Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 27 июня 2011 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Техническая эстетика и дизайн
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИКО — ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДИЗАЙНА
Многие тысячелетия люди занимались ремеслом, создавая предметы быта. Все стало иначе, когда к началу XIX века начали появляться предметы массового потребления, изготовленные промышленным способом на мануфактурах. Предметно-пространственная среда стала рукотворной. Сейчас все создают машины. Машинный труд по производительности во много раз превосходит труд ремесленника. В каждый из тысячи предметов-близнецов, выбрасываемых из машины конвейером, невозможно поместить тот духовный потенциал, что был у вещей, созданных ремесленниками.
Переход от ремесленного труда к мануфактурному производству, а затем к машинному начался с изменения способов производства. Появилась новая техническая цивилизация и новые знания, позволяющие включать чувственно-образные представления о реальности и искусстве, т.е. техническая эстетика.
Массовое производство имеет свои преимущества (в частности, увеличение количества произведенных товаров, способствует повышению жизненных стандартов), и имеет свои недостатки (специализация и разделение труда). С помощью разделения процесса производства на более простые операции появились конвейеры, на которых работу выполняли неквалифицированные рабочие, а должности, ранее предполагавшие сложные и интересные обязанности, превратились в рабочие, где необходимо осуществлять скучную, монотонную, не требующую особого напряжения, деятельность.
Массовое производство привело к однообразию товара. Осознание этой и других проблем, вызванных переходом от ремесленного к промышленному производству, привело к появлению неизвестной доселе профессии дизайнера.
Дизайн помогает решать проблемы обустройства окружающей среды. Проектная художественно-техническая деятельность дизайнера дает возможность разработки промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, которые формируют гармоничные предметы среды в жилой, производственной и социально-культурной сферах. В более узком профессиональном понимании дизайн означает проектно-художественную деятельность по разработке промышленных изделий, т.е. Создание технической эстетики окружающей среды.
Пионерами этой сферы были архитекторы и художники, которые осознали возможности, открывающиеся перед ними с развитием массового машинного производства. Сегодня дизайн - это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, направленная на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной «зоне контакта» его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности.
Дизайн становится источником средового напряжения и даже отчуждения, создавая среду обитания, опираясь лишь на утилитарно-функциональные потребности человека, то есть на техническую эстетику, что существует вне образов традиционной духовной и художественной культуры: техническая эстетика выполняет в жизни людей прагматическую функцию. Да, дизайн возник как реакция культуры на цивилизацию. Или — как технологическая возможность зафиксировать новые культурные смыслы. Уравнительные технологии одухотворяются дизайном и предоставляют дизайну возможность воплощения проектных идей, связанных с технической эстетикой.
Нарастающее многообразие проектных идей современного индустриального и постиндустриального общества глубоко изменяет сущность, природу дизайна, качественно расширяя, раскрывая его возможности во всем – и в формировании единичных предметов, и в воздействии предметного мира на человека через дизайнерскую их массовость, комплексность и системность.
Сфера дизайна формируется, как культурологический подход, рассматривающий дизайн-деятельность как, закономерный продукт развития человеческой культуры. В данном контексте дизайн воспринимается как деятельность, направленная на интеграцию материальной и художественной культуры. При этом предыстория дизайна относится к сфере ремесленного и народного творчества. В рамках культурологического подхода закономерен возросший интерес к традиционному предметному миру материальной культуры и, следовательно, изменилось и определение дизайна. Дизайн — творческий процесс создания вещей, в котором эстетика определяет содержание (суть), а технология - форму вещи.
Эстетическое освоение действительности связано со своеобразным эмоционально-чувственным переживанием красоты или безобразия, совершенства или несовершенства, гармонии или дисгармонии вещей, явлений, событий, процессов окружающего нас мира. Возникая на основе чувственно-предметной деятельности, способность эстетически относиться к ее объектам возвышается над утилитарно-потребительским подходом к их восприятию, оценке и использованию. Для эстетического освоения характерно специфическое (не утилитарное) наслаждение, которое доставляет человеку деятельность, - ее предмет, процесс, результат.
Такая точка зрения наиболее точно соответствует особенностям складывающейся социально-экономической, политической, культурной ситуации в различных обществах, обладающих высоким уровнем развития социальных структур и техники. Крупные изменения, происходящие в социальных качествах предметной оснащенности бытия человека, являются важнейшими показателями грандиозного размаха, приведшего к появлению этого творческого направления в дизайне, вышедшего из художественной деятельности. Дизайн феноменально многообразен и безгранична его сила воздействия на человека. Обольщения современного социального прогресса во многом обусловлено достижениями дизайна.
Эстетическое переживание во многом определяет эффективность процесса познания, так как оно связано со способностью улавливать выразительность, органичность, гармонию исследуемого объекта в его целостности. Любой творческий акт по своей природе эстетичен: чтобы обрести способность к творчеству, надо воспитать свое эстетическое чувство, доведя его до предела всеобщности.
Из выше сказанного следует, что открытость дизайна создает возможности беспроблемного удовлетворения любых потребностей и желаний. Дизайн, развиваясь и становясь искусством освобождения и саморазвития, обогащает собственную философию и методологию. Задачей дизайна становится предельная конкретизация потребления, индивидуализация результатов проекта, внедрение в практику дизайна методов соучастия. Дизайн ставит перед собой задачи, связанные не только с решением проблем материальной оснащенности бытия, но и вполне конкретные задачи, направленные на активизацию пассивного «потребительства». Он помогает человеку ощутить насыщенность собственного существования разнообразием возможностей, помогает ощутить обладание собственным богатым воображением.
Образ, возникающий у дизайнера, тем более эстетически значим и художественно истинен, чем органичнее в этом образе воплощается общественное содержание. Современный дизайн – это не только «опредмечивание» материальных человеческих потребностей, но и «овеществление» ценностей духовных, реализация в дизайнерской форме сущностного содержания эпохи. При этом об адекватности художественного образа нельзя судить, абстрагируясь от общественно-исторических условий, в которых работает дизайнер. Ведь в художественном образе фиксируется не столько действительность как таковая, сколько отношение к ней человека.
Отражая действительность, дизайнер подходит к ней с эстетической организацией. Все идейные пласты дизайнерского произведения (философские, политические, нравственные и иные) становятся компонентами дизайнерского образа постольку, поскольку «втянуты» в сферу эстетического освоения мира. К ним можно отнести открытость дизайна всей широте социальной и личностной проблематике .
Предмет современного дизайна расширяется до проектирования социального события, конструирования стиля и образа жизни, синтезирования новых культурных, моральных, социальных ценностей. Именно поэтому онтологические и теоретико-познавательные аспекты дизайна становятся все более доминирующими, а философская методология дизайна при такой насыщенности дизайна социально-онтологическими проблемами - необходимой теоретической основой дизайнерской деятельности, позволяющей адекватно осмыслить, с одной стороны, уже функционирующие в дизайне научные, культурологические, искусствоведческие и другие практические его модели, а с другой, философский анализ онтологических и теоретико-познавательных проблем дизайна позволяет существенно оптимизировать социальную природу и социальные функции дизайна.
дипломов
Оставить комментарий