Статья опубликована в рамках: LXXXIV Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 15 июля 2024 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Профессиональная компетентность: проблемы, поиски, решения
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ)
FORMATION OF SKILLS OF PROFESSIONAL AND PERSONAL REFLECTION OF A FUTURE MUSIC TEACHER (BASED ON THE MATERIAL OF PEDAGOGY OF MUSIC EDUCATION IN CHINA)
Song Jindi
Postgraduate student of the Department of Methodology and Technologies of Pedagogy of Music Education them. E.B. Abdullina, Moscow Pedagogical State University,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается профессиональная рефлексия как личностный феномен, сущность которого заключается в оценке и самооценке учителем музыки КНР собственных возможностей в соотнесении с функциями трудовой деятельности, предопределяемых нормативными документами государственного значения страны. Анализируя научные работы педагогов-музыкантов Китая, автор отмечает, что профессионально-личностная рефлексия – это эффективный способ коррекции возникающий сложностей в организации музыкально-конструктивной, организационно-коммуникативной, исполнительской и исследовательской деятельности учителя музыки. Педагогическими условиями эффективности профессионально-личностной рефлексии, согласно мнению автора статьи, являются: готовность будущего учителя музыки рассматривать себя в качестве объекта исследования в контексте трехуровневой структуры: на этапе планирования урока, во время проведения урока и после его завершения; принятие сущности рефлексии как двухстороннего процесса «учиться учить» и «учиться учиться»; понимание рефлексии, как «размышления над действием» и «размышлением в действии»; механизмом становления рефлексии рассматривать инициативность как переход от пассивности профессионального мышления к стойкой привычке самоанализа и самосовершенствования в сфере трудовой деятельности в дневнике педагогических наблюдений.
ABSTRACT
The article considers professional reflection as a personal phenomenon, the essence of which lies in the assessment and self-assessment by the music teacher of the People's Republic of China of their own capabilities in relation to the functions of labor activity predetermined by normative documents of national importance of the country. Analyzing the scientific works of Chinese music teachers, the author notes that professional and personal reflection is an effective way to correct emerging difficulties in the organization of musical-constructive, organizational-communicative, performing and research activities of a music teacher. The pedagogical conditions for the effectiveness of professional and personal reflection, according to the author of the article, are: the willingness of a future music teacher to consider himself as an object of research in the context of a three-level structure: at the stage of lesson planning, during the lesson and after its completion; acceptance of the essence of reflection as a two-way process "learn to teach" and "learn to learn"; understanding reflection as "thinking about action" and "thinking in action"; the mechanism of formation of reflection is to consider initiative as a transition from passivity of professional thinking to a persistent habit of introspection and self-improvement in the field of work in the diary of pedagogical observations.
Ключевые слова: профессионально-личностная рефлексия, учитель музыки, самоанализ деятельности, осмысление, оценка, самооценка, личностное развитие.
Keywords: professional and personal reflection, music teacher, self-analysis of activity, comprehension, assessment, self-assessment, personal development.
Профессиональная рефлексия как личностный феномен понимается музыкантами-педагогами Китая, как готовность учителя музыки к оценке и самооценке собственных возможностей в соотнесении с функциями трудовой деятельности, предопределяемых нормативными документами государственного значения страны. В этой связи в профессиональной подготовке учителя музыки в вузах КНР личностная рефлексия рассматривается эффективным способом коррекции возникающий сложностей в организации музыкально-конструктивной, организационно-коммуникативной, исполнительской и исследовательской деятельности учителя музыки.
Так, Пан Цзюпин [1] полагает, что именно рефлексия может помочь учителям добиться профессионального успеха, прогрессивности становления общепедагогических и специальных компетенций, повышения качественного уровня преподавания конкретного предмета учебного плана образовательного учреждения. Понимание сущности рефлексии Пан Цзюпин предлагает сквозь формулу:
Профессиональный рост= педагогический опыт+способность учителя сознательно оценивать достижения и имеющиеся затруднения в профессиональной сфере деятельности.
