Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIX Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 14 октября 2020 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Инновационные процессы в образовании

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Барченко О.П., Барченко А.В. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ОСВОЕНИЮ ГИТАРЫ. ГИТАРА В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XXXIX междунар. науч.-практ. конф. № 10(37). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 10-13.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ОСВОЕНИЮ ГИТАРЫ. ГИТАРА В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Барченко Ольга Павловна

преподаватель по классу гитары, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 3»,

РФ, г. Старый Оскол

Барченко Анатолий Владимирович

преподаватель по классу гитары, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 2»,

РФ, г. Старый Оскол

Ключевые слова: Дошкольное образование в классе гитары, методические пособия для детей дошкольного возраста.

 

Совершенствование форм обучения – одно из важнейших условий повышения эффективности музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Не вызывает сомнений, что для гармоничного музыкального развития ребенка и развития личности в целом необходимо применять систему занятий, включающую в себя различные типы и виды. В связи с этим, преподаватель музыки должен в своей работе варьировать разнообразные занятия, хорошо зная их специфику.

В каком возрасте начинать учить детей играть на гитаре – это проблема, в последние годы интенсивно обсуждается преподавателями-гитаристами на различных семинарах и музыкальных фестивалях.

Дошкольное детство – наиболее сензитивный возраст для восприятия основ любых знаний, умений и навыков. Но только по отношению к инструментальному исполнительству как в названии книги известного Японского новатора в сфере раннего развития Масару Ибуки «После трех уже поздно!».

Не впадая в такую крайность, обратимся к анализу опыта работы в дошкольных учреждениях.

Дошкольный возраст очень важен для развития эстетических чувств. Он отличается особой эмоциональностью, потребностью в ярких впечатлениях, активностью познавательного процесса.

Вопрос формирования начальных навыков игры на музыкальных инструментах в детских садах назрел давно. Для того чтобы дети приходили в музыкальную школу, хотя бы с минимальной подготовкой, педагог ДШИ организовывает группы подготовки. Здесь происходит ознакомление с музыкальными инструментами и начальными навыками игры, азами музыкальной грамоты.

Если по сольфеджионно-теоретической работе в последние два десятилетия изданы десятки и даже сотни разнообразных пособий, в которых предлагается начинать обучение как можно раньше, вплоть до грудного возраста (В.В. Кирюшин), то специальных учебно-методических пособий для детей дошкольного возраста, где были бы подобраны упражнения и пьесы для гитары, написанные с учетом возрастных особенностей, т.е. картинно-образного содержания, крайне мало.

Следует отметить сложность подготовки таких школ, поскольку педагогические задачи должны решаться в них более сложными методами, основным из которых является игровая форма, которую весьма непросто отразить на бумаге. Попробуем все-таки разобраться в этом вопросе.

Начиная обучение детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что на основе исследований выдающихся педагогов, зарубежных и отечественных психологов, физиологов, развитие рук взаимосвязано с развитием речи, мышления, а также воздействует на функции нервной деятельности. На кистях рук тоже расположено множество акупунктурных точек, массаж которых действует положительно на внутренние органы, связанные с ними рефлекторно. Выполнение упражнений гимнастики для рук дают весьма положительный результат и применяются преподавателями в начальных классах ДМШ. Дети 7-8 лет выполняя задачу уже могут оценить полезность монотонных повторов одного и того-же действия, когда как дети «дошколята» нуждаются в уроках, построенных на игровой основе и быстро отвлекаются и информация уже не воспринимается. С этой задачей поможет справится Учебно-методическое пособие «Музыкальная гимнастика для пальчиков» (М. Ковалевская). Каждое из упражнений в данном пособии построено на игровой основе и сопровождается интересной и яркой иллюстрацией по теме. Автор использует народные потешки, пальчиковые игры, песни. Из них: «Сорока-сорока», «Дождик», «В прятки пальчики». Все упражнения распложены таким образом, что в процессе выполнения ребенок учится не перенапрягать мышцы, вовремя снимать напряжение, тем самым происходит организация правильной постановки игрового аппарата. Автор рекомендует выполнять упражнения каждый день по 3-5 раз в спокойном темпе, без излишнего напряжения в мышцах с прямой спиной. Несмотря на то, что данное пособие рекомендовано для подготовки детей класса фортепиано его вполне можно применять и для подготовки будущего гитариста.

Переходя к игре на самом музыкальном инструменте стоит отметить, что изучение нотной грамоты на данном этапе будет весьма сложной задачей. Педагогу необходимо так сорганизовать процесс, чтобы с одной стороны не превращать уроки в «натаскивание», тем самым не приучить играть ребенка с рук, но и не отбить желание познать прекрасный мир звуков требованиями играть по нотам. Обучение в классе гитары подразумевает игру на открытых струнах в начальном этапе используя сначала палец «р», а затем развивая остальные. Для того, чтобы этот начальный и важный процесс был интересным и увлекательным С.В. Марышев в своем пособии начинающего гитариста «Стань виртуозом» предлагает ансамбли «Учитель-ученик», где ребенок в основном играет звуки открытых струн, а педагог основную мелодию. Тем самым такой метод взаимодействия педагога и учащегося делает учебный процесс не только интересным, но и полезным. Играя с поддержкой преподавателя, ребенок четко чувствует ритмическую основу, а звук мелодии в партии преподавателя дает ощущение полноты звучания пьесы. Представлены такие произведения как: «Восточный базар», «Кукла», «Стойкий оловянный солдатик», «Туфелька для Золушки», «В поход» и другие. Каждая песенка сопровождается иллюстрацией, что поможет создать образ исполняемого произведения. Стоит отметить, что данное пособие поможет не только начинающему гитаристу, но и продвинутому. Разделение на 8 разделов поможет овладеть инструментом двигаясь плавно от простого к сложному. Каждый раздел дает четкую задачу и примеры произведений, которые помогут в освоении какого –либо приема игры или техники.

Если говорить о дальнейшей работе в классе гитары стоит отметить, что одним из наиболее удачных пособий по гитаре для дошкольного возраста является сборник Л. Ивановой «Пьесы для начинающих. Маленькому гитаристу». Людмила Николаевна Иванова – петербургский композитор. Она считает, что много хороших произведений называются просто «пьеса» или «этюд», но детям, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте гораздо интереснее, когда, играя на гитаре, они сразу же представляют, про что они играют. Про дремучий лес или про хмурый вечер, про ежика в тумане или про то, как лифт испортился. Сборник Л. Ивановой – замечательный пример работы с детьми дошкольного возраста, когда обучение их музыке должно проводиться с преобладанием игровых форм. Поэтому очень удачны яркие и образные названия пьес, входящих в сборник. Есть здесь пьески о природе – «Дремучий лес», «Березка» «Старый дуб» и т.д., пьески о животных – «Петушок», «Медведь в берлоге», «Воробышек» и т.д., пьески-танцы – «Мазурка», «Вальс», «Полька» и т.д., пьески-картинки – «Железный дровосек», «Младшая сестренка», «Храбрый охотник» и т.д. Объем каждой пьесы – невелик, но, несмотря на это ребенок под руководством педагога может легко справиться как технически, так и свободно раскрыть образ, заложенный в каждой конкретной пьесе. Тональный план всех музыкальных номеров – несложен, в основном, это тональности До мажор и Ля минор, Соль мажор и Ми минор, Ре мажор, Ми мажор. Преобладает одноголосное изложение мелодии и лишь, начиная с середины сборника, появляются элементы двухголосия и арпеджированного сопровождения. Очень интересна сюита «Театр приехал». Она состоит из восьми частей, каждая из которых является самостоятельным музыкальным номером и перекликается со сказкой «Золотой ключик». Изучая сюиту, ребенок наглядно знакомится с исполнением произведения крупной формы.

Таким образом, можно сказать, что тема дошкольного образования детей в классе гитары изучена недостаточно, педагогу придется познавать этот не легкий процесс методом собственных проб и ошибок.  Но не смотря на всю не простоту данного вопроса стоит отметить наличие появляющихся учебно-методических пособий, сборников и нот для самых маленьких, что существенно упростит задачу педагога поселить любовь к музыке в сердце ребенка и сделать учебный процесс интересным и познавательным.

 

Список литературы:

  1. Григорович Л.О., Марцинковская Т.Д. педагогика и психология. – М.:  Гардарики, 2003. – 480 с.
  2. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Владос, 1997. – 383 с.
  3. Ковалевская М.А. Учебно-методическое пособие. Музыкальная гимнастика для пальцев. – СПб.: Союз художников, 2006. – 27 с.
  4. Иванова Л. Детские пьесы для шестиструнной гитары. – СПб: Издательство Композитор, 1998. – 22 с.
  5. Иванова Л. Легкие пьесы для гитары. – СПб: Издательство Композитор, 2004. – 26 с
  6. Марышев С.В. Стань виртуозом. Пособие для начинающих гитаристов. – Новосибирск: Книжица, 2000. – 116 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.