Поздравляем с 9 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXI Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 15 апреля 2024 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гермус Д.К. ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LXXXI междунар. науч.-практ. конф. № 4(78). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 14-17.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ

Гермус Диана Кристьяновна

старший преподаватель кафедры народного танца, Тюменский государственный институт культуры,

РФ, г. Тюмень

PREVENTION OF INJURIES OF CHOREOGRAPHER STUDENTS IN TEACHING CLASSICAL DANCE

 

Diana Germus

 Senior Teacher of the folk dance department of the Tyumen State Institute of Culture,

Russia, Tyumen'

 

АННОТАЦИЯ

 В статье рассмотрены вопросы, касающиеся профилактики возникновения травм у студентов-хореографов в процессе обучения классическому танцу. Автором дана характеристика влиянию рисковых факторов, описаны общие аспекты, связанные с профилактическим направлением. Сделан акцент на обозначении, систематизации конкретных стратегий, заложенных в предупредительную работу. В ходе написания статьи использовались методы сравнения, анализа, синтеза, обобщения. В качестве материалов выступили научные публикации современных исследователей, раскрывающие в разных контекстах заявленную тему.

ABSTRACT

The article discusses issues related to the prevention of injuries among choreographer students in the process of learning classical dance. The author characterizes the influence of risk factors, describes the general aspects associated with the preventive direction. The emphasis is placed on the designation and systematization of specific strategies embedded in preventive work. During the writing of the article, methods of comparison, analysis, synthesis, and generalization were used. The materials were scientific publications of modern researchers, revealing the stated topic in different contexts.

 

Ключевые слова: классический танец, обучение, профилактика, студент-хореограф, травматизм

Keywords: classical dance, training, prevention, student choreographer, injury

 

Классический танец (с его изяществом, точностью, дисциплиной) является почитаемым видом искусства, требующим самоотверженности, тщательного обучения. В сфере соответствующего образования хореографы играют определяющую роль в формировании перспектив. Однако требовательный характер учебного процесса способен подвергнуть этих лиц различным рискам травм.

С учётом этого реализация эффективных стратегий предотвращения травматизма имеет большое значение — в контексте защиты благополучия обучающихся, обеспечения устойчивости традиций хореографии.

Перед тем, как углубляться в конкретные профилактические направления, целесообразно понять общие рисковые факторы, которые сопряжены с обучением классическому танцу студентов-хореографов. Так, предполагаются повторяющиеся движения, сложная работа ног, чрезвычайная гибкость, что создает значительную нагрузку на тело.

Помимо этого, стремление преуспеть в технике, творчестве подчас приводит к перенапряжению и выходу за пределы физических возможностей [3, с. 101]. В свою очередь, неадекватные процедуры разминки, неправильная техника, усталость ещё больше усугубляют риск травм; речь идёт, в первую очередь, о:

- растяжениях;

- тендинитях;

- стрессовых переломах [5, с. 54].

Профилактика имеет первостепенное значение для обеспечения долговечности карьеры танцора. Для обучающихся-хореографов, которые не только исполняют, но и создают, травмы закономерно выступают в качестве серьёзных помех на пути их креативного самовыражения. реализации возможностей внести значимый вклад в танцевальное сообщество. Вдобавок, травмирование не только причиняет физическую боль, но также сопровождается психологическими, прежде всего, эмоциональными последствиями, оказывая мощное влияние на уверенность [1, с. 12]. Уделяя приоритетное внимание профилактической составляющей, можно успешно способствовать развитию культуры и воспитанию жизнестойких, преуспевающих специалистов.

Далее следует обратиться к содержательным сторонам (их раскрытию) профилактики — в увязке с различными стратегиями предотвращения травм:

- комплексные программы разминки;

- техническая подготовка;

- корректная организация периодов отдыха;

- наблюдение, поддержка в реабилитации;

- образование, пропаганда [2, с. 55; 4, с. 145].

Так, проведение структурированных сеансов разминки необходимо для подготовки организма к интенсивным физическим нагрузкам, облегчения восстановления мышц.

