Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 13 апреля 2020 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Теория и методика дополнительного образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Филиппова Л.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА – ОДНА ИЗ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 4(32). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 52-57.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА – ОДНА ИЗ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ

Филиппова Лариса Владимировна

преподаватель, МУДО Детская школа искусств №1,

РФ, г. Балашов

Музыка, подобно дождю, каплей за каплей

просачивается в сердце и оживляет его.

Ромен Роллан

 

Формирование личности ребенка является одной из главных целей в воспитании учащихся детской школы искусств.

В жизни общества все более возрастает роль нравственных и эстетических начал. Музыка как вид искусства обладает глубоким воспитательными действием не человека, приносит прекрасное в нашу жизнь и делает нас лучше.

Еще в древние времена люди поняли, что музыка воздействует не только на психику, но и на все системы организма. Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человеческого характера, влиять на духовную сущность личности. Недаром в храмах используется хоровое пение, звучание органной музыки.  Музыкальность человека в древнем мире рассматривалась, как социальное ценное качество человека. Музицирование как форма музыкального воспитания и обучения всегда способствовало раскрытию индивидуального начала и проявления активной творческой позиции человека. Само существование музыки позволяло не только наслаждаться ею, но и побуждало человека выразить себя в ней, найти гармонию самого себя с миром.

Большинство детей, обучающихся в школе искусств, посещает занятия с большим желанием. Даже если учащиеся не делают больших успехов в концертной и конкурсной деятельности, они всей душой любят музыкальное творчество.

На протяжении семилетнего обучения, при воспитании учащихся- пианистов, можно обнаружить характерные вехи, где кристаллизуются особенности слухового, музыкального, пианистического развития школьников. Программа класса фортепиано определяет семь, восемь лет обучения, в котором выявляются не столько ступени развития учащегося, сколько система репертуарного планирования. Репертуар приходится выбирать весьма индивидуально. Основные вехи обучения состоят из двух циклов: от первого до четвёртого и от пятого до седьмого, восьмого классов. Для детей с различными музыкальными данными первые четыре класса являются периодом широкой доступности обучения. Динамика развития музыкальных данных и преобразование их в комплекс музыкально-исполнительских способностей заметна уже в двух начальных классах. А переломный момент наступает при окончании четырёхлетнего музыкального образования. Он выявляет дальнейшие возможности развития учащегося: общемузыкального и музыкально-исполнительского. Практические показатели успехов детей являются основным критерием этих неравномерностей. Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыки решаются целостно. Преподаватель самостоятельно осуществляет выбор методов обучения.

В моём многолетнем опыте работы в детской школе искусств используется ряд воспитательных технологий при обучении детей младшего школьного возраста игре на фортепиано:

- пение песен с педагогом под его аккомпанемент;

- пение изучаемых музыкальных пьес на основе народных мелодий с одновременным прохлопыванием их ритмов ладонями (необходимо для развития внутреннего музыкального слуха и чувства ритма);

- исполнение этих песен учащимися на инструменте;

- освоение нотной грамоты и постановка игрового аппарата;

- игра в карточки - раскладывание знакомых мелодий на карточках с изображением нот;

- прохлопывание ритмических рисунков;

- расстановка аппликатуры и динамических оттенков;

- определение характера исполняемых пьес;

- игра под названием: «слушаем музыку и читаем» или «слушаем и рисуем музыку»;

- обязательная составная часть урока – физкультминутки и паузы;

- использование продолжительности и чередования различных видов учебной деятельности.

План построения урока составляет преподаватель специального фортепиано. Если говорить о нормах продолжительности одного вида работы, то можно считать, что это составляет 7-10 минут. Чтобы обучение на уроке было интересным, живым, всеобъемлющим, необходимо чередовать различные виды творческой деятельности: игру гамм, арпеджио, разбор нового нотного материала, повторение уже выученных пьес, сочинение и подбор знакомых мелодий и т.д.  

Нормой является – использование не менее трёх видов деятельности за урок.

Психологический комфорт – важнейшее условие для сохранения здоровья ребёнка. Воспитание самостоятельности мышления в музыке – является главной целью всех творческих заданий. Эта цель вполне осуществимая задача. Однако для неё нужно создать специальные условия, в которых учебная деятельность станет активной, а мышление поднимется на творческий уровень.  Как результат всей работы с учащимися на уроках является концертная деятельность. Дети любят выступать перед публикой. Это значительный стимул для работы над музыкальными произведениями. Концерты учащихся моего класса регулярно проводятся в детских садах, школах, на родительских собраниях класса. Более успешные дети участвуют в различных музыкальных конкурсах, становясь их лауреатами. Ежегодным стало участие учеников моего класса в концертах Музея-заповедника С.В. Рахманинова «Ивановка». С нетерпением они ждут этих выступлений для посетителей музея в таком чудесном уголке Тамбовской области. В этих поездках, помимо творческой, профессиональной, концертной деятельности маленьких пианистов, воспитывается сплочённость учащихся моего класса не только между собою, но и с их родителями, так как обязательным условием поездки является сопровождение детей родителями. Тем самым родители глубже вникают в то, чем заняты их дети, вольно или невольно становятся соучастниками такого важного приобщения к русской музыкальной культуре. Нестандартная обстановка поездки определённым образом, воспитывающее влияет на впечатления юных музыкантов. Выступление учащихся происходит на великолепно звучащем рояле с красивым, объёмным звуком. Клавиши этого рояля знают великих исполнителей России и других стран, включая известного пианиста - виртуоза, дирижёра М. Плетнёва, Народного артиста России, пианиста, педагога Н. Луганского, а также многих других музыкантов.  Знакомство с большой, уникальной экспозицией залов Музея - заповедника С.В. Рахманинова “Ивановка” обязательно входит в регламент нашей поездки. Дети с интересом слушают экскурсовода о жизни и творчестве великого композитора, пианиста и дирижёра С.В. Рахманинова, а также знакомятся с его музыкальными произведениями в исполнении молодых пианистов, выступающих в музее. В заключительную часть поездки входит прогулка по великолепному ухоженному парку с прудом, многочисленными беседками, огромным количеством кустов разносортной сирени, деревьев, цветов, поющими птицами, словом, в первозданном, редком уголке природы, где получаешь заряд вдохновения, бодрости, красоты. После такого общения с природой, музыкой, музеем, его гостеприимными хозяевами, с любовью хранящими память о великом, одним из самых востребованных композитором в современном  мире,  учащиеся и их родители проникаются глубокому влиянию всего содержания наших поездок в уникальный заповедник, где царит муза и дух одного из самых поистине русских композиторов, который в долгие годы вынужденной эмиграции всей душой стремился в заветный уголок России: село “Ивановка” Тамбовской губернии.      

Такие поездки в моей работе отвечают основным целям работы педагога-музыканта, а именно: формирование музыкальной культуры учащихся, как части их духовной культуры; воспитание музыканта-исполнителя; ощущение значимости, красоты и важности занятий музыкальным творчеством, приобщение родителей к учебному процессу. Из этих целей вытекает ряд задач педагогической деятельности:

- стимулирование внутренней мотивации обучения;

- повышение познавательного интереса;

- формирование убеждений и эстетического вкуса;

- формирование самостоятельности в работе над музыкальными произведениями;

- развитие творческих способностей, воображения;

- овладение первичными навыками исследовательской деятельности.

Любую музыку человек «слушает сердцем». «Внешняя» музыка находит отклик в сердце человека, рождая в нем чувство удовлетворения и даже счастья. Через общение с музыкой происходит эстетическое, нравственно-духовное, патриотическое воспитание людей. При этом человек автоматически присваивает общечеловеческие ценности на подсознательном уровне. Затем на сознательном уровне происходит преобразование личности, поскольку музыкальное искусство позволяет познать, эмоционально пережить явления окружающей жизни.

Музыкальное искусство является фактором познания истины, красоты и добра. Великие композиторы — С.С.Прокофьев, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, И.С.Бах, В.Моцарт, М.И.Глинка, Л.Бетховен и многие другие в своих произведениях выражали общественное сознание эпохи, в превосходной художественной форме ставили и решали важнейшие вопросы человеческого бытия.

В современном обществе музыка занимает далеко не последнее место. Но, к сожалению, в последнее время воспитательная роль классической и народной музыки, на основе которой строится репертуар музыкальных школ, испытывает тенденцию к утере своей ценности. Сегодня многие увлечены музыкой неглубокого содержания. Школьники ориентируются в исполнителях поп-музыки лучше, чем в именах знаменитых композиторов, профессиональных музыкантов, всемирно известных исполнителях. А также, не у всех родителей учащихся детских школ искусств есть желание углублённо заниматься музыкальной культурой, поддерживая тем самым образование своих детей. Эти причины, в таких случаях, ведут к потере качественного формирования личности ребёнка. Важнейшим результатом приобщения к музыкальным ценностям является сформированность музыкально-эстетических вкусов и идеалов личности, которые являются показателем уровня ее развития.

Предметом особой заботы в формировании музыкальной культуры личности предстает развитие личностных, оценочных представлений. Таким образом, участие в музыкальном творчестве через различные формы музыкальной деятельности, высокий уровень знаний и оценочных представлений в музыке — все это ведущие признаки, определяющие уровень музыкально-культурного развития человека. Для этого большое влияние имеет подбор музыкального материала для слушания и исполнения музыки учащимися.

В аспекте вышеизложенных проблем очевидна значимость и роль педагога дополнительного образования, ведущего своих учеников к пониманию и восприятию самой жизни, не впасть в рутинность мелькающих будней, быть всегда в событиях сегодняшнего дня, в творческом поиске новых методов своей работы с учащимися. Перед педагогическими коллективами школ сегодня стоит нелёгкая задача: усиление процесса воздействия музыки на формирование личности. Необходимо остановить волну духовной опустошенности детей и молодежи. В этом большую роль может играть сотрудничество и взаимодействие между системами образования и культуры. Совместные творческие встречи, концерты, мастер-классы, музыкальные композиции принесут свои плоды в достижении цели воспитания — формировании личности ребёнка. Большую помощь в таком процессе могут оказать выпускники и воспитанники детских школ искусств своим примером и участием в мероприятиях подобного рода.

И.С. Бах сказал: «Цель музыки — трогать сердца». Достижение этой цели закономерно. Цитируя К. Орф, к выше сказанному, можно добавить: «Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, вот что создаёт атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей».

 

Список литературы:

  1. Б. Милич «Воспитание ученика-пианиста в 1-2 классах ДМШ». «Музична Украина», Киев -1977.
  2. Н.К. Смирнов «Здоровье сберегающие технологии». - М.: АРКТИ, 2003г.
  3. Методическая разработка Е.В. Ивановой (преподаватель фортепиано.) г. Самара.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом