказчика) и читателя (слушателя) [9, с. 212].

Ритм и темпоральность в литературе определяются сюжетом и жанром, творческим замыслом и целевыми установками писателя. Так, в произведениях приключенческого характера наблюдается более стремительное развитие событий, чем в произведениях с философским содержанием.

Категория ритма в художественной литературе обусловливается формой построения речи. Темпоральная организация произведения претерпевает изменения на уровне описания, повествования и рассуж­дения. В первом случае наблюдается размеренное течение времени. Во втором — темпоральный ритм определяется авторской позицией по отношению к изображаемым им событиям. В третьем — обусловливается душевным состоянием и предметом размышлений автора или героя.

Исследуя сущность категории ритма, ученые обычно выделяют следующие ее виды: 1) биологические (естественные) ритмы; 2) календарные ритмы; 3) циркадные (суточные) ритмы; 4) психоло­гические ритмы; 5) социальные ритмы; 6) механические ритмы (ритмы цивилизации) [5]. Все они взаимосвязаны между собой и получают то или иное воплощение в произведениях литературы, поскольку отра­жают определенную сторону жизни людей.

Биологические ритмы представляют собой ритмы, заданные самой природой. К ним относят чередование сна и бодрствования, работы и отдыха, физиологического подъема и спада человека, болез­ненного и здорового состояния. Биологические ритмы определяют закономерности перехода людей из детства в юность и в зрелость. Следует отметить, что каждый из данных периодов характеризуется своей темпоральностью. По мере увеличения объема информации, возрастания социальных обязанностей человека происходит ускорение течения времени.

Биологические ритмы находятся в тесном единстве с кален­дарными и суточными ритмами. Первые из них показывают последо­вательность времен года, месяцев, недель в году. Вторые связаны со сменой дня и ночи. Соответственно календарные и циркадные ритмы обусловливают особенности биологических ритмов. Ибо ночью человек, как известно, отдыхает, зимой у людей нередко наступает пора пассивности и физиологического спада.

Биологические ритмы обусловливаются темпоральностью. Интервалы времени, отмечает Ф. Капра, «зависят от выбора системы координат, …они увеличиваются при увеличении скорости. Это означает, что движущиеся часы ходят медленнее, время замедляется. Часы могут быть какими угодно: механическими, атомными, биением человеческого сердца. Если бы один из близнецов отправился в головокружительное путешествие через космос, то, вернувшись, до­мой, он казался бы моложе своего брата, так как все его «часы»: серце­биение, кровообращение, нервные импульсы и т. д. — замедлились бы во время путешествия (с точки зрения человека на поверхности Земли). Однако сам путешественник не заметил бы этого, и лишь по возвращении обнаружил бы, что брат старше его» [6, с. 147].

Психологические ритмы выражают изменения душевного состояния человека, его внутреннее восприятие и ощущение времени. Они определяются чередованием радости и грусти, счастья и горя, веры и разочарования, оптимизма и пессимизма. Так, в минуты счастья темпоральность повседневного бытия людей обычно ускоряется. Вследствие чего происходит смещение хронологических границ временного ритма. Увеличивается количество действий, совершаемых человеком в тот или иной промежуток. В состоянии апатии, разочарования, печали, темпоральность замедляется. Человек нередко отказывается от выполнения своих повседневных и привычных дел. Причем положительные эмоции переживаются индивидом достаточно быстро. В таком состоянии он не замечает течения времени. Отрица­тельные впечатления остаются в душе человека на протяжении дли­тельного периода. Они пронизывают его бытие, влияя на темпораль­ность и ритмы его жизни. Мир начинает осмысляться человеком сквозь призму негативных эмоций. В результате чего в его сознании нередко складывается мнение о дисгармоничности окружающей действительности.

Будучи связанными с духовным миром людей, психологические ритмы носят относительный характер. Пример тому — восприятие темпоральности в настоящем и в прошлом. Временной промежуток, насыщенный событиями, в реальности вызовет ощущение быстро­течности, стремительности. В результате ускорится смена ритмов. На уровне воспоминаний темпоральность данного временного проме­жутка замедлится. Он предстанет как длительный период, занимаю­щий значительный отрезок в жизни индивида.

Психологические ритмы обусловливаются возрастными особен­ностями людей. Ибо в детстве человек обращен в будущее, в старости — в прошлое. Соответственно модель его бытия строится по-разному. В детстве психологические ритмы людей протекают быстрее. Реальность соединяется с миром мечты, грез. В старости ритмы бытия людей замедляются. Темпоральность в данный период представляет собой синтез воспоминаний и реальности. На этом уровне проявляется связь психологических и биологических ритмов. Они взаимообус­ловливают друг друга.

Социальные ритмы характеризуют жизнь общества на каждом конкретном историческом этапе. Они определяются правилами, законами коллективного существования людей. Пример тому — чередование трудовых будней и выходных дней.

Социальные ритмы связаны с календарными ритмами. Наиболее очевидно их единство проявляется на уровне праздников. Ибо на различных этапах общественного развития существуют так называемые красные дни календаря. Их даты и наименования варьируются в зависимости от смены государственно-политического устройства страны (смотрите, например, описание праздников в творчестве казахских писателей советской эпохи и современности).

Особенности социальных ритмов определяются статусом человека, его ролью и местом в обществе. Так, распорядки жизни представителей интеллигенции и рабочей среды не совпадают. Они находятся в разных пространственно-временных измерениях. Первый затрачивает свою энергию преимущественно на умственный труд. Вследствие чего он нередко имеет ненормированный график работы. Второй занимается, главным образом, деятельностью, требующей затраты физических усилий. Временные рамки его распорядка дня более конкретны, что отражается в произведениях литературы, героями которых становятся представители разных слоев общества.

Аналогичная ситуация возникает при сопоставлении социальных ритмов деревни и города. Прежде всего им присуща различная темпоральность. Ибо у представителей сельской местности жизнь протекает в несколько замедленном течении времени по сравнению с городом. Значительное влияние на социальные ритмы оказывает специфика их бытового уклада. Пример тому — несовпадение утреннего распорядка. Жители деревни традиционно встают раньше, чем горожане.

Социальные ритмы включают в себя два аспекта — внешний и внутренний. Первый отражает временные циклы, характеризующие общество в целом. Второй показывает движение событий на уровне сознания людей. Он связан с индивидуальным видением действительности. Так, историческое прошлое или настоящее предстанет с точки зрения внешнего аспекта в своей объективной хронологии, с точки зрения внутреннего аспекта — в последовательности, заданной субъектом.

Специфика социальных ритмов обусловливается личностной организацией времени и отношением к нему индивида. Исследователи выделяют четыре основных способа жизни людей [8]. Во-первых, обыденный. Он характеризуется замкнутостью социального хронотопа, однообразием течения времени. Ибо индивид пребывает в рамках сложившихся годами стереотипов. Соответственно его темпоральный ритм отличается статичностью. Изменения происходят лишь в тех случаях, когда личность помещают в иные внешние обстоя­тельства. Во-вторых, функционально-действенный способ жизни. Его специфическими чертами выступают ограниченность частного хроно­топа в пределах настоящего и ближайшего будущего. Темпоральный ритм личности характеризуется при таком типе организации времени рациональной размеренностью. Индивид составляет четкий план действий, расписывая до деталей свой распорядок жизни. В-третьих, созерцательно-рефлексивный способ. Его особенности заключаются в том, что личность погружается в размышления о смысле и противо­речивости бытия. Вследствие чего темпоральный ритм внешнего мира утрачивает для индивида свою значимость и актуальность. Личность пребывает преимущественно в тех временных координатах, которые присуще ее внутреннему ощущению течения жизни. Отсюда нивели­рование границ между прошлым, настоящим и будущим, соединение личного и культурно-исторического хронотопов. В-четвертых, созида­тельно-преобразующий способ жизни. Его характеризуют глубокое и всестороннее осмысление бытия, осознание относительности времени, реалистичное восприятие действительности. Индивид старается обеспечивать плодотворность и продуктивность своей жизнедея­тельности. Соответственно данному типу присуще оптимальное использование времени. Темпоральный ритм личности строится с учетом календарных, суточных, биологических ритмов. В результате чего его параметры постоянно корректируются и преобразовываются, наполняясь новым содержанием.

Данные типы личностной организации времени являются предметом изображения в художественной литературе. Все четыре способа жизни индивида получили то или иное освещение в твор­честве писателей. Они раскрываются преимущественно через поведе­­ние, бытовой уклад героев, их отношение к окружающему миру и ощу­щение времени.

Большое значение в постижении социальных ритмов имеет понятие трансспективы. Под ним исследователи рассматривают спо­собность обозрения индивидом течения времени собственной жизни в различных направлениях, умение соотносить прошлое, настоящее и будущее, связывать различные временные параметры и характе­ристики между собой с целью построения концепции бытия. Соот­ветственно трансспектива может быть широкой и узкой. Ее границы обусловливаются кругозором человека, особенностями его мышления, мироощущения, понимания сути темпоральности [8].

В процессе изучения социальных ритмов необходимо учитывать культурно-исторический хронотоп. Будучи отражением национального менталитета, быта людей, он определяет законы существования общества в каждом конкретном государстве. Например, в исламских странах принято совершение утреннего и вечернего намаза. В Англии предусмотрено время ланча и т. п. Отсюда связь категории ритма с памятью. Наиболее очевидно она раскрывается на уровне ритуалов, обычаев. Ибо культурные традиции народов передаются из поколения в поколение и сохраняются благодаря памяти людей. Ритм, по мнению исследователей, «"ответственен" за гармонию временных отношений человека и культуры». Он обеспечивает преемственность. Поэтому в случаях несогласованности субъективного хронотопа людей с культурно-историческим временем-пространством возникает «аритмия культурно-исторического процесса» и даже «культурная амнезия» [1]. Например, если житель исламской страны не посещает мечеть и не совершает намаз, то он как бы выходит за пределы круговорота общего бытия. Его индивидуальный темпоральный ритм протекает по иному, чем у остальных его сограждан, циклу. В художественной литературе данное явление писатели изображают, когда стремятся показать противостояние героя и общества, раскрыть своеобразие его мировоззрения, отношение к действительности.

Социальные ритмы и ритмы культурно-исторического времени переплетаются с механическими ритмами, которые являются порож­дением научно-технического прогресса. Развитие цивилизации при­вело к ускорению темпоральности бытия людей. Сократилось время, затрачиваемое человеком на осуществление отдельных действий, преодоление им расстояний. Это в свою очередь обусловило изме­нения ритма. Так, например, открытие электричества способствовало увеличению светового дня. Отсюда смещение временных рамок жизненного цикла людей. Соответственно механические ритмы проти­вопоставляются естественным ритмам. Достижения науки и техники, повышение уровня цивилизации вносит дисбаланс в заданное приро­дой движение бытия, течение времени.

Значительное место в художественном творчестве занимают сны. Этим обусловливается распространение в современном литературове­дении понятия онейрического времени-пространства, также характе­ризующегося определенным ритмом, отражающим последо­вательность и смену событий, происходящих на уровне видений.

Хронотоп сна представляет собой звено, соединяющее хроно­топы реальности и подсознания. В процессе видений возникает нало­жение биологических ритмов человека и его глубинных внутренних ритмов. Ибо во сне люди нередко переосмысляют и переживают за­ново события, имевшие место в действительности, впечатления, полу­ченные ими в течение какого-либо временного периода [4, с. 43]. Наиболее интересны в этом плане неоднократно повторяющиеся ви­дения. Они указывают на нестандартность явления, возникающего во сне, его значимость в жизни автора или героя.

При исследовании категории ритма необходимо учитывать осо­бенности фантастического времени. Оно характеризует мир, являющийся чужим, непривычным для человека. Темпоральный ритм в данном случае вносит упорядоченность в фантастическую реаль­ность. Однако при этом он отличается условностью. Ибо автор может располагать события в любой хронологической последовательности, создавать новые, не присущие человеческому обществу, временные и жизненные циклы.

Таким образом, ритм времени — важнейший компонент темпо­ральной организации произведения. Изучение данной категории спо­собствует углублению представлений о художественном хронотопе и его основных свойствах, особенностях внутреннего мира автора, героев, читателя.

 

Список литературы:

1.        Багров Г. Г. Ритм как объяснительный принцип культурно-исторической памяти // Культура народов Причерноморья: Материалы II научных чтений. Сочи, 1997. Т. 1. С. 47—49.

2.        Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. Петербург: Гос. изд-во, 1921. 544 с.

3.        Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. /Под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа, 1999. 556 с.

4.        Власов А. Д. Приключения объективной реальности. М.: МИФИ, 1993. 158 с.

5.        Гоклен М. Метроном, управляющий жизнью // Наука и жизнь. 1970. № 12. С. 87—91.

6.        Капра Ф. Дао физики: Исследования параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока. СПб: Орис, 1994. 302 с.

7.        Книгин И. А. Словарь литературоведческих терминов. Саратов: Лицей, 2006. 272 с.

8.        Ковалев В. И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии: сб. науч. тр. М.: Наука, 1988. С. 216—230.

9.        Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. 360 с.

10.     Мейлах Б. С. Ритмы действительности и искусства // Наука и жизнь. 1970. № 12. С. 81—87.

11.     Современная западная философия. Словарь. /Сост. Малахов В. С., Филатов В. П. М.: Политиздат, 1991. 414 с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.