Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 20 мая 2020 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Современные технологии в педагогической науке

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Волошина Т.А. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5(33). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 36-41.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Волошина Татьяна Александровна

ассистент кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.ИВернадского» в г.Ялте,

РФ, гЯлта

INTERDISCIPLIC RELATIONS IN THE MUSIC-THEORETICAL CYCLE

 

Tatiana Voloshina

assistant of the Department of Musical Pedagogy and Performing Humanities and Education Science Academy (branch) of V.I. Vernadsky

Crimean Federal University in Yalta,

Russia, Yalta

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены виды и основные аспекты процесса интеграции, представлены перспективные возможности использования разносторонних межпредметных связей на занятиях музыкально-теоретического цикла в системе детских музыкальных школ; проанализированы особенности применения интегрированного обучения на уроках музыкальной литературы, сольфеджио и ритмики и доказана его эффективность; предложены практические советы для реализации задач междисциплинарных связей.

ABSTRACT

The article deals with the types and main aspects of the integration process, presents perspective opportunities for using multifaceted interdisciplinary connections in the musical-theoretical cycle classes in the system of children's musical schools; the peculiarities of the application of integrated learning in the lessons of musical literature, solfeggio and rhythms are analyzed and its efficiency is proved; Practical advice for the implementation of interdisciplinary communication tasks is proposed. Key words: integration, interdisciplinary connections, musical-theoretical disciplines.

 

Ключевые слова: интеграция; межпредметные связи; музыкально-теоретические дисциплины.

Keywords: integration; interdisciplinary connections; musical-theoretical disciplines.

 

Система художественного, в частности музыкально-педагогического образования направлена на развитие личности ученика, формирование его ценностных ориентаций, способности к ассоциациям между пространственными, временными и словесными видами искусства, воспитания творческого мышления, воображения, интеллекта. Взаимодействие музыки с другими видами искусств содержит в себе большие возможности для развития музыкальной педагогики, так как сама музыка никогда не была изолирована от всей художественной культуры. Развивая восприятия музыки в интеграции искусств, ребенок развивается как личность. Соотнося элементы музыкального языка с событиями, произношением, движениями, эмоциями, исполнением, мышлением, ученики получают умение чувствовать, мыслить и выражать себя в музыке. Это предполагает и обусловливает комплексное построение уроков музыкально-теоретического цикла и уроков музыкального искусства в целом. Следовательно, актуальность исследования заключается в необходимости разностороннего раскрытия содержания процесса интеграции и освещения его особенностей в контексте изучения музыкально-теоретических дисциплин. Главным средством осуществления межпредметных связей выступает интеграция [3, с.40].

Интеграция (от лат. Integrum – целое, лат. Integratio – восстановление) – в переводе с латинского языка – воспроизведение, объединение частей в единое целое.

Относительно учебного процесса понятие "интеграции" может принимать два значения: во-первых – это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция может рассматриваться как цель обучения), во-вторых – это поиски общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения). Межпредметным связям как основе целостного восприятия и познания мира, а также методического средства учебно-воспитательного процесса посвятили свои исследования Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский. Раскрытию разносьоронних аспектов процесса межпредметности посвящено содержание многочисленных научных исследований и современных ученых, в частности работы Максимовой В. Н., Ростовского А. Я., Рудницкой А. П. [3, с.40], Стрихар А. И. [5, с.57], Холоденко В. А. Однако до сих пор нет исчерпывающего комплексного исследования, посвященного интеграции знаний именно на занятиях музыкально-теоретических дисциплин. Цель статьи заключается в теоретическом обосновании и выявлении практических форм внедрения в процесс изучения предметов музыкально-теоретического цикла межпредметных связей.

Учебно-воспитательные задачи, которые решают преподаватели ДМШ, в своей основе единые для всех предметов. Это воспитание интереса и любви к музыке, расширение музыкального кругозора, отношение к разносторонним знаниям о музыке, формирование активных музыкально-слуховых представлений и развитие практических музыкальных навыков – исполнительских, слуховых, аналитических.

Через интеграцию музыкально-теоретических дисциплин со специальностью (игра на инструменте, дирижирование или сольное пение) можно добиться осуществления взаимосвязи между ними и сформировать у учащихся навыки грамотного разбора нотного текста, его интерпретации и в дальнейшем успешного сценического исполнения программы [3, с.40].

Использование на уроках сольфеджио и музыкальной литературы материала по специальности (также сольного пения, дирижирования) решает следующие задачи: обогащение музыкального опыта учащихся; иллюстрация нового теоретического материала доступным, возможно, знакомым музыкальным материалом (также в исполнении самих детей) быстрое и качественное запоминание нотного текста; понимание элементов музыкального языка во взаимосвязи с жанром и формой; взаимодействие теоретических знаний и практических навыков; ученики становятся более инициативными и самостоятельными.

Большинство вопросов можно построить так, чтобы они апеллировали к воображению, фантазии, наблюдательности ученика и делали даже техническую работу над нотным текстом интересной и увлекательной для ученика. Например: «обратил ли ты внимание на то, как изменилось звучание?», «Как ты считаешь, какими средствами композитор достиг этого контраста?», «Почему, по-твоему, композитор именно так назвал произведение (выбрал такой жанр, форму?)»,«соответствуют ли динамические оттенки гармонии произведения?»,«Что хотел этим средствами подчеркнуть композитор?» и т.д. Для развития тембрового слуха (особенно в полифонических произведениях) интересной будет задача представить фортепианное или хоровое произведение в инструментальном исполнении [2, с.428].