Включение динамической растяжки, укрепляющих упражнений, техник осознанности сказывается на улучшении гибкости, балансе, проприоцепции, снижая вероятность травмирования.

Акцент на правильной технике и выравнивании имеет определяющее значение для минимизации нагрузки на уязвимые суставы, мышцы. В данной связи предоставление индивидуальной обратной связи и корректировок во время репетиций ощутимо помогает студентам-хореографам развить понимание механики своего тела, избежать компенсаторных движений, которые способны привести к травмам.

В дополнение к отмеченному, внедрение прогрессивного режима тренировок, в рамках которого постепенно увеличивается интенсивность и рабочая нагрузка, позволяет обучающимся безопасно развивать силу, выносливость.

Вдобавок, включение регулярных периодов отдыха и перекрестных тренировочных сеансов помогает предотвратить травмы от переутомления, содействует укреплению общей физической формы, восстановлению.

Создание системы наблюдения за травмами обеспечивает раннее выявление и вмешательство, сводя к минимуму влияние травмирования на успеваемость, а также благополучие студентов-хореографов. Помимо отмеченного, предоставление доступа к реабилитационным услугам, поддержке психического здоровья рассматривается через призму комплексного ухода; это способствует своевременному возвращению к танцевальной деятельности.

Обучение специалистов в рассматриваемой нами сфере, преподавателей по танцам стратегиям предотвращения травм, практикам самопомощи содействует результативному и ступенчатому формированию культуры активного управления здоровьем.

Что касается инструментария пропаганды адекватного отдыха, питания, питья, то он в значительной степени усиливает важность достижения целостного благополучия в танцевальном образовании и выступлениях.

Таким образом, предотвращение травм является фундаментальным аспектом воспитания будущего поколения хореографов, сохранения жизнеспособности классического танца. В профилактическом контексте —внедряя комплексные стратегии, в которых приоритет отдается разминке, технической подготовке, постепенному прогрессу, наблюдению за травмами и обучению, — образовательные учреждения обеспечивают тем самым подходящие условия для того, чтобы дать студентам-хореографам возможность развиваться безопасно, устойчиво. Важно особо подчеркнуть, что формирование благоприятной среды, в которой ценится физическое и психическое благополучие танцоров, содействует устойчивости, гарантирует блестящее будущее классическому танцу как непреходящей разновидности искусства. Как нам представляется, благодаря коллективным усилиям и приверженности предотвращению травм можно сохранить красоту и традиции хореографии на долговременную перспективу.

 

Список литературы:

  1. Буксикова О.Б., Ершова Е.А. Педагогические методы предупреждения травматизма в классическом танце // Многоуровневая система непрерывного профессионального образования в социокультурной сфере: сохранение отечественных традиций в развитии творческого потенциала личности. Сборник материалов III Международной научно-практической on-line конференции. Белгород: 2022. С. 11-14.
  2. Васильев О.С., Степаник И.А., Левушкин С.П., Ачкасов Е.Е., Рохлин А.В. Биомеханические особенности повреждения голеностопного сустава и стопы у учащихся хореографических училищ и артистов балета (теоретическое исследование) // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2020. № 1 (155). С. 49-57.
  3. Васильев О.С., Степаник И.А., Левушкин С.П., Рохлин А.В. Перегрузки от объема движений в хореографии и спорте (систематический анализ) // Новые исследования. 2020. № 1 (61). С. 98-125.
  4. Марченкова У.А., Ведерникова М.А. Психолого-педагогическая профилактика травматизма студентов на занятиях по классическому танцу в системе высшего образования // Современная научно-образовательная среда: междисциплинарный подход. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: 2023. С. 144-149.
  5. Черных С.Б. Пилатес как средство реабилитации и профилактики травматизма студентов-хореографов // Интеграция требований ФГОС ВО (3++) и профессиональных стандартов при проектировании образовательных программ: новое содержание и качество образования. Материалы XLVI научно-методической конференции. Пенза: 2019. С. 53-56.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.