Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 03 мая 2011 г.)

Наука: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Самкова М.А. ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ И ТАКТИК В КИНОДИСКУРСЕ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ И ТАКТИК В КИНОДИСКУРСЕ

Самкова Мария Андреевна

аспирант ЧелГУ, г. Челябинск

Разнообразные коммуникативные стратегии и тактики могут быть использованы в нескольких сферах жизни. Лучше всего коммуникативное воздействие изучено в политической и рекламной сфере. Помимо этого, коммуникативные стратегии играют значительную роль в судопроизводстве и психотерапии. Очевидно, что коммуникативное воздействие эффективно во всех видах словесных искусств – литературе, кинематографе. Но именно в последнем продуктивность коммуникативных стратегий и тактик мало изучена.

Кроме того, существует такая проблема, как отсутствие единой классификации стратегий и тактик, недостаток четких и однозначных определений. По мнению О.С. Иссерса, «исчерпывающая классификация частных стратегий представляется весьма затруднительной в силу многообразия самих коммуникативных ситуаций» [5, с. 18].

Мы рассмотрели несколько точек зрения на понятия «стратегия» и «тактика» (Борисова И.Н., Иссерс О.С., Клюева Е.В., Костомарова В.Г., Романов А.А.). Проанализировав данные точки зрения, мы пришли к выводу, что стратегию можно определить как совокупность вербальных и невербальных средств, соотносимых с планом достижения коммуникативной задачи и локальных коммуникативных целей, а тактику – как конкретные пути и способы достижения поставленных коммуникативно-прагматических целей, способствующие реализации стратегии [1, с 3].

О.С. Иссерс считает, что основной целью описания стратегий является выделение типовых тактик, реализующих ту или иную стратегию. «Именно тактики производят впечатление действительно доступных изучению единиц – по-видимому, они и являются практическим инструментом говорящего» [5, с 20]. Он также выделяет класс прагматических (коммуникативно-ситуационных) стратегий, к которым относятся: с типологической точки зрения - общие и частные стратегии; с функциональной точки зрения - основные (семантические, когнитивные) и вспомогательные стратегии. Общая стратегия обычно реализуется через частные (так, например, общая стратегия дискредитации реализуется в частных стратегиях обвинения, оскорбления, насмешки). Основная стратегия является наиболее значимой с точки зрения иерархии мотивов и целей. Вспомогательная стратегия способствует эффективной организации речевого взаимодействия, оптимальному воздействию на адресата.

Другие исследователи предлагают разделять стратегии на основании таких критериев, как сотрудничество, соперничество и конфликт. Исходя из этого, стратегии могут быть кооперативными и некооперативными. К кооперативным стратегиям относят: информативную стратегию, которая, в основном, реализуется посредством тактик установления, поддержания и прерывания речевого контакта, тактик запроса информации и информирования. Кроме того, существует аргументативная стратегия, которая реализуется через тактики генерализации, проведения аналогии, ссылки на авторитет, противопоставления, описания позитивной перспективы, поэтапной мотивации. И побуждающая стратегия, которая воплощается через тактики непосредственной или скрытой каузации. Стратегия компромисса осуществляется тактиками убеждения, проявления сочувствия, внимания, согласия. В рамках некооперативных стратегий выделяют стратегию конфронтации, которая реализуется как манипулятовное давление тактиками отказа от действия, упрека, угрозы, проявления неуважения; как речевая агрессия – тактиками оскорбления, намека, иронии, угрозы и другие.

В качестве принципа данной классификации коммуникативных стратегий и тактик выступает основание, которое учитывает направленность сообщения на партнера по коммуникации или против него. Некоторые же исследователи учитывают также случаи игнорирования собеседника и добавляют к стратегиям кооперации и конфронтации стратегию дистанцирования, в соответствии с нейтральной направленностью сообщения [4, с. 13].

Выбор тех или иных коммуникативных стратегий и тактик позволяет говорить о наличии у коммуниканта определенного коммуникативного стиля (доминантный, демонстративно-эмоциональный, абстрактно-лаконичный, адаптирующийся, поучительный, ироничный). Например, доминантный коммуникативный стиль характеризуется частым употреблением стратегий и тактик требования ответа, приказов; демонстративно-эмоциональный стиль – использованием разных тактик одобрения и восхищения, позитивно и негативно настроенных обращений, сопровождающихся выражением позитивных и негативных эмоций; абстрактно-лаконичному стилю соответствует использование стратегий и тактик негативной самопрезентации, краткого ответа, отстраненности, нейтральности [3, с. 81].

В данной статье нас интересуют те стратегии и тактики, которые присущи кинодискурсу, в частности, научно-популярным фильмам.

Для этого подробнее рассмотрим отдельный жанр кино – документальный, научно-популярный фильм. По мнению известного кинодокументалиста Хью Бедли «Задача документального кино – рассказать нам о мире, в котором мы живём» [2, с. 7]. Научно-популярный фильм – это жанр кинодокументалистики, задачей которого является обнародовать научные сведения, факт и результаты исследований, описать на уровне общих понятий научные гипотезы, идеи, открытия, взгляды. Научно-популярные фильмы могут касаться как уже хорошо изученных вопросов, так и находящихся в процессе разработки, «на острие» науки. Таким образом, научно-популярные фильмы также популяризируют (пропагандируют) зрителям научный подход для восприятия окружающей действительности.

В научно-популярном фильме могут использоваться данные нескольких наук. Однако, среди них одна является основной, а остальные – дополняющими (аргументирующими и оппонирующими). Предметом такого фильма может быть и междисциплинарная полемика.

Существует несколько видов научно-популярных фильмов: научно-публицистические очерки, фильмы-дискуссии и фильмы-исследования, рассказывающие о путях развития науки, о специфике научного творчества, о стиле работы того или иного исследователя.

Автор научно-публицистических фильмов, как правило, активно отстаивает свои взгляды на те или иные явления, происходящие в науке, размышляет о значении конкретного научного открытия, о его месте в общей картине мира.

Научно-популярные фильмы сосредотачивают внимание на научной стороне мышления, на достижениях наук и вырабатывают научный подход к жизни.

Итак, научно-популярные фильмы выполняют ряд задач:

  • популяризация науки,
  • распространение знаний,
  • воспитание научного мировоззрения,
  • пропаганда.

Создатели изучаемых нами научно-популярных фильмов Секрет, Кроличья нора, Здесь курят, Дух времени и сериалов Теория лжи, Доктор Хаус преследуют следующие коммуникативно-прагматические цели:

  • изменение взглядов адресата,
  • убеждение в приемлемости определенных положений,
  • доказательство истинности обсуждаемого понятия,
  • контроль за сознанием адресата с целью внесения возможных изменений в его модель мира.

По нашему мнению, все вышеперечисленные цели соответствуют одной стратегической цели – осуществлению убеждающего воздействия. Достигается эта цель благодаря следованию различным тактикам, которые необходимы для использования достоверных, непротиворечивых аргументов, их последовательному и логичному представлению, наличию явной логической связи между доводами и тезисом. Проведенный нами анализ англоязычных научно-популярных фильмов позволяет утверждать, что в кинодискурсе можно выделить одну общую коммуникативную стратегию осуществления воздействия, для реализации которой необходимо использовать ряд тактических приемов, выполняющих различные коммуникативно-прагматические функции и характеризующихся своими языковыми реализациями.

Рассмотрим выделенные нами коммуникативные тактики, присущие кинодискурсу, а также их возможные лингвистические указатели. Для увеличения потенциала сообщения создатели научно-популярных фильмов прибегают к тактическим приемам ссылки на авторитет и обращения к личным примерам, статистике, результатам исследований: например, фильм Секрет построен на высказываниях авторитетных источников - ученых. В данном случае мы наблюдаем, что создатели фильма ссылаются на конкретных исследователей (философ Bob Proctor, целитель Bill Harris, доктор физики Fred Alan Wolf). При этом использование цитат делает аргументацию более сильной. Стоит заметить, что ссылка на авторитетное мнение или цитирование экспертов используется с целью поддержать и сделать весомее пропагандируемую мысль. Часто создатели научно-популярных фильмов выражают тезис и обосновывают его, но делают это без выражения субъективной точки зрения, а лишь ссылаясь на третьих лиц.

В отношении тактического приема, когда приводятся конкретные примеры, статистические данные и цифры, можно утверждать, что все эти данные делают аргументацию более наглядной и убедительной.

Также для большей убедительности создатели кино прибегают к демонстрации примеров невербальной коммуникации, как, например, в сериале Теория лжи:

– Он задрал подбородок, – сказал Лайтман. – Злится. – Сильно, – кивнула Фостер. – Он должен быть в восторге, почему же он втайне злится?

 – Я замечаю лжецов, ты у нас отвечаешь за чувства и эмоции, – резюмировал Лайтман.

Благодаря тактике компромисса создатели могут частично признавать приемлемость обговариваемого вопроса, что делает их более дипломатичными, несмотря на то, что своей точки зрения при этом они не меняют: «У каждого есть право выбора. Все мы знаем, что курить вредно, но курить или не курить, покупать ванильное мороженое или шоколадное - это наш выбор» (Здесь курят).

В целях создания впечатления непринужденной беседы, разговора с адресатом напрямую, подготовки его к восприятию представленной информации создатели научно-популярных фильмов часто прибегает к тактическим приемам интимизации, то есть непосредственного обращения к адресату, и консолидации, выполняющих контактоустанавливающую функцию. Употребление личного местоимения Вы указывает на использование тактики интимизации: «А теперь с тайной познакомитесь и Вы!» (Секрет).

Иногда, чтобы усилить аргументативную силу послания, создатели могут использовать тактику вывода, которая может реализовываться посредством употребления вводных слов - итак, таким образом, иными словами, следовательно: «Таким образом, мы невольно приобщаемся к мировой культуре, к мудрости, которая накапливалась веками» (Дух времени)

Подводя итоги, следует указать, что обзор существующих коммуникативных стратегий и тактик показал, что единой, исчерпывающей классификации стратегий и тактик не существует: стратегии либо дополняют друг друга, либо различаются в зависимости от критерия, положенного в их основу.

Проведенный анализ показал, что для реализации данной стратегии создатели научно-популярных фильмов прибегает к целому набору разнообразных тактических приемов:

  • использование образа авторитетного лица,
  • обращение к примерам и статистике,
  • демонстрация примеров невербальной коммуникации,
  • создание видимости компромисса,
  • непосредственного обращения к адресату,
  • представление вывода.

Таким образом, выбор того или иного коммуникативного приема зависит от многих факторов: коммуникативно-прагматических целей создателей фильма, от социально-ролевых, профессиональных, психологических и других характеристик как адресанта, так и адресата, и, безусловно, от коммуникативной ситуации.

 

Список литературы

  1. Богачева М.В. Аргументативная коммуникативная стратегия и тактические приемы ее реализации в русском языке. Вестник Днепропетровского национального университета имени Олеся Гончара 2010 – 9 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/natural/vdpu/Movozn/2010_16/article/9.pdf
  2. Бэдли Х. Техника документального кинофильма: пер. с англ. [Текст] / Х. Бэдли – М.: Искусство, 1972 – 240 с.
  3. Горячев А. А. Опыт моделирования речевого воздействия в рекламе // Коммуникативные исследования 2006: Научное издание / Науч. ред. И.А. Стернин. – Воронеж: Истоки, 2006. – C. 80–85
  4. Жданова Е.В. Взаимодействие речевых стратегий и психолингвистического типажа коммуникантов (на материале русской и английской литературы конца XIX в.– конца XX в.): автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук [Текст] / Е.В. Жданова – Краснодар, 2008. – 24 с.
  5. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи [Текст] / О.С. Иссерс – Омск, 1999. – 284 с.
  6. Певнева И.В. Коммуникативные стратегии и тактики в конфликтных ситуациях общения обиходно-бытового и профессионального педагогического дискурсов русской и американской лингвокультур: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. Кемерово, 2008 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kemsu.ru/%5Cabout%5Cdissov%5C1%5Cpevneva.doc.
  7. Романов А.А. Системный анализ регулятивных средств диалогического общения [Текст] / А.А. Романов – Калинин: КГУ, 1988. – 115 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.