Таким образом, по мнению Пан Цзюпин, рефлексия является необходимой составляющей профессионального роста, что предопределяет ее практическую значимость. Объяснением данному феномену Пан Цзюпин видит в том, что рефлексия учителя означает, что учитель рассматривает личное педагогическое поведение с новой точки зрения, анализируя разработанный план обучения сквозь призму поэтапной координации каждого урока в системе педагогической концепции; успешности/затруднений в достижении планируемых результатов; результативности применяемых методов и технологий.
Применительно к специфике деятельности учителя музыки можно утверждать, что, основываясь на требованиях реформы учебной программы, каждый проведенный урок предполагает «подведение итогов». На основании реакции детей, эффективности обучения, необходимо осознание учителем недостатков занятия, причин малой результативности работы детей на уроке, нахождение способов мобилизации развития музыкальных способностей учащихся и стремления детей к самообразованию в сфере музыкального искусства.
Рефлексия необходима не только по завершению урока музыки, но и на этапе планирования. Это предполагает осознание учителем музыки цели и комплекса задач (обучающих, развивающих, воспитательных); планируемых результатов в различных видах музыкальной деятельности детей на уроке (музыкально-слушательской, вокально-хоровой, музыкально-инструментальной). Учитывая, что современная программа акцентирует дифференцированный подход к детям, учителю необходимо продумать реализацию учета индивидуальных различий (меры сформированности у детей умений и навыков творческой самореализации). Прогнозируя возможные затруднения одновременно в ходе урока следует быть готовым к педагогической импровизации ввиду возникновения «непредвиденных ситуаций».
Таким образом, педагогическими условиями эффективности профессионально-личностной рефлексии учителя музыки являются: готовность будущего учителя музыки рассматривать себя в качестве объекта исследования в контексте трехуровневой структуры: на этапе планирования урока, во время проведения урока и после его завершения; принятие сущности рефлексии как двухстороннего процесса «учиться учить» и «учиться учиться» (теория Сюн Чунву); понимание рефлексии, как «размышления над действием» и «размышлением в действии» (теория Д. Шена).
Каковы механизмы становления профессиональной личностной рефлексии учителя музыки? На этот вопрос дают ответ Ма Сюран, Лин Цянь [2]. Данные китайские педагоги убеждены, что рефлексия учителя как самооценка собственной педагогической деятельности – это не пассивная (воспроизводящая), а активная (созидательная) деятельность, основанная на потребностях учителя в совершенствовании собственных предметных знаний, педагогических навыков, координации взаимоотношений между учителем и учеником. Именно инициативность способствует тому, что в процессе рефлексии учитель обращает внимание не только на то, успешно ли выполняются учебные задачи в соответствии с учебной программой, но и на активность и мотивированность обучающихся в обретении музыкальных знаний, умений и навыков творческой деятельности.
Как можно обрести умения рефлексии начинающему учителю музыки? Ма Сюран, Лин Цянь предлагают с этой целью вести дневник педагогических наблюдений. Подобная работа предполагает своевременность и регулярность, а также многократность возвращения с целью осмысления профессиональных затруднений и способов их коррекции. С учетом развития цифровых технологий, дневник педагогических наблюдений может содержать видеосюжеты, что позволит использовать их не только в самоанализе, но в обсуждении проблем педагогики музыкального образования с коллегами по профессиональному сообществу.
Список литературы:
- Пан Цзюпин. Некоторые мысли о рефлексивных учителях / Цзюпин Пан// Академическая выставка и оценочная деятельность китайского образования «Новая эра», 2020. С.418-420. [潘菊萍.关于反思型教师的几点思考 / 潘菊萍 // 2020年新时代语文教育学术展评活动, 2020. 418-420 页].
- Ма Сюран, Лин Цянь Как стать рефлексивным учителем / Сюран Ма, Цянь Лин// Качественное образование на Западе. – Синин (провинция Цинхай: ООО Цинхайское народное издательство, 2017. 255 C. [ 马旭冉,凌茜.如何成为一名反思型教师 / 马旭冉,凌茜 // 西部素质教育. - 2017. 255页].
дипломов
Оставить комментарий