Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 19 мая 2021 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Инновационные процессы в образовании

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Петлак Э. КАК ПООЩРЯТЬ ТВОРЧЕСТВО В ШКОЛАХ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XLVI междунар. науч.-практ. конф. № 5(44). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 6-15.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КАК ПООЩРЯТЬ ТВОРЧЕСТВО В ШКОЛАХ

Петлак Эрих

проф., PhDr., канд. пед. наук, Католический университет,

Республика Словакия, г. Ружомберок

HOW TO ENCOURAGE CREATIVITY IN SCHOOLS

Erich Petlák

prof. PhDr. PhD., Katolícka univerzita,

Republic of Slovakia, Ružomberok

 

Рецензенты:

Виговская Мария Евгеньевна, проф. Российской Академии Естествознания,

доц. Juraj Komora, PhD. Университет UKF Nitra, Словакия

 

АННОТАЦИЯ

При анализе образования мы чаще всего констатируем недостаток творчества в наших школах. Мы часто заявляем, что учащиеся обладают хорошими знаниями, но они не знают, как использовать их в своем обучении, при решении задач, и поэтому их знания «статичны» и мало способствуют развитию учащихся. Это состояние длится несколько лет. Творчество – более слабое место обучения. Вероятно, это потому, что мы все больше верим в классическое обучение и творческое обучение. Это напоминает нам опыт известного путешественникa Дж. Кука.

В этой статье мы не описываем методы творчества – мы обратимся к этому на будущей конференции. Цель статьи – подчеркнуть подход учителя к ученикам, который мы мало ценим в образовании. Поэтому в школах мало творчества. После объяснения сущности творчества и его принципов мы сосредоточимся на деятельности учителя, поддерживающей творчество.

ABSTRACT

During the analysis, we will show you all the constraints of the creativity in our schools. Мы часто заявляем, что учащиеся обладают хорошими знаниями, но они не знают, как использовать их в своем обучении, при решении задач, и поэтому их знания «статичны» и мало способствуют развитию знаний учащихся. This composition lasts for several years. Creativity - a weak weak place of learning. Believably, this is why we all believe in classical training and creative training. This is what reminds us to ask famous traveler J. Cook.

We do not describe the methods of creativity in this article - we will address this at a future conference. The aim of the paper is to emphasize the teacher's approaches to students, which we value little in education. That is why there is little creativity in schools. After explaining the essence of creativity and its principles, we focus on the teacher's activities that support creativity.

 

Ключевые слова: образование, творчество, сущность творчества, принципы творчества, педагог, поддерживающий творчество.

Keywords: education, creativity, the essence of creativity, principles of creativity, teacher supporting creativity.

 

Сущность и определение творчества

Когда знаменитый путешественник Дж. Кук приплыл на Гавайи, он нашел отсталое сообщество людей, которые зарабатывали на жизнь рыбной ловлей. Для рыбной ловли требовались лодки, которые были очень трудоемкими и примитивными. Они использовали каменные орудия и ракушки. Кук предполагал, что они с энтузиазмом примут стальной топор не в последнюю очередь потому, что туземцы умели им пользоваться. Выяснилось, что туземцы неохотно принимали новые инструменты и предпочитали старые инструменты при изготовлении кораблей. Почему? [3, с. 68]. Ответ очень прост: нам трудно избавиться от того, что мы использовали годами. Это также относится к образованию – многие методы обучения использовались в школах на протяжении десятилетий, даже сотен лет.

В педагогической и психологической литературе есть много определений творчества. Например: «Творчество – это такое взаимодействие субъекта с объектом, при котором субъект изменяет окружающий мир, создает новые, полезные и значимые ценности для субъекта или эталонного населения» [7, с. 25].

R.W. Weisberg [6, с. 70] пишет: «Творческое мышление проявляется, когда человек сознательно создает новый продукт, работая над новыми задачами».

A.I. Cropley [2, с. 27] придерживается мнения, что «творчество означает... создание нового».

Для творческого мышления характерны:

– плавность – много идей, настороженность, развитое воображение; беглость может быть вербальной, образной, числовой и т.д.;

– гибкость – гибкость мышления, «освобождение» от привычного мышления и т.д.;

– оригинальность – умение создавать новые, гениальные, необычные, неординарные изделия, забавные, изобретательные решения и т.д.;

– переопределение – преобразование, модификация, использование знаний (и навыков) в другой, нетрадиционной ситуации и т.д.;

– чувствительность – чувствительность к проблемам, деталям, замечать то, что не заметили другие, и т.д.;

– проработка – способность доводить до конца решения, идеи, завершать незавершенную работу и т.д.

Принципы поддержки творчества

Учитель, заинтересованный в творческой работе учеников, руководствуется принципами, которые отдают приоритет общей творческой атмосфере. Эти принципы таковы:

1. Принцип фасилитации – выражает требование, чтобы учитель улучшал и облегчал процесс приобретения творческих навыков учащимся. Суть заключается в поддержке индивидуальных и групповых творческих возможностей в хорошем психологическом климате.

2. Принцип приемлемого, «игрового» климата – выражает требование создать благоприятный климат для творчества. Пробуждение и развитие творческих способностей лучше всего реализовать в творческой атмосфере, характеризующейся терпимостью, искренностью и радостью. В такой атмосфере ученики не чувствуют напряжения, что очень поддерживает творчество.

3. Принцип развития автономной когнитивной мотивации – выражает требование предпочесть внутреннюю мотивацию внешней. Внешняя мотивация не всегда должна быть полезной – она ​​может быть связана с обучением главным образом для хорошей оценки, для достижения эффекта, соперничество между учениками также может иметь значение. Напротив, внутренняя мотивация, то есть когнитивная мотивация, в значительной степени поддерживает творчество, развивает интересы, поддерживает активность и т.д.

4. Принцип поддержки творческого процесса – выражает требование, чтобы учитель работал такими методами, которые поддерживают активность учащихся и приводят их к творческому процессу. Роль учителя состоит в том, чтобы внимательно следить за мыслительными процессами учащихся, выражениями их творческих способностей, поощрять соответствующие задания, но также и в достаточной мере ослаблять усилия по достижению результатов любой ценой. Ценен не только результат, но и творческий процесс.

5. Принцип устранения препятствий – выражает требование, чтобы каждый урок служил среди прочего для преодоления препятствий, которые мешают творчеству учащихся. Учитель должен работать с такими методами, которые помогают им преодолевать барьеры творчества, учат преодолевать препятствия, например эвристические методы, поддерживает их усилия и т.д.

6. Принцип личностного творчества учителя – выражает требование к творческому уровню и способностям учителя, от которых зависит уровень эффективности уроков с точки зрения развития творческих способностей учащихся. Это относится к использованию методов обучения, а также к выбору учебных пособий, а также организации работы с точки зрения возможностей для развития творческих способностей учащихся.

Творчество учителя и учеников слово для учителей

В школах по-прежнему преобладают традиционные и классические методы, обучение в основном носит трансмиссивный характер. В таком обучении учитель более активен, чем ученики. Для такого обучения характерен «диктант» или «ужас перед единичным ответом» – учитель предпочитает выслушивать такие ответы и утверждения учеников, которые считает единственно правильными и приемлемыми. Учитель часто даже не осознает этого требования, это следует из самой сути классического – опосредующего обучения, в котором преобладают конвергентные решения, а не расходящиеся. В этой части статьи мы представим лишь некоторые избранные взгляды на работу учителя, которые не поддерживают творческие способности учеников.

Польский психолог E. Necka [4, с. 168] описывает «эффект социального облегчения» и «эффект социального торможения».

«Эффект социальной фасилитации» проявляется в поддержке творчества классными группами, когда решаются или выполняются различные виды деятельности, в которых учащиеся работают вместе.

«Эффект социального торможения» – учитель может «начать» с необдуманных заявлений, вызывающих нежелательную конкуренцию со стороны учеников, и т.д. Учитель может даже не осознавать негативное влияние хорошо продуманной задачи, например: «Посмотрим, кому удастся решить задачу лучше всего», «Интересно, кто напишет ее быстрее всего». Подход создает соперничество между студентами, студенты становятся конкурентами, они хотят выполнять задания быстро, но «скорость замедляет творчество».

Частью образовательного процесса является также оценка учащихся, она также является значительным стимулятором или ингибитором творческих способностей. Т.А. Amabile [1, с. 135] писалa: «Оценка учителей, вероятно, является самым большим убийцей творческих способностей в классе».

Отметим лишь кратко, что рейтинг имеет следующие функции: функция информации и управления. Проверяющий предпочитает то, что знает ученик и как он это знает. К сожалению, часто комментируют высказывания учителя: «Вы неправильно сформулировали», «Вы не уловили суть», «Я не совсем доволен ответом». Предоставляет студенту информацию о том, что он делает правильно, мотивирует его к дальнейшей деятельности. Например: «Подумайте о том, что вы сказали, и попытайтесь сказать это более точно». «Вы в основном ответили хорошо, но подумайте, сказали ли вы самое главное». «Что бы вы подчеркнули?», «Ваш ответ был не совсем полным, подумайте, чего не хватало». Какая из вышеперечисленных функций преобладает и развивает творческие способности – я оставлю это для рассмотрения. Помните: критика может быть способом развития творческих способностей учащегося, а может и не быть.

По отношению к учителю в литературе описано множество требований, соответственно, рекомендаций, развивающих творческие способности учащихся. Они, например, следующие:

– обучение должно быть организовано таким образом, чтобы оно было мотивирующим; мотивация поддерживает интерес к предмету, тогда мы также можем предположить интерес и развитие творческих способностей (вопросы студентов: почему? как иначе?);

– неавторитетное обучение – при неавторитетном обучении ученики более творческие, они не боятся, они чувствуют себя свободнее, они работают без забот и т.д., они производят мысли и идеи, авторитет учителя должен быть естественным, он должен подавляться от его отношения к предмету, к студентам;

– поддержка творческого мышления – учитель должен обращать внимание на результаты мыслительной деятельности учеников, поддерживать их, направлять их и особенно хвалить и поощрять учеников за их презентацию, при необходимости вести учеников к дальнейшему направленному мышлению с помощью вопросов;

– вести учеников к общению, спрашивать учителя и одноклассников – суть и смысл всего вышесказанного кажется ясным, но давайте вспомним: сколько раз мы слышали в школе «не беспокоить сейчас, спрашивать в конце урока», но студенту нужно объяснение прямо сейчас, в этот самый момент, в конце часа это может быть почти бессмысленным;

– поддерживать гибкое мышление учащегося – учителя должны учить и давать учащимся такие задачи, которые не являются простыми, но которые приводят к различным соображениям, к восприятию учащимся учебной программы в новом контексте, с разных точек зрения;

– поддержка преодоления разочарования – так же, как не все в жизни однозначно, учебный процесс и обучение не без проблем, ученик может испытывать чувство неудачи, разочарования от своей работы и т.д., это не влияет на творческое мышление, скорее на задачу учителя – помочь ученику преодолеть разочарование, подвести его к преодолению проблем;

– для поддержки самооценки – развитием творческих способностей ученика руководит не только учитель, ученик должен также научиться самооценке, он должен уметь оценивать то, что он достиг, может ли он достичь большего и т.д.

Таблица 1.

