Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 13 октября 2011 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мельникова И.И. ФОЛЬКЛОР В ТВОРЧЕСТВЕ В. Д. БЕНЕВСКОГО // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ФОЛЬКЛОР В ТВОРЧЕСТВЕ В. Д. БЕНЕВСКОГО

 

 

Мельникова Инна Ивановна

к. и. н., доцент ФИ СГУ, г. Ставрополь

E-mail:

 

Период конца XIX — начала XX века в истории фольклористики отмечен значительным интересом к народной музыке. Это касается увеличения числа фольклорно-этнографических экспедиций, публикаций собранного материала, включение народных песен в репертуар хоровых коллективов.

Зарождающееся движение народного образования организовывало музыкальные и литературные вечера, спектакли и другие мероприятия, позволяющие устроить досуг населения и способствующие сохранению, развитию традиций, что содействовало духовному росту населения. Например, газета «Северный Кавказ» сообщала, что на весь сезон в Георгиевске был нанят оркестр музыки вольных терских казаков под управлением Чухалдина, устраивались музыкальные вечера, маскарады, концерты певческого хора под управлением регента В. П. Осипенко, музыкальный вечер с участием учеников местного городского училища [2, с. 2].

Многолюдные праздники и гулянья крестьянской традиции, перемещаясь в новые городские условия, перенимали культуру разных слоев населения из различных регионов, разрушали строгую обрядность, языческую предназначенность слов и действий. Новое время способствовало быстрому развитию сельскохозяйственных занятий, ремесел, промыслов, торговли и прочего. Рассматривая в этот период музыкальную культуру Ставрополья, необходимо отметить рост духовной жизни общества: создание библиотек и читален, организация музеев, концертных программ, постановка спектаклей, увеличение числа учебных заведений.

Происходящие перемены коснулись и всей музыкальной культуры края. Особенно прогрессивным и необходимым для конца XIX в. стало появление различных кружков и обществ. В 1896 году в Ставрополе было учреждено общество изящных искусств. В члены клуба записалось около 200 человек. Предполагалось ввести литературные чтения, спектакли, занятия рисованием и живописью. Руководство оркестром, камерной музыкой и хором взяла на себя местная интеллигенция: И. Е. Попов, Н. В. Волобуев, В. Д. Беневский.

В начале 1902 г. по инициативе общественности в Ставрополе открылось «Отделение русского музыкального общества», а осенью того же года под руководством И.Е. Попова первая на Северном Кавказе музыкальная школа, на основе которой после Великого Октября сформировалось музыкальное училище. «Успехи в развитии музыкальной культуры превратили Ставрополь в методический центр Кавказского учебного округа по вопросам музыкально-эстетического развития детей» [1, с. 396].

Немалый вклад в развитие песенной народной культуры внес Василий Дмитриевич Беневский. Именно по его инициативе и был создан кружок «Любителей изящных искусств». Василий Дмитриевич был талантливым музыкантом, и как педагог в качестве учителя пения, и как хормейстер хора.

Беневский родился в с. Антоновка Саратовской губернии Камышенского уезда в семье крепостного крестьянина. Большое впечатление на него произвели гастроли хоровой капеллы славянской русской оперы. Еще учась в церковной семинарии 1886 г. он начинает руководить церковным и семинарским хором. В следующем году архиерей Астраханский приглашает его помощником регента архиерейского хора. Беневский начинает изучать нотную грамоту, сочиняет свои произведения: серенаду для голоса с фортепиано, романсы, «Благовест» на сл. Аксакова и др.

В 1887 г. он поступает учителем пения в Камышинское духовное училище. В качестве метода обучения детей музыке Василий Дмитриевич организует детские игры с пением на основе старинных народных игрищ и хороводов. Он собирает и обрабатывает народные песни, позже создает сборник детских подвижных музыкальных игр «Школьный друг», затем издает сборники: «7 двухголосных хоров», «15 двухголосных хоров для женских и детских голосов». В 1889 году он преподает пение и музыку в Астраханском реальном училище, организует концерты учащихся, дает благотворительные концерты.

Отказавшись от духовного сана, в 1890 г. В. Беневский переезжает в Ставрополь. За свою 40-летнюю творческую деятельность, он проявил себя как композитор, регент церковных хоров, учитель пения в мужской гимназии, организатор музыкальных вечеров.

Современники по достоинству оценили созданную им в годы первой революции песню «Плещут холодные волны» на слова Я. Репинского. Посвященная мужеству моряков крейсера «Варяг» она впервые была исполнена в Ставрополе в 1904 года 18 июля. Василий Дмитриевич был удостоен Диплома Императорского музыкального общества и Золотой дирижерской палочки от Царственного Дома. А так же его перу принадлежит первая в России детская опера «Красный цветочек» на слова К. Лукашевича.

Сохранившиеся нотные сборники свидетельствуют о том, что Василий Дмитриевич прекрасно знал фольклор, и большое внимание как руководитель хора уделял подбору репертуара. В 1906 г. выходят в свет 3 выпуска его сборника, озаглавленного «Народный русский хор». Все песни в них даны в переложении автора для четырехголосного смешанного хора без сопровождения. Первый выпуск этого сборника был посвящен А. А. Кошицу, второй К. К. Пигрову и третий И. Г. Руденко.

О том, что данный труд не является фольклорно-этнографическим, свидетельствуют пояснения автора на титульном листе: «Переложил по Балакиреву, Мельгунову, Лопатину, Прокунину, Римскову-Корсакову и др.», что говорит о тщательном изучении трудов предшественников, которые легли в основу его работы. К каждой партитуре даны примечания с обозначением сборника композитора, номером песни и страницы. Например, Пальчиков «Крестьянские песни», №25, с. 68.

Беневский ссылается не только на сборники народных песен. Встречается ссылка на оперу П. И. Чайковского «Опричник» («За двором лужок» вып. 2., №2, с. 4). В пояснение к песне «Снежки белые, пушисты» (вып. 1, №10, с. 22–23) автором записано: «Мелодия воспроизведена в том виде, в каком я ее слышал в начале 80-х гг. в Саратовской губернии, Камышинском уезде».

В XIX век музыканты стремились показать русскую крестьянскую песню, как в подлинном виде, так и в виде различных переработок. Прошла длительная стадия развития, прежде чем слились воедино высоко музыкальная напевность крестьянской речи, полногласие русского языка, народно-песенный мелос и русская вокальная интонация.

Три сборника для русских народных хоров В. Беневского демонстрируют его подход к хоровому исполнению народных произведений — пение многоголосным хором без сопровождения. Композитор в гармоническом отношении больше приближается к сложившимся законам классических произведений с сохранением национальных черт.

Создавая переложения народных песен для концертного исполнения, он проставляет в нотах динамические оттенки, штрихи, темповые отклонения, что не свойственно фольклору как устному песенному народному творчеству с присущей ему импровизацией и творческой свободой.

Несмотря на конкретное название сборников — «Народный русский хор» — диапазоны голосов, широта хорового звучания, интервальный разрыв между хоровыми партиями иногда превышающий октаву, делает невозможным исполнения этих песен народным хором без аранжировки.

Но в тоже время, отнести произведения только как к созданным для академического хора невозможно, потому как в них заметно проявляются и народные черты. Например, в песне «Не одна во поле дороженька» указывается, что в партии тенора допущены параллельные квинты «с целью удержания народного мелодического хода» (Вып. 2, №6, с. 12.).

Бросается в глаза особое отношение автора к текстам этих песен. Зачастую произведения медленного темпа, распевного характера трудны в подтекстовке. Поэтому, для правильного произношения в нотах прописан весь текст и для каждой партии. Исключение составляют лишь те произведения, в которых разночтение используется как прием хорового письма.

Варьирование напева — для народной песни явление закономерное, проявляющееся в интонационном и ритмическом мастерстве исполнителей. В рассматриваемых трех выпусках автор допускает варьирование только в запеве солиста. Но примеров таких песен в сборниках мало, в основном это лирические протяжные произведения («На зоре было на зореньке», «Снежки белые, пушисты», «Ты взойди, солнце красное», «Не одна во поле дороженька», «На родимую сторонку», «Ночи», «Горы», «Лучинушка»).

Запев в традиционном фольклоре играет огромную роль, поэтому он звучит сольно, а затем произведение подхватывается остальными участниками. Запевала задает тональность, темп, характер. Народные певцы в последующих строфах его варьируют. Таким образом, партитура обогащается, как бы расцвечивается. Беневский дает два варианта хорового подхвата встречающихся в сборниках — к запевающему присоединяется один певец (звучит дуэт), а затем подхватывают остальные, либо вступают сразу все участники. Встречаются песни и с общехоровым вступлением.

Еще один признак, указывающий на максимальное приближение к народному стилю — это сохранение подголосочной полифонии. Постепенно голоса, подстраиваясь к основному, дополняют его своими подголосками. Созданные партитуры невозможно назвать по складу гомофонно-гармоническими произведениями. Здесь каждый голос звучит полноправно, свободно, в каждом прослеживается мелодическая линия. Нельзя сказать о подчиненности какого-либо из них основному напеву, хотя в большинстве ведущим является партия дисканта.

И в тоже время при таком диапазоне подголоски согласуются по вертикали. Такой стиль письма характеризует В. Беневского как знатока народного многоголосия. Максимально сближает с народной мелодикой и «ярусное» расположение голосов. Верхний голос опирается на квинтовый тон, средний на терцовый-квартовый, а нижний на основной тон.

Рассматривая произведения с точки зрения их ладовой организации, необходимо отметить использование мажоро-минорного соотношения тональностей, зависимо от жанровой принадлежности песни. Автор сохраняет и метро-ритмические особенности первоисточника: переменный размер от простого (2/4, 3/4) до сложного (5/4, 3/2), встречающиеся в запеве тридцать вторые длительности, имитирующие его речитативность, повествовательность.

В конце XIX – начала XX века обычное голосоведение народной песни — свободное движение разных голосов, возникающих из главного — снова возрождается и все более и более входит в употребление в новой музыке. Это не единичный пример, а зарождение нового стиля: свободного, певучего, широкого, отличающегося сложным голосоведением.

Василий Дмитриевич работал с разными по возрасту коллективами. Зная специфику хоровых коллективов, он делал обработки одной партитуры для разных составов, как например, в кантате «Двенадцатый год в народной песне», посвященной памяти героев 1812 г., для смешанного и детского хоров. Из десяти номеров всего три написаны для смешанного хора (№4 «Подымалася война», №6 «Хоть Москва в руках французов», №10 фантазия «Ночной смотр» М.И. Глинки), один номер исполняет детский хор (№8 «Ездил русский белый Царь»), остальные смешанным и детским составом (№1 «Грянул внезапно гром над Москвою», №2 «Ах, ты батюшка, славный, тихий Дон», №3 «Песня про Платова», №5 «Эх, да святорусская земля», №7 «Пишет злой французик», №9 «Песня о кончине Александра I»).

Анализируя народные песни, которые легли в основу кантаты, необходимо подчеркнуть их казачью принадлежность. Мелодия песни «Подымалася война» взята из песенного материала Кубанского казачьего войска, собранного А. Кошицем в станице Ново-Титаровской Екатеринодарского отдела, «Ездил русский белый царь» записана им же в станице Крыловской Ейского отдела. Девятый номер записан с голоса преподавателя Ставропольского епархиального женского училища Н. П. Вознесенского, уроженца станицы Удобной Кубанской области Баталпашинского отдела. Два произведения «Песня про Платова», «Эх, да святорусская земля» собраны экспедицией Императорского Русского Географического общества в 1886, 1897 гг. и опубликованные в сборнике «Песни русского народа».

Независимо от состава исполнителей четыре произведения звучат a`capella, остальные в сопровождении фортепиано. Но добавление к народным партитурам инструмента совсем не нарушает хорового звучания. Не отходя от аккордовой основы песни, она обогащается в гармоническом и в фигуральном отношении, добавляя новые краски, подчеркивая характер произведения, или создавая имитацию какого либо другого инструмента. Например, в третьем номере ритмический рисунок в партии фортепиано приближен к звучанию трубы, в шестом номере арпеджированные аккорды имитируют гусли, создавая повествовательно — эпический характер. В пятом номере фортепиано усиливает характер плача народной песни.

Особо необходимо остановиться на публикации детских подвижных игр, собиранных В. Д. Беневским в одном сборнике под названием «Школьный друг», куда вошли игры из музыкальных изданий Воротникова, Пальчикова, Прокунина, Римского-Корсакова, Балакирева, Лядова, из приложения к книге Паульсона «Обучение грамоте и родному языку», из книги Герда «Сборник игр и полезных занятий для детей всех возрастов», Покровского «Детские игры», Мордвинова «Как устраивать в семье и школе елки, праздники, юбилеи».

Этот труд В. Беневского представляет большой интерес и демонстрирует разносторонность его интересов, глубину его познания как педагога знающего возрастные особенности детей, специфику народного творчества и его практическую целесообразность. Появление такого издания свидетельствует о необходимости создания репертуарного сборника для детского коллектива. В подтверждение скажем, что потом он не раз переиздавался. Училищным Советом при Священном Синоде сборник был допущен к использованию в церковных школах, Ученым Комитетом Министерства народного просвещения в библиотеки низших учебных заведений.

Сборник составлен для 2-х, 3-х, 4-х голосного детского или женского хора в сопровождении фортепиано. Описание движений дается сразу по тексту, очень подробный комментарий к каждому номеру помещен в конце нотного материала.

