Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXVIII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 22 января 2024 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Технологии социально-культурной деятельности

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мухамедиева С.А., Барановский И.В. ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 1(75). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 123-130.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мухамедиева Светлана Анатольевна

канд. экон. наук, декан факультета социально-культурных технологий, доцент, Кемеровский государственный институт культуры,

РФ, г. Кемерово

Барановский Иван Владимирович

студент, Кемеровский государственный институт культуры,

РФ, г. Кемерово

EFFECTIVE FORMS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

 

Svetlana Mukhamedieva

Candidate of economic Sciences, Dean of the Faculty of Social and Cultural Technologies, Associate Professor, Kemerovo State Institute of Culture,

Russia, Kemerovo

Ivan Baranovsky

Student, Kemerovo State Institute of Culture,

Russia, Kemerovo

 

АННОТАЦИЯ

В статье предлагается анализ содержания социально-культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования. Особое внимание уделяется деятельности Кузбасского детско-юношеского центра безопасности дорожного движения, целью которого является обучение несовершеннолетних навыкам безопасного поведения на дороге, координация учреждений образования муниципалитетов Кузбасса по пропаганде безопасности дорожного движения. На основе анализа формулируется вывод о наиболее эффективных формах социально-культурной деятельности в данном учреждении.

ABSTRACT

The article offers an analysis of the social and cultural activities content at institutions of additional education. The authors pay particular attention to the activities of the Kuzbass Children’s and Youth Center for Road Safety.The purpose of this Center is to teach children the skills of safe behavior on the road and to coordinate educational institutions of Kuzbass municipal institutions in promoting road safety. Based on the analysis, the authors draw conclusion on the most effective forms of social and cultural activities at this institution.

 

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, форма социально-культурной деятельности, квиз, фрейм, подкаст.

Keywords: social and cultural activity, form of social and cultural activity, quiz, frame, podcast.

 

В современном обществе наиболее эффективными институтами, реализующими социально-культурную деятельность, являются учреждения дополнительного образования, в которых данная деятельность становится систематической и приобретает творческий характер.

К деятельности учреждений дополнительного образования предъявляются особые требования разного характера. В частности, требования к организации процесса взаимодействия педагогов и обучающихся, требования к условиям реализации социально-культурной деятельности. В рамках взаимодействия педагогов и обучающихся актуальным становится применение эффективных инновационных форм социально-культурной деятельности.

Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. определяют социально-культурную деятельность как «исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества культуры» [2, с. 24].

Социально-культурная деятельность определяется интересами и запросами целевой аудитории, событиями, обычаями и традициями, календарем праздников, что требует от специалистов социально-культурной сферы применения различных форм работы.

Содержание социально-культурной деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Форма предполагает способ реализации содержания социально-культурной деятельности, где подразумеваются непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досугового занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности; осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания [1, с.56].

Изучение научной литературы [4, 5,6] позволило нам определить то, что в общем виде социально-культурная деятельность, обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию культурных ценностей является процессом приобщения человека к культуре, активного включения в него самого человека, создание условий для того, чтобы культура стала основой социального взаимодействия. Как одна из педагогических и культурологических наук социально-культурная деятельность имеет в качестве предмета рассмотрения социально-педагогическую, социально-культурную среду обитания человека, возможные пути и формы активного воздействия на эту среду, на духовное развитие различных социальных, возрастных, профессиональных и этнических групп, на активное функционирование личности в конкретной социокультурной среде [3, с.71].

Помимо традиционных форм социально-культурной деятельности Т. В. Юркина [7] предлагает ряд современных форм, направленных на развитие успешности субъектов социально-культурной деятельности: флешмобы как бесфабульное театрализованное действие; танцевальные, вокальные и театральные арт-мобы, способствующие реализации креативно-деятельностных, социально-творческих технологий; квесты как интеллектуально экстремальный вид игр; реально-виртуальные спор-клубы как форма демонстрирующая новые реалии досугового общения – его виртуализацию, диверсификацию языка общения.

Анализ литературы и практической деятельности учреждений дополнительного образования указывает на то, что существующие формы социально-культурной деятельности не всегда готовы удовлетворить потребности населения в оригинальности проведения досуга, что требует от специалистов социально-культурной сферы поиска наиболее эффективных форм.

Следует заметить, что в деятельности организаций дополнительного образования наблюдается стремительный спрос в предоставлении более современных и «соответствующих времени» форм социально-культурной деятельности. Данная тенденция приводит к тому, что педагоги и руководители находятся в постоянном поиске тех форм, которые помогут «завлечь» ребёнка в учреждение дополнительного образования и удержать.

Проанализируем наиболее эффективные, на наш взгляд, формы социально-культурной деятельности на материалах деятельности учреждения дополнительного образования. Кузбасский детско-юношеский центр безопасности дорожного движения является структурным подразделением областного учреждения дополнительного образования Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Кемеровской области «Областной центр детского (юношеского) технического творчества и безопасности дорожного движения». Главной целью Кузбасского центра является обучение несовершеннолетних навыкам безопасного поведения на дороге, координация учреждений образования муниципалитетов Кузбасса по пропаганде безопасности дорожного движения, на основе использования различных форм социально-культурной деятельности.

За последние четырнадцать лет работы Кузбасского детско-юношеского центра безопасности дорожного движения учреждение совершило не только «революцию» в деятельности по организации системы обучения несовершеннолетних безопасному поведению на дороге, но и переход от традиционных к эффективным инновационным формам социально-культурной деятельности. История развития учреждения наглядно демонстрирует, что традиционные формы социально-культурной деятельности, направленные на традиционное заучивание Правил дорожного движения (участие в викторинах, агитбригадах, мероприятий формального характера) не дают возможности получить высокий результат в работе, который связан с посещением учреждения, с активностью детей в мероприятиях.

Отчётные данные нам показывают: с применением инновационных форм социально-культурной деятельности возрос интерес учащихся и тем самым возросла активность детей в конкурсах и мероприятиях. В январе 2020 года количественный состав в отрядах юных инспекторов движения в Кемеровской области – 8500 обучающихся, в 2023 году – 11000 обучающихся, тем самым наблюдается положительная динамика роста контингента обучающихся в отрядах юных инспекторов движения. Данная динамика показывает, что в условиях стремительного развития региона Кузбасский центр выстроил эффективную систему работы для активизации и привлечения несовершеннолетних к творческой, созидательной деятельности отрядов юных инспекторов движения, способствующей развитию особого вида культуры – безопасного поведения на дорогах.

Посредством внедрённых эффективных форм обучающиеся осознают и понимают смысл участия в мероприятиях: активная жизненная позиция и стремление сделать что-то важное для себя и, конечно, для общества. Именно трансформация и замена традиционных форм работы на новые инновационные приводит к активному вовлечению несовершеннолетних к решению вопроса о снижении детского дорожно-транспортного травматизма по вине несовершеннолетних, а также к сохранности жизни населения.

Анализ основных форм социально-культурной деятельности реализуемых педагогическим коллективом Кузбасского центра показал, что наиболее эффективной формой, на наш взгляд, является «ЮИД в Движении» - цикл экскурсий на велосипедах и самокатах по достопримечательным местам города Кемерово. Именно переход от традиционной формы «занятия» к «экскурсионной прогулке», где обучающиеся знакомятся не только с историей своего города, но и на практике отрабатывают навык безопасного вождения средством индивидуальной мобильности и безопасного перехода через проезжую часть на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе. В ходе культурно-просветительской экскурсии участники преодолевают экскурсионный маршрут, рассчитанный для передвижения на средствах индивидуальной мобильности и велосипедах. Маршрут разработан с учетом имеющихся в городе специально оборудованных велосипедных дорожек и исторических маршрутов.

Не менее эффективной формой является реализации проекта «ЮИДовский фрейм» в виде трансформации рекламного плаката, переход к фрейму, где фрейм – это живой кадр, который в отличие от плаката, может громко и ярко заявить о себе. Реализация данной формы состоит из двух частей: первая часть – это определенное действие, которое активисты выполняют для привлечения внимания прохожих. Вторая часть – это непосредственно живое фото, когда дети замирают в определенных позах с тематическими плакатами, рисунками, создавая красивую картинку. Вокруг так называемой «живой фотографии» всегда собирается много прохожих, жителей города. Они фотографируют на телефоны, планшеты и, в свою очередь, раздают фотографии по социальным сетям знакомым, родственникам. Таким образом, данная форма социально-культурной деятельности становится агитлистовками, баннерами, на которые не надо затрачивать материальные средства. Благодаря данной форме, внимание обучающихся к вопросу безопасности дорожного движение, усиливается.

В ноябре 2023 года Кузбасский детско-юношеский центр безопасности дорожного движения реализовал образовательный проект «Наставник ЮИД». Целью данного проекта является выявление новых форм, практик и инновационного педагогического опыта по обучению детей основам безопасности дорожного движения, ответственному отношению к личной безопасности и безопасности окружающих. Данная форма СКД предоставляет уникальную возможность для развития коммуникативных качеств у школьников, где передача знаний «ребёнок-ребёнку» становится более эффективной благодаря проведению занятий в форме сюжетно-ролевых и деловых игр. Данная форма также направлена на развитие и поддержку наставничества в сфере безопасности дорожного движения.

Кроме описанных выше форм, Кузбасский детско-юношеский центр безопасности дорожного движения унифицировал стандартные формы «викторины» в увлекательный «Квиз «Я соблюдаю правила дорожного движения! А ты?». Ранее викторина была одним из основных видов игровой деятельности в деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Ведущий зачитывал вопрос, и дети на него отвечали, но в современной практике используется квиз, и учреждение внедрило его в процессе обучения детей навыкам безопасного поведения на дороге. Квиз – это интеллектуальные игры, которые делятся по уровню сложности на продвинутые и гиперсложные в зависимости от возраста детей. По продолжительности квизы могут быть длительные, краткосрочные. Временной интервал зависит от особенностей участников. Ориентация на выполнение интеллектуальных заданий, имеющих увлекательный смысл, оптимизацию поиска выбора вариантов конструктивных решений, связанных с событиями реальной городской жизни, требует проявления аналитических умений и навыков, провоцирует желание работать в команде, находить решения в нестандартных ситуациях. Трансформация привычной «викторины» в квиз привела к более высокому спросу школьников на изучение безопасного поведения на дороге среди своих сверстников, что способствует росту эффективности процесса обучения несовершеннолетних безопасному поведению на дороге.

Также эффективной формой является применение цифрового аудио контента – «Подкаст». Целью подкаста является быстрое распространение и продвижение в интернете полезной информации для молодёжи. Данную форм социально-культурной деятельности применяется в педагогической практике. Эксперимент заключался в том, что участники отряда ЮИД через небольшой музыкальных фрагмент смогли донести слушателю одно из правил дорожного движения, алгоритм перехода через проезжую часть и др. Обучающиеся сами создают этот музыкальный фрагмент и продвигают его, являясь при этом юными пропагандистами безопасного поведения на дороге.

С учетом того, что в современном мире набирают «обороты» фестивали уличных спектаклей, Кузбасский центр переформатировал традиционный конкурс агитбригад, как это было в 2010 году, в уникальный фестиваль уличных миниспектаклей «Вместе за безопасность». Данная форма СКД отличается внезапностью появления выступающих, темпоритмом, более конкретной целью и темой, связью с жизненными ситуациями (всегда проводится на улице, возле дороги, в тех местах, где данная проблема наиболее актуальна). Используя именно такую форму Кузбасский центр непосредственно «заставляет» задуматься о таких важных темах: «Возьми ребёнка за руку», «Водитель, снизь скорость», «Засветить». Юные инспектора движения активно используют данную форму проведения мероприятий с целью пропаганды, за небольшой отрезок времени, в яркой сценической форме, с элементами «шоу», безопасное поведение на дороге.

Анализ применения инновационных форм социально-культурной деятельности в работе Кузбасского детско-юношеского центра безопасности дорожного движения показал, что их использование активно вовлекает обучающихся в конкурсы, фестивали мероприятия, направленные на снижение детского-дорожно-транспортного травматизма, а также провоцирует высокий спрос на предоставляемые услуги населению. Все представленные формы заметно отличаются их от традиционных видов. Виды форм изменились, но задачи, которые решаются в процессе реализации данных форм, остались прежними. Кузбасский детско-юношеский центр безопасности дорожного движения активно разрабатывает и «продвигает» новые формы социально-культурной деятельности в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Во время подготовки решается проблема привлечения обучающихся и не только к такой нужной и общественно-значимой деятельности юных инспекторов движения.

 

Список литературы:

  1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации / Г. А. Аванесова. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 236 с.
  2. Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность / Т. Киселева, Ю. Красильников – М: МГУКИ, 2004 – 539 с.
  3. Наумчик В. Н. Социально-культурная деятельность: словарь / В. Н. Наумчик, М. А. Паздников, О. В. Ступакевич. — Минск, 2008. — 96 с.
  4. Рябков В. М. О применении метода периодизации в историографии социально-культурной деятельности // МНКО. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-primenenii-metoda-periodizatsii-v-istoriografii-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti (дата обращения: 11.01.2024).
  5. Савин Алексей Дмитриевич Эффективность социально-культурной деятельности в жизни военнослужащих // Вестник Московского университета МВД России. 2014. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti-v-zhizni-voennosluzhaschih (дата обращения: 14.01.2024).
  6. Черняк Е.Ф., Белов В.Ф. Инновационные формы социально-культурной деятельности как средство формирования ценностного отношения к будущей профессии у студенческой молодёжи в учреждениях среднего профессионального образования // МНКО. 2018. №3 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-formy-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti-kak-sredstvo-formirovaniya-tsennostnogo-otnosheniya-k-buduschey-professii-u (дата обращения: 16.01.2024).
  7. Юркина Т.В. Инновационные формы социально-культурной деятельности в развитии успешности студентов вузов культуры / Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств: науч. журн. – 2014; – № 2– С.151 – 155.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.