Учитель поддерживает и не поддерживает творческие способности учеников

Учитель поддерживает творческие способности учеников

Учитель не поддерживает творческие способности учеников

– сосредоточен на обучении, обучении тому, как учиться

– ориентирован на изложение фактов, информации

– помогает студентам быть независимыми, активными, учит их искать и использовать информацию

– решает, что нужно студентам, прописывает им книги для учебы

– поддерживает активность ученика, его ответственность, исследует его мотивацию

– предполагает, что нужно студенту и что его мотивирует

– ожидает, что ученик научится экспериментировать, открывать, задавать вопросы, решать проблемы

– ожидает, что ученик научится запоминать и отвечать на вопросы

– ориентирован на творческий процесс решения жизненных проблем с множеством решений

– фокусируется на задачах из учебника и задачах с одним правильным решением

– выступает консультантом и организатором

– учитель выступает в роли безошибочного знатока, авторитета

– предпочитает учебную программу, основанную на потребностях и интересах студентов

– предпочитает учебную программу, основанную на потребностях воображаемого всеведущего

– cтуденты должны оценивать свой прогресс в учебной деятельности

– учитель сам оценивает успеваемость учеников и все происходящее

– ориентирован на помощь студентам, на сотрудничество в решении, поиске, открытии

– oсновное внимание уделяется экзаменам, дисциплине, порядку, оценкам и усвоению установленной учебной программы

– предпочитает открытое общение

– предпочитает одностороннее общение: учитель – ученик

– поощряет мышление, идеи, критику, чтобы учащиеся сами принимали решения

– решает сам, он не поддерживает критику или идеи студентов

– способствует неформальным отношениям, непосредственности

– подчеркивает формальные отношения и контроль

– создает атмосферу доверия, открытости, сосредоточенности на работе

– создает атмосферу недоверия, действует как авторитет

 

Подход учителя к ученикам основа их творчества

В реальном образовании существует множество приемов творческого мышления. Многие из них являются результатом не только теоретического анализа, но и определенного «педагогического чутья» учителя. Что нужно знать для развития творческих способностей студентов:

Мы думаем, что дети будут более творческими, когда им будет нравиться то, что они делают. Образовательная реальность такова, что в первые годы обучения мы предоставляем студентам такую ​​возможность, но с переходом в старшие классы радость постепенно улетучивается. Мы заменяем его требованиями науки, мы предпочитаем сциентизм.

Устные похвалы учащихся только при необходимости вместо поощрения, похвалы предпочтем радость от хорошо выполненной работы. Классическая педагогика подчеркивала похвалу как важную часть обучения. Современная педагогика предпочитает самооценку ученика. М. Spitzer [5, с. 132] говорит, что к похвале нужно относиться осторожно, потому что ученики, которые более умелые по своей природе, работают быстрее, бдительны и т.д. Похвала встречается чаще, но она может вызвать у других учеников чувство неполноценности.

Давайте избегать организации ситуаций, которые приводят к конкуренции между студентами. Учителя могут даже не осознавать, что различные соревнования – кто первый, кто лучший, кто безупречен, кто быстрее всех – могут вызывать напряжение среди учеников. Конечно, соревнования нельзя полностью исключить из обучения, потому что они также имеют свое мотивационное значение, но их нужно использовать осторожно и правильно.

Давайте уменьшим важность оценки работы детей, вместо того чтобы убеждать их приобретать компетенцию, чтобы знать свои сильные и слабые стороны. В первую очередь это касается развития у учащихся уверенности в себе и чувства собственного достоинства, что чрезвычайно важно для жизни человека в будущем. Компетенции уверенности в себе и самопознания часто являются источником творческих способностей для человека и, следовательно, для учащегося.

Давайте научим детей контролировать свою работу, пусть они дают самооценки, пусть не просто ждут оценки от учителя. Этот пункт связан с предыдущим и приводит ученика к самооценке, к определенной ответственности за свою деятельность и т.д.

Давайте дадим детям возможность выбирать вид и режим деятельности. Если учитель умеет таким образом осуществлять деятельность учеников, то можно ожидать не только их активности, но также творчества и развития самостоятельности. Принудительный труд и процедуры больше демотивируют, чем мотивируют. Мотивация и творчество – это родство брата и сестры.

Давайте же постараемся сделать внутреннюю мотивацию темой обсуждения со студентами. В школах таким дискуссиям уделяется мало внимания. Жаль, потому что эти обсуждения позволяют нам пробудить и поддержать интерес студентов к учебе, они позволяют нам менять «обязательства на желание».

Давайте как можно чаще поощрять детей к активности, самостоятельности в обучении, давайте не будем полагаться только на указания учителя, давайте внушать ученикам доверие и контроль над своим учебным процессом. Мы также можем прокомментировать этот момент, просто сказав: «Давайте научим детей учиться». К сожалению, реальность такова, что мы всему учим в школах, но мы не учим детей понимать самих себя и не учим их, как учить.

Давайте предоставим студентам множество возможностей для бесплатного развлечения с различными материалами и позволим им по возможности использовать свое воображение. Недаром труд и деятельность учителя иногда сравнивают с работой директора. Каждый предмет и каждое содержание учебной программы предлагает множество вариантов и занятий, это просто вопрос учителя, который «направляет» их и использует в обучении.

Давайте докажем студентам, что мы ценим их творчество, что мы не только согласны с их деятельностью, но и активно поддерживаем их. Даже в области творчества ученики очень быстро заметят, действительно ли учитель творческий или творчество просто скрывает и требует этого только от учеников. Поэтому учитель должен следить за тем, чтобы он постоянно представлял себя творчески мыслящим человеком. Образование дает неиссякаемый кладезь возможностей.

Давайте всегда показывать студентам, что как учителя мы внутренне мотивированы и с радостью выполняем свою работу и деятельность. Если мы можем это сделать, то мы являемся образцом для подражания, мы помогаем ученикам постепенно развивать определенную внутреннюю мотивацию. Не зря говорят, что «примеры привлекают». Подход учителя к работе – это отличная мотивация и творческое вдохновение.

Заключение

Не нужно говорить, что будущее потребует творческих личностей. Мы все об этом говорим, делаем акцент на задачах школы, подготовке к будущему и т.д. Но давайте спросим: действительно ли мы делаем все возможное, чтобы подготовить их к меняющейся жизни, чтобы подготовить молодых людей? На что мы делаем упор в школах? Чтобы действительно подготовиться к жизни или научить студентов самим энциклопедическим знаниям? Лично я считаю, что школа отстает. Почему? Ответ очень простой! Легче учиться классически – обучать студентов предмету, но труднее «учить студентов творчески работать над получением новых знаний». На следующей конференции мы сосредоточимся на методах развития творческих способностей в обучении. В этой статье мы хотели выделить некоторые области, в которых учителя не осознают своего влияния на творческое обучение учащихся.

 

Список литературы:

  1. Amabile T.M. Growing Up Creative. Nurturing a Lifetime of Creativity. – Buffalo : CEF Press, 2009.
  2. Cropley A.J. Creativity in Education and Learning. A Guide for Teachers and Educators. – London : Kogan Page, 2001.
  3. Dobrolowicz W. Antykreatywność – bariery psychiczne i psychospołeczne // Dombrowska E., Niedźwiecka A. Twórczość – wyzwanie XXI wieku. – Kraków : Impuls, 2013.
  4. Necka E. Tréning twoczosci. – Warszawa : GWP, 2016.
  5. Spitzer M. Jak uczy sie mozg. – Warszawa : PWN, 2007.
  6. Weisberg R.W. Creativity. Understanding Innovation In Problem Solving. – Hoboken : John Wiley and Sonds, 2006.
  7. Zelina M., Zelinová M. Rozvoj tvorivosti detí a mládeže. – Bratislava : SPN, 1990.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.