Предлагаемые игры проанализированы Беневским во всех имеющихся вариантах, ссылаясь на публикации из разных источников. Например, слова песни «Княгини» (№19) взяты из сборника Н. Е. Пальчикова «Крестьянские песни» (№11, с. 40) с незначительными изменениями, а мелодия записана в подражание песни «У ворот сосна раскачалася» из «Сборника русских народных песен» Н. А. Римского-Корсакова (ч. 1, №21, с. 40). Еще вариант изложен в сборнике «50 русских народных песен в 4 руки» П. И. Чайковского (№8, с. 9) и в «Сборнике русских народных песен» Рубца (№22, с. 72) только с другой ритмической последовательностью.

В комментариях приводятся примеры использования и в других жанрах — например, в опере. Первый номер второго выпуска «Ай, во поле липенька» — хоровод для смешанного хора из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» (№16, с 147) и П. Чайковского для 4-х голосного женского хора к весенней сказке «Снегурочка» (№12, с. 58).

Василий Дмитриевич прекрасно знал сами народные песни и все труды, изданные к тому времени, о чем наглядно свидетельствуют его комментарии. Приведем пример пояснения к песне-игре № 16 и № 18. В первой «Венок» Беневский писал: «Слова… взяты из сборника Прокунина с незначительными изменениями и добавлениями, мелодия из сборника Римского-Корсакова, но с повышенной VII ступенью минора, а по сему характер существенно изменился и потерял прелесть народности» [3, с. 105]. Второе произведение «Пиво варить» «…По складу мелодии и гармоническим оборотам народного происхождения, но ни в одном из сборников русских народных песен нет этой песни полностью и даже намека на нее» [4, с. 106].

Отмечая вышеуказанные факты необходимо подчеркнуть профессиональное мастерство Беневского, который смог сочетать в обработках широкий диапазон, классическую гармонию, народную ладовую основу и вариационность.

Творческая работа композитора никогда не носила обобщенный характер. Автор большого количества хоровых произведений максимально сохраняет мелодико-гармоническую основу народной песни, не старается вычурно ее разукрасить и отталкивается от сути фольклорного произведения. В своих комментариях к играм и хороводам он часто критикует подобное у других. Например, игра «Золото хороню» (№5) стала появляться в музыкальных хрестоматиях и разных школьных сборниках Ерошенко, Гольдмана, Дзбановского и других, но «… Шаблонная гармоническая обработка и изобилие диссонирующих сочетаний (уменьшенные септаккорды на VII-й ступени минора) не вяжутся с простой задушевной народной мелодией; поэтому я решил хор дать в другой гармонизации» [5, с. 102].

Труды Беневского В.Д. наглядно свидетельствуют о стремлении автора как можно больше сохранить в песне ее местный колорит и неповторимые черты.

Работая в качестве учителя пения в Камышинском духовном училище, В. Беневский стал собирать и обрабатывать народные песни применительно к нуждам школы, продолжая эту работу в течение всех последующих лет. Собранный материал не только публиковался в сборнике "Школьный друг", но и использовался композитором в курсе методики и проведения практических занятий по организации детских подвижных игр для сельских учителей. Курсы проводились неоднократно и в Ставрополе, и в Тифлиссе.

Большая часть хоровых произведений В. Д. Беневского была незаслуженно забыта и в настоящее время необходимо их второе рождение для дальнейшего творческого развития. Богатый художественный стиль, который дал композитору возможность индивидуализировать свои обработки, помог по-новому раскрыть содержание народных песен. Этот труд становится более ценным оттого, что фольклор, к которому обращался В. Беневский, в настоящее время почти забыт. Для любого певческого коллектива всегда актуален вопрос репертуара. На мой взгляд, именно труды Василия Дмитриевича должны стать той базой, которая поможет обогатить репертуар хоровых коллективов.

 

Список литературы:

1.           Очерки истории Ставропольского края. С древнейших времен до 1917 г. // Науч. ред. В.П. Невская Отв. ред. А. А. Коробейников. — Ставрополь: Кн. изд-во, 1986. — Т. 1. — С. 396.

2.           Северный Кавказ, № 24. — С. 2.

3.           Школьный друг. Сборник детских подвижных игр с пением и хороводов. — Вып. 2. — Сост. Беневский. — Изд. 3. — Ставрополь, 1908. — № 16, с. 105.

4.           Школьный друг. Сборник детских подвижных игр с пением и хороводов. — Вып. 2. — Сост. Беневский. — Изд. 3. — Ставрополь, 1908. — № 18, с. 106.

5.           Школьный друг. Сборник детских подвижных игр с пением и хороводов. — Вып. 2. — Сост. Беневский. — Изд. 3. — Ставрополь, 1908. — № 5, с. 102. 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий