Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXV Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 16 октября 2023 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Теория и методика дополнительного образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ким Б.С. ОРГАНИЗАЦИЯ ПИАНИСТИЧЕСКОГО ИГРОВОГО АППАРАТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LXXV междунар. науч.-практ. конф. № 10(72). – Новосибирск: СибАК, 2023.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИАНИСТИЧЕСКОГО ИГРОВОГО АППАРАТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО

Ким Бок Сун

преподаватель фортепиано, концертмейстер, МБУДО "Детская музыкальная школа № 5 города Южно-Сахалинска",

РФ, г. Южно-Сахалинск

С точки зрения преподавателя фортепиано самый проблемный момент в обучении игры на любом музыкальном инструменте - это постановка игрового аппарата учащегося. Вроде бы и методической литературы и методических рекомендаций по этой теме известно много, а поставить каждому ученику игровой аппарат хорошо удается не всегда.

Почему так важно поставить учащемуся игровой аппарат? Здесь нужно понимать, что иметь в виду под "игровым аппаратом пианиста" - только руки или всё тело? Что использовать во время игры? К сожалению, часто используют только руки, не обращая внимание на все остальные части тела. Собственно, иногда и рукам не уделяется достаточное внимание. В методической литературе есть материалы, рассматривающие биомеханику разных технических приемов игры на фортепиано (Гат Й. "Техника фортепианной игры"), есть издания, рассматривающие проблемы профессиональных заболеваний пианистов, связанных с проблемами постановки игрового аппарата (А.О. Шмит-Шкловская "О воспитании пианистических навыков"), автор статьи сама столкнулась с серьезным профессиональным заболеванием (ладонные мышцы правой руки отказались подчиняться, смогла вернуться в профессию только после работы кинезиолога, который доходчиво объяснил причину заболевания - долгая и неправильная эксплуатация мышц всего тела). Поэтому тема, поднятая в статье актуальна для всех музыкантов.

Почему возникают подобные неудачи постановки игрового аппарата? Поскольку в обучении данных навыков участвуют две стороны: педагог и ученик, то на процесс формирования пианистического аппарата активно влияют как позиция преподавателя, так и позиция учащегося. Если позиция и отношение к данной проблеме преподавателя ясны, он будет обучать ученика общепринятыми методиками, то позиция и отношение учащегося могут меняться в зависимости от ситуаций. Успеваю следить - слежу, не успеваю следить, отвлекаюсь на решение других задач - не слежу. Иногда физиологические особенности строения руки могут повлиять на результат, например, кривой пятый палец. В данном случае, педагог и ученик совместно ищут варианты удобства и приспособляемости руки к инструменту. Но, пожалуй, самой распространенной причиной можно назвать не желание учащегося самостоятельно следить за своей постановкой: кому - то не хватает терпения хорошо закрепить полученные навыки, следить за положением пальцев, руки; кто-то в принципе не хочет отвлекаться на, как им кажется неважный момент в обучении, ну и что, что педагог постоянно напоминает: "Первый палец, пятый палец, пальцы ставить на подушечки...", им хочется быстрее играть и не важно как. Самое печальное, что иногда и до родителей достучаться невозможно, мне как - то одна родительница высказала на мои замечания по поводу постановки рук её сына, что он не один с такой проблемой в школе и она не видит причин так беспокоиться, играет же, родным нравится. Хорошо когда встречаешь умных родителей, которые сразу принимают все знания как данность, но еще большее уважение проявляешь к родителям поменявшим свое мнение и принявшим твои требования, как мама моего ученика.

Поэтому главная цель начального периода обучения - постановка игрового аппарата. И необходимо рассматривать постановку пианиста в комплексе - тело + стул + инструмент.

Очень важна правильная мотивация учащегося, нужно, чтобы он понимал, для чего и с какой целью столько сил тратится на решение этой проблемы. Автор отмечает, что на практике (34 года рабочего стажа по профессии), к большому сожалению, никто из учащихся не удерживал начальные навыки правильной постановки, слишком много задач вынужден решать одномоментно.

Мотивация у учеников начинает просыпаться тогда, когда из-за постановки начинает страдать скорость, беглость, неспособность сыграть в подвижном темпе, и всё из-за того, что пальцы несобранные, торчат " веером", 1-й палец заваливается, 5-й "палочкой" торчит, не закругляется, пальцы не в состоянии находиться над клавиатурой, запястье норовит принять заниженное положение - играть ученику нечем! Что делать? Продолжать настаивать на своём, и учить так как нас учили!

Итак, начинаем постановку игрового аппарата с организации правильной посадки за инструментом. В этом процессе участвуют три субъекта: инструмент, стул и пианист. Поскольку инструмент, как правило, не двигается, задача -  правильно поставить стул. Здесь учитывается буквально всё: высота инструмента, высота стула, рост учащегося. Если инструмент высокий, то высота стула наращивается с помощью подставок, либо регулируется подъёмным механизмом. Учащийся должен сидеть на стуле так, чтобы линия талии была вровень нижней линии белых клавиш. Важный момент - ноги! Учащиеся как-то мало обращают внимание на свои ноги. Могут их задвинуть под стул, очень часто ученики вовремя игры опираются на носочки и тогда пятки занимают висячее положение, это происходит из-за недостаточной опоры в подушку пальца.

Если ученик ростом маленький, ноги не могут опираться на пол всей ступней - под ноги подставляется подставка. Может быть ещё один вариант, если в классе два инструмента, то ученики поменьше ростом садятся за инструмент пониже, которые повыше за инструмент, чья высота от пола до клавиатуры повыше. Ученик учится понимать на каком расстоянии должен находиться стул от фортепиано/рояля. Стул должен стоять так, чтобы пианист мог свободно встать и выйти из-за инструмента.

Таким образом, сидя за фортепиано, учащийся должен иметь три точки опоры: опора на всю стопу, опора на ягодицы и опора в подушечку пальца.

В идеале учащийся должен сидеть за инструментом с ровной спиной, с расправленными плечами, грудной отдел должен быть раскрыт, шея видна, ощущение как будто тебя за макушку подвесили на новогоднюю ёлку, локти не прижимаются к корпусу, свободно дышат. В такой позиции легче ощущать и контролировать работу рук, понимать, что во время игры работают именно мышцы ладоней и пальцев, а не весь организм. Изначально сидеть с прямой спиной, а иногда вообще сидеть на стуле младшему школьнику, вчерашнему дошкольнику, не привычно. Редко какой первоклассник сразу выдерживает это испытание. Поэтому необходимо дать ему время привыкнуть к новой позе и на начальном этапе обучения приходится часто переключаться на другие виды деятельности.

Очень важно, чтобы во время игры работали именно мышцы пальцев и ладоней, потому что при отсутствии их активности основную физическую нагрузку берут на себя другие мышцы руки - мышцы запястья, локтя и плеча. Со временем, при долгой и неправильной эксплуатации мышцы могут войти в компрессию (зажим) и отключить мышцы пальцев.

Нужно стараться учить начинающего пианиста избегать зажимов, и если такие зажимы возникают, уметь снимать напряжение с мышц во время игры, а не после. Для этого лучше сразу выучить строение руки и объясняться с учеником, называя части тела анатомическими понятиями. Чтобы лучше понимать что такое зажим, учим учащегося напрягать и расслаблять нужные группы мышц. Чаще всего в напряжении бывают плечелучевая мышца, запястье, ладонные мышцы, редко когда педагог обращает внимание на мышцы шеи, а на лицевые мышцы практически никогда, а ведь именно они выдают напряжение. Часто ученики поджимают губы и это происходит не только во время игры музыкальных произведений, но и в обычной жизни, превращаясь  в не очень хорошую привычку, стискивают зубы. Постоянно прошу таких учащихся следить за расслабленностью щёк или играть, слегка приоткрыв рот. Были случаи когда и эти способы не помогали, учащийся был не в состоянии контролировать всё и сразу, приходилось прибегать к помощи карандаша (или ручки), который зажимался между челюстями и не давал сомкнуться зубам. Потом анализируя игру в таком положении, учащийся отмечал, что зажим уходил и с рук. Поэтому в последствии одной из задач на уроке и дома было задание следить за состоянием мышц лица во время игры за фортепиано.

Следующий момент в постановке пианистического аппарата - умение удержать положение кисти в состоянии купола, стараться при игре не допускать раскрытых пальцев, чтобы пальцы располагались на клавиатуре в единой позиции. Правильное положение рук за инструментом можно формировать подготовительными упражнениями на столе. В методической литературе можно найти много вариантов описанных упражнений, чтобы выбрать более действенное для каждого ученика. Главное, чтобы они помогли быстро и качественно придать нужную форму рукам. Но, по наблюдениям автора, если с некоторыми учениками на столе удается собрать красивую нужную форму рук, то при переносе их на клавиатуру чаще всего форма не удерживается, меняется место работы и рука вынуждена приспосабливаться к новым изменившимся условиям труда. И работа над постановкой начинается заново.

Практический этап формирования пианистического аппарата может основываться на изучении гаммового комплекса и разных упражнений. Рекомендуется начинать с хроматической гаммы, играя её, удается хорошо выравнивать пальцы по линии черных клавиш, упражнение К. Таузига первое, на его основе можно придумать несколько вариантов, понятных первокласснику, хороши упражнения Ш. Ганона - "Рыбак", Танкист" (по А.Д. Артоболевской), при желании можно воспользоваться и другими его упражнениями (№ 1-10). Педагогический репертуар может подбираться с учетом задач постановки аппарата. Например, К. Черни "Избранные этюды" под ред. Г. Гермера с № 1-6, 8, 9, пьесы, основанные на пятипальцевой позиции, например, А. Гедике "Плясовая", А. Караманов "Канон".

Очень важно, чтобы существовала двусторонняя связь между учеником и педагогом, чтобы был постоянный диалог анализа удобства игровых движений.

Этот навык (с практической точки зрения) формируется довольно долго, некоторые учащиеся нарабатывают этот навык по нескольку лет. Способность ученика придать нужную форму рукам зависит от степени восприимчивости поступаемой информации, концентрации внимания, нацеленности на результат и ясного понимания для чего это нужно? Нужно чтобы понимание важности данного этапа работы было и у ученика тоже. Потому что, в конце концов, это ему (учащемуся) придётся выходить на сцену и исполнять фортепианные произведения музыкально убедительно и убежденно, красивым и грамотно настроенным пианистическим аппаратом.

Таким образом, важно воспринимать тело пианиста как совершенный инструмент для игры на фортепиано и от того, как педагог сможет и поможет ученику наладить работу его тела, научит понимать и слышать потребности и возможности своего организма, будет зависеть успешность развития ученика, как пианиста.

 

Список литературы:

  1. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. - М.: Классика-XXI, 2003. - 120 с.
  2. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. - М.: Классика-XXI, 2001. - 340 с.
  3. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 "Музыка и пение". - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
  4. Шмит-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. - 2-е изд. Л.: Музыка, 1985. - 72 с.
  5. Николаев В. Начальное обучение// Путь к совершенству. Диалоги, статьи и материалы о фортепианной технике. - СПб.: Издательство "Композитор* Санкт-Петербург", 2007. - 392 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.