Статья опубликована в рамках: LXXVI Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 15 ноября 2023 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Инновационные процессы в образовании
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
КИНОПЕДАГОГИКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ, В РАМКАХ КИНОКЛУБА
Кинопедагогика – это направление в современном образовании, в частности медиаобразовании, включающее совокупность приемов, которые основаны на совместном или индивидуальном просмотре, а также обязательном анализе и обсуждении фильмов, так называемый осознанный просмотр. На сегодняшний день, актуальность технологии кинообразования обуславливается тем, что данная технология является одной из эффективных средств повышения качества обучения и воспитания, а современные формы обучения необходимы для любого компетентного учителя.
При этом важно учитывать, что стратегия развития воспитания в Российской Федерации на ближайший период, объявила приоритетной задачей в сфере воспитания – развитие высоконравственной личности, с традиционными духовными ценностями. Существует множество методик по формированию духовно-нравственной личности, но именно кинопедагогика отвечает тем современным тенденциям, которые сейчас присутствуют в жизни современной молодежи их тесная связь с технологиями и социальными сетями во многом меняет их восприятие. Они иначе получают и интерпретируют информацию, в том числе связанную с получением информации в образовательных целях. Поэтому система образования, также активно внедряет в образовательный процесс, различные медиатехнологии, решая этим большое количество задач, главные из которых, это умение критически воспринимать информацию и налаживать связь между учителем и учеником, не создавая пропасть в общении, возникшие в результате быстрого технологического прорыва.
Кинопедагогика, подразумевает создание киноклуба, руководитель которого может проводить занятия с постоянной группой детей, а также подключаться к решению различных задач по запросу классного руководителя, учителя предметника, педагога дополнительного образования. Проведение кинопоказов может быть запланировано, в зависимости от поставленных воспитательных целей и задач, а может быть проведен от запроса класса, учителя, когда есть необходимость решить внезапно возникшую проблему, связанную, например, с не нравственным поступком, произошедшем в классе.
Основные задачи кинопедагогики:
- Восполнение пробела духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;
- Формирование критического, аналитического, образного мышления;
- Формирование через кинематограф мировоззрения, основанного на общечеловеческих ценностях, таких как, добро, любовь, дружба, труд, творчество, семья и прочих;
- Познание культуры народов своей страны и мира.
Кинопедагогика рассматривает кино в трех аспектах:
- Воспитание на уже готовом кино;
- Создание кино детьми и их воспитание в процессе просмотра фильмов;
- Обучение педагогов осознанному просмотру фильмов, совместно с обучающимися.
При просмотре фильмов на площадке киноклуба происходит не только формирование духовно-нравственной личности, а также профессиональное становление может уже сейчас идти по таким направлениям как:
- Журналистика;
- Политология;
- Культурология;
- Социология;
- Искусствоведение;
- Педагогика.
Все это только подтверждает, что технология кинообразования одно из эффективных на данный момент средств повышения качества обучения и воспитания, подрастающего поколения, позволяющее правильно смещать акценты с индивидуализма, потребительского отношения, не только в материальном мире, но и информационном пространстве. Во время проведения киноуроков происходит всестороннее развитие личности.
Выделяют аудиторию, которая может использовать современную технологию в образовании:
- Педагоги
- Психологи
- Воспитатели
- Библиотекари
- Родители
- Деятели культуры
- Работники детских подготовительных учреждений
Этапы организации киноклуба на примере школы.
1. Определение куратора киноклуба, организатором киноклуба может быть педагог-организатор или обучающийся старших классов. Задачи: планирование мероприятий, определение их формата, информирование участников на различных информационных площадках, проведение кинопоказов.
2. Назначение модераторов киноклуба, такая задача может быть поставлена перед обучающимися старших классов, педагогами, родителями. Модераторы проводят показы и обсуждения, создавая «осмысленный просмотр». Они готовятся к кинопоказу, учитывая возраст, основной запрос аудитории это может быть предстоящее событие, праздник и даже конфликт, если аудиторией будет класс, а запрос будет от классного руководителя или родителей обучающихся. Предварительно знакомятся с киноматериалом, который планируют транслировать, подготавливают опорные цитаты для дискуссии и ключевые фразы из фильма, тем самым создавая методический материал, который можно будет использовать при повторных просмотрах. Фактически, это ведущие киноклуба.
3. Выбор площадки для киноклуба. Примерами площадок могут быть: школьный класс, библиотеке, актовый зал, холл любого из помещений, музейное помещение. Необходимый минимальный набор технического оснащения: компьютер/ноутбук, экран, проектор, устойчивое подключение к интернету. Возможен вариант использования телевизора.
4. Название киноклуба. Важно провести работу над созданием бренда киноклуба, так как основное освещение предстоящих кинопоказов будет на площадках в социальных сетях, для того чтобы быть заметными, а это не мало важно в современном информационном пространстве. Далее необходимо сформировать цель создания, а далее можно приступать непосредственно к выбору контента. Не смотря на универсальность киноязыка, некоторые аспекты становятся причинами споров, увлечений, теорий и изменений мировоззрений, поэтому следует отнестись к выбору ответственно.
Что смотреть? При выборе фильма не стоит ориентироваться на отзывы кинолюбителей в интернете, ведь только педагог ответственен за то какое кино будут смотреть дети. И важно понимать, что фильмы должны развивать художественный вкус, эрудицию, образное и критическое мышление. Участники просмотра, подросток или ребенок должен понимать смысл, суметь в процессе просмотра сопереживать героям, поэтому следует обращать внимание на возрастные ограничения и актуальность затронутой проблематики фильма для данной аудитории.
Подобрать репертуар для нового киноклуба на данный момент не представляет сложности, учитывая, что существуют такие проекты как онлайн кинотеатр «Ноль плюс», «Киноуроки в школах России и мира», где размещены не только коллекции прекрасно подобранных фильмов, но и методические материалы, которые помогут провести киноурок.
Подводя итоги важно отметить, что кинопедагогика направлена на развитие аудиовизуальной культуры и навыков прежде всего, осмысленного просмотра, а также приобретение творческих навыков в создании уже своих кинопроектов, здесь может быть заложена и профориентация детей.
Учащиеся через осмысленный просмотр учатся:
- вырабатывать свои собственные критерии аналитического и творческого взаимодействия с кино;
- учатся формулировать свое мнение о фильме, вырабатывают такие качества, как умение открыто выражать и аргументировать свою точку зрения, критически мыслить;
- развивают такие качества как трудолюбие и целеустремленность в достижении целей, не только в рамках учебной деятельности, но и в последствии соотносят это со своей жизнью в будущем;
- формируют культуру общения с медиа.
Важно, как можно раньше начинать работать с молодежью и подростками, так как современными средствами аудиовизуальных искусств зачастую, им навязывают поведенческие и мыслительные стереотипы, совсем не свойственные традиционному художественно-эстетическому воспитанию. Более того молодежь может и не заметить, как в какой-то момент подвергнется медианасилию, которое может способствовать смещению жизненных ценностей. А остановить этот процесс и помочь сформировать мировоззрение, повысить социальную и гражданскую активность, духовно-нравственные аспекты, важные при становлении личности, под силу именно кинопедагогике.
Список литературы:
- Баранов О. А. Тверская школа кинообразования. Таганрог: Изд-во НП «Центр развития личности», 2008.
- Дацыщена Е.А. Организация работы киноклуба: методические мтериалы КГБУК «Енисей кино» Красноярск, ООО «Знак», 2020. – 10 с.
- Иванов В. Ф. Медиаобразование и медиаграмотность: учебник / В. Ф. Иванов, О. В. Волошенюк. – Киев: Центр свободной прессы, 2012. – 352 с.
- Панов В.Г. «Большая Российская Энциклопедия», 1993
- Тропина О.Л Киноклубная деятельность как эффективное средство повышения качества воспитания в современной школе // Актуальные ресурсы кинопедагогики: воспитание и образование. Сборник материалов Всероссийского круглого стола (с международным участием) Екатеринбург-Томск, 2022
- Симбирцева Н.А., Бернатоните А.К. Актуальные ресурсы кинопедагогики: воспитание и образование: материалы Всероссийского круглого стола (с международным участием) Екатеринбург, 2022.
- Челышева, И. В. Мир социальных сетей и семейное воспитание школьников: научно-популярное издание / И. В. Челышева. – Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А. П. Чехова, 2014. – 128 с.
дипломов
Оставить комментарий