Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXIV Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 15 июля 2024 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Профессиональная компетентность: проблемы, поиски, решения

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шао С. К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ КИТАЯ К СОЗДАНИЮ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LXXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 7(81). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 101-104.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ КИТАЯ К СОЗДАНИЮ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Шао Сяни

аспирант кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования им. Э.Б. Абдуллина Московского педагогического государственного университета,

РФ, г. Москва

ON THE PROBLEM OF PREPARING A CHINESE MUSIC TEACHER TO CREATE A NURTURING EDUCATIONAL ENVIRONMENT

 

Shao Xiang

Postgraduate student of the Department of Methodology and Technologies of Pedagogy of Music Education them E.B. Abdullina, Moscow Pedagogical State University,

Russia, Moscow

        

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности воспитывающей образовательной среды, понимаемой музыкантами-педагогами КНР, как совокупность условий, расширяющих возможности образовательных учреждений и способствующей тем самым личностному развитию детей в сфере музыкального творчества. Позиционируя рассматриваемый феномен контекстуально, автор рассматривает проблему подготовки учителя музыки к взаимодействию с родителями по формированию у них должного понимания воспитательного музыкально-эстетического пространства, инициируемого ими для своих детей.

ABSTRACT

The article examines the features of the educational environment, understood by musicians and teachers of the People's Republic of China, as a set of conditions that expand the capabilities of educational institutions and thereby contribute to the personal development of children in the field of musical creativity. Positioning the phenomenon in question contextually, the author considers the problem of preparing a music teacher to interact with parents in order to form a proper understanding of the educational musical and aesthetic space initiated by them for their children.

 

Ключевые слова: воспитывающая образовательная среда, учитель музыки, учащиеся, родители, утилитарное отношение, воспитательный потенциал музыкального искусства.

Keywords: educative educational environment, music teacher, students, parents, utilitarian attitude, educational potential of musical art.

 

Педагоги-музыканты КНР понимают под воспитывающей образовательной средой совокупность условий, расширяющих возможности образовательных учреждений и способствующей тем самым личностному развитию детей в сфере музыкального творчества. В создании подобного музыкально-эстетического пространства велико значение не только учителя музыки, но и родителей детей.

Данной проблеме посвящен ряд исследований, в частности, работы Пак Чиксуань, который справедливо полагает, что оптимизация музыкально-эстетической среды в семьях требует повышения осведомленности родителей о воспитательных возможностях музыкального искусства. В качестве подтверждения значимости высказанной идеи, педагог приводит мнение Ли Ланьцин, вице-премьера Госсовета КНР, который убежденно заявлял, что музыка не только приносит радость и удовольствие, позволяет наслаждаться красотой, но и воспитывает в человеке чувство благородства, вдохновляет людей на созидание, стремление к духовности, воспитывает разум, уважение к личности и человеческой общности.

Между тем, родители детей в Китае часто относятся к музыкальным занятиям своих детей утилитарно (от лат. utilitas «польза, выгода»). Нельзя при этом отрицать, что их ожидания художественного развития детей являются естественными, тем не менее, воспитательная концепция не может быть утилитарной – утверждает Пак Чиксуань. И это, действительно, объективно.

Прагматичное отношение родителей детей Китая к занятиям музыкальным искусством обуславливает некий «крен» в сторону технократического подхода, максимализму в понимании значимости овладения исполнительскими навыками. Однако музыке со времен Древнего Китая придавалось особое, сакральное значение. Следовательно, в образовательных учреждениях необходима разъяснительная работа с родителями, что поможет преобразовать утилитарное отношение взрослых к музыкальному искусству в стремление способствовать осознанию их детьми музыки, как духовного общения. Планируемыми результатами подобной образовательной деятельности явятся стабилизация нервной системы обучающихся, в силу перегрузок подверженных стрессу, и восстановление в сознании учащихся гармонии художественного смысла музыки и языковых средств её воссоздания.

Кроме того, Пак Чиксуань, размышляя о значимости воспитывающей образовательной среды, отмечает, что для удовлетворения потребностей родителей КНР во многих средних школах реализуется большое количество занятий по искусству, что компенсируется сокращением часов, отводимых на гуманитарное образование детей. Считая подобный компромисс недопустимым, Пак Чиксуань возражает против имеющейся практики изучения гуманитарных наук вместо трех лет в средней школе за два или меньше. Итогом подобного подхода исследователь видит потерю интереса к музыкальному искусству.

Исправить имеющуюся тенденцию Пак Чиксуань предлагает посредством изменения учителем музыки мышления родителей и предлагает для этого модель, в основу которой заложена пирамидальная структура. Базисом предлагаемой модели Пак Чиксуань позиционирует общекультурную и художественную грамотность в сфере музыкального искусства, а результатом – исполнительскую практику в соответствии с избирательными интересами и имеющимися музыкальными способностями детей.

Анализируемая в статье работа Пак Чиксуань датирована 2011 годом. Между тем, ситуация в стране остается прежней, что подтверждают более поздние издания по рассматриваемой проблеме. Например, научная статья «Особенности музыкального образования в Китае и России» Шухань Дун (2021 г.) [2]. В данной работе констатируется, что и сегодня музыкальное образование в Китае «преследуют материальные цели, включая получение аттестатов о сдаче экзаменов, победу в различных конкурсах, получение призов» [2; с.156], что «не вносит вклад в культурное развитие подрастающего поколения» [Там же].

Предложенный механизм преодоления сложившейся ситуации (культурно-просветительская работа учителя музыки с родителями учащихся) требует соответствующей подготовки студентов в педагогических вузах, и в частности, в ходе практической деятельности в школе. 

В этой связи для вузов Китая интерес опыт России по созданию воспитывающей образовательной среды. Так, учебным планом Московского педагогического государственного университета для профессиональной подготовки учителей музыки предусмотрен ряд практик, как учебной, так и производственной. Учебная практика позволяет студентам анализировать работу с родителями ведущих учителей базовых школ факультета музыкального искусства, а производственная – органично включаться в учебный процесс, субьектами которого, согласно федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования и основного общего образования (ФГОС НОО и ООО), рассматриваются учитель, обучающиеся и их родители.

 

Список литературы:

  1. Пан Чиксуань. Краткий анализ оптимизации образовательной среды колледжей и университетов современного искусства / Чиксуань Пак // Журнал Наньчанского института образования. 2011. № 12.  С. 42-43 [潘赐璇. 浅析现代艺术类高校教育环境的优化 / 潘赐璇 // 南昌教育学院学报. -2011. 第12期. -42-43页].
  2. Дун Шухань. Особенности музыкального образования в Китае и России/Шухань Дун// Education Management Review. Volume 11 (2021). Issue 4. р.154-161.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.