Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 20 января 2020 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Теория и методика дополнительного образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Решетняк Т.М. МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XXX междунар. науч.-практ. конф. № 1(29). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 52-57.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Решетняк Татьяна Михайловна

педагог дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Юность»,

РФ, г. Белгород

METHODS AND FORMS OF IMAGINATION DEVELOPMENT IN THE LESSONS OF THE FINE ART

 

Tatyana Reshetnyak

the teacher of additional education of the municipal budgetary institution of additional education "Youth",

Russia, Belgorod

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается одна из важнейших сторон нашей жизни – развитие творческих способностей у детей, так как любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. В ходе обучения появляются новые направления деятельности, формы взаимодействия педагога и воспитанников, формирования мировоззрения и нестандартного мышления. В исследуемой практике особое место занимают игры и творческая активность детей. Творческая деятельность становится основным методом, который развивает чувства детей, чтобы по окончании обучения ребенок был индивидуальностью, творческой, нестандартно мыслящей личностью.

ABSTRACT

This article discusses one of the most important aspects of our life − the development of creative abilities in children, since any training is connected with the need to imagine, imagine, and operate on abstract images and concepts. In the course of training, new areas of activity appear, forms of interaction between the teacher and pupils, the formation of a worldview and innovative thinking. In the studied practice, a special place is played by games and the creative activity of children. Creative activity becomes the main method that develops children's feelings, so that at the end of education the child is an individual, creative, unconventionally thinking person.

 

Ключевые слова: творческая деятельность; дополнительное образование, творческие способности.

Keywords: creative activity; additional education, creativity.

 

Дополнительное образование на современном этапе занимает особое место в образовательном пространстве, являясь уникальной практикой, обеспечивающей обучение, воспитание и развитие детей с 7 до 18 лет с учетом их запроса в сфере образовательных услуг.

Сегодня перед преподавателями дополнительного образования стоят задачи, направленные на свободное развитие личности каждого обучающегося, формирование его творческих способностей, общей культуры, духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания, адаптации к жизни в обществе. Но как развить художественные способности на занятиях изобразительной деятельности?

Художественные способности − сложная многофункциональная организация художественного восприятия, создание выразительного изображения. Они проявляются в форме задатков и интереса к рисованию, которые проходят сложный путь развития. Художественные способности складываются из совокупности знаний, умений и специальной особенности творческого мышления. Путями развития этих способностей являются:

  • развитие специфических особенностей творческого мышления;
  • повышение образного мышления через изучение и практическое рисование.

Существенное влияние на развитие творческих способностей на их состав и темпы развития оказывают такие факторы, как: индивидуальные психофизические особенности ребенка, а также развития в уровне потребностей, интеллекта, характера, темперамента и памяти. Так, например, память бывает образная, словесно-эмоциональная и двигательная. Но именно образная имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, так как обусловливает необходимый запас зрительных представлений у рисующего. Двигательная память является предпосылкой для выработки прочного навыка автоматически подчинять движения руки, проводящей линии, глазу − величинно-пространственные соотношения линий, из которых слагается графическое восприятие зрительного образа, сохраняемого образной памятью.

Процесс развития складывается из двух этапов: формирования зрительного представления и его воспроизведения. Необходимо учитывать, что время воспроизведения, создание образа, − творческие моменты развиваются постоянно с одновременным приобретением научных знаний и умений. Б.М. Теплов [4, с. 52] говорил о восприятии и воспроизведении в процессе изобразительной деятельности детей, указывает, что своеобразие этого воспитания заключается в эмоциональной окрашенности и оценочном моменте в нем. Эмоции, опираясь на мышление, активизируют его и ярко проявляются в творческой активности всего процесса рисования.

Отсюда следует, что развитие творческих способностей у детей предполагает эмоциональную активность, улучшение восприятия какой-либо задачи и развитие художественно-образного мышления.

На занятиях изобразительного искусства нами часто применяются различные формы и методы, направленные на развитие индивидуальных художественных способностей. Это игры, коллективные работы, которые помогают адаптироваться в коллективе, композиции-импровизации, синтез музыки и живописи.

Главное в нашей практике − это не изображать, а выражать, чтобы по окончании обучения ребенок был индивидуальностью, творческой, нестандартно мыслящей личностью. В то же время существует необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки с творческой деятельностью, связанной с развитием индивидуальных способностей учащихся, нестандартном творческим мышлением решать творческие задачи. Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целый ряд положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

Композиция-импровизация помогает раскрепоститься ребенку в творчестве, уйти от принятых, поставленных рамок. Импровизация − это действие, работа без предварительного продумывания, под впечатлением от чего-либо (настроения, видимых цветовых сочетаний, музыки). Композиция-импровизация выполняется от пятна или линии, используются различные приемы. Одним из вариантов для первой работы оказалась монотипия.

Монотипия («один отпечаток», «оттиск», «касание», «образ») − это вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и граверу Джаванни Кастильоне (1607-1665) [2, стр. 47].

В выполнении задания дети работали индивидуально, но если у ребенка не возникало идей от получившегося изображения, то все учащиеся подключались к разгадыванию сюжета. Такие задания сплачивают детский коллектив, дают возможность к самовыражению.

 

Рисунок 1. Монотипия «Курочка»

 

В более старших классах ребята знакомятся с композицией «от пятна», то есть предполагается условное изображение из геометрических фигур на статику (покой) или динамику (движение), а затем полученные композиции являются основой какого-либо сюжета.

Иногда на своих уроках применяю цветовые ассоциации («праздник», «кислота», «нежность», «гроза» и т.д.). С помощью цвета и пятен учащиеся передают свои цветоощущения, что способствует в дальнейшем в работе над сюжетно-тематическими композициями, развитию творческого мышления. Также с помощью цвета и ритма пятен можно передать музыку. Обычно синтез музыки и живописи детям очень нравится.

Воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка. Однако есть особая сфера его жизни, которая обеспечивает специфические возможности для развития личности ­ игра.

Учащиеся любят игры, головоломки, загадки. Наши воспитанники тоже любят загадки, но ответы на них они изображают образными (пример: морковь в виде лисы, редис − мышка, мухомор − старичок и т.д.).

 

Рисунок 2. «Морковь-лиса»

 

Это способствует развитию фантазии и образному мышлению. Или игра с цифрами. На таких занятиях тему рисунков будет диктовать случай. Дети выбирают 2 числа (от 1 до 10), где написаны 2 предмета, из которых должен получиться образ (например, зебра, шляпа. Первая идея − зебра со шляпой на голове. Если идти дальше, то в процессе творчества создаются зеброподобная шляпа, зебра внутри шляпы и т.д. Дети активно развивают свои воображение и фантазию. Однако любые воображения должны иметь позитивное направление развития, способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию, а не перерастать в пассивную мечтательность.

Для развития личности и воображения существует много методик, игр, тестов, и предложенные формы можно многократно варьировать, модифицировать, изменять. Это значительно расширяет «поле игр воображения». Но ничто не заменит личностного взаимодействия педагога и ребенка, умения найти контакт с классом, быть примером и другом для своих учеников.

Если ребенок стал больше фантазировать, активнее заниматься творчеством, приобрел оригинальный склад мышления, научился ломать привычные рамки стереотипов, то цель педагога достигнута.

 

Список литературы:

  1. Претте М. Творчество и воображение: т. 1-2. - М. 1981-1985
  2. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1996.- 80 с.: цв. ил.
  3. Субботина Л. Детские фантазии. Развитие воображения детей. - М.: У-Фактория, 2014. - 189 c.
  4. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. - Известия АПН РСФСР. - 1947. - 7-26 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом