Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 15 июля 2020 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Теория и методика дополнительного образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Корнилова Т.А. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 7(35). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 74-77.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Корнилова Татьяна Алексеевна

преподаватель, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская художественная школа «Весна»,

РФ, г. Бердск

В наше время быстрые темпы изменений в обществе, с социальной точки зрения диктуют потребность в изучении и принятии новых решений в педагогике и психологии. Меняются стандарты учебных  образовательных программ, подходов к изучению феномена творческой деятельности младших школьников. Современное общество нуждается в креативных и свободно мыслящих людях. Именно младший школьный возраст является проводником к становлению творческой и образованной личности. В этот период закладывается  тенденция либо к шаблонному мышлению, либо  уникальному и нестандартному. По сравнению с дошкольниками, младшие школьники обладают более сформированными процессами мышления, речи, воображения. Это является благоприятной средой для реализации творческой деятельности. Мышление младших школьников намного свободнее, чем мышление детей среднего возраста. Оно еще не привязано к рамкам и не носит стереотипный характер. Необходимо поддерживать и развивать эту данность. В возрасте 7-10 лет способность к воображению принимает интенсивный характер развития. Если в дальнейшем снизить активность развития воображения, это приведет к уменьшению способности фантазировать. Далее следует процесс угасания интереса и к творчеству, и к науке, и в целом к образованию.

При рассматривании феномена детской деятельности с позиции новизны и значимости,  ее сложно назвать творчеством. Рисунки, поделки детей — это не произведения искусства, они не имеют художественной ценности. В связи с этим, существовало целое направление в психологии и педагогике, которое отрицало возможность творчества в младшем школьном возрасте.

Однако было много ученых, которые придерживались другого мнения. Понимание детского творчества  позиционировалось как нечто совершенное  в своем роде. Детская продукция  являлась  конкретным воплощением родового опыта.

Своеобразным проявлением той же позиции стала дискуссия, развернувшаяся в шестидесятых годах на страницах журнала «Творчество», открывшаяся статьей известного художника Н. Н. Жукова «Нет, это искусство». Художники выступили против  всякого  обучения малышей, обосновав это очевидными потерями в детском творчестве. В результате  дискуссии большинством была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребенка правомерно использовать термин «творчество», ограничивая его словом «детское» [3].

В последние годы признана позиция безоговорочного признания самоценности детского творчества. Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы — понимания психологии детства, смысла и значения этого периода в жизни человеческого общества. Пересмотрены  отношения между миром взрослых и миром детства. Детское творчество имеет право на существование наравне с творчеством взрослых. Не следует понимать детство только как подготовку ребенка к взрослой жизни, а отношение к нему взрослых — только в плане обеспечения постепенного взросления детей [2].

Развитие творческих способностей необходимо изучать в контексте их сочетания с креативностью , интеллектом, а также личными особенностями. Для достижения их успешного развития необходимы условия.

Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности является атмосфера творчества. Необходимо вызвать  такое состояние у детей, когда активированы их чувства, воображение. Чем  выше увлечен ребенок тем, что он делает, тем успешнее результат.  При этом  чувствовать себя он должен  свободно,  комфортно, раскрепощено. Такую возможность дает атмосфера доверия,  сотрудничества, поддержки его при неудачах, веры в силы ребенка и радости его достижениям. Многие педагоги опускают этот момент, что приводит к снижению заинтересованности к отдельным занятиям и  творчеству вцелом. Комплексное и системное использование методов и приемов позволяет обогатить профессиональную деятельность педагога [6].

Мотивация является существенным условием творческой активности ребенка. Она реализуется путем предложения действенных мотивов и подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым.

Дети очень нуждаются в бережном отношении к процессу создания ими художественной работы и в позитивной реакции на результат этой работы.

Способствует благоприятному ходу учебного процесса также материальное и техническое оснащение. Разнообразие основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним стимулируют творческую активность детей [4].

Большое значение в процессе обучения  имеют для ребенка учебно-познавательные мотивы.  Мотивация – это первый компонент обучения.  Если она формируется у ученика, его учебная работа становится более осмысленной и носит продуктивный характер. Многие педагоги допускают  огромную ошибку,  игнорируя работу с мотивацией учащихся. Учащийся должен быть заинтересован не только в результате, но и в самом процессе, как в способе достижения нужного результата. Существует даже мнение, что ребенку полезно позитивное отношение к самому процессу, нежели к результату [1].

Второй компонент – учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие  способы действия. Развивающее обучение предполагает совместное «открытие» и формулирование детьми и учителем  способа решения целого класса задач. Существует тонкая грань между чрезмерным усложнением поставленных задач, в результате чего задание скорее будет не выполнено, и неоправданной простотой, которая не будет способствовать развитию ребенка.

Третий компонент - учебные операции. Это конкретные действия ребенка, которые направлены на поэтапное решение учебной задачи. Каждая учебная операция должна быть отработана.

Четвертый компонент – это контроль. Первоначально контроль осуществляет учитель.  Впоследствии  дети сами контролируют ход учебного процесса. Не достаточно контролировать только конечный результат. Промежуточный  контроль для ребенка имеет огромное значение.

Пятый компонент – оценка. Ребенок должен научиться  адекватно  оценивать свою работу. Учитель не должен ограничиваться только выставлением отметки. Важно отметить какие плюсы и минусы имеет работа, почему поставлена именно эта отметка и т.д.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать вывод: творчество детей младшего школьного возраста имеет свои особенности, является неотъемлемой частью в системе формирования и становления творческой личности. Обучение является живым и постоянно развивающимся процессом. Младший школьный возраст  уникальный для впитывания новой информации. По сравнению с дошкольниками, младшие школьники обладают более сформированными процессами мышления, речи, воображения

 

Список литературы:

  1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. – М., Просвещение, 1984
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.- М., Просвещение, 1997.-96с
  3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя. М., Просвещение, 1991.-159с
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., Педагогика,1989
  5. Дрезнина М.Г. Каждый ребёнок – художник. М., ЮВЕНТА, 2002
  6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М., Академия, 2008
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.