Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 17 июля 2019 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Инновационные процессы в образовании

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Соловьев Д.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.-практ. конф. № 7(23). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 5-9.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА

Соловьев Дмитрий Сергеевич

преподаватель специальности Цирковое искусство филиала ГПОУ "Саратовский областной колледж искусств"

РФ, г. Маркс

Современное образование предъявляет к учителю очень высокие требования, которые заключаются, прежде всего, в развитии компетентностей, потому что сегодня результат образования – это не сумма усвоенной информации, а способность действовать самостоятельно в соответствии с определенной ситуацией. Поэтому слова А.С. Макаренко «Мастерство учителя - это специальность, которой надо учиться» сегодня как никогда актуальны.

Компетентный преподаватель должен использовать в практике работы такие инновационные педагогические технологии как: развивающее обучение, проблемное обучение; разноуровневое обучение; проектная технология; модульное обучение; игровые технологии; обучение в сотрудничестве; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии и др.

Каждая технология имеет в своем арсенале разнообразные методы и приемы и оттого, насколько преподаватель грамотно использует методы и приемы преподавания, настолько эффективно он будет создавать условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

В преподавании специальных дисциплин циркового искусства педагог должен использовать различные методы и приемы обучения, которые в совокупности воздействуют на сознание студентов и способствуют психологическому, нравственно-этическому, художественному и физическому совершенствованию.

Обучая основным жанрам циркового искусства (акробатике, гимнастике, жонглированию, эквилибристике, клоунаде), педагог использует как традиционные методы преподавания: словесные (объяснение, рассказ и др.), наглядные (показ выполнения трюков, показ моделей, записей выступлений и т.д.), практические (тренинг и муштра), игровые, так и прогрессивные методы преподавания такие как:

- метод интенсивного обучения; 

- метод идеомоторной тренировки;

- метод актерской техники К.С Станиславского;

- метод панорамного видения М. Казиника и другие

Метод интенсивного обучения используется для активизации процесса обучения. Так как обучение процесс двусторонний, активность должна быть как со стороны обучающегося, так и со стороны преподавателя. Главная задача данного метода добиться max эффективности за min возможное время при min затратах усилий обучающегося и педагога. Использование данного метода предполагает опору на зону ближайшего развития, доверительные отношения между преподавателем и студентом, создание положительного микроклимата в группе обучающихся, учет индивидуальных особенностей развития учеников, актуализация их потенциальных возможностей.

Данный метод позволяет педагогу включить каждого студента в совместную коллективную учебную деятельность, в ходе которой формируются навыки межличностного взаимодействия и безконфликного общения, что очень важно, т.к. каждый цирковой коллектив – это команда, где необходимо учиться предъявлять требования, прежде всего, к самому себе.

Интенсификация обучения основана на поэтапно-концентрическом принципе: синтез – анализ – синтез. Сначала смотрим трюк в целостном исполнении, затем проводим анализ составляющих, а затем опять составляем целостный образ.

Так как цирковое искусство – это создание и воплощение определенных образов, очень важно точно передать образ, и метод интенсификации, который  опирается на личностно-ролевой принцип, помогает создавать  естественные жизненные ситуации на уроках, и каждый обучающийся может «примерить» на себя ту или иную роль.

Используя данный метод в практической работе, для педагога важным является и опора на принцип опережения. Это дает возможность показать конечную цель обучения трюку, к которой студенты должны стремиться, а также возможность достигать эту цель разными темпами в соответствии с индивидуальным уровнем развития.

Метод идеомоторной тренировки используется преподавателем для формирования планомерно повторяемого, сознательного, активного представления и ощущения осваиваемого навыка у обучающихся. Данный метод является необходимым в арсенале педагога, так как позволяет ускорять совершенствование двигательных навыков у учеников. Суть метода заключается в том, чтобы научить ученика представлять движение как образец реальных действий, как процесс освоения движения (тренировка) и как образ выполненного движения, что дает возможность мысленно сравнить его с образцом и провести анализ ошибок и недочетов. Представляя движение, обучающийся как бы видит себя со стороны. Преподаватель, используя метод идеомоторной тренировки, ставит задачу научить студентов заранее выводить на необходимый уровень напряжение соответствующих мышечных групп. Это дает возможность повышать эмоциональный настрой, концентрировать на этапе готовности к выполнению движения.

Чтобы данный метод эффективно помогал развивать мысленное представление, необходимо тщательное целенаправленное изучение и повторение одного образа при целой серии представлений. Мысленные представления необходимы гимнастам, акробатам, так как для них очень важно уметь осознавать и представлять себе точное положение своего тела в пространстве в любой момент действия.

Педагог должен донести до учеников, что чем точнее мысленный образ движения, тем точнее выполняемое движение, потому что оно связано мышечно-двигательными ощущениями. Педагог должен давать образец точных словесных формулировок для развития мысленных представлений, должен менять темп исполнения движений.

Метод идеомоторной тренировки включает такие приемы как разработка программы совместно с педагогом, прослушивание аудиозаписи программы, сочетание идеомоторной и физической тренировки, мотивация к использованию метода, развитие самоанализа и самоконтроля и другие.

Метод актерской техники К.С. Станиславского – это сознательное постижение творческого процесса создания роли, определение путей перевоплощения актёра в образ. Использование данного метода является необходимым условием для достижения полной достоверности актёрской игры.

Использование метода актерской техники позволяет донести до обучающихся понимание того, что исполнение каждого номера не должно строиться на использовании готовых штампов, чтобы зритель понял, какие эмоции имеет в виду актёр, а сам актер этих эмоций не испытывает. Метод актерской техники К.С. Станиславского учит тому, что в процессе многократных репетиций актёр не только автоматически создают форму проявления переживаний, готовый внешний рисунок роли, но он должен сам испытывать подлинные переживания для рождения образа на сцене. Чтобы добиться этого преподаватель должен опираться в работе на основные принципы системы Станиславского:

  1. Действие – основа сценического искусства – каждое действие в роли артиста должно не имитировать эмоции и чувства, а должны быть естественными и правдивыми.
  2.  Не играть, а жить – по Станиславскому жизнь – главный художник, поэтому лучше, чем что-то есть в жизни, не сыграть и надо просто жить данной ролью, а не играть ее. Сам артист должен поверить реальность того, что он исполняет.
  3. Анализ – артист должен быть хорошим наблюдателем за поведением, словами других людей. Это даст возможность обогатить свой опыт, расширить информацию о характерах, образах людей в определенных ситуациях.
  4. Простота, логика и последовательность - цепочка действий должна быть простой и ясной, сам артист не запутался в сложной схеме при многократном повторении выступлений.
  5. Сверхзадача и сквозное действие – через свою роль артист должен выражать главную мысль режиссера, которая должна проходить через все части спектакля.
  6. Коллективность – решение сверхзадачи возможно только при условии взаимодействия в коллективе, когда все артисты объединены единым стремлением добиться успеха, уступают друг другу, понимают друг друга.
  7. Воспитание театром – Станиславский утверждал «Публика идет в театр для развлечения и незаметно для себя выходит из него обогащенная новыми мыслями, ощущениями и запросами благодаря духовному общению с ней авторов и артистов».

Метод панорамного видения М. Казиника играет важную роль в преподавании специальных дисциплин циркового искусства, т.к. помогает развивать у обучающихся панорамное мышление, т.е. мышление широкого спектра, которое необходимо каждому цирковому артисту. Каждый цирковой  номер включает множество факторов, нюансов, которые необходимо видеть не как набор отдельных составляющих, а как единое целое, т.е. панорамно. Только при таком подходе цирковой артист будет способен учесть множество деталей, спланировать и спрогнозировать выступление в целом.

В практике работы каждого педагога различные методы обучения используются комплексно, во взаимодействии. Именно такой подход дает положительные результаты в обучении, повышает качество обучения.

Использование разнообразных методов обучения зависит от опыта преподавателя, его творческого потенциала и стремления к саморазвитию.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.