Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 16 марта 2020 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Алламбергенов Е.К. ВОПРОСЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДАСТАНЕ «ШАРЬЯР» // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XXXII междунар. науч.-практ. конф. № 3(31). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 44-48.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВОПРОСЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДАСТАНЕ «ШАРЬЯР»

Алламбергенов Ерполат Кенесбаевич

свободный соискатель, Нукусский государственный педагогический институт имени Ажинияза,

Республика Узбекистан, г. Нукус

QUESTIONS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN EPOS "SHARYAHR"

 

Erpolat Allambergenov

graduant, Nukus State Pedagogikal Institute named after Ajiniyaz,

Uzbekistan, Nukus

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящается изучению актуального вопроса истории и теории педагогики. На основе материалов из дастана «Шарьяр» анализируются вопросы духовно-просветительского воспитания. В результате исследования делается важный вывод о том, что дастан «Шарьяр» является не только ценным литературным достоянием народного фольклора, но и эффективным, могучим средством воспитания.

ABSTRACT

The article is devoted to one of the actual issues of history and theory of Pedagogy. The issues of spiritual-educational upbringing were analyzed on the basis of the materials from an epos «Shariyar». In the result of the research the author comes to the conclusion that the epos «Shariyar» is not only the valuable literary heritage of folklore, but it is considered to be an effective and powerful means of education.

 

Ключевые слова: дастан «Шарьяр», духовно-просветительские качества, воспитанность-невоспитанность, справедливость-несправедливость, человечность-бесчеловечность, зло, ненависть, нравственность и благородность, нравственность-высокомерие, нравственность-отношение родителей.

Keywords: dastan «Shariyar», spiritual-educational qualities, well-mannered and bad-mannered, justice-injustice, humanity-inhumanity, evil, hate, morality and nobility, morality-arrogance, morality-parents’relation.

 

В любом из каракалпакских эпосов всегда есть борьба противоположных качеств, таких как воспитанность и невоспитанность, превосходство духовности и его упадок, справедливость и несправедливость, человечность и бесчеловечность.

Главная задача каракалпакских эпосов – это духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Создатель дастанов – это народ. Во всех сказаниях, созданных народом, во главу угла всегда ставилось воспитание  в людях положительных качеств.

В каракалпакском дастане «Шарьяр»  вопросы духовно-нравственного воспитания детей занимают одно из главных мест. Содержание эпоса, его сюжетные линии, всё является примером нравственного воспитания. Наряду с такими положительными качествами как нравственность, воспитанность, человечность, показаны также и отрицательные качества как невоспитанность, несправедливость, подлость, коварство [2:83-86].    

Чтобы не быть голословными приведём примеры из самого дастана. Обычно дети школьного младшего возраста всегда стараются вести себя положительно, быть примером среди сверстников. Все чему учатся они сравнивают с реальностью. Отрицательные образы дастана – злая старуха Мастан-мама, девять женщин-злодеек, некоторые нелицеприятные советчики шаха, бесспорно вызывают у школьников неприязнь. Например, когда приходит время родить последней жене шаха Шахидарапа, он, который до этого не имел детей, решает временно покинуть своё шахство. И оставляет Гульшару на попечение простого, бесприютного, думающего о завтрашнем дне, честного человека.  Однако, проведав об этом, девять его предыдущих жён задумывают извести Гульшару и нанимают за золото злую старуху Мастан-мама, и посылают её, под видом бедной женщины к шаху с предложением позаботиться о Гульшаре в его отсутствие.  Шахидарап, поверив злой старухе, соглашается и оставляет свою жену на неё. Когда Гульшара родила своих близнецов – мальчика и девочку – старуха бросает их  в озеро, оставив рядом со спящей Гульшарой только что рождённых щенка и котёнка. Прочитав эти строки, несомненно, у школьников возникает неприязнь к старухе Мастан. 

Одним из нравственных показателей является терпение, довольствование тем, что имеешь, не позволять себе лишнее. Когда Шарьяр просит у своего приёмного отца Сасуара семь кладовых богатства, Сасуар разрешает ему взять четырнадцать кладовых. Но, воспитанный с самого детства в нравственном ключе Шарьяр заявляет, что «ему хватит того, что даёт отец, и большого ему не надо». При объяснении этого поступка Шарьяра учителем , бесспорно, школьники учатся довольствоваться тем, что имеют и никогда не зариться на чужое.  

Зависть, не умение радоваться успехам других – есть отрицательные качества нравственности. В дастане эти качества показаны через образы девяти жён-злодеек  шаха Шахидарапа. Узнав, что Шарьяр является сыном Гульшары, оставшимся живым и что он не впустую потратил золото, данное ему приёмным отцом, а создал прекрасный сад, они снова нанимают старуху Мастан, и приказывают ей выколоть глаза у Шарьяра и его сестры Анжим. Мастан находит сад, созданный Шарьяром, тайком пролезает в него и разоряет некоторую его часть.

Встретившись с Шарьяром, она поведала ему о том, что в далёкой стране, прекрасная девушка Хандарша, создала сад в стократ лучше его. Мастан уверена, что Шарьяр, заинтересовавшись этим, обязательно отправиться на поиски этого сада и по дороге найдёт смерть или обратиться в камень.

Увлечение Шаряра созданием садов берёт верх над осторожностью и он отправляется в дорогу с намерением найти сад, который в стократ лучше его. в дороге, потерпев поражение от волшебной злой птицы Булбилгоя, превращается в чёрный камень. Так осуществились, хотя и не надолго, злые намерения жён-злодеек.

Еще одним из отрицательных  черт является высокомерие, горделивость. Эти качества очень хорошо показаны в образе самого главного героя Шарьяра. После того как с помощью Анжим он освобождается от каменного плена,  Шарьяр становится правителем земель Сулеймана, ему прислуживают пери, колдуны, волшебники. И незаметно для себя он превращается в горделивого, высокомерного человека. Из-за своего высокомерия он даже не узнаёт свою сестру Анжим. И только после того, как Анжим знакомит себя, он вдруг почувствовал себя плохо, теряет разум, слёзы начинают лить из его глаз [1:107]. 

Высокомерность поведения Шарьяра, можно увидеть ещё в одном из сюжетов эпоса. Когда с помощью волшебных сил пери он переправляет земли и народы хана Бермеса, города Кара хана, народы Жулдызша хана, Еменша хана и Зарил хана, а также трон Сулайман хана в свой чудесный, прекрасный сад, известить об этом своего прёмного отца Сасуара он посылает двух пери: «Пусть отец увидит мою силу, мощь мою… »

Несмотря на это, Сасуар, исстрадавшийся от разлуки с сыном, босоногий, с непокрытой головой, укрывшись только своим златотканым халатом, спешит на встречу с  Шарьяром.  Но приближённый Шарьяра Аспи-Жахангир, объясняет Шарьяру о безнравственности его поведения, что отец всегда стоит выше сына и, что его действия есть неуважение к родителю. В результате, поняв, что он поступает некрасиво и неуважительно по отношению к человеку, который вырастил и воспитал его, Шарьяр, сидевший на троне с намерением «пусть отец увидит его на троне», спускается с него и тоже спешит навстречу отцу. Несомненно, что в школьниках, посредством этого сюжета можно воспитать такие чувства, как любовь и уважение к родителям и старшим, объяснить, что высокомерие, чрезмерная горделтвость являются отрицательными чертами и не присущи нравственно воспитанному человеку.

После смерти приёмных родителей Шарьяр узнаёт от Аспи-Жахангира, что его родными родителями являются шах Дарапша и Гульшара. Что долгих двадцать четыре года они разлучены со своими детьми, а последние семнадцать лет его родная мать Гульшара находится в темном зиндане. Это побуждает в Шарьяре стремление найти своих родителей. Но от былого высокомерия не осталось и следа он просит Аспи-Жахангира помочь ему. С помощью Аспи-Жахангира он вызволяет свою мать из темницы, протирает руками её ослепшие глаза.

В благодарность он выдаёт свою сестру Анжим замуж за пастуха, который долгие годы носил его матери еду. С помощью Жахангира Шарьяр находит возможность познакомиться со своим отцом  шахом Дарапша, объяснить, что его мать не могла родить котёнка и щенка, и что он его сын. Все злодеи были наказаны и получили по заслугам. Справедливость восторжествовала.

Исходя из вышеизложенного, приведённых примеров, можно с точностью утверждать, что эпос «Шарьяр»  является источником духовно-нравственного воспитания детей и может положительно влиять на становление  личности. Поэтому хотим посоветовать учителям младших классов, а также родителям:

  • рассмотреть изучение «Шарьяра» с педагогической точки зрения;
  • использование примеров из эпоса при воспитании у детей духовно-нравственных качеств;
  • обратить внимание школьников при изучении дастана на положительные нравственные качества героев, найти пути воздействия на сознание школьников;

Уверены, что наши советы окажут положительное влияние и помогут учителям и родителям  воспитать нравственно-развитых личностей. 

 

Список литературы:

  1. С.Казакбаев. Песни каракалпакских традиций и обычаев.-Нукус «Қарақалпақстан» 2012.
  2. Ж.Базарбаев. Самосознание – основа духовности. -Нукус «Илим» 2016.  
  3. У.Алеуов. Источник воспитания здорового ребенка в народном воспитании. “Амударья”, 2014, №3.
  4. Каракалпакский фольклор. Многотомник, 77-87-тома. -Нукус, «Илим», 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.