Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 15 июля 2020 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Инновационные процессы в образовании

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Христолюбова Т.П. СТУДЕНТЫ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ПРОБЛЕМЫ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 7(35). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 11-15.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СТУДЕНТЫ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ПРОБЛЕМЫ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Христолюбова Татьяна Павловна

канд. искусствоведения, преподаватель, Ленинградский областной колледж культуры и искусства,

РФ, г. Санкт-Петербург

STUDENTS OF CREATIVE SPECIALTIES AND PROBLEMS OF VISUAL CULTURE

 

Tatiana Khristolyubova

PHD in Art History, Lecturer Leningrad Regional College of Culture and Art,

Russia, St. Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются проблемы преподавания дисциплины «История искусств» для студентов, получающих среднее профессиональное образование по специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность. Автор анализирует работы студентов, выявляя их заинтересованность в изучении того или иного периода, стиля или художника.

ABSTRACT

This article discusses the problems of teaching the discipline "History of Arts" for students receiving secondary vocational education in the specialty 51.02.02 Sociocultural activity. The author analyzes the work of students, revealing their interest in studying a particular period, style or artist.

 

Ключевые слова: визуальная культура, учебная дисциплина «История искусств», среднее профессиональное образование, отечественное искусство.

Keywords: visual culture, discipline “History of Art”, secondary vocational education, Russian art.

 

Знакомство с художественными произведениями разных видов искусств положительно влияет на формирование личности обучающихся в рамках гуманистической образовательной парадигмы. Особенно важное значение данная дисциплина имеет для студентов творческих специальностей, например, получающих образование по специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность. Можно согласиться с мнением Н.А. Барминой о том, что «развитие визуальной культуры студентов в процессе изучения дисциплины «История искусств», приобщение их к культурным ценностям, которые накопило человечество, должны скорректировать неупорядоченность информационных визуальных потоков, которую в процессе глобализации социально-культурного пространства привносит массовая поп-культура» [1, c. 237].

Дисциплину «История искусств» студенты, обучающиеся по данной специальности в Ленинградском областном колледже культуры и искусства, изучают в течение двух семестров на первом году обучения. Ежегодно результаты входного контроля студентов показывают, довольно разный уровень базовых знаний по данному предмету: кто-то имеет за плечами художественную школу или школу искусств, а кто-то ни разу не был в Государственном Эрмитаже. Это обстоятельство создает трудности при объяснении материала и поддержании на одинаковом уровне учебной мотивации студентов. Е.Л. Трушникова, говоря о современной ситуации в образовании, констатирует, что в процессе преподавания истории искусств основная задача заключается не столько в знакомстве с материалом как таковым, сколько в воспитании навыка осмысления и комментирования полученной информации. «Преподаватель уже не жрец, хранитель тайного знания, – знание в общем доступе, в сети, а скорее медиум, проводник по долгим, если не бесконечным лабиринтам мира культуры» [3, c. 118], -- говорит исследовательница. Действительно, современное поколение студентов, выросшее на визуальной культуре социальных сетей уже сложно удивить изображением. Их нужно учить понимать и анализировать картину, даже если она не «трогает душу» с первого взгляда.

Заканчивая курс обучения по предмету, студенты усваивают основные имена художников, архитекторов, скульпторов, их главные работы, а также получают представление о развитии художественных стилей, направлений, течений. Обучающиеся знакомятся как с работами зарубежных мастеров, так и с произведениями русских художников. История отечественного искусства изучается во втором семестре, и в конце периода обучения по предмету студенты выполняют творческое задание: составить ТОП-5 их любимых картин из собрания Русского музея, оформить этот список в виде презентации, к каждой картине приложить описание: указать автора, название, год создания, почему она вошла в данный рейтинг и почему она занимает в нем соответствующее место. Такой вид работы вдохновляет студентов, учит формулировать высказывание и позволяет им осмыслить художественное наследие отечественных мастеров.

В данной статье хотелось бы поделиться результатами последнего такого задания, выполненного студентами, обучающимися по специальности «Социально-культурная деятельность» в 2019-2020 учебном году. Работы, выбранные студентами для данного задания, относятся к XIX и XX векам (причем практически поровну – 47 и 48 упоминаний соответственно). Лидером по количеству упоминаний (10) является А.И. Куинджи. Девять раз упоминаются работы И.К. Айвазовского и Н.К. Рериха. Восемь раз упоминается И.Е. Репин, шесть – К.П. Брюллов (см. Таблицу 1).

Таблица 1.

