Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXIV Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 15 июля 2024 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Профессиональная компетентность: проблемы, поиски, решения

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Cун Ю. ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LXXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 7(81). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 96-100.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ

Cун Юэ

аспирант кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования им. Э.Б. Абдуллина Московского педагогического государственного университета,

РФ, г. Москва

THE PHILOSOPHY OF MUSIC EDUCATION IN CHINA

 

Song Yue

Postgraduate student of the Department of Methodology and Technologies of Pedagogy of Music Education them E.B. Abdullina, Moscow Pedagogical State University,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается понимание китайскими музыкантами-педагогами сущности философии музыкального образования. Будучи обусловленной особенностями традиционной музыкальной культуры страны, основным методом философия музыкального образования Китая позиционирует выявление в процессе музыкального образования субьективных и объективных сторон. Подобное понимание философии музыкального образования Китая допускает сочетание сакрального статуса традиционализма с прикладным характером прагматизма, что в Китае позиционируется, как теория действия-практики (Д. Эллиота).

Анализируя научные работы китайских исследователей, автор отмечает, что характерной особенностью философии музыкального образования современного Китая является тенденция признания приоритета «высокой древности» Китая, что не отрицает допустимой возможности частичной ассимиляции национальных ценностей с философскими идеями Запада.

ABSTRACT

The article examines the understanding of Chinese musicians and teachers of the essence of the philosophy of music education. Being conditioned by the peculiarities of the traditional musical culture of the country, the philosophy of music education in China positions the identification of subjective and objective sides in the process of music education as the main method. Such an understanding of the philosophy of Chinese music education allows for a combination of the sacred status of traditionalism with the applied nature of pragmatism, which in China is positioned as the theory of action-practice (D. Elliott).

Analyzing the scientific works of Chinese researchers, the author notes that a characteristic feature of the philosophy of music education in modern China is the tendency to recognize the priority of the "high antiquity" of China, which does not deny the permissible possibility of partial assimilation of national values with the philosophical ideas of the West.

 

Ключевые слова: философия музыкального образования Китая, традиционные ценности эстетики Китая, западное влияние идей прагматизма, ассимиляция.

Keywords: philosophy of music education in China, traditional values of aesthetics

 

Характерной особенностью философии музыкального образования современного Китая является тенденция признания приоритета «высокой древности» Китая, что не отрицает допустимой возможности частичной ассимиляции национальных ценностей с философскими идеями Запада.

Именно такой точки зрения придерживается Ли Цзинься (Школа искусств Хэбэйского университета, КНР) [1]. Традиционную философию Китая данный педагог-музыкант называет «эстетикой», которая органично сочетается сегодня  с практической философией музыки Д. Эллиота, бросившего некогда вызов официальному подходу китайцев к обучению детей музыке.

Эстетическая философия, согласно Ли Цзянься, условно можно поделить на периоды зарождения, развития, расцвета, колебаний и трансформации. Ключевой фигурой, связанной с первыми этапами становления эстетической философии, Ли Цзянься называет Министра просвещения в первые годы существования Китайской Народной Республики Цай Юаньпэй. Действительно, в своих работах, и в частности, в научной статье «Мнения о новом образовании», Цай Юаньпэй важное место уделял эстетическому воспитанию в образовании и рассматривал его как основную гарантию реализации цели образовательной политики страны. Важность эстетического воспитания подчеркивалась в «Музыкальной программе для начальных школ» и «Музыкальной программе для неполных средних школ», изданных Министерством просвещения в июне 1923 года. Содержательными аспектами программ названного исторического этапа рассматривались: пение, теория музыки, восприятие музыки и изучение традиционных музыкальных инструментов Китая.

Внедрение в модель музыкального образования идей практической философии Ли Цзянься рассматривает как веяние постмодернистской мультикультурной тенденции развития общества и соотносит данный этап с личностью и миссионерской деятельностью Д. Эллиота, ученого из Университета г. Торонто (Канада).  Вышедшая в 1995 г. книга Эллиотта «Музыка имеет значение: новая философия музыкального образования» стала крупным событием, ознаменовав переход от эстетической философии к практической. Механизмом внедрения в образование предложенной Д. Эллиотом философии предлагалось понимание значимости творческой самореализации, что отрицало самодостаточность сосредоточения обучающихся на эстетическом восприятии музыки.

Появления философии Д. Эллиота вызвало неоднозначное видение китайских музыкантов-педагогов. В этой связи Ли Цзянься цитирует Гуань Цзяньхуа, ведущего китайского ученого, критиковавшего в своё время взгляды Д. Эллиотта и утверждавшего, что эпистемологическая философия основана на бинарном разделении субъективности и объективности, что не позволяет рассматривать навыки музыкального исполнительства высшей категорией эстетики.

Не менее интересны размышления о философии музыкального образования Китая Е Цзиньмэй (Школа искусств, Университета Нинбо, г. Чжэцзян, КНР) [2]. По мнению данного музыканта-педагога в западной философии музыкального образования сопряжены два аксиологических взгляда: неонтологического и онтологического происхождения. Неонтологическая концепция рассматривается ученым сквозь призму философских воззрений Л. Мейера, автора книги «Эмоции и значение музыки».  По определению Мейера, формально теория музыки, будучи «абсолютом», фокусируется на разуме. В этой связи, используя современную классификацию педагогической психологии, Е Цзиньвэй соотносит концептуальную сущность теории Л. Мейера с когнитивными процессами.

Теория экспрессии, согласно размышлениям Л. Мейера, также относится к «абсолютной теории», но фокусируется на эмоциях.  Это позволило ученому констатировать, что возможно сочетание «теории абсолютного выражения»  и «референциального выражения» даже при несовместимости взглядов на смысл и ценность музыкального искусства.

Онтологическая концепция рассматривается Е Цзиньвэй на примере философии музыкального образования Б. Реймера, квинтэссенцией  которой является «самодисциплинированность эмоций». По мнению Е. Цзиньмэй, Б. Реймер принял теорию абсолютного выражения Л. Мейера и использовал автономный характер этой точки зрения, чтобы продемонстрировать и защитить академическую ценность онтологии музыкального образования. Он настаивал на том, что музыкальное образование должно быть основано на предмете музыки, начиная с изучения формы, чтобы достичь цели переживания и понимания определенных эстетических принципов.

Другим примером онтологической концепции Е Цзиньвэй называет теорию Д. Эллиота. Подчеркивая перспективу активного участия субъекта обучения, данный ученый особый упор делал, по мнению Е Цзиньвэй, на обучение посредством практики, поскольку философия практического музыкального образования, основанная на личном участии в музыкальном исполнении (включая импровизацию, творчество и другие формы музыкальной деятельности), отрицала пассивность методов оценки восприятия музыки.

Предметом исследования Е Цзиньвэй явилась также социально-функциональная теория музыкального образования П. Хакера. Согласно точке зрения этого британского ученого:

  • музыка — это чрезвычайно мощная, но морально изменчивая сила, которая может действовать как положительно, так и отрицательно;
  •  музыка – это социальная единица, не всегда контролируемая;
  •  музыка – самодостаточное явление, не являющееся синонимом  музыкального образования.

Подобное видение теории П. Хакера позволило Е Цзиньвэй утверждать, что, если общество стремится изменить ситуацию с музыкальным образованием,  оно должно серьезно отнестись к социальным проблемам, связанным с музыкой. По мнению Е Цзиньвэй, нельзя придерживаться идеала эстетического воспитания средствами искусства ради искусства и избегать реальности.

Проведя анализ ряда западных концепций философии музыкального образования, Е Цзиньвэй делает вывод, что в Китае ценностное осмысление ведущих тенденций меняется с течением времени. В этой связи, как и Ли Цзянься, Е Цзиньвэй предлагает свою авторскую классификацию этапов развития китайского школьного музыкального образования в ХХ веке, называя эмбриональный период (1901-1919), стартовый (1919-1949), период строительства (1949-1956), развития (1957-1966 гг.), застоя (1966-1976 гг.) и расцвета (1977- по настоящее время.).

Аналогично Ли Цзянься Е Цзиньвэй отмечает роль Цай Юаньпэй, инициировавшего признание образовательной политики гармоничности нравственного, интеллектуального, физического и эстетического воспитания в качестве образовательной цели, а также интерес Китая к концепциям философии музыкального образования американских ученых Б. Реймера и Д. Эллиота. При этом Е Цзиньвэй ссылается на профессиональную позицию китайского музыканта-педагога Лю Пэй, отмечавшего в статье «Историческая эволюция философских взглядов на музыкальное образование», что путь развития музыкально-образовательной мысли в США отличается от пути в Китае. В Китае, по мнению Лю Пэй, подчеркивается социальная функция музыкального образования. При этом делается упор на эстетическом образовании, основанном на онтологической ценности музыки, и признании сакральностью эстетической природы сущности мировоззрения нации страны со времен Древнего Китая до наших дней.

 

Список литературы:

  1. Ли Цзинься. Воплощение двух основных философий музыкального образования: «эстетики» и «практики» в современном музыкальном образовании в Китае / Цзинься Ли // Популярная литература и искусство (теория). 2009. № 6. С.156-157. [李金霞. “审美”与“实践”两大音乐教育哲学思想在中国近现代音乐教育的体现 / 李金霞 // 大众文艺(理论) . –2009. –第6期. –156-157页].
  2. Е Цзиньмей. О влиянии философских ценностей западного музыкального образования на китайское музыкальное образование /  Цзиньмей Е// Журнал Университета Нинбо. 2009. № 11 (05). – С.24-27. [叶金玫.论西方音乐教育哲学价值观对中国音乐教育的影响 / 叶金玫 // 宁波教育学院学报. –2009. –第11(05)期. – 24-27页].
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.