Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 12 сентября 2011 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыкальное искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Современное культурное пространство, при всей его многоликости, сформировано национальными традициями, опытом и культурным наследием различных стран. Духовное развитие различных государств, в силу специфики социального уклада, в большей или меньшей степени развивалось либо, следуя индивидуальному пути культурного развития, либо интегрируясь в мировой социокультурный процесс.
Опыт российской музыкальной педагогики последних 10-15 лет свидетельствует о том, что передовые педагогические тенденции Запада нашли свое воплощение в нашей педагогической школе, и прежде всего, в системе дополнительного образования. Все более востребованным становится обучение музыке детей с трех лет. Спрос рождает предложение и появление в последнее время большого количества дошкольных образовательных учреждений способствует поиску новых педагогических методик в области музыкального воспитания.
Роль музыки в формировании личности достаточно многообразна: эстетическая, развивающая, познавательная, а также воспитательная. Духовное развитие ребенка происходит на определенной интеллектуальной почве, где могут сформироваться нравственный и творческий его потенциал. Музыка отнюдь не ограничивается только игрой на инструменте, она несет в себе огромный эмоциональный заряд, который заставляет душу ребенка учиться резонировать в тон эмоции музыки, ее смыслу и содержанию. Ученые на основе исследований пришли к выводу, что под воздействием музыки даже дети с задержкой психического развития начинают делать успехи.
Прежде всего, занятия с ребенком должны быть продолжением его привычной детской жизни. Тон педагога, характер его общения с ребенком не должны привносить в отношения нотку тревоги и напряжения. Тон в работе с малышом надо взять такой, чтобы не отпугнуть его чем-то серьезным. Урок должен быть коротким, ярким по эмоциям и впечатлениям и разнообразным.
Чем больше фантазии, игры, «колдовства» вокруг музыки, тем доступнее и интереснее будет материал для ребенка. Воспитание слуха ребенка должно основываться на художественно доступном и интересном для ребенка материале. Важно, чтобы новый материал был достаточно лаконичен, не загромождался обильной информацией, даже если ребенок достаточно развит для своих лет и все легко схватывает.
Педагогика — это наука, предполагающая поиск путей развития личности и ее творчество. И педагог, как, прежде всего, психолог должен почувствовать характер и привычки ребенка, особенности его психики, темперамент и, исходя из этого, подобрать различные формы педагогического воздействия на ученика.
«В зависимости от личных качеств ученика, от уровня его музыкального восприятия, интеллектуального развития и физического состояния педагог устанавливает продолжительность подготовительного периода, терпеливо выжидая момент, когда сам малыш потянется к фортепиано… Главное — не торопиться! Это чрезвычайно важно для успешного обучения» [1, с. 205].
В чем же особенности и главные задачи дошкольного музыкального воспитания? Именно в ранний период (от рождения до трех лет) детский мозг претерпевает интенсивное развитие, когда происходит активный рост мозговых клеток и формируются связи между полушариями мозга. В этот период легко формируются координационные движения, прогрессивно развивается память, внимание, воображение и очень податлив пианистический аппарат.
Дети раннего дошкольного возраста достаточно любопытны, эмоциональны и чувствительны, и именно эти качества позволяют педагогу воздействовать музыкальными образами на душу ребенка, развивая ум, чуткость и доброту. Наблюдая за ребенком, сидящим за роялем и самостоятельно творящим музыкальные образы, мы видим какие эмоции написаны на его лице, что он переживает в данный момент, и как он реагирует на те звуки, которыми он пытается нарисовать ту или иную музыкальную картинку. «Ребенок превосходит нас силой чувств. В области интеллекта он, по меньшей мере, равен нам, ему недостает лишь опыта, мыслей у детей не меньше, и они не хуже, чем у взрослых, только они другие. В наших мыслях образы линялые…, чувства тусклые и словно покрыты пылью. А дети думают сердцем, не умом. Поэтому нам так трудно найти с ними общий язык, поэтому нет более сложного искусства, чем умение с ними говорить» [2 с. 118]. Детским педагогом может стать далеко не каждый, поскольку работа с малышами требует от наставника особых приемов, методов и подходов. Целым комплексом различных дарований должен обладать детский педагог. И самое главное, что должно быть присуще педагогу, работающему с малышами, это безграничная любовь к детям. Французский композитор Андре Гретри писал по этому поводу: «Без дара снискать любовь ученика все остальные таланты педагога окажутся бесполезными». От того, какой педагог окажется рядом с маленьким учеником, зависит судьба ребенка.
Каждый урок педагог должен превращать в мини театр. В запасе у преподавателя всегда должен быть большой выбор различных игр, занимательных упражнений, придающих динамику уроку.
Педагоги, занимающиеся с такими малышами, очень ценят этот период в жизни ребенка и пытаются заложить базу знаний, без которой не эффективно будет дальнейшее обучение. Опытным учителем составлен план развития ученика на определенный период, и помимо этого, продумывается план работы на каждое занятие, в зависимости от индивидуальности ребенка. Каждый ребенок — это новый мир, у каждого свой характер, темперамент и способности. И как бы ни готовился преподаватель к занятию, все-таки, каждый урок — это импровизация, которая требует от учителя артистичности, гибкости и душевной щедрости.
Как бы ни была тесна связь педагога и ученика, обойтись без тесного контакта с родителями не возможно. Именно тройственный союз Педагог-Ученик — Родители будет эффективен в деле обучения, воспитания и формирования маленькой личности. А объединяет в этом процессе всех одно чувство — любовь к ребенку!
Необходимо отметить, что маленькие дети имеют достаточно развитую интуицию, и их не обмануть ни в заинтересованности педагога, ни в его отношении к своему делу, ни в доброте и отзывчивости по отношению к ребенку.
Подготовительный этап в работе с малышом зависит от уровня его социальной адаптации, от его психики и темперамента. Именно в этот период работы закладываются знания характера, настроения музыки, освоения начальных метроритмических блоков. Ребенок получает информацию о композиторах, должен на слух различать и узнавать легкие музыкальные произведения. В этот период идет интенсивная работа над интонацией, соотношением между голосом и звуком на инструменте. Он активен в изучении детских песенок. В процессе донотной работы с учеником педагог следит, как активно развиваются музыкальные данные ребенка и корректирует работу над их развитием. Развитие музыкальных данных способствует обогащению музыкальных впечатлений и, как следствие, более чуткого отношения к действительности.
К следующему этапу работы педагога с учеником — этапу игры на инструменте можно переходить лишь тогда, когда педагог уверен, что настала необходимость приступить к освоению клавиатуры и ребенок готов по физическим и интеллектуальным параметрам приступить к этому сложному учебному процессу.
В работе за инструментом ребенок должен быть готов концентрировать внимание, пусть на не продолжительное время. Перед ним будет стоять ряд задач, которые ему придется решать одновременно. Концентрация внимания, воли, умение достичь результата, именно этими качествами должен обладать маленький ученик на первоначальном этапе работы за роялем.
После игровой и занимательной части занятий ребенку придется испытать большое напряжение, связанное с одномоментностью решения множества игровых и слуховых задач. На этом этапе педагог должен максимально разнообразить формы и методы работы. Например, попросить ребенка подобрать небольшую мелодию, затем сделать с ним гимнастику на расслабление мышц плечевого пояса и спины, а далее попросить сыграть упражнение, как вариант, на перенос руки по октавам вверх — вниз. Затем, может последовать информативная часть урока, например, рассказать о музыке, привести музыкальные примеры, давая сравнительную характеристику музыкальным героям в произведениях, например П.И. Чайковского и Р. Шумана.
Если менять виды работы на уроке, вводя периодически какие-то новые формы, ребенку будет психологически не так сложно приступать к работе за инструментом. Конечно, мы не забываем и о том, что маленький ученик нуждается в моральной поддержке. Малейший успех на поприще освоения игровых приемов за роялем должен быть отмечен педагогом. Главная задача преподавателя на данном этапе, помимо профессионального обучения, — не потерять в лице ребенка заинтересованную личность, не потушить искорку интереса в его глазах, а продолжать развивать интерес к музыкальным занятиям.
Процесс познания ребенком этой непростой игровой науки не должен останавливаться ни на один урок. Как уже было сказано выше, дети не глупее нас — взрослых, поэтому разговаривать с ними на уроках надо как с равными, не позволяя себе интонации приказа, или строгого подчинения. Ребенок, при благоприятных условиях, раскрывает педагогу свою душу, и учитель, обсуждая различные темы, должен умело подвигнуть ученика на высказывание собственного мнения. Ребенок может и должен рассуждать на уроках, не бояться высказаться не правильно. Если такое случается, корректная форма поправки и доброжелательный тон преподавателя сделают диалог конструктивным, а результат — успешным.
Безусловно, занятия музыкой — тяжелый, кропотливый труд! И дети, сталкиваясь с проблемами в работе, не всегда могут себя заставить преодолеть нежелание трудиться. Конечная цель любого обучения — это результат! И роль домашних занятий в овладении специальностью велика. Педагог, сам проходивший этот сложный тернистый путь, должен научить ребенка правильно самостоятельно трудиться, слышать и слушать себя, уметь подводить итог проделанной домашней работе.
Детям свойственно конкретное мышление, и педагог, объясняя ребенку определенный материал, должен максимально конкретизировать задачи. Необходимо подобрать такие слова, которые наилучшим образом смогли бы выразить суть поставленной задачи. Цель и задача у педагога — одна, а методов ее реализации — бесконечное множество! Методы и формы работы может подсказать сам ребенок, а преподаватель, внимательно наблюдая за учебным процессом, обучая, учится сам.
Начальный этап работы за инструментом является фундаментом дальнейшего развития ученика. Здесь и внимание к правильной посадке, и организация игрового аппарата, и развитие звуковых и ритмических навыков ребенка. И еще очень важный момент — педагог должен всегда держать под контролем психологическое состояние своего ученика. Как известно, многие проблемы, возникающие впоследствии с техническим оснащением пианиста, коренятся в его зажатости, и именно психологической!
И, подводя итог моим размышлениям, хочется сказать, что музыка, как важнейший вид искусства, имеет действенные рычаги для правильного и грамотного воспитания ребенка. В этом возрасте закладываются основы для познания мира и развития многогранной личности. И современные образовательные методики по раннему развитию детей продолжают поиск путей развития педагогики для полноценного развития личности.
Список литературы:
- Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез или я — детский педагог. Изд. «Союз художников». 2002.
- Януш Корчак. Как любить ребенка. М.,1991.
дипломов
Оставить комментарий