Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 12 марта 2012 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ТРАДИЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ВРЕМЕНИ ОТ ИСКУССТВА АНТИЧНОСТИ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ
Тюрикова Юлия Михайловна
аспирант, Московский государственный академический
художественный институт им. В. И. Сурикова, г. Москва
E-mail: fii-rhea@mail.ru
Ценность календарного материала, как самого исчисления, так и его разнообразного изображения в памятниках искусства состоит в том, что он является одним значимых способов освоения и структурирования окружающего мира, и его исследование «позволяет реконструировать картину мира в ее наиболее архаичных аспектах» [9, с. 3].
История объективации временных представлений восходит к глубокой древности, выраженная в названиях временных периодов и знаках Зодиака. Развиваясь и обогащаясь с течением времени, традиция визуального воплощения календарных циклов насчитывает тысячелетия истории, даже если считать с месопотамских изображения Зодиака до литографий А. Мухи.
Цель данной статьи обозрение истории изображений временных циклов в живописи, графике, скульптуре преимущественно западноевропейской традиции.
Изображения календаря отражают архаическое представление о пространстве/времени как о вращении по кругу, восходящее к сезонным и астрономическим циклам. Суточное годовое и круговое движение Солнца «соединяет цикличность времени с цикличностью пространства» [9, с. 4]. Эта идея связана в мифологическом сознании с представлениями о Космосе как о целостной, упорядоченной и организованной в соответствии с определенным принципом вселенной.
Архаическое мышление представляет время в противоположности эмпирического («профанного») и мифологического времени. Мифологическое (мифическое) время — сложная совокупность временных представлений, связанных с формированием и развитием мифологического образа мышления и мировосприятия. Время мифическое в мифологии «начальное», «раннее», «первое» время, «правремя», предшествующее эмпирическому (историческому) «профанному» времени (переводится с французского как мирское). Именно мифическое, это время, в которое демиургами и культурными героями было создано нынешнее состояние мира, и именно события мифического времени становятся прообразом действий календарного цикла.
Мифическая модель времени как дихотомия «начальное время/эмпирическое время» имеет линейный характер, но эта модель постепенно дополняется другой, перерастает в иную — циклическую модель времени. В развитых мифологиях, представляющих вселенную как арену не прекращающейся борьбы хаоса и космоса, наряду с образом начального времени мифа возникает образ конечных времён гибели мира, подлежащего или не подлежащего затем циклическому обновлению [10, с. 254].
Что касается «профанного» времени, то циклизация его — в виде повторяющихся периодов — восходит к глубокой древности. Так, история зодиакального цикла насчитывает более 2000 лет. Древние римляне и этруски вели счет дням «восьмидневками», но уже у Иосифа Флавия (37 — ок. 100 г. н.э.) упоминается, что все города и народы меряют время семидневной неделей. По мнению специалистов, происхождение 7-дневных циклов — древневавилонское, по-видимому, связанное с изменением фаз луны, а также с количеством видимых планет. К этому же периоду восходят и названия дней недели, связанные с именами планет и богов, которые затем перекочевали в римский и многие европейские языки [5, с. 40—41]. Кроме циклов часов суток, дней недели месяцев и Зодиака, история знает немало более глобальных циклов: римские люстры (5 лет) и индикты (15 лет), солнечные (28 лет) и лунные (19 лет) циклы, а также и более крупные — эпохи, как Великий год египтян, или период Сириуса — 1460 лет.
Календарные и временные циклы в искусстве уже с древности становятся универсальными символами рождения, роста, смерти и возрождения.
Что касается философского осмысления времени, то в этом направлении значительные достижения существовали уже в античной мысли. Первые формулировки парадоксов времени принадлежат Зенону Элейскому, а Платон противопоставляет время вечности как категорию сотворенную — миру идей, прообразу. Аристотель ставит вопрос о соотношении времени и движения, осмысливает время как космическую категорию.
Календари античности строились на разнообразном сочетании циклического движения солнца, луны и звезд. Луна была важным объектом почитания в греческих календарных праздниках, а также ее цикл стал основой для римского деления года на месяцы [16]. А .Д. Пантелеев указывает, что луна была единственным «астрологическим» божеством, культ которой был известен в архаичной Греции, что же касается астрологии как таковой, то во времена Платона, Аристотеля и Теофраста она известна скорее как иноземный — египетский, халдейский — обычай [13].
После слабой упорядоченности календарного цикла в течение античной эпохи поворотным стало открытие Метона, выведшего в 432 г. до н.э. соотношение тропического года с синодическим месяцем, а также рассчитавшего смену годичных восходов и заходов звезд с изменением фаз луны в 19-летнем цикле. Его расчеты легли в основу парапегм, однако впоследствии афинская хронология оставалась крайне неупорядоченной [5, с. 131—132]
Парапегма, астрономическая таблица с изображением неба, восхода и захода светил, с обозначением времен года, стала одной из первых разновидностей визуальных календарей, в которых таблица сопровождалась изображениями [17]. В римской парапегме III—IV в., в частности, кольцевое изображение годичного цикла разделено на 12 секторов, в которых схематично изображены знаки Зодиака, а наверху грубо вырезаны в камне боги-покровители семи дней недели. В Эквадоре обнаружена каменная пластина, представляющая схожее по устройству изображение календарных циклов.
Характеристика календарных циклов через соответствующие им виды полевых работ восходит к античности. Первичной формой счисления времени у древних римлян служил аграрный год, непосредственно связанный с циклом полевых работ. В ранние периоды римской истории этот аграрный год начинался с марта; он состоял из 10 месяцев, носивших привычные для нас названия, кроме 5-го и 6-го месяцев (лат. quintilis от quintus — пятый и sextilis от sextus — шестой). Около 700 до н. э. число месяцев было увеличено двумя, вставленными перед мартом (январь и февраль).
Юлианская реформа календаря в 46 г. стала основой для формирования единого летоисчисления будущей Европы, и реформа папы Григория XIII (1582) также служила унификации годичного цикла, сведению юлианского календаря с лунно-солнечным календарем определения пасхи.
Однако важнейшей и наиболее влиятельной в европейской истории культуры стала месопотамская традиция зодиакального круга. Несмотря на существовавшую изобразительную традицию — символы Зодиака встречались на межевых камнях (кудурру) касситского периода, на ассирийских и селевкидских печатях, в табличках, — до нас не дошло ни одного памятника, где бы изображены были все 12 созвездий Месопотамии [8]. Месопотамский «Наемник»/ «Баран» (Овен) может изображаться в виде оборачивающегося барана [23, с. 282—283]; «Звезды»/ «Небесный бык» (Телец) — в виде лежащего или скачущего быка; «Большие Близнецы» — в виде двух мужских фигур, стоящих или идущих друг за другом; каждый держит в своей руке какой-то инструмент. Изображения «Рака» («Краба») и равноплечих «Весов» появляются только в селевкидский период. Известны множественные изображения зодиакального «Льва» — гордо напружинившегося, с поднятым хвостом; для «Колоса»/ «Борозды» (Дева) были характерны изображения стоящей женской фигуры с колосом в руках или просто колос. Астральный «Скорпион» — среди древнейших изображений; он изображался уже на кудурру касситского периода (вторая половина II тыс. до н.э.) [6]. Месопотамский «Пабилсаг» (Стрелец) — скачущий крылатый кентавр, стреляющий из лука и имеющий два хвоста — скорпиона и лошади; он с выраженных пенисом, имеет часто когти на задних ногах, а из-за его плеч выглядывает голова льва или дракона [23, с. 285—286]. «Коза-Рыба» (Козерог) изображалась как лежащая коза с рыбьим хвостом, «Великий» (Водолей) — как мужская фигуры с кувшином у плеч или груда, из которого вытекают два потока; «Хвосты» (Рыбы) — птица и рыба, хвосты которых перевязаны V-образной лентой. Очевидно, что именно к месопотамским изображениям восходит изобразительная традиция греческого, а затем и европейского Зодиака. Отличительной чертой греческого Зодиака до II—I в. до н.э. было то, что он включал только 11 созвездий: период Весов назывался периодом Клешни, части Скорпиона [8].
В это время сложилась иконография Зодиака, в основных чертах остающаяся неизменной на протяжении последующих веков.
Овен изображался как бегущий или лежащий баран, который оборачивается головой на восток; Телец — в виде полной или половинной фигуры быка; Близнецы — две стоящие обнаженные обнявшиеся мужские или детские фигуры (иногда с арфой); изображались со спины или вполоборота сбоку, иногда «валетом» — голова одного там, где ноги другого [15]. Рак изображался в виде рака или краба, обращенного на восток, с клешнями и четырьмя парами ног; Лев — как идущий или приготовившийся к прыжку лев, обращенный на запад. Фигура девы существенно менялась с течением времени [12]; в окончательном варианте это женская фигура в длинном одеянии с крыльями, вытянутая вдоль эклиптики головой ко льву; в левой руке на уровне колена держит колос. Весы, самое молодое зодиакальное созвездие, введенное позднее других, изображалось в разных вариантах: в виде равноплечих весов с чашами в клешнях Скорпиона; стоящей мужской фигуры, держащей в руках весы; как просто весы или весы на алтаре с изображенной рядом мужской (или женской) фигурой. Скорпион, c клешнями и членистым хвостом с жалом на конце, был обращен на запад. Стрелец — стреляющий из лука кентавр, как правило, обнаженный, обращенный на запад. Козерог — лежащая коза, обращенная на запад, задняя часть которой переходит в рыбий хвост, часто закрученный в узел. Водолей — обнаженная или одетая мужская фигура с кувшином в руке, из которого изливается поток воды, доходивший до рта созвездия Южная Рыба. Рыбы — две рыбы, северная и южная, хвосты которых связаны лентами [8].
Самое ранее из сохранившихся до наших дней полных воспроизведений Зодиака в античной культуре относится ко II в. н.э.: это «глобус Фарнезе» — рельефные изображения олицетворений созвездий на звездном глобусе, который поддерживает Атлас.
Важнейшим документом, представляющим летоисчисление в античном Риме, стал «Хронограф 354 г.», сохранившийся только в копиях [17, с. 245]. В нем были представлены как олицетворения месяцев, так и знаки зодиака. В этом памятнике каждому месяцу отведено две страницы. Первую из них занимает изображение месяца, представленное одиночной фигурой, запечатленной в каком-либо роде деятельности, с атрибутами месяца. Другая страница занята текстом: здесь описываются праздники данного месяца. Четверостишия и двустишия, сопровождающие изображения, тесно связаны с ним [18, с. 251]. Три важнейшие изобразительные темы — языческие ритуалы, народные праздники и сезонные занятия.
Исследование способов изображения времени и его течения в средневековом искусстве невозможно без представления о своеобразии восприятия времени в мышлении средневекового человека. Эта тема достаточно полно освещена как в зарубежной (21, 22), так и в отечественной научной литературе (2, 3, 4). Вместе с тем, как справедливо замечает М. Л. Шуб, исследовательский интерес в современной ситуации представляет не изучение восприятия времени в Средние века как такового, но «анализ восприятия времени в его проекции на сферу искусства, которое в образной форме способно воплощать в себе важнейшие мировоззренческие доминанты эпохи» [14, с. 124].
Для Средних веков характерно восходящее к Августину соотнесение времени как способа бытия твари с вечностью как атрибутом божественного бытия [1]. Время, кроме того, определялось вплоть до Нового времени не как абстрактная длительность, но в его соотнесении с некоторым конкретным содержанием, всякий раз специфическим, определенным; «эти понятия выражали не линейное направление времени (из прошлого через настоящее в будущее), а, скорее, круговращение его» [3, с. 102].
Центральными образами времени, отраженными в средневековом искусстве, были совокупности обозначений движения земного круговорота сезонов — «труды месяцев», отражавшие сельские и домашние хозяйственные заботы, — и круговорота светил в изображениях знаков Зодиака.
Большинство скульптурных циклов «трудов месяцев», особенно сконцентрированных в архивольтах церковных порталов, либо сопровождаются, либо содержат в себе астрологические символы [24]. Как правило, знаки Зодиака выполняют рядом с «трудами месяцев» — такие изображения есть уже в некоторых мозаичных «календарях» каролингских крипт [20, с. 137]. Эти временные циклы в совокупности изображений могут означать роль человека (земледельца) в божественном сотворении Вселенной.
Молитвенники XII и XIII веков, содержащие в себе эти календарные циклы, очень многочисленны [19, с. 69], что говорит, в частности, о силе изобразительной традиции.
Часословами, или часовниками, назывались широко распространенные в XIII—XVI веках в европейских странах рукописные книги. Они содержали тексты некоторых церковных служб (часов), календари и украшались миниатюрами. Часослов герцога Беррийского является одним из самых выдающихся памятников такого рода. Часослов был выполнен братьями Лимбург для Жана Французского, герцога Беррийского, известного государственного деятеля, мецената, страстного любителя и коллекционера произведений искусства.
Сформировавшаяся в античности и отточенная в средневековье традиция изображения знаков Зодиака параллельно «трудам месяцев» может считаться решением актуальной для традиционного мышления проблемы выбора между «мифологизирующей интерпретацией месячной последовательности и попыткой природно-хозяйственного и календарно-астрономического истолкования месяцев» [11, с. 147], в котором земная деятельность человека совершается перед лицом небесного мира и как бы включается в единый гармонический ритм природы в средневеково-христианском ее понимании.
Что касается развития темы Зодиака в искусстве XV—XVI вв., то здесь нужно упомянуть в первую очередь иллюстрации к астрономическим трактатам — например, североитальянскую рукопись Астрономии Гагина середины XV в., где изображения Зодиака приобретают натуралистическую красоту; карты неба, а также уникальный образец монументального изображения неба — Капрарольская фреска авторства неизвестного мастера на вилле Фарнезе в Капрароле (ок. 1575), где изображения Зодиака близки к античной традиции.
Кисти известного чешского живописца, одного из лидеров мирового модерна Альфонса Мухи (1860—1939) принадлежит еще один знаменитый календарь «Зодиак» (1896—1897), выполненный техникой цветной литографии для журнала «La Plume». В этом крупноформатном календаре Муха проявил богатую орнаментальную фантазию: знаки Зодиака окружают строгий профиль женщины, облачённой в королевский наряд. Центральная фигура и зодиакальный круг обрамлены декоративными элементами византийского, мавританского и скифского происхождения. «Зодиак» является одним из самых популярных произведений Мухи [7].
Краткий обзор воплощений календарных циклов в творчестве художников от Ренессанса до модерна показал тенденцию к символизации бывших аллегорий. Вместе с тем средневековая традиция, несомненно, служила точкой отталкивания и объектом творческого переосмысления для любого художника, обращавшегося к теме.
Список литературы:
1. Гайденко П. П. Время // Философская энциклопедия в 4-х томах. — М, 2001.
2. Гуревич А. Я. Время // Словарь средневековой культуры / Под ред. А. Я. Гуревича. — М.: РОСПЭН, 2003.
3. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. — М.: Искусство, 1984. — 350 с.
4. Добиаш-Рождественская О. А. OPPLETUM OPPIDUM EST SOLARIIS (По вопросу о часах в раннем средневековье) // Добиаш-Рождественская О. А. Культура западно-европейского средневековья. — М.: Наука, 1987.
5. Климишин И. А. Календарь и хронология. — М: Наука, 1985.
6. Кононенко Е. И. Изображения скорпиона в месопотамской глиптике III тыс. до н. э. // Вестник Московского университета. — 1997. — Сер. 8, № 2. — С. 88—101.
7. Кусак Д., Кадлечикова М. Альфонс Муха. — М.: Принтэкс, 2000.
8. Куртик Г. Е. О происхождении названий греческих созвездий. — ВИЕТ — 2002 — Т. 23., № 1. — С. 76—106.
9. Лушникова А. В. Модель универсума древних календарей (на материале языков разных семей): автореферат дисс. …доктора филол. наук. — М., 2006.
10. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. — Т. 1.
11. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. — Т. 2.
12. Небо, наука, поэзия / Пер. и комм. А. А. Россиуса. Вступ. ст. Г. М. Дашевского. Под ред. Н. А. Федорова и П. В. Щеглова. — М., 1992.
13. Пантелеев А. Д. Греческая астрономия и астрология. — М., 2000.
14. Шуб М. Л. Специфика изучения времени на материалах средневекового искусства // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 29 (167). Философия. Социология. Культурология. — Вып. 15.
15. Gundel H. G. Zodiakos. Tierkreisbilder im Altertum. — Mainz am Rein, 1992.
16. Hannah R. Time in antiquity. — Taylor & Francis, 2009.
17. Lehoux D. Parapegmata or Astrology, Weather, and Calendars in the Ancient World. — University of Toronto, 2000. — 247 p.
18. Levi В. The Allegories of the Months in Classical Art // Art Bulletin. — 1941. — № 23.Male E. Religious Art in France: XIII century. — P. 69.
19. Steer C. The Season of Winter in Art and Literature from Roman North Africa to Medieval France. — Univ. of Manitoba, 2000. — P. 137
20. Time in the medieval world: occupations of the months and signs of the zodiac in the Index of Christian Art / Ed. C. Hourihane — Princeton: Penn State Press, 2007. — 346 p
21. Time in the medieval world / Ed. C. Humphrey, W. M. Ormrod/ Suffolk: St. Edmundsbury Press Ltd, 2001. — 176 p.
22. Wallenfels R. Zodiacal Signs among the Seal Impressions from Hellenistic Uruk // The Tablet and the Scroll. Near Eastern Studies in Honor of W. W. Hallo. Ed. M. E. Cohen, D. C. Snell, D. B. Weisberg.
23. Webster J. C. The Labors of the Months in Antique and Mediaeval Art to the End of the Twelfth Century. — Princeton: Princeton University Press, 1938. — 185 p.
дипломов
Оставить комментарий