Данные студенческого рейтинга картин из собрания Государственного Русского музея

Художник

Количество упоминаний

А.И. Куинджи

И.К. Айвазовский

Н.К. Рерих

И.Е. Репин

К.П. Брюллов

М.А. Врубель

П.П. Кончаловский

К.С. Петров-Водкин

А.А. Сундуков

Б.М. Кустодиев

А.А. Пластов

П.А. Федотов

Г.И. Семирадский

А.П. Ткачев, С.П. Ткачев

Н.И. Альтман

10

9

9

8

6

4

4

3

3

3

2

2

2

2

2

В таблице представлены фамилии художников, которые упоминаются в рейтинге более одного раза

 

Первое место наиболее часто (7 упоминаний) занимает в рейтинге студентов работа И.К. Айвазовского «Девятый вал» (1850), что ожидаемо, так как художник на сегодняшний день является разрекламированным и весьма узнаваемым у юношеской аудитории (здесь можно вспомнить популярную мультимедийную выставку «Айвазовский. Ожившие полотна»). Чаще на первом месте оказывались работы XIX века (13 против 6), второе же место скорее присуждали работам века ХХ (12 против 7).

Если И.К. Айвазовский был представлен в рейтинге практически только одной своей картиной, то творчество других художников представлено более разнообразно. У К.П. Брюллова помимо его знаменитой работы «Последний день Помпеи» (1833) некоторыми студентами была отмечена картина «Итальянский полдень» (1827), у А.И. Куинджи в рейтинге фигурировали две картины: «Лунная ночь на Днепре» (1880) и «Радуга» (1900 - 1905), у Н.К. Рериха – такие работы как «Помни!» (1945), «Небесный бой» (1912), «Заморские гости» (1902) и «Звездное небо» (1914). М.А. Врубель представлен в рейтинге двумя работами: «Шестикрылый Серафим» (1904) и «Демон летящий» (1899).

Широким жанровым разнообразием отличаются представленные в рейтинге работы И.Е. Репина: это и «Портрет А.Г. Рубинштейна» (1887), и натюрморт «Яблоки и листья» (1879), и жанровые картины «Проводы новобранца» (1879), «Какой простор!» (1903), и написанная на мифологический сюжет «Садко» (1876), и выполненная в историческом жанре работа «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» (1888), и даже групповой портрет «Торжественное заседание Государственного совета» (1903). Это лишний раз подчеркивает, насколько многогранно творчество этого художника и какой неоценимый вклад внес И.Е. Репин в историю отечественного искусства. Можно согласиться с А.Н. Бенуа, который писал об И.Е. Репине: «...Значение Репина в истории русского искусства, разумеется, громадно. <...> Сила его таланта настолько велика, что она все же проявилась с удивительной мощью и, несмотря на все преграды, лежавшие в условиях времени и в самой личности Репина. Картины Репина все же настоящие картины: рассказы, уроки, вложенные в них, сбивают, портят, но не уничтожают истинно художественного впечатления. Репин вполне живой, жизненный и если не «великий», то хороший, большой, славный художник. Не будь его, все передвижническое дело прошло бы бесследно. Передвижники победили Академию, но только Репин указал силой своего таланта дальнейший путь к живописной красоте» [2, c. 185].

Можно сделать вывод, что студентов привлекает романтический характер работ художников XIX века (И.К. Айвазовский, К.П. Брюллов, А.И. Куинджи) и чувственность, мистицизм, тайна в картинах художников ХХ столетия (Н.К. Рерих, М.А. Врубель, П.П. Кончаловский). Кажется, что большинство студентов, создавая данный рейтинг, руководствовались в большей степени чувственно-эмоциональным восприятием работ, чем знаниями по истории искусства. Однако данный вывод следует рассматривать в положительном ключе. Хотелось бы согласиться с мнением А.И. Щербаковой о важности эстетического переживания в процессе формирования личности человека, стремящегося «постичь всю полноту жизни, меру личной ответственности за все происходящее в окружающем мире» [4]. Можно полагать, что подобного рода задание, в котором студенты могут почувствовать себя художественными критиками и высказать свою точку зрения по вопросам искусства, может подстегнуть их интерес к дальнейшему изучению творчества отдельных художников и художественно-исторического процесса в целом.

 

Список литературы:

  1. Бармина Н. А. Педагогическая модель формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля в процессе изучения дисциплины «Истории искусств» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. №4 (66). С. 233-238.
  2. Бенуа А.Н. История живописи в 19 веке. Русская живопись / Александр Бенуа. [Ч. 2]. - Санкт-Петербург: Знание, 1902.
  3. Трушникова Е. Л. Визуальная культура в контексте истории искусств // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. №2 (32). С. 115-121.
  4. Щербакова А. И. Эстетическое переживание в иерархии ценностей современного человека // Наука и современность. 2014. №27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskoe-perezhivanie-v-ierarhii-tsennostey-sovremennogo-cheloveka (дата обращения: 01.07.2020).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.