Для осуществления внутрипредметной интеграции дисциплин теоретического цикла и специальности применяют следующие формы работы [5, с.57]:

Сольфеджио и ритмика:

- из произведений по специальности можно выбрать образцы для слухового анализа, музыкального диктанта и чтения нот с листа;

- навыки, полученные на уроках специальности, помогают ученикам на занятиях по сольфеджио в выполнении таких задач как: транспонирование, подбор мелодий на слух, подбор аккомпанемента, чтение нот с листа [1, с.41].

- музыкальная литература:

- сообщение о музыкальных инструментах, ансамблях, оркестрах, хорах, размышления об исполнителях, дирижерах, композиторах, их музыка, о музыкальном искусстве в целом;

- анализ музыкальной формы и средств выразительности произведений, выполняют ученики.

Относительно объединения хора и музыкальной литературы, можно разбирать стилистику композиторского письма хоровых произведений, особенности эпохи, в которой жил композитор, его профессиональное становление; форму и основные средства музыкальной выразительности композиций. Те же задачи можно решать через изучение и анализ репертуара ансамблей, оркестров. В таком случае следует обращать внимание и на тембровые особенности произведений.

В образовании музыкальной школы может быть использована и межпредметная интеграция, то есть сочетание различных видов искусства. Интеграцию фольклора и музыкальной литературы с танцем можно осуществить через такие формы: использование танцевальных движений, которые подходят к тому или иному музыкальному фрагменту; пластические этюды; музыкально-танцевальные игры; инсценировки [5, с.58].

Связь сольфеджио и ритмики с танцем реализуется через следующие задачи: пластическое интонирование – движения рук, которые подражают мелодии (при работе над диктантом, разучиванием песни, анализом фрагмента, при изучении средств музыкальной выразительности) ритмично координационные упражнения – движения группами или индивидуально под музыку конкретными ритмическими формулами [1, с.41].

Связь музыкальной литературы с изобразительным искусством отображается через: выбор из предложенных образцов живописи варианта, который наиболее ярко отражает образное содержание музыкальной композиции; или наоборот, выбранного изображения выбрать соответствующий музыкальный фрагмент; передачу настроения музыки через изобразительное творчество учащихся.

Аналогичные формы работы можно применять при изучении музыкальных произведений на уроках специальности. Это будет способствовать заинтересованности репертуаром и обогатит его образное исполнение [5, с.58].

Взаимосвязь сольфеджио, сольного пения, дирижирования, хора и литературы предполагает анализ мелодических, ритмических, динамических, языковых акцентов при разборе вокальных произведений; сведения о сюжетах опер, оперетт, ораторий, романсов, написанных на литературные тексты известных поэтов и писателей [4, с.79].

Связь музыкального искусства с историей: биографии композиторов и их музыкальные творения (среди них особенно те, которые посвящены выдающимся личностям и важным историческим событиям), сведения о стиле и жанре всегда отражают в себе историческое лицо эпохи, мораль и идеологию тогдашнего общества.

Преподаватели могут объединить уроки дирижирования, хора, специальности, сольного пения, ансамблей, теоретического цикла на основе интеграции музыки и иностранных языков. Ведь ученики должны владеть элементарной терминологией, касающейся темпов, особенностей звука, штрихов, иногда названий произведений и при изучении биографий и творчества зарубежных композиторов.

Очевидно открыта еще в древние времена связь музыки и математики. На занятиях ритмики, дирижирования, специальности, сольфеджио много элементов, которые необходимо считать: количество тактов, фраз, ступеней гаммы, октав на клавиатуре и других инструментах, линии на нотном стане, дополнительные линии нот, количество тонов и ступеней в интервалах, количество знаков при ключе в тональностях, аппликатурные обозначения и т.д [1, с.41].

Итак, в современной системе образования межпредметные связи стали важным принципом обучения. Форма реализации межпредметных связей между музыкальными дисциплинами – это интегрированные уроки.

 

Список литературы:

  1. Нижник А. А. Интеграция систем музыкального воспитания в общеобразовательной школе: Автореф. дис. на получение наук. ступ. канд. пед. наук: спец. 13.00.02 «Методика преподавания музыки и методика музыкального воспитания» / А.А. Нижник. – М. - 1996. – 41 с.
  2. Пляченко Т. М. Подготовка будущего учителя музыки к работе с ученическими оркестрами и инструментальными ансамблями: [монография.] / Т.М. Пляченко. – Кировоград: Имекс-ЛТД, 2010. – 428 с.
  3. Рудницкая А. Интегративные связи в преподавании предметов художественно-эстетического цикла / А. Рудницкая // Начальная школа. – 2001. – № 5. – С. 40.
  4. Ращепкина Л. Г. К вопросу о интеграции в образовательном процессе ДМШ [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (Г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). – СПб .: Свое издательство, 2015. – С. 79-81.
  5. Стрихар А. И. Применение принципов интеграции в образовательном процессе обучения музыкальному искусству / А.И. Стрихар // Украина научная: материалы Девятой Международной научно-практической интернет-конференции. – М., 2012. - Ч. ИИИ. – С. 57